Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
7 значений Первого Имени Б-га Эль

Эль — Б-г

Эль (Б-г). В Каббале в книге «Зоар» названы 72 имени Б-га, каждое состоит на иврите из трёх букв.

Как в Торе, так и в Новом Завете трудно найти имя, человеческое или Б-жественное, которое не имело бы осоБ-го смысла. Более того, когда осознаешь, как тщательно написана Тора, понимаешь, в частности, что любое имя или определение Б-жества в ней подчеркнуто значимо.

Данное исследование является попыткой показать разнообразные библейские имена и определения Всевышнего.

Собственный выбор Божественных имен позволяет нам увидеть богатый смысл в тех именах, которые дал Ему Его народ. Изучая эти имена так, как смотрят на драгоценные камни в витрине, мы углубим наше понимание АШема.

Общее название для божества в еврейском языке строится на корне существительного Эль, или Элох. Прибавив к еврейскому существительному мужского рода единственного числа суффикс «им», получаем множестве-нное число; и мы также встречаем слово Элох-им.

Когда существительное стоит в форме множественного числа, но относится к одному объекту, это иногда называется «множественным уважения».

Тора всегда отмечает, что есть только один Б-г, и всегда осуждает идолопоклонства политеизма. Поэтому важно понимать названия Б-га, основанные на корне этого слова.

ЭЛОХИМ: «Б-Г»

Написание «Элохим» на иврите

Первое название Б-жества мы находим в Береш. 1:1:

«В начале сотворил Б-г [Элохим] небо и землю»

Значение слова «Элохим»

Элохи́м (ивр. ‏אֱלֹהִים ,אלוהים‏‎, Элохим; Эльогим; Елогим; Эльои) — еврейское нарицательное имя Б-га, Б-жества; множественное число от «Эльоах» или «Эль», общего названия для божества у семитских народов. Упоминается на протяжении всего еврейского Священного Писания, начиная с Берешит 1:1. Упоминается попеременно, а иногда и вместе с другими именованиями Всевышнего АШем, Адонай и т. д.

Представляется весьма вероятным, что слово Элохим происходит от глагола алах (сравните с наименованием Б-га в исламе: «Аллах»), который означает «ходить в страхе». Это слово стало употребляться в значении «поклоняться».

Испуг, ужас, изначально содержавшиеся в слове «страх», исчезли, растворившись в чувстве благоговения и почтения перед достойным поклонения великим Существом, так что теперь, когда мы говорим о ком-то, что он боится Б-га, это означает, что он поклоняется Б-гу.

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Б-г Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; (Береш.17:1)

Моше писал: «Господа, Б-га твоего, бойся» (Двар. 6:13); когда же Йешуа цитировал это высказывание Моше, Он раскрыл истинный смысл слова «бояться», сказав: «Господу Б-гу твоему поклоняйся» (Мат. 4:10).

[1]Хотя происхождение слова Элохим («Б-ги») указывает на объект поклонения, это слово стало также использоваться по отношению к ангелам (ср. Пс. 8:6 и Евр. 2:7), земным судьям и правителям (Шем. 22:8, 9, 28; 1 Цар. 28:13), а также простым людям (Пс. 81:6; Йох. 10:34).

Поскольку слово «Б-г» происходит от слова со значением «бояться» и поскольку слово «бояться» употреблялось в значении поклонения, то «Б-г» и идея поклонения определенно связаны между собой.[1]

Единственное Существо, достойное поклонения.

Слово «Б-г», как оно использовано в Береш. 1:1, означает не просто достойное поклонения существо, а того Единственного, кому должно поклоняться.

Исключительность этого особого Б-жества, о котором идет речь в Береш. 1:1, как единственного Существа, которому должно поклоняться, впоследствии была провозглашена в первой из Десяти заповедей:

3 да не будет у тебя других Б-гов пред лицем Моим. (Шем.20:3)

Йешуа посчитал, что в высказывании «Господа, Б-га твоего, бойся, и Ему [одному] служи» (Двар. 10:20) слово «одному» подразумевается (в оригинале оно отсутствует и добавлено переводчиками, о чем свидетельствует курсив).

Он добавил то, что подразумевалось, сказав: «Господу Б-гу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мат. 4:10).

Итак, это первое описание Б-жества в Торе служило для того, чтобы создать у читателей представление о единственном Существе во вселенной, достойном поклонения.

Множественное число слова Элохим

[2]Так, «крувим» в древнееврейском — это мно­жественное число от слова «крув». Однако в рус­ском языке оно стало восприниматься как сущест­вительное единственного числа, и для образования множественного числа к нему стали еще прибавлять соответствующее окончание (прим. перев.).

В древнееврейском языке «-им» — это суффикс множественного числа, так что слово Элохим имеет форму множественного числа[1].

Однако когда слово Элохим относится к одному истинному и живому Б-гу, переводчики вместо множественного числа, в котором стоит еврейское слово, пишут единственное число — «Б-г».

Единственное число слова «Б-г», Эльоах, в Торе встречается очень редко — всего 57 раз, в то время как его множественное число, Элохим, — 2570 раз.

Идет речь об одном живом Б-ге или нет, определяется контекстом, как в Береш. 1:1. В Шем. 20:3 — иное дело. Здесь встречается то же слово Элохим, но из контекста видно, что имеются в виду много Б-гов: «Да не будет у тебя других Б-гов [Элохим] пред лицом Моим».

Вопрос о том, почему Тора использует множественное число для описания одного Б-га, вызывает немало споров.

Несведущие атеисты, наткнувшись на эту крупицу знания, торопятся использовать ее в качестве «доказательства» древнего политеизма, но ни один серьезный исследователь текста Торы никогда не утверждал ничего подобного.

Творец, о котором говорится в Береш. 1:1, везде в Писаниях неизменно назван «единым» (Двар. 6:4); кроме него «нет Б-га» (Ишай.44:6). Более того, сказуемое «сотворил» в Береш. 1:1 на еврейском стоит в единственном числе, хотя подлежащее, к которому оно относится, имеет множественное число.

Это ярко свидетельствует о том, что множественное число существительного относится к одному Существу, Б-гу. Оказывается, у древних множественное число указывало на авторитет и власть.

В Береш. 42:30 для описания Йосефа используется множественное число слова «господин».

Множественное число употреблялось при описании фараона, а идолопоклонники использовали его для описания того или иного божества.

Такое множественное число указывает не на несколько объектов, а на славу и авторитет — что явствует как из Торе, так и из других источников.

Понимая это, мы не должны удивляться, что для описания Б-га вселенной используется множественное число.

Другие определения, относящиеся к Б-гу, также имеют форму множественного числа. То же самое можно сказать и о словах, переведенных «Господь» (Береш. 15:2), «Святой» (Мышл. 9:10), «Создатель» (Еккл. 12:1) и «Творец» (Ишай.54:5).

Невозможно переоценить важность учения о триедином Б-ге у христиан. Однако, насколько позволяет судить современная информация, употребление слова Элохим в Береш. 1:1 в форме множественного числа не подразумевает никакого указания на «Троицу». Множественное число здесь указывает на величие и славу, принадлежащую великому Творцу.

Б-г творящий

Первое библейское описание Б-жества как Элохим связано с глаголом, который, в значении «создавать, творить», никогда не имеет своим субъектом человека: это глагол бара.

Человек может делать, формировать и корректировать вещи, сотворенные Б-гом, но творить может только Б-г (см. Ишай.65:17; Ам. 4:13).

Человек может делать предметы, такие как стол, если дать ему для начала дерево, но только Б-г может «сделать дерево».

Говоря о сотворении, Бытие не упоминает никакого материала, с которого Б-г начинал. Мы читаем, что Б-г работал с уже существовавшим материалом («прахом»), когда создавал тела человека (Береш. 2:7) и животных (Береш. 2:19), но мы не знаем ничего, с чем работал Б-г, чтобы появился этот «прах».

Предполагается сотворение из ничего.

Он сказал, и сделалось; Он повелел, и стало (см. Пс. 32:6; Евр. 11:3). То, что Б-г как сотворял, так и созидал, или придавал форму, подчеркивается тем, как Он назван:

Боре, «Сотворивший» (Ишай.40:28);

Осех, «Творец» (Ишай.54:5)

Иостер, «Создатель» (Ишай.45:11).

Итак, Элохим в Береш. 1:1 означает достойное поклонения Существо, единственное достойное поклонения Существо, Существо всякого величия, всякой славы и власти, Существо, способное творить миры и человека из ничего.

Эти описания Б-га должны наполнить наши сердца глубокой благодарностью и заставить нас искренне почитать Его и преклоняться перед Ним.

6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; (Пс.94:6)

ХА-ЭЛОХИМ: «ОДИН Б-Г»

В Береш. 5:22 Моше указывает, что Енош ходил пред Ха-Элохим, что предполагает уникальность, единственность в своем роде.

Когда в еврейском тексте слово «Б-г» употребляется с определенным артиклем, обычно его понимают как «один истинный и живой Б-г».

Прежде чем перед словом «Б-г» в Торе впервые появился артикль, Б-жество упоминалось уже семьдесят один раз. Для появления определенного артикля в семьдесят второй ссылке на Б-га должно быть какое-то веское основание.

В начале сотворения не было ни идолов, ни образов, ни других ложных Б-гов, но со временем идолопоклонство стало одной из наиболее распространенных ошибок человека.

Тот факт, что Моше особо оговаривает, какому Б-гу служил Енош, указывает на то, что к тому времени, когда жил Енош, идолопоклонство стало уже весьма ощутимой проблемой. Что бы ни делали другие, Енош был верен одному истинному и живому Б-гу, и вдохновенный автор отдает должное верности Еноша.

Значимость определенного артикля перед словом «Б-г», появившегося через сотни или даже тысячи лет после Адама, является веским аргументом против той голословной идеи, что вначале было многобожие, а в восьмом веке оно переросло в единобожие.

Напротив, он указывает на то, что исходное единобожие впоследствии выродилось в многобожие.

Сразу же после первого употребления Ха-Элохим вновь встречается в следующей главе Берешит.

Рассказывая о событиях в дни правнука Еноша, Ноаха, Моше опять перед словом «Б-г» употребляет определенный артикль — и опять, несомненно, с глубоким смыслом.

Сыны Ха-Элохим — люди, отказавшиеся поклоняться идолам и сохранившие верность одному истинному Б-гу — свернули на другой ложный путь: стали практиковать многоженство. Эти люди, отвергнувшие общепринятое поклонение многим богам, не устояли перед искушением брать себе в жены много женщин. Они нарушили Б-жье учение о том, что мужчина должен стать одной плотью только с одной женой, и стали одной плотью со многими женами.

Тщательно составленный еврейский текст указывает на то, что именно монотеизм предшествовал политеизму, а не наоборот. Мы находим убедительное свидетельство верности Еноша одному живому Б-гу, когда все вокруг предались идолопоклонству.

Позже, в дни Ноаха, случилось так, что некоторые из остававшихся верными истинному Б-гу в учении перестали следовать Ему в нравственности.

ЭЛЬ ЭЛЬИОН: «Б-Г ВСЕВЫШНИЙ»

Еще одно описание Б-жества мы находим в Береш. 14:18:

«И Малкицадик, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Б-га Всевышнего [Эль Эльион]».

Здесь впервые в Торе Б-жество называется словом Эль. Вероятно, первоначальное его значение — «сильный» или «могущественный». Благодаря Б-жьей силе это слово стало означать «Б-г».

Мы уже видели, что первое описание Б-жества, Элохим, означает «достойный поклонения». Теперь мы встречаем другое еврейское слово, Эль, которое тоже означает Б-га, но с указанием на силу.

В Береш. 14:18 мы видим соединенное со словом Эль, имеющим значение «сильный», описательное имя Б-га, дополняющее определение Б-жества: Эльион.

Эльион означает нечто величественное, возвышенное, самое высокое, верховное. Отсюда следует, что это древнее определение Б-жества обращает внимание на Его силу и превознесенность.

Хотя Б-г обитает в высоком и святом месте (Ишай.57:15; 66:1), Быт 14:18 говорит о Нем, как мы бы говорили о национальном вожде, главнокомандующем. Б-г, таким образом, описывается как имеющий полную верховную власть.

Контекст, в котором Б-жество впервые названо Эль Эльион, «Б-г Всевышний», указывает на две особые области, над которыми Сильный имеет полную власть. Б-г прославляется как хозяин и владыка небес и земли.

Как Верховный Командующий, Он смог при помощи всего лишь 318 человек разгромить войска четырех царей (Береш. 14:14-16).

Очень точное описание Б-жества используется в точности там, где нужно. Сильный безраздельно владеет Своей личной собственностью — небесами и землей вместе со всеми их обитателями. Его нельзя привести в смятение и разгромить силами четырех непокорных армий.

ЭЛЬЬ ШАДДАЙ: «Б-Г ВСЕМОГУЩИЙ»

Говоря с Аврамом, Господь назвал Себя еще одним словом, отражающим Его силу. В Береш. 17:1 впервые появляется выражение Эльь Шаддай, «Б-г всемогущий».

То, что Б-г назвал Себя Шаддай, представляет собой значительную трудность для толкования, ибо очевидно, что слово это происходит от глагола, смысл которого «делать что-то в ярости, разорять, разрушать».

Однако в контексте первого использования слова Шаддай нет никакого насилия и разорения, а есть просто демонстрация Божьей способности делать то, что Он сказал.

В контексте мы видим, что Эльь Шаддай был силен:

дать сына столетнему старцу

силен сделать бесплодную и безутешную (Ишай.54:1) девяностолетнюю женщину матерью

силен произвести от Авраама и Сарры народы

Эльь Шаддай обещал:

6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; (Береш.17:6)

Слово Шаддай однозначно указывает на силу и могущество, но, очевидно, это качество не всегда направлено на разорение и разрушение. Контекст первого употребления этого слова в священном тексте позволяет с доверием отнестись к его общепринятому переводу: «всемогущий».

Нет силы больше, чем у Б-га. Поэтому всякая сила на земле, под землей и над землей должна зависеть от воли, подчиняться ей и быть подвластной воле Сказавшего Авраму: «Я Б-г всемогущий».

Зная, что Б-г всемогущ, Аврам мог не сомневаться в любом заверении Эльь Шаддай. Аврам был уверен, что такой Б-г исполнит Свое обещание. Поэтому, уповая на силу Б-га всемогущего, «Б-га, Кто дарует жизнь мертвым и по воле Кого случается все то, что еще не случилось», Авраам «верил в Б-га и потому все же надеялся. Потому-то он и стал отцом многих народов» (Рим. 4:17, 18; СП).

После многих трудностей и спустя почти два тысячелетия Господь, никогда не забывающий, но всегда идущий к исполнению Своего обещания в соответствии со Своей непостижимой тайной, сделал Авраама отцом многих народов.

Те, кто принадлежит Б-гу, независимо от цвета кожи и крови, являются семенем Авраама и наследниками по обетованию (Гал. 3:26-29). Б-г доказал, что Он — Эль Шаддай, «Б-г всемогущий».

ЭЛЬЬ ОЛАМ: «Б-Г ВЕЧНЫЙ»

Б-г не ограничен не только в силе, но и во времени. Это отражено в имени, которым Он назван в Береш. 21:33: Эльь Олам, «Б-г вечный».

Слово олам происходит от глагола со значением «прятать, скрывать». В принципе, олам может означать «скрытое время», «неопределенное время» или «неограниченное время». До какой степени не ограничено время олам, должен определять контекст.

Иногда олам бывает ограничено

Почти всегда то, как слово олам употребляется в тексте, ясно показывает, какое ограничение имеется в виду.

Например, в Бем.10:8 Аароновы священники должны были трубить в трубы, и это постановление было олам («вечным»). С тех пор, как это постановление было оглашено, прекратило свое существование даже все Аароново священство.

Подобным же образом, омовение рук и ног в умывальнике перед святым местом (Шем. 30:21) тоже было провозглашено олам (вечным), но уже многие века нет ни умывальника, ни святого места, ни священников.

То же касается обрезания (Береш. 17:13; см. также Гал. 6:15) и соблюдения субботы (Шем. 31:16; см. также Кол. 2:16): эти заветы были олам (вечными), как и пребывание Ионы в желудке рыбы (Иона 2:6; см. СП). Поэтому иногда сам текст показывает, что олам может быть кратковременным.

Нельзя ограничить Б-га

Эльь Олам, «Б-г вечный», нигде не ограничивается во времени.

Он — вечно Живущий (Ишай.57:15)

Он — от века до века (Пс. 89:2, 3)

Он — Единый имеющий бессмертие (1 Тим. 6:16)!

Он Твердыня вечная (Ишай.26:4)

и Ветхий днями (Дан 7:9).

Нельзя ограничить Божьи свойства

Как Сам Б-г не имеет ограничений во времени, так безграничны и Его олам (вечные) свойства.

Вечные:

Его имя (Шем. 3:15),

Его любовь (Иер. 31:3),

Его милость (Пс. 102:17),

Его слава (103:31),

Его истина (Пс. 116:2)

и Его правда (Пс. 118:142).

Нельзя ограничить Его Машиаха

Как Б-г Отец, так и Его Машиах происходит из начала, из олам — «от дней вечных» (Мих. 5:2).

Сам Машиах назван «Отец вечности» (Ишай.9:6)

Лета Его не кончатся (Евр. 1:10-12)

Он вчера, сегодня и во веки веков Тот же (Евр. 13:8)

Бесконечная вечность, принадлежащая Машиаху, показывает, что отношение Отец-Сын всего лишь иллюстративно, ибо сын не может быть одного возраста с отцом.

К тому же, если бы Йешуа был в буквальном смысле сыном, то в соответствии с человеческим пониманием этих слов потребовалась бы и Б-жественная мать. А Мария хоть и была матерью Йешуаа-человека, как Логос-Слово, которое было Б-г, Он существовал еще до рождения Марии (Йох. 1:1-3).

Поэтому отношение Отец-Сын необходимо воспринимать как фигуральное. Говорить о Машиахе как о «рожденном от вечности» неверно, потому что это выражение содержит противоречие; да и само слово «рожденный» в данном случае представляет собой неправильный перевод[4].

[4]Моногенес (Йох. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Йох. 4:9) буквально означает не «единородный», а «единст­венный в своем роде, уникальный».

Кроме того, если Б-жество подобно человеческой семье, тогда неизвестно, какое положение в этой семье занимает Святой Дух. Поэтому семейной терминологии нужно придерживаться, всегда памятуя о том, что это только иллюстрации, если мы не хотим наложить на Машиаха временные рамки.

Нельзя ограничить жизнь, которую дарует Б-г

Жизнь человека перестала быть вечной, когда он был изгнан из Эдемского сада. Он больше не мог «взя[ть]… от дерева жизни, и… вку-си[ть], и… жить вечно» (Береш. 3:22).

Йешуа Ха-Машиах, живущий вечно без ограничений, возродил человека; Он снова открыл ему доступ к дереву жизни, которое находится в Б-жьем раю (Отк. 2:7). Такая жизнь придет по воскресении человека в последний день (Йох. 6:40).

Вечная жизнь, которую Б-г вложил в Своего Сына (1 Йох. 5:11), так же вечна, как Сам Сын; это жизнь без умирания (Лук. 20:36; см. Йох. 3:16), нетленная и бессмертная (Рим. 2:7; 1 Кор. 15:51-55).

Из Писаний становится ясно, что слово олам, «вечный», иногда употребляется с контекстуальными ограничениями. Однако Тора не ограничивает существование Б-га, Божьи качества, дарованную Им жизнь и вынужденное наказание.

Когда Авраам построил жертвенник и посвятил его вечному Б-гу, он верил, что тоже станет вечным в лучшей стране — то есть в стране небесной (Евр. 11:14, 15).

ЭЛЬЬ-ЭЛОХЕ-ИСРАЭЛЬЬ: «Б-Г, Б-Г ИЗРАИЛЕВ»

В Береш. 33:20 Яаков дал особое имя Б-гу: Эльь-Элохе-ИсраЭль, «Б-г, Б-г Израилев». Благополучно добравшись до Шхема, Яаков поставил жертвенник и назвал его так в честь Б-га (Береш. 33:18-20).

Когда Яаков родился, он держался за пятку своего брата Эсава. Поэтому его и назвали Яаков, что означает «ухватившийся за пяту». Хваткая, лживая натура была отличительным свойством Яакова.

Он обвел Эсава вокруг пальца и завладел правом первородства.

Потом он обманул своего отца Ицхака, получив также и благословение, которое Ицхак хотел дать  Эсаву.

Первые сорок лет своей жизни Яаков был вот таким хватким и лживым человеком. Не удивительно, что Эсав возненавидел своего лживого брата и задумал убить его.

Яаков в панике бежал от гнева Эсава (Береш. 27:41-44; 28:5). Позже, когда он лежал на земле близ города Луз, во сне к нему явился Г-сподь и утешил его (35:6-15).

Очевидно, Яаков покаялся в своих грехах и дал обет служить Господу. Двадцать лет он прожил в Сирии, помня о своем обете. Он больше не обманывал и не мошенничал, как прежде, а прилагал все усилия к тому, чтобы быть честным.

Когда он смотрел за стадами Лавана, «растерзанного зверем он считал своим собственным убытком» (Береш. 31:39). Яаков стал другим человеком. Он поистине обратился и старался жить достойно.

Когда преобразившийся Яаков возвращался в Кнаан., все еще боясь Эсава, в его мыслях был не обман, а милость и молитва.

«Избавь меня, — умолял он Господа, — от руки брата моего» (Береш. 32:11).

После того как Яаков всю ночь боролся с Ангелом Б-га в человеческом обличье, тот изменил его имя.

В предыдущие двадцать лет жизни имя «Яаков» было уже несправедливо по отношению к нему. Поэтому теперь Б-г назвал его ИсраЭльь, «Израиль», что значит «Борющийся с Б-гом».

Давая Яакову новое имя, Господь так пояснил его:

«Ты боролся с Б-гом, и человеков одолевать будешь»
(Береш. 32:28).

Слово «Израиль» стало означать «Божий князь».

Этот изменившийся человек, теперь Божий князь, по-доброму встретился с Эсавом и с миром вошел в Кнаан. Он купил себе землю и в смирении и благодарности поставил жертвенник Б-гу. Как и подобает, он назвал его Эльь-Элохе-ИсраЭльь, «Сильный, Достойный поклонения, Сильный князя».

Когда Яаков возложил первую жертву на жертвенник Эльь-Элохе-Исра-Эльь, для него это, наверное, было особо значимое Б-гослужение. Израиль твердо верил, что Б-г специально послал ангела (Береш. 48:16), чтобы тот заботился о нем, спасал от всякого зла и благополучно привел его обратно в Кнаан.

ЭЛЬЬ-БЕТЭЛЬЬ: «Б-Г Бэйт-ЭЙЛЯ»

В Береш. 35:7 говорится, что Израиль назвал еще один жертвенник в честь Б-га: Эльь-БетЭльь, что значит «Б-г Бэйт-Эйля».

По пути из Шема, где был освящен жертвенник Эльь-Элохе-ИсраЭльь, Израиль подошел к тому самому месту, где когда-то его — одинокого, подавленного и испуганного — утешил Б-г.

Это место называлось Луз, и тогда Яаков переименовал его в Бэйт-Эйль, что значит «Дом Божий».

Через двадцать лет, возвращаясь той же дорогой, Израиль поставил еще один жертвенник в благодарность Б-гу за его посещение и обещание. Он назвал его Эль-БетЭльь, что значит «Б-г Бэйт-Эйля».

Тот Б-г, который впервые явился Израилю в Бэйт-Эйле и обещал позаботиться о нем, сдержал Свое слово. Израиль опять с миром пришел в то место, откуда начал свое путешествие. Он был исполнен благодарности. Возложив жертву на Эльь-БетЭльь, Израиль еще раз с великой благодарностью и признательностью восславил Б-га.

 

admin @ 13:18

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика