Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БО»

«И сказал Господь Моисею: Иди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его ради установления знамений Моих сиих в среде его. И чтобы рассказал ты в уши сына своего и сына сына своего о соделанном Мною в Египте…» (Исход 10:1-2).

Маг’араль из Праги писал: «Поскольку человек состоит из вещества и существует во плоти, следует прояснить ему предмет в соответствии с природой его, чтобы обрел то знание, которое выявлено человеку. Посему сотворил Святой, благословен Он, все чудеса и знамения в Египте, дабы знали, что все сущее – от Г-спода благословенного… И чтобы зримо это было глазом плотским».

Истинная часть учения в постижении духовности, но первичное про-буждение человека всегда связано с его природными чувствами. Он на-прав­ляет силы разума и уши на поиски смысла жизни, когда подталкивают его к этому зримые и осязаемые вокруг явления. Обычно выводят человека из состояния безмыслого потребительства лишения и бедствия. Но кто наделен просветленным разумом, жизнь свою попытается построить сам, опираясь на прошлый опыт.

44-й Псалом начинается со слов, перекликающихся с началом нашей главы: «Бог, ушами своими слышали мы, отцы наши поведали нам дела, содеянные Тобою во дни их, во дни прежние». И есть Мидраш: «Когда были вызволены сыны Израиля из Египта, сказал им Моисей: «Вы избавлены не по заслугам вашим, но Бог дарует вам спасение, чтобы рассказали вы о чудесах детям вашим».

Как в Пятикнижии так и в Псалме говорится о повествовании рассказа. Согласно Книге Ецира в основе передачи сверху духовных знаний лежат собранная в обобщении книга (сефер), конкретизированное до частности число (сфар) и синтезирующий их живой рассказ (сиббур), доходящий до ушей внимающих внизу. Весть казней египетских и исхода имеют множество сторон. Но первым приближением к рассказу будет понимание, что в мире проявляется воля Творца. Порой она совсем сокрыта, как было в Египте перед исходом, и как сокрыта она в наши дни, но в исчислении конечном воля Создателя остается единственным объяснением происходящего.

Есть вера у людей, стоящая ниже уровня рассудка. Это слепая вера, часто скатывающаяся в предрассудки или в подрассудки. Но есть вера истинная, возносящаяся над разумом человека и влекущая его к самоусовершенствованию. Рассказ об исходе из Египта не только надежду вселяет на торжество добра и возмездия злонравию. В нем содержится подступ к пониманию воли Создателя. Крушение великой империи произошло в соответствии с десятью казнями по числу десяти сефирот. Все сотворенное за семь дней подверглось в Египте разбиению. В толкованиях мы читаем о соответствии каждой казни одной из основ мироздания.

Расплата за грехи не назовется конечным явлением воли Творца. В ней есть установление справедливости, но мы всегда обнаружить должны преобладание блага. Поэтому от отцов своих должны мы знать и детям поведать о выходе Израиля из рабства ради получения Торы, овладения землей Израиля и грядущего мессианского избавления.

Про фараона говорится сперва как сам отягчил сердце, а в последних казнях, что сердце его отягчил Г-сподь. И спрашивают, за что наказание его, если он был не во власти своих сил? Вопрос наивный для понимающего суть связи человека с Создателем. Но даже и в упрощенном пониманиотметим, что фараон сперва был глух и слеп по своему выбору. Особо глух и слеп, ибо у него на глазах свершались знамения. А потом уже и лишился выбора в наказание. Так часто человек сам сперва привыкает к безобразному бытию, а потом из пут его не в силах вырваться.

Сфат Эмет пробил словом напрострел: «И совет – верой истинной познать, что сила всякого стеснения также только от Него, благословенного. Как сказано: «Ибо Я отягчил сердце его…» И так устраняется само стеснение…» В переводе на язык души увидит человек, что сила зла питается неведением его первопричины. Со следствиями борется, а причины болезни не видит. А она – в его отдаленности от Творца. Внутри себя зло держит, вокруг зло видит стеснения и мирится с ними. Но как к первопричине потянется, сгущенные тучи расступаются. Преодолев их свет солнца ощущает в умноженной благости.

Человек счёта конечного не знает. Ожесточение фараонов нашего мира нередко оказывается едва ли не единственной заслугой нашей. Как сказано в Мидраше, не по заслугам Израиля избавление произошло. Сфат Эмет пишет: «Отягчил сердце фараона, чтобы неизбежным стало избавление сынов Израиля, хотя сами они не заслужили того».

А мы себя спросим, разве по заслугам собственным приведенными были на землю Израиля после двух тысяч лет изгнания? Неужто кто подумать сможет, что в середине прошлого века евреи стали носителями избранности народа священников и проводниками света миру? Даже в более очевидном измерении увидим это. Большинство прибывших на землю Израиля были беженцами вследствие ожесточения бешеного фараона в Европе. Охваченные идеей возвращения Сион в фундамент заложили, но составляли меньшинство, а сила воевать и строить Израиль была больше вследствие стеснения и Катастрофы в Европе.

Так и из текста следует: «И после сего отпустит вас отсюда; как отпускать он будет полностью, гнать погонит вас отсюда» (Исход 11:1). Как было во дни исхода из Египта, так и в близкие нам времена. Евреи приживались, обустраивались и о предназначении своем забывали. А как приближались к последней ступени срастания с чужой почвой, ожесточалось сердце фараона, и начинались гонения. Ведь Европа извергла евреев, чтобы вернулись они на землю Израиля. Немногие сами избрали путь к Сиону стезей своей жизни. Да и мы с вами по большей части в Израиле оказались по воле той волны, когда нам виделось, будто изгоняли нас, что не хотели более присутствия нашего в стране, где мы родились.

Исход из Египта – основа и корень всех событий, происшедших с народом Израиля вслед за ним. Говорится: «И Смешение Великое вышло с ними» (Исход 12:38). Виленский Гаон пишет: «И все изгнание и разрушение Храма и все беды – все из-за приятия Моисеем Великого Смешения». Души примешавшихся язычников проникли в стан Израиля, поэтому называются «шелухой Яакова». В земном проявлении мы видим их олицетворение в либеральном «плавильном котле». Сила Великого Смешения выявляется в полноте именно в начале мессианской поры. В Тиккуней Зоар читаем: «Амалек – эти первенцы египетские и Великое Смешение, смешавшееся с Израилем. Про них сказано: «Сотри память Амалека (Второзаконие 25:19)»». А Виленский Гаон поясняет: «В будущем Великое Смешение – главари и первенцы Израиля. «Сотри память Амалека», – это Великое Смешение (Эрев Рав)».

Более двухсот лет назад предсказал Виленский Гаон: «Великое Смешение – наш самый лютый враг. Их шелуха обвораживает глаза и действует опосредованно. Война против Великого Смешения – самая тяжелая и горькая, и нам должно собраться со всем остатком сил ради этой войны. А кто на деле не занят в войне против Великого Смешения, становится соучастником его шелухи. Кем бы он ни был, но лучше бы ему не уродиться. Главная сила Великого Смешения у ворот Иерусалима с западной стороны…»

Авигдор Эскин : Недельная глава Торы

http://www.avigdor-eskin.com/page.php3?page=11&item=421

 

 

admin @ 15:58

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика