Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
«Нецавим» и «ваелех»

В недельных главах Торы «Нецавим» и «Ваелех» пересказывается прощальная речь Моше Рабейну, обращенная к народу Израиля. В течение месяца и недели, последних дней жизни Моше, он говорил с народом Израиля.

Глава «Нецавим» начинается его словами: «Вот вы стоите сегодня все перед Творцом вашим: главы ваших колен, старейшины ваши, и надсмотрщики ваши – все мужчины Израиля…».

Моше-рабейну напоминает о союзе, который заключил Творец с евреями, сделав их народом Б-га, обязавшись вместе с этим быть им Небесным Всесильным Отцом.

«Как Он говорил тебе, и как Он клялся отцам твоим Аврааму, Ицхаку и Якову. «И не с вами одними Я заключаю этот союз, этот клятвенный договор, но и с тем, кто стоит сегодня здесь с нами перед Творцом, Б-гом нашим, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня», – сказано в Торе.

О ком говорится, «кого нет здесь с нами сегодня»?

Это сказано о будущих поколениях. То есть наши отцы поклялись, что не будет ни одного еврейского поколения, не изучающего Тору. Во все времена евреи будут продолжать жить по ней.

Но почему вдруг нужно возобновлять этот изначально вечный союз с Б-гом в последний день жизни Моше?

Это объясняется далее в недельной главе. Там сказано, что в будущем могут забыться наставления Моше, и кто-то решит, что, увы, разрешено безнаказанно жить в Земле Израиля, руководствуясь только собственными прихотями, а не повелениями Творца.

Этот человек горько ошибается, предупреждает Моше, о чем свидетельствуют обещания наказаний в Торе. Сказано также о наказании, которое будет ему добавлено. Как это понять?

Допустим, человек по какой-то причине не знал, что сегодня Суббота, и работал. После предупреждения он работать перестал. Такое нарушение считается ненамеренным. Но если человека предупреждают, а он продолжает нарушать этот закон, то даже изначально ненамеренные нарушения зачтутся ему, как умышленные.

В недельных главах «Ницавим» и «Ваелех» обсуждается также тема раскаяния – тшувы.

«И когда исполнится над тобой благословение и проклятие, которые я дам и возложу на тебя, и вернёшься ты всем сердцем своим из среды на-родов, куда забросил тебя Творец, и раскаешься, и вернёшься … Творца, Всесильного твоего, будешь слушаться… и ты, и сыновья твои всем сердцем твоим и всей душой твоей».

В Устной Торе объясняется, что здесь идёт речь о последних поколениях. О каких именно? Ведь события, о которых мы говорим, происходили около 3300 лет тому назад. О чём говорит Тора?

Вдруг в 1973 году появилось это странное явление – возвращение к еврейским корням, появились баалей тшувараскаявшиеся евреи. Но как это вообще возможно, человек?

Рамбам пишет: «Был вчера далёк от Творца, а сегодня становится любимым Его, близким Ему, как это возможно?»

Ответ в книге «Зоар». Там рассказывается о еврейском мудреце рабби Иеуде. Когда Вс-вышний создавал Вселенную, а затем человека, Он советовался с Торой, которая сказала: – Ты хочешь создать человека, но ведь человек будет нарушать Твою Волю, грешить. И если Ты будешь должен воздать за его поступки, то мир не сможет существовать, он разрушится.

Тогда Творец ответил:

– Разве Я не называюсь Вс-сильным и Милосердным?

Ещё до сотворения всего мира Вс-вышний создал тшувураскаяние, потому что увидел, что мир, управляемый только через Суд, не сможет существовать, так как за любой шаг в сторону от Источника Жизни согласно приговору Суда поло-жена смерть.

Тогда Б-г добавил миру Милосердие, дарящее возможность раскаяния и возвращения к Источнику жизни. И каждый, кто хочет очиститься, получает помощь сверху.

Человеку даруется возможность повернуть свою жизнь на 180 градусов и вернуться в мир Творца, восстановить связь с Ним.

По желанию Вс-вышнего, еврей вдруг начинает задумываться, а что я делаю, а правильно ли живу, понимаю ли, зачем пришёл в этот мир. Эта маленькая искорка в сердце пробуждает душу, и в какой-то момент он начинает своё утро со слов:

«Благодарю тебя, Вс-сильный, который вернул душу мою». Так постепенно че-ловек возвращается к главному Источнику, который всегда живет в сердце любого человека.

Из чего же состоит раскаяние?

По объяснению Рамбама, прежде всего человек прекращает нарушать заповеди, потом он произносит Видуйособенную молитву раскаяния, в ней есть просьба о прощении и признание греха.

После этого нужно дать обещание больше не нарушать волю Творца.

Несомненно, он может ошибиться и упасть, но всегда есть возможность подняться. Сказано, семь раз упадёт праведник и поднимется.

Одна из самых ярких историй о раскаянии – это рассказ о царе Менаше. Он был сын величайшего царя праведника Хизкияу, но запретил евреям служить Творцу, поставил в Храме идола, у которого было четыре разных лика, и сделал четыре входа со всех сторон, чтобы люди приходили поклониться идолу. Однажды царь Менаше попал в плен к ассирийцам. Его заковали в кандалы, пытали. Тут Менаше начал обращаться ко всем идолам с просьбой о спасении, но, несомненно, не получил ответ. И тогда он вспомнил, как отец учил его в беде обращаться к Единому Б-гу Израиля и слушать только Его Голос. Менаше так и сделал.

– Теперь я вижу, что все эти идолы ничего из себя не представляют, они не могут мне помочь, Ты Единственный Господин Вселенной, но если и Ты не ответишь мне, я объявлю, что Ты такой же, как они, – кричал он.

Что Творец должен был ответить на такое обращение? Ангелы вскрик-нули на небесах, что этот злодей не достоин принятия его молитвы. Однако Творец не послушал их. Он принял молитву Менаше, объяснив, что сделал это ради будущих поколений.

Царь Менаше вернулся на престол, отказался от идолов и признал, что Вселенной управляет только Единый Правитель. Он разбил идолов в Храме, построил жер-твенник во имя Творца и принёс на нём мирные и благодарственные жертвы, а все-му народу Израиля приказал слу-ить только Единому Б-гу.

В недельной главе «Нецавим» есть обещание возвращения Творца к евреям в изгнании при условии их раскаяния и соблюдения заповедей от всего сердца.

«Творец возвратит вас, и Сам Он тоже вернётся», – сказано там, и Он соберёт евреев отовсюду, куда бы они не были заброшены. Это значит также, что Всевышний приведет нас к Торе и ее законам, будь мы даже законченными атеистами.

Даже в этом случае «обрежет Творец наше сердце», то есть очистит, и мы вернё-мся к Нему.

Если же евреи не раскаются добровольно, то Б-г поставит над ними такого жестокого правителя, как Аман, и его жестокие указы заставят евреев вернуться к Творцу.

Однажды рабби Йеошуа бен Леви встретился со святым нашим царём Машиахом, рассказывается в Мидраше.

– Когда придёт наш господин? – спросил рабби.

– Сегодня, – ответил Машиах.

День прошёл, но ничего не произошло. Позднее рабби Йеошуа спросил пророка Элияу, почему Машиах не пришёл, ведь обещал?

Нет, – ответил пророк, – ты не понял.

Он сказал: «Сегодня», цитируя строчку из 95 псалма: «Сегодня, если голос Творца вы будете слышать».

Есть один показательный для всех рассказ о встрече рыбака с пророком Элияу. Пророк спросил его:

Почему ты пренебрегаешь изучением Торы, сын мой? Что ты ответишь Творцу неба и земли во время суда?

У меня есть веская причина, скажу я, Небеса не надарили меня умом для изучения Торы.

– Неужели? Расскажи, чем ты зарабатываешь себе на жизнь.

– Я простой рыбак, – ответил тот. – Изо льна я плету сети, а потом забрасываю их в море и жду, когда в них попадет рыба.

– Ты настолько мудр, чтобы сплести сеть и ловить рыбу, как же ты можешь говорить, что не получил разума для понимания Торы, ведь ее слово очень близко к тебе, оно в твоём сердце и на твоих губах, чтобы исполнять его, – сказал ему пророк Элияу.

И вдруг рыбак понял, что говорит ему пророк Элияу, и заплакал.

– Сын мой, есть много подобных тебе, которые захотят оправдаться в день суда, но Творец не примет их оправдание, поэтому начинай сейчас, – посоветовал ему пророк.

Однажды человек задал себе вопрос, зачем я пришёл на эту землю, неужели весь этот мир – бессмысленно крутящаяся в космосе песчинка. Если это так, то я какой-то муравей. Но ведь Творец создал меня человеком, у которого есть пару извилин в черепной коробке, и я должен найти свой ответ на вопрос, зачем просыпаюсь утром, почему перехожу улицу, дышу.

И он в конце-концов его отыскал. Вот этот ответ, который он получил, читая Книгу Книг, нашу Тору:

«И вернется Творец, и сжалится над тобой, и соберёт тебя из всех народов…»

Объясняется в комментарии Раши, что Творец вернётся вместе с нами.

У каждого из баалей тшува есть свой персональный рассказ о том, как Творец помогал ему выбираться из ямы, в которую он попал, как вытаскивал из болота и приводил к Себе.

С другой стороны, каждый недоумевает, почему это случилось именно с ним, ведь есть люди умнее, добрее и лучше. Однако Его волею я сегодня стараюсь учить Тору и жить по её законам, а они вдалеке от этого.

Со стороны всё кажется нам непонятным, но, очевидно, как только человек делает свой первый шаг к принятию власти Творца, всё выстраивается в ряд и становится ясно, что невозможно жить вне этого. И вся жизнь человека осмысливается настолько, насколько он впускает в себя настоящий ответ.

Это несомненное счастье жить в соответствии с истиной, и, вместе с тем, я не скажу, что это просто. И тысячи людеей, прошедших этот путь, расскажут, насколько сложно поменять свою жизнь, перевернуть её, направить в другую сторону.

Но на каждом шагу человеек ощущает, что ему помогают, по-отцовски поддерживают, как ребёнка, который начинает делать свои первые шаги. А Творец лишь на секунду оставляет вашу руку, чтобы дать возможность сделать свой собственный шаг и найти ответ на свои вопросы в собственном сердце. Это и называется революция духа.

Подобное тому, что происходит в душе бааль тшува, уже происходило в сердце одного человека почти четыре тысячи лет тому назад. Его звали Авраам. Сегодня евреи, потомки праотца Авраама, снова и снова выбирают его путь – быть народом Всесильного Творца Мира. Шабат шалом

 

admin @ 12:37

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика