Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Глава Толдот

Сегодня мы поговорим о главе «Толдот». Она начинается так:
/19/ ВОТ РОДОСЛОВИЕ ИЦХАКА, СЫНА АВРААМА: АВРААМ РОДИЛ ИЦХАКА. (Глава 25). Это единственная глава, посвященная Ицхаку. Есть три главы, рассказывающие об Аврааме, семь – о Якове, и только одна – об Ицхаке. Создается ощущение, что Тора как бы скрывает Ицхака, не сообщая о нем многого. Так ли это и почему?
Ицхак — это сила, олицетворяющая левую линию. Святая сила — сила мужества. Это большое желание, нуждающееся в постоянной поддержке силы правой ли-нии. Как при ходьбе мы опираемся поочередно то на правую, то на левую ногу, так и в духовном продвижении мы соединяем две силы. Вначале есть только желание получать наслаждение, как сказано: «Я создал злое начало». Затем добавляется положительная сила — «и создал Тору для его исправления». Соединяя свет Торы с желанием, которое является сутью человека, мы достигаем правильного их сочетания и развития души.
Что же такое гвура — сила мужества? Какое свойство в ней проявляется?
Мужество – это огромное желание. Эта сила устанавливает законы, т.е. границы дозволенного.
Милосердие же, напротив, расширяется и растекается как вода, не имея границ.
Мужество, вбирая в себя милосердие, дает продолжение развитию. Это как почва, которая впитывает воду.
А любовь без границ — это плохо, она приводит к ненависти. Т.е. когда мы гово-рим об Аврааме, который олицетворяет любовь, милосердие, отдачу, то и здесь должны быть границы, иначе это приведет к катастрофе. Поэтому то, что описывается в главе Толдот, исходит от Ицхака. Это глава не о нем самом, а о том, что развивается благодаря ему.
Есть одно не очень понятное определение, связанное с Ицхаком. Речь идет о страхе, который он испытывал во время жертвоприношения.
«Страх Ицхака»
В каббале понятие «страх Ицхака» символизирует страх человека перед исполь-зованием своего эгоистического желания получать: он боится, что не сможет пре-одолеть его и превратить в свойство отдачи, — это боязнь реализации своего природного потенциала.
До сих пор мысли человека были только о себе, а сейчас он хочет работать на отдачу, т.к. именно это свойство делает человека подобным Творцу. Ведь «Возлюби ближнего, как себя самого» — это закон, согласно которому человек уподобляется Творцу, приближаясь к Нему.
Цель нашего развития – достичь Творца, как сказано: «Возвратитесь сыны Израиля к Творцу Своему». Мы должны достичь этой цели в течение нашей жизни, хотя многим это кажется недостижимым.
Как можно стремиться к тому, о чем у нас нет никакого представле-ния?
Когда людям это откроется, то все увидят и узнают. Ведь каждый день мы должны проживать в ожидании Машиаха, т.е. силы, которая вытянет нас из физического мира в духовный.
Так что «страх Ицхака» — это сомнения в том, сможет ли человек правильно ис-пользовать все свои природные качества для духовного продвижения.
От большого страха человек, в конце концов, начинает смеяться, но только после того, как приходит к реализации, понимает, что весь путь, казавшийся ему таким трудным, был на самом деле смешным.
Как говорится, для того, чтобы уменьшить страх, нужно всю дорогу смеяться.
Когда мы пугаем ребенка медведем в лесу, мы, на самом деле, оберегаем его, чтобы не навредил себе. Так же и здесь: мы находимся в руках высшей силы, и нам нечего бояться. Но пока мы не ощущаем этого, боимся, что не сможем сделать все правильно.
/20/ И БЫЛО ИЦХАКУ СОРОК ЛЕТ, КОГДА ВЗЯЛ ОН РИВКУ СЕБЕ В ЖЕНЫ.
Давайте поговорим об Ицхаке и Ривке. Это единственная, наверное, во всем Та-нахе пара, которая являются семьей, где есть один муж и одна жена. Во всех остальных случаях мужчина имеет несколько жен. Несколько жен было у Авраама, у Якова, я уже не говорю о царях Давиде и Соломоне, у которых были целые гаремы.
Когда мы подойдем к объяснению, мы увидим, во-первых, насколько это пра-вильно, а во-вторых, что говорится вообще не о количестве женщин, а о величине желания получать, с которым такие силы как Давид и Соломон могут работать ради отдачи.
Между Ицхаком и Ривкой не было идеальных отношений, они много ссорились.
Нужно понимать это правильно. В Ривке с самого начала, еще во время ее бере-менности, находятся в противоречии две силы — два плода, которые соревнуются друг с другом за большую близость (слова близость – кирва и Ривка состоят из тех же букв), и эта борьба между ними происходит внутри самой Ривки. Да, и Творец говорит Ривке, что два народа возьмут начало от нее.
Когда они рождаются, Ривка больше любит Якова, а Ицхак – Эсава. Есть разделе-ние.
Это соответствует их природной близости. Ицхак олицетворяет левую линию, т.е. желание получать, а Эсав — это клипа (кожура, скорлупа) левой линии.
Что значит «клипа» левой линии?
Ицхак использует желание получать. А Эсав в отличие от Ицхака использует это желание только с намерением для себя. Поэтому они близки в понимании, что необходимо использовать желание получать.
Только Ицхак, вернее, то свойство в человеке, которое называется Ицхак, думает, что его сын – свойство Эсав — исправит себя и станет, как отец, ведь ему ясно, что необходимо использовать желание получать. А Яков мал, он все время находится в шатре…
А ПОТОМ РОДИЛСЯ БРАТ ЕГО, ДЕРЖАСЬ РУКОЮ ЗА ПЯТУ ЭЙСАВА; И НАЗВАЛ ЕГО ИМЕНЕМ ЯАКОВ — И БЫЛО ИЦXАКУ ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ ПРИ РОЖДЕНИИ ИX.
Веаxарэй xэйн яца аxив веядо оxэзэт баакэйв Эйсав ваикъра шъмо Яаков веИцъxак бэн шишим шана белэдэт отам.
По поводу того, что Эйсав появился первым, и Яаков держал его за пятку. Левое, которое было в Ицхаке, отделяется, выходит первым. Окончание левого находится в руке высшего. То, что соединяется с землей, находится в руке того, кто следует за ним. От породившего начала первым отделяется и уходит в сторону левое. А вторым выходит правое или среднее.
А почему держал за пятку? Там, где у первого начинается соединение с землёй, есть рука, которой руководит голова. Это исправляемые желания второго. Соединение первого с землёй находится на уровне осознания желаний второго.
Пятка – акэв עקב с Йуд – это Яаков. Поэтому акэв Яаковым связывается с Йуд. Для Эйсава, который стремился выйти первым, это акэв. При этом он не совсем постигает Вет. Но такая запись в нём существует. Его потомки способны соединить Вет с тем, что они существуют, с Куф, Аин. Они способны осознать, что их душа существует, как Куф, и находятся в системе исправления, Аин. Для Эйсава соединение с Йуд невозможно, а для Яакова – возможно. И поэтому Яаков держит Эйсава за пятку рукой. П.ч. рука – это постижимые, исправляемые желания.

О нем написано, что он был ЧЕЛОВЕКОМ СМИРНЫМ, ЖИТЕЛЕМ ШАТРОВ (Глава 25, 27) – в отличие от Эсава, который СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, СВЕДУЩИМ В ОХОТЕ, ЧЕЛОВЕКОМ ПОЛЯ.
Он охотник, очень мужественный, даже вид у него грозный, мужской, у него волосатое тело. Ицхак почитает его как первенца, а, главное, он ценит его силу.
Сила Эсава – это желание получать, с которым он работает. А Ицхак – это свой-ство, которое не работает напрямую с желанием получать. Отсюда проистекает необходимость совмещения этих двух свойств.
Ицхак довольствуется малым. Есть в нем что-то монашеское.
Эсав, напротив, любит поесть. Это называется большим желанием получать для себя.
Но проблема в том, что Эсав самостоятельно не может достичь цели. Он возвра-щается с охоты усталый, голодный, а потому готов все продать. То есть он не может наполнить себя в поле, не видит, как наполнить свое эгоистическое желание. По-этому он просит у Якова наполнения даже ценой отказа от прав первенца в семье. Это говорит о том, что он готов отказаться от развития согласно его природному свойству.
/29/ И СВАРИЛ РАЗ ЯАКОВ КУШАНЬЕ, А ЭЙСАВ ПРИШЕЛ С ПОЛЯ УСТАЛЫЙ.
Брейшит 25:34
וְיַעֲקֹב נָתַן לְעֵשָׂו לֶחֶם וּנְזִיד עֲדָשִׁים וַיֹּאכַל וַיֵּשְׁתְּ וַיָּקָם וַיֵּלַךְ וַיִּבֶז עֵשָׂו אֶתהַבְּכֹרָה
И ДАЛ ЯАКОВ ЭЙСАВУ XЛЕБА И ПОXЛЕБКУ ИЗ ЧЕЧЕВИЦЫ — ТОТ ПОЕЛ И ПО-ПИЛ, ВСТАЛ И ПОШЕЛ, И ПРЕЗРЕЛ ЭЙСАВ ПЕРВОРОДСТВО.
ВеЯаков натан леЭйсав лэxэм унезид адашим вайоxаль вайэйшът ваяком вайэй-лаx ваивэз Эйсав эт абеxора.
Почему Ишмаэль появляется раньше, чем Ицхак, и Эйсав появляется раньше, чем Яаков? И когда появлялся Яаков, он держался за пятку Эйсава?
Сначала отделяется клипа, а потом уже происходит слияние. Сначала из правого отходит правое, правые клипот. И сначала отделяется, а потом присоединяется.
Чтобы соединиться, надо сначала разделиться. И поэтому сначала появляется Ишмаэль, а потом Ицхак. И сначала появляется Эйсав, а потом Яаков. И ещё дер-жится за его пятку.
Процесс разделения продолжается, вплоть до слепоты Ицхака.
Ицхак праотец, великий праведник. Но, так как в нём находились качества гвурот, суда, левое отделяется от левого, и появляется Эйсав.
И почему он первый? П.ч. разделение должно быть сначала, а усилие после не-го. Сначала отделиться, потом соединиться.
Игра всегда одна и та же. Ноах должен отделиться от того, что должно быть стёрто.
Яаков и Эйсав слитны. Прежде чем проявиться, Яаков даёт дорогу Эйсаву, кото-рый должен отделиться. Поэтому Яаков держит Эйсава за пятку. Прежде чем прояви-ться Яакову, Эйсаву нужно от него отделиться. В утробе он не может быть отделён. Он должен быть отделён усилиями, своими действиями. На свет они выходят едиными. Один держит другого за пятку.
Там, где кончается сиюм одного, начинаются желания первого. Несмотря на то, что рука Яакова находилась на пятке Эйсава, сначала он от Эйсава отделяется, а по-том поднимается выше него.
В Ицхаке есть сам Эйсав. И из всего того, что в нём есть, это крайне левое.
Ишмаэль произошёл от Авраhама. И там тоже было отделение. Ишмаэль же стар-ше, чем Ицхак. Но старшее не обязательно лучшее. Сначала должна отделиться кли-па. Он — то конечное, что не изменяется и предназначено для исправления всех оста-льных. Он тот кнут, который будет стегать всех остальных.

Эсав возвращается с охоты
Эсав возвращается с охоты голодный и видит Якова. В Торе используется слово «езад» (сварил), которое по звучанию ассоциируется со словом «задон» (злодей). Нет ли здесь заранее какого-то злого умысла, направленного против Эсава?
Яков — свойство отдачи в человеке — знает, что ему не хватает силы желания получать. Он отличается манипулятивностью. Ведь даже во чреве матери он ухватился за пятку Эсава (ивр. Яков от слова акев – пятка), т.е. он всегда обходит, а не идет напрямую.
Но это из-за того, что он слаб, у него нет той большой силы желания получать, которая есть у Эсава. Обо всем народе Израиля скажут затем, что он маленький народ.
Так и Яков. У него есть небольшое желание отдачи, стремление к Творцу. Но для того чтобы реализовать это стремление, он нуждается в силе, называемой Эсав.
Необходимо соединить большое желание — пусть даже в малой степени — с наме-рением достичь Творца. Яков мал и слаб, но если присоединиться к нему, то можно продвигаться по направлению к Творцу.
Если поведение Якова в этой истории кажется нам не очень красивым, то это только п.ч. мы не понимаем истинного смысла происходящего. Наша природа такова, что необходима большая работа, связанная с ограничениями, для того, чтобы осознать и исправить наше эго.
Ривка и Яков очень похожи, возможно, поэтому они и близки. Кстати, они оба наполовину арамим, т.е. выходцы из Месопотамии, а это созвучно слову обманщики (ивр. рамаим) и именно Ривка учит Якова обманывать.
Она обманывает своего мужа, одевая Якова в одежды Эсава, и сын обманывает от-ца.
Более того, она же и берет на себя всю ответственность, такая вот еврейская ма-ма.
Она уговаривает сына, говоря, что если отец обнаружит обман, то она возьмет все вину на себя.
Почему она не хочет просто, прямо и открыто поговорить с мужем, чтобы он изменил свое отношение к Якову и благословил его? Для чего весь обман и ходьба вокруг да около?
«Я создал злое начало, и создал Тору ему в приправу», т.е. прежде создано злое начало, оно является истинным творением. А Тора дана как приправа для вкуса, чтобы творение было годно для использования.
Яков приходит со стороны приправы: маленький, слабый, он делает возможным использование злого начала, чтобы привести его к цели. Но главное творение – эгоизм.
Помнте известную притчу о том, как Творец предлагает разным народам взять Тору, но все отказываются?
Французы не могут принять Тору, т.к. в ней есть заповедь «не прелюбодействуй», мусульмане – из-за заповеди «не убей», а евреи спросили, сколько это стоит. И когда услышали, что ничего, то попросили две Торы. Они получили не одну, а две скрижа-ли завета.
Но проблема в том, что исправляющая сила слишком слаба по сравнению с ве-личиной желания получать, которое необходимо исправить. Поэтому Яков вынужден постоянно использовать обман.
Так же и мы в духовной работе должны как бы играть с нашим эго так, чтобы постепенно нацеливать его на сближение с Творцом. Пока не станем народом Израиля, как Яков, который, только пройдя определенный путь, изменил свое имя на Исраэль. Это значит, что он уже может идти к цели прямо, а не обходными путями.
Когда он набирает определенную величину желания от Эсава, исправляет его и присоединяет к себе, тогда из Якова становится Исраэлем (ивр. яшар-кель – прямо к Творцу). Это значит, что у него уже есть сила отождествить себя с Творцом.
Почему Яков хочет быть на месте Эсава? Чем плохо быть Яковом?
Он вовсе не хочет быть Эсавом, он просто правильно использует силу Эсава. Ведь и Эсав знает, что сам не может прийти к цели.
Почему он продает свое право первенца? П.ч. он не может правильно им вос-пользоваться. И, действительно, сегодня мы видим, что в результате многих лет развития с помощью эго мы в итоге пришли к депрессиям, многочасовому рабочему дню, кризису в семье, экологии, к всеобщей опустошенности. Это то, что чувствует Эсав – он не может продвигаться. Поэтому он готов продать свое первенство взамен наполнения. Именно это сегодня чувствует каждый человек. Люди жаждут наполнения.
Что такаое право первенца?
Право первенца символизирует главную идею, развитие, философию, которая будет вести человека по жизни. Сейчас мир находится на распутье, люди не видят цель и перспективу развития. Поэтому именно сейчас раскрывается каббала, т.е. свойство Якова, и дает ответ. Она говорит, что человечество не знает, как правильно использовать весь тот огромный эгоизм, который вырос за тысячи лет развития. По-этому сделайте выбор, и я научу вас, как двигаться дальше. Тогда вместе мы добьемся успеха.
Ведь мир создан как злое начало, а Тора – только приправа. Добавим к этому большому желанию немного света и тогда придем к счастью и совершенству.
Символ первенства много раз повторяется в Торе. Ицхак не был первым сыном Авраама, но взял на себя это право, можно сказать, духовную инициативу. Яков, Моше, Давид также не были первенцами. И все они стали духовными лидерами.
Получается, что с этим свойством не рождаются, а оно может развиться в те-чение жизни?
Да, изначально создано злое начало, желание. И только после многих разочарований и внутренних выяснений своих намерений рождается новая для человека направленность к Творцу и становится главной в его жизни.
Т.е. первенство — это определенный уровень понимания, что есть главное и что делать и человечество сегодня находится именно в этой решающей точке.
ВЫЙДИ В ПОЛЕ, И НАЛОВИ МНЕ ДИЧИ, И ПРИГОТОВЬ МНЕ КУШАНЬЕ, КАКОЕ ЛЮБЛЮ. (Глава 27; 3,4)
Старик Ицхак ждет, что Эсав, вернувшись с охоты, приготовит ему вкусную еду. Но вместо Эсава приходит Яков и приносит отцу приготовленное Ривкой козье мясо. Создается ощущение, что Ицхак все-таки знал и понимал все, что происходит, и просто делал вид, что не заметил обмана.
Человек хочет обмануть сам себя, свою изначальную природу, приподняться над ней для того, чтобы продвигаться в правильном направлении. Но для этого он должен скрыть что-то внутри себя от себя самого.
Может быть, поэтому сказано:
Брейшит, 27:1
וַיְהִי כִּי זָקֵן יִצְחָק וַתִּכְהֶיןָ עֵינָיו מֵרְאֹת וַיִּקְרָא אֶת עֵשָׂו | בְּנוֹ הַגָּדֹל וַיֹּאמֶר אֵלָיו בְּנִי וַיֹּאמֶר אֵלָיו הִנֵּנִי
И БЫЛО: КОГДА ИЦXАК СОСТАРИЛСЯ, ОСЛАБЛО ЗРЕНИЕ ЕГО; И ПОЗВАЛ ОН ЭЙСАВА, СВОЕГО СТАРШЕГО СЫНА, И СКАЗАЛ ЕМУ: «СЫН МОЙ!» А ТОТ ОТВЕ-ТИЛ: «ВОТ Я!»
Ваеxи ки закэйн Ицъxак ватиxъэна эйнав мэйръот ваикъра эт Эйсав бъно xага-доль вайомэр эйлав бъни вайомэр эйлав иннэйни.
Слепота – это значит непостижение, невозможность оценки. Это последствие того, что Ицхак левая линия. В нём есть левое, основанное на оценке, на суде, на взвешивании, на сопоставлении. Левая линия зрением из самой себя ничего произвести не способна. Она может это сделать только усилием.
Для чего Тора напоминает о плохом зрении стареющего Ицхака? (Глава 27, 1).
Возможно, речь идет о его каком-то внутреннем видении или он не хотел ви-деть?
Речь идет о способности скрыть, а потому говорится, что притупилось его зрение.
«Старик» – это тот, кто приобрел мудрость, благодаря которой знает, что видеть, а что – нет, и как эти вещи правильно сочетать. Он видит тот путь, который должен пройти Яков, и делает со своей стороны все возможное. Поэтому он принимает ту еду, которую приготовила Ривка.
Он якобы соглашается со всем происходящим для того, чтобы позволить Якову развиваться дальше и делает это осознанно.
Он благословляет Якова вместо Эсава. Почему вообще такое значение придается благословлению?
Благословление показывает, чем будет руководствоваться человек в своем даль-нейшем развитии. Говорится об одном человеке, в котором есть различные свой-ства: Авраам, Ицхак, Яков, Сара, Ривка.
Кто победит, Эсав или Яков, должен решить сам человек, кто из них будет глав-ным. Он сам решает, какие свойства скрыть, а какие развить, чтобы продвигаться к цели создания.
Человек был слит с Творцом, затем он отделился от Него и спустился в этот мир. Сейчас он должен вновь подняться до уровня Творца. Подняться – значит изменить свои свойства так, чтобы использовать эгоизм ради отдачи и любви. Ведь таковы свойства Творца.
Так что человек должен прояснить для себя, как все свои желания направить к Творцу. В ходе этого внутреннего выяснения он почувствует, насколько важна роль Эсава для его развития.
В текстах каббалистов Эсав вообще уважаемая фигура.
На самом деле он не такой уж обманутый, ведь он сам предложил отдать Якову свое право первенца. Он понял, что сам не сможет достичь наполнения, что желание получать никогда не может наполнить себя.
Человек пьет воду, п.ч. минутой ранее испытывал жажду. Но после нескольких глотков он уже не захочет больше пить, т.к. действие нейтрализует желание. Получается, что человек испытывал наполнение всего лишь какое-то мгновение, и снова пуст. Но для ощущения жизни ему необходимо снова испытать желание и наслаждение от его наполнения, п.ч. такова наша природа. Поэтому в следующую минуту человек снова ищет, чем себя наполнить.
Т.е. получается, что жизнь — это бесконечное чередование желаний и наслажде-ний, это постоянный бег за наслаждениями. И Эсав понимает, что в этом беге нет настоящей жизни.
Эсав большой философ, ведь он сын Ицхака. И, кроме того, он олицетворяет всю силу и мудрость желания получать. В сущности, все то знание, которое мы приобрели в процессе своего многовекового развития вплоть до нынешнего состояния опустошенности и разочарования – все это является свойством Эсава.
Почему в Торе с такими подробностями описывается внешний вид Эсава: волосатый, красный? О Якове почему-то нет таких подробных описаний.
Слово «волосатый» (саир) происходит от слова «бурный» (соэр). Яков не отличается волосатостью, т.к. у него немного желаний, и он более спокойный.
Какая связь между волосами и бурей?
Волос растет из луковицы, которая находится в небольшом углублении и окружена белой тканью. Волосы означают бурю, которая приходит тогда, когда желание не получает наполнения. Отсюда наличие волос, длинные пейсы, борода и т.д.
Волосы символизируют постоянную неудовлетворенность, это символ ненаполнен-ности. Соответственно этому есть особые исправления в духовных парцуфим.
Брейшит 27:12
אוּלַי יְמֻשֵּׁנִי אָבִי וְהָיִיתִי בְעֵינָיו כִּמְתַעְתֵּעַ וְהֵבֵאתִי עָלַי קְלָלָה וְלֹא בְרָכָה
ВДРУГ ДОТРОНЕТСЯ ОТЕЦ ДО МЕНЯ, И Я БУДУ В ГЛАЗАX ЕГО ОБМАНЩИКОМ, И НАВЛЕКУ НА СЕБЯ ПРОКЛЯТЬЕ, А НЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ».
Улай имушэйни ави веxаийти веэйнав киметатэйа веэйвэйти алай кълала велё въраxа.
Почему Ицхак называет своим сыном Эйсава, а Ривка – Яакова?
Эйсав унаследовал от Ицхака то, что Ицхак несёт в себе как левое. Сказанное Ицхаком Эйсаву Ривка не увидела, а услышала. И в свойстве слышания, в любви, она это передала своему сыну. И Яаков сын Ривки и сын Ицхака в свойстве слышания.
Почему Ривка послала Яакова к отцу, Ицхаку? П.ч. она услышала. Схема дей-ствий следующая: Ицхак говорит Эйсаву, сыну своему: иди в поле и принеси дичи. Его сын охотится на земле и приносит дичь. То есть, он находится в левых свойствах. Это импонирует Ицхаку. И поэтому он его называет сыном. Но одновременно Ицхака с Ривкой связывает слышание, свойство Бина. Действия Яакова порождены способностью Ривки слышать. И Яаков приходит к Ицхаку из свойства слышания.
Почему сын Ривки не Эйсав, а Яаков?
П.ч. её имя Ривка начинается с ר. Цель Творения задана в самой Игре, поэтому ר и ב определяют приоритет Яакова, как сына для Ривки. На этом уровне цель Игры для её продолжения — установление души Яакова. И в Ривке эти свойства заложены в бук-вах ר и ב. Это прямое вложение Всесильного, данность: то, что Он Уготовил для Ривки. И в этих свойствах Ривки её сын — Яаков.
Сын это то, что исходит из внутренних свойств. Женщина – никева, качества во внешнем у неё быть не может. Они могут быть глубоко внутри. И тогда носителем того, что у неё есть внутреннее, опять-таки является Яаков.
Её имя и есть описание структуры её парцуфа. Ривка: רִבְקָה. И именно ק и ה, это то, что в наполнении ר и ב она представляет собой в соединении с окружающей действи-тельностью. Это никева во взаимодействии с окружающим миром: ק и ה. Но они име-ют наполнение ר и ב. И из этого наполнения выходит её сын.
И Эйсав, עשו тоже. Она одновременно порождает и среднюю, и левую линии. Но в левой линии в наполнении ה мы будем видеть больше ק. А в средней – наполне-ние ה больше ר и ב. И это характеристика Ривка, רבקה её имени. То, чем ק наполняет ה, это Эйсав, ב и ר – это Яаков. Но во всём есть и то, и другое. Все буквы её имени есть и в Эйсаве, и в Яакове. Я говорю о превалирующем наполнении.
Брейшит 27:9
לֶךְ נָא אֶל הַצֹּאן וְקַח לִי מִשָּׁם שְׁנֵי גְּדָיֵי עִזִּים טֹבִים וְאֶעֱשֶׂה אֹתָם מַטְעַמִּים לְאָבִיךָ כַּאֲשֶׁר אָהֵב
ПОЙДИ В СТАДО И ВОЗЬМИ МНЕ ОТТУДА ДВУX XОРОШИX КОЗЛЯТ, И Я ПРИ-ГОТОВЛЮ ИЗ НИX ОТЦУ ТВОЕМУ КУШАНЬЯ, КАКИЕ ОН ЛЮБИТ.
Лэx на эйль xацон векаx ли мишам шънэй гедайэй изим товим веээсэ отам матеамим леавиxа каашэр оxэйв.

Брейшит 27:10
וְהֵבֵאתָ לְאָבִיךָ וְאָכָל בַּעֲבֻר אֲשֶׁר יְבָרֶכְךָ לִפְנֵי מוֹתו
И ПРИНЕСЕШЬ иx ОТЦУ ТВОЕМУ, И ПОЕСТ ОН — РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ ОН БЛАГОСЛОВИЛ ТЕБЯ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ».
Козлятина ближе к дичи, чем баранина. То, что предназначалось в пищу Ицхаку, должно было происходить из поля, а ближе к полю не баранина, а козлятина.
В мидрашах сказано, почему козлят было два. Это происходило во время Песаха. Поэтому один был принесён в жертву, второго Яаков отнёс Ицхаку. Усилия должны были быть в обеих линиях. И Песах это соединение.
Яаков – это средняя линия. И в отношении перемещения в среднюю линию невоз-можно находиться в знании, в оценке этого мира глазами. И это слепота Ицхака. В своей слепоте он сделал выбор в пользу усилий Яакова, который, купив первородство у Эйсава, и следуя советам своей матери, Ривки, порекомендовавшей ему обмануть, а фактически в усилии получить уготованное ему, хотел быть первенцем. Он должен был обмануть зрение, слепоту отца. Он же обманывал слепоту? А слепота – это невозможность оценивания духовного видения этого мира. Это можно сделать только в вере. И поэтому получение нужного результата производится обманом слепоты.
Брейшит 27:28
וְיִתֶּן לְךָ הָאֱלֹהִים מִטַּל הַשָּׁמַיִם וּמִשְׁמַנֵּי הָאָרֶץ וְרֹב דָּגָן וְתִירשׁ
И ДАСТ ТЕБЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ НЕБЕСНОЙ РОСЫ И ТУКОВ ЗЕМЛИ, И XЛЕБА И ВИ-НА ВДОВОЛЬ.
Веитэн леxа xаЭлоим миталь xашамаим умишъманнэй xаарэц веров даган ве-тирош.

Брейшит 27:29
יַעַבְדוּךָ עַמִּים וְיִשְׁתַּחֲו לְךָ לְאֻמִּים הֱוֵה גְבִיר לְאַחֶיךָ וְיִשְׁתַּחֲווּ לְךָ בְּנֵי אִמֶּךָ אֹרֲרֶיךָ אָרוּר וּמְבָרֲכֶיךָ בָּרוּךְ
И БУДУТ ТЕБЕ НАРОДЫ СЛУЖИТЬ, И СКЛОНЯТСЯ ПРЕД ТОБОЙ ПЛЕМЕНА; БУДЕШЬ ТЫ ГОСПОДИНОМ НАД БРАТЬЯМИ ТВОИМИ, И СКЛОНЯТСЯ ПРЕД ТО-БОЙ СЫНОВЬЯ МАТЕРИ ТВОЕЙ; ПРОКЛИНАЮЩИЙ ТЕБЯ — ПРОКЛЯТ сам, БЛА-ГОСЛОВЛЯЮЩИЙ ТЕБЯ — сам БЛАГОСЛОВЕН!»
Яавъдуxа аммим веишътаxаву леxа леумим xэвэй гъвир леаxэxа веишътаxаву леxа бънэй иммэxа орърэxа арур умевараxэxа баруx.
Почему Яаков опасался входить к отцу и говорил матери, что он боится быть проклят, а мать говорила: «На мне проклятие твое, сын мой!»
Все свойства, которые потенциально могут быть прокляты, содержатся в никева, в нижней части души. А Ривка пишется: רִבְקָה. ק – всё проклятие, которое может быть дано по действиям Яакова его отцом, будет на ней. П.ч. ей движут совершенно другие мысли: мысли материнской любви. Приоритет человеческой любви ק.
П.ч. действие связано с обманом слепоты. Всесильный часто совершенно иначе оценивал действия большинства героев Торы, нежели окружающие и они сами.
Так как Ицхак незряч, то он может проклясть Яакова. Он находится в форме незрения, неправильного восприятия. Он находится в оценке сыновей в восприятии этого мира. Ввиду этого он может Яакова проклясть.
Великий праведник, родоначальник левой линии, хотел всё передать Эйсаву. А дальнейшее разделение левой линии, отщепление левого от левого, очень быстро, всего через одно поколение от Эйсава, приводит к его внуку Амалеку. Получается, что правнук великого праведника уже Амалек. Как это возможно?
Ицхак родоначальник левой линии, поэтому в нём есть всё необходимое для её развития вниз до своего апогея. Что мы и видим. Он же, в конце концов, сделал всё правильно.
Когда он Яакову дал благословение, к нему пришёл Эйсав. Стал просить благо-словения. Он сказал ему, что уже поздно. То есть с ним произошло необходимое ис-правление. Он своего благословения не отозвал. Он понимал, что слово есть совер-шённое действие. И Яаков для получения благословения совершил усилие.
В этом действии Яакова заложена колоссальная информация, корень того, что потом будет происходить со всеми праведниками: и с Моше, и с Машиахом. А это значит: поступать в соответствии с собственным разумом, с установленными правилами Игры. Игра возможна только при существовании свободы воли. И, в том числе, в виде выбора, который делает Яаков, следуя пожеланиям матери и боясь наказания отца, свойства которого ему понятны. И, несмотря на то, что Авраhам и Ицхак праотцы и великие праведники, не они, а всё-таки Яаков стал Израилем и Йешуруном. Значит, именно в Яакове заключены качества, которые должны позволить народу Исраэль добиться цели Игры.
Это один из случаев, когда внутреннее содержание абсолютно понятно, а внешняя форма кажется неверной. Здесь существует некий обман. Но для того чтобы на таком уровне видеть обман, нужно иметь свойства Яакова. И здесь же необходимы качества, используемые Ривкой. Они в ней раскрыты в советах, указаниях, исполняемых Яаковом. Надо понимать, что это обман обмана.
Обман – это слепота. Слепота – характеристика того, что руководствоваться глазами в данном выборе нельзя. И такое состояние было дано Ицхаку. Тем, что видел, в своём выборе руководствоваться он не должен был: «Этот — охотник и постоянно в хорошем настроении. И за это я его люблю. А этот — всё время задумчивый, он мне нравится меньше». Один был мирным, спокойным человеком. А второй был ловцом, бойцом-охотником. И это Ицхаку импонировало. Почему?
П.ч. в Ицхаке были соответствующие качества, раскрытие которых он увидел в Эйсаве. Но выбор между Яаковом и Эйсавом глазами, то есть в оценке земных свойств, сделан быть не мог. И поэтому Ицхак ослеп. И сделал выбор без помощи глаз. Но выбор, основанный на зрении, на образах, которые он помнил, как своих сы-новей, есть обман. Он основан на зрительных образах, а должен делаться без них. Он нюхал одежду. То есть то, чего сегодня уже нет, в своей памяти он сопоставлял с прошлыми записями.
В Торе Яаков – это одно из самых трудных мест. Это обман обмана. И, таким образом, меняя эти образы, Яаков должен исправлять имеющийся в оценке обман. И на Ривке будет проклятие его.
Яаковом движут совершенно другие желания: желание вознести отца. Он понимает, что ценное, что есть между Всесильным, Авраhамом и Ицхаком, Эйсав нести не будет, а сделать это может только он.
Именно Яаковом движет духовная составляющая наследования. Яаков устремлён к Всесильному. Поэтому проклятия на нём с Его стороны не может быть.
Движущим мотивом Яакова является его желание компенсировать существующий обман, который может помешать духовному наследованию. И он принимает это на себя. Отец может его проклясть, и он этого боится. «Проклятие твоё на мне будет», — говорит Ривка. Почему?
Так как ею движет не духовная составляющая, а любовь к одному сыну, большая, чем к другому. Поэтому относительно неё, это проклятие будет иметь место. И эта запись дана ей. Она ей движет безусловным образом.
Волю Всесильного Яаков выполняет собственными усилиями. Качества в Ривке она получила Благословением Всесильного без Его наполнения. Что действует по Воле Всесильного, она не понимает. В своём ощущении жизни в её собственном намерении мотивом её действий является данное ей в структуре женской души, бесконечных желаний.

Итак, Эсав узнает, что благословление отдано Якову.
/34/ КАК УСЛЫШАЛ ЭЙСАВ СЛОВА ОТЦА СВОЕГО — ВОЗОПИЛ ВОПЛЕМ ВЕЛИ-КИМ И ГОРЬКИМ.
Он сам согласился с этим еще до того, как Яков и Ривка все подстраивают. Это означает, что человек сам приходит к пониманию, что эгоизм заводит его в тупик.
Тем не менее, узнав о том, что случилось, Эсав ВОЗОПИЛ ВОПЛЕМ ВЕЛИКИМ И ГОРЬКИМ.
Тогда он еще не понимал, что может ему дать соединение с отдающей силой. До этого уровня понимания еще нужно пройти очень длинный путь. Сначала развивается Яков, достигает уровня Исраэль, затем народ Израиля поднимается до уровня Храма, падает и уходит в изгнание.
В конце изгнания народ Израиля начинает сближаться с другими народами и вме-сте они приходят к исправлению. В наши дни народ Израиля, должны подняться до уровня «Яков», затем соединиться с народами мира — ступенью «Эсав» — и вместе прийти к полному исправлению.
Этот длинный путь не позволяет Эсаву, качеству в человеке, которое он символи-зирует, увидеть конечную цель. Поэтому он так возмущается, когда слышит о получении Яковом благословления. Ведь ему кажется, что у него просто отняли возможность духовно развиваться.
Эсав ассоциируется с многочисленными народами Европы, которые много лет проливали кровь нашего народа. Как будто из-за тех его слез, мы страдаем уже 2000 лет, но это тот путь развития, который не нами установлен, и не в наших силах было его изменить. Мы должны были подняться до уровня Первого и Второго Храма и пройти четыре изгнания. Все запланировано заранее. Как сказано в Книге Зоар, только в конце 20 века начнется раскрытие каббалы, чтобы люди смогли использовать свет Торы, возвращающий к Источнику. С помощью этого света мы исправим себя и Эсава в себе.
В чем смысл благословления? Что происходит, когда мы благосло-вляем кого-то?
Благословление – это духовная Высшая сила, которая поступает к человеку и исправляет его, делая способным исполнить свое предназначение. И эта Сила нахо-дится в самих словах благословления.
Если человек встречая знакомого говорит ему: «Доброе утро!» Это ведь тоже вид благословления. В этих словах есть реальная сила?
Если человек действительно от всего сердца желает добра, то он, несомненно, передает какую-то положительную энергию и способствует исправлению мира. Вся проблема в том, что слишком часто наши мысли и желания не так добры, а, наобо-рот, полны ненависти друг к другу. Именно этим мы наносим самый большой вред самим себе и всему миру, а вовсе не какими-то другими физическими действиями.
Благословение улучшает общую атмосферу мира, но не поможет прийти к ис-правлению. Лишь притягивая свет, возвращающий к Источнику, можем себя испра-вить. Настоящее благословление состоит в том, что человек получает высший свет, но для этого необходимо развить в себе желание к духовному.
Т.е. благословление, — это просто сила, с которой человек работает.
Удачи!

admin @ 07:50

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика