Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ки Таво.  Когда ты придешь» или где подлинное счастье?

Шабат шалом, ядидим! Мир субботе, друзья!
Мы приближаемся к дням трепета и надежды – Рош Ха Шана (Новый год)и Йом Кипур(Судный
День).
Сейчас мы находимся в месяце элуле. Месяц перед Новым годом.
      Элул — месяц покаяния. Элул (от арамейск. «поиск») — двенадцатый месяц еврейского календаря (шестой, считая от исхода евреев из Египта). Элул длится 29 дней и приходится на вторую половину августа и первую половину сентября григорианского календаря. Это последний месяц года перед Рош Ха-Шана (канун нового года в еврейском календаре), (в традиционном еврейском календаре, а не в библейском еврейском, редактор МК). В это время принято вставать ежедневно до зари и читать молитвы слихот (прощения), а также трубить в бараний рог – шофар.
Накануне Рош-а-Шана — дня суда, на котором рассматриваются и оцениваются наши
поступки за прошлый год (по иудейской традиции, в реальности, они скорее всего расматриваются постоянно, редактор МК), у евреев принято оглядываться назад, подводить итоги, и как правило, хвататься за голову после их подведения. По крайней мере, наши мудрецы не рекомендуют никому пребывать уверенным в своей непогрешимости.
Способов покаятся много.

В месяц элул принято посещать могилы родственников, и если есть возможность — места захоронения мудрецов и праведников.
Большинство тех, кто знаком с иудаизмом, но не особо сведущ в его тонкостях, считают, что праздник Рош hа-Шана, или еврейский Новый год, является днем сотворения мира (которое, согласно традиции, произошло немного более 5760 лет назад, т. е. 3761 году
до н. э.).
На самом деле, это не совсем так. Да, еврейский календарный год начинается первого тишрея (Рош Ха Шана). Это так! Но это не день сотворения мира! И в этот день был сотворен Адам, первый из людей. А поскольку это событие, согласно Торе, произошло в шестой день Творения,
то узнать дату Дня сотворения мира, оказывается, совсем не сложно — 25 число месяца элула.

«Сефер Иецира» связывает месяц элул с ивритской буквой йуд — первой в четырехбуквенном имени Б-га йуд-hей-вав-hей. Гематрия буквы йуд — 10. Десятка символизирует полноту, завершенность (достаточно вспомнить о десяти сфирот, десяти заповедях, полном миньяне из 10 человек, десятичной системе исчисления и так далее). Понятно, каким образом это связано с месяцем элул, точнее — с 25 элула, Днем сотворения мира.
Итак, месяц элул. В этом месяце «родился» новехонький, еще незапятнанный мир, поэтому месяцем управляет созвездие Бетула, Дева. Мудрецы говорят, что слово «элул» является аббревиатурой фразы из Песни Песней: «Ани ле-доди, ве доди — ли» («Я — к моему возлюбленному, а мой возлюбленный — ко мне»).
В этом месяце Б-г находится в категории мелех ба-саде, «царь в поле», и особенно доступен для людей, ищущих Его. Ну и конечно же, в месяце элуле произошли разные события еврейской истории, например:
1 элула 2448 г. от Сотворения Мира (1312 г. до н.э.) Моше поднялся на гору Синай, чтобы просить у Вс-вышнего прощения за грех золотого тельца.
В этом месяце во дни Езры (Ездры) окончено было возобновление стены вокруг Иерусалима.
Благословений!
Езра, Израиль.

Дварим / Второзаконие 26:1-29:8
Йешаягу / Исайя 60:1-22
Маасей Талмидим / Деяния 7:30-36

Дварим 29 (1) И созвал Моше со всего Исраэйля, и сказал им: вы видели все, что сделал Г-сподь пред вашими глазами с Паро и со всеми рабами его, и со всею землею его, (2) Те великие испытания, которые видели глаза твои, знамения и чудеса те великие. (3) Но не дал вам Г-сподь сердца, чтобы разуметь, и очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать, до сего дня. (4) А я водил вас сорок лет по пустыне: не ветшали одежды ваши на вас, и обувь твоя не ветшала на ноге твоей. (5) Хлеба вы не ели и вина и шейхара вы не пили, дабы вы знали, что Я Г-сподь, Б-г ваш.  (6) И пришли вы к месту сему; и выступил Сихон, царь Хешбонский, и Ог, царь Башанский, против нас войною, и разбили мы их. (7) И взяли мы землю их, и отдали ее в удел Рыувэйнянам и Гадитам и половине колена Мынаше. (8) Соблюдайте же слова завета этого и исполняйте их, дабы вы имели успех во всем, что ни будете делать.

Чувствительный человек может слышать расстройство в голосе Моше когда он произносит эту речь к бней Израел (сыны Израиля). Кажется, что он был полностью обескуражен этими людьми. После всего того, что ХаШем сделал для них до этих пор, они все еще не имели понятия, что же происходит. Б-г проявил Свою милость, Он излил Свой Дух на них, у них была возможность видеть, слышать и понимать, но у них не было сердца для Б-га. Это были люди наполненные работой, а не Духом. Кажется, что их отношение состояло «Неважно, что Б-г сделал для нас вчера, а что же Он делает для нас сегодня», и Моше знал это. Именно поэтому он чувствовал необходимость напомнить бней Израел обо всём, что ХаШем для них сделал.

Моше был не виноват, что эти люди не ценили Б-га. Моше приложил все усилия для их
обучения. Не было лучшего лидера или учителя, чем Моше; проблема была в студентах. У меня впечатление из диалога, что бней Израел только вводили Моше в заблуждение. Возможно они притворялись, что заинтересованны в следовании заповедям ХаШем, тогда как в действительности хотели просто войти в землю, утвердиться на ней и зажить «нормальными» жизнями (как многие в современном Израиле? ред.).

В книге Йешуа бен Нуна мы видим, что путь, который бней Израел прошли с ним, не отличается от пути с Моше. Как  и с Моше , бней Израел только вводили Йешуа бен Нуна в заблуждение. Доказательство этого то, что, как только бней Израел получили что они хотели – унаследование земли, и после того, как Иисус Навин умер, реальное намерение их сердец было показано: они
отпали от Г-спода, поскольку книга Шофтим (Судьи) говорит нам:
Шофтим (Судьи) 21:25 (25) В те дни не было царя у Исраэйля; каждый делал то, что ему нравилось.

Что происходило с Моше и его народом не очень отличается от того, что происходит в
синагогах сегодня.
Раввин учит и проповедует, и всё это в одно ухо влетает, а из другого вылетает для большинства в слушающих. Они дают комплементы проповедям, но их жизни не отражают того, чему проповеди учат – они не изменяются.
Они приходят на лекции  по изучению Торы, Каббалы, но не знают и не то, чтобы применять учение в жизни, но даже не считают нкжным прочитать дома прослушанные лекции, хотя конспекты у большинства в полном порядке. Еженедельно они приходят на служение, но нет никакого свидетельства изменения в их жизнях.
Смотрят и не видят, слушают и не слышат!
Догадываюсь, что как бней Израел, эти люди следуют за человеком, а не за Б-гом, которого человек представляет. Моше знал это, они не смогли одурачить его, и именно поэтому он сделал утверждение:

Дварим 31:29 ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути,
который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы
будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих.

Как ни печально Моше был прав.

Сколько общин развалились после того, как раввин умер, ушёл или впал в грех? Почему это должно происходить?
Не кажется ли Вам, что конгрегация будет достаточно зрела в вере, в Б-ге, за Которым
они следуют, двигаться в доктринальных отношениях с Г-сподом с или без раввина?
Они должны были бы! Особенно, если раввин дал им хорошее теологическое учение.
Проблема в том, что большинство в общинах походят на бней Израел: Шмот (Исход) 20:18-20 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. (19) И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

Знакомо ли вам такое чувство, что вы все трудитесь и трудитесь, но никак не продвигаетесь вперед в ваших усилиях? Не казалось ли вам, что на самом деле вовсе не имеет значения, насколько тяжело как долго вы работаете, но ваших усилий всегда недостаточно? Вас часто обворовывают, вы теряете ваши вещи или вас постоянно обманывают?
Я не могу сказать определенно, но вполне возможно, что ответ на вашу проблему может
быть найден в Параша Тора на этой неделе.

Дварим (28:15) И будет: если не будешь слушать гласа Господа, Б-га твоего, чтобы соб-людать, исполнять все Его заповеди и Его законы, которые я заповедую тебе сегодня, то сбудутся над тобой вcе проклятия эти и настигнут тебя. (28:29) И будешь ощупью ходить в полдень, как ощупью ходит слепец впотьмах, и не преуспеешь на пути твоем; и будешь только утеснен и ограблен во все дни, и никто не поможет. (28:38) Много семян вынесешь в поле, но мало соберешь, ибо уничтожит их саранча. (28:39) Виноградники ты насадишь и обрабатывать будешь, но вина пить не будешь и не соберешь, ибо объест их червь. (28:40) Оливы будут у тебя во всем пределе твоем, но елеем не умастишься, ибо сбросит олива твоя (плоды).

Большинство из нас читают эти строки и тотчас списывают их со счета, полагая, что это проклятия, посланные на Исраэль или на евреев. Тем не менее, мы не в состоянии понять, что все происходящее с Исраэлем, и все, о чем написано в Писании, написано в предостережение для нас (как пример).
Да-да, мы включены в этот список тоже!

Коринтим Алеф ( I Коринфянам) Ибо я, братья, не хочу, чтобы вы упустили из виду смы-сл того, что происходило с нашими отцами. Все они следовали за облачным столпом, и все прошли сквозь море, и в истории с облаком и морем все они были погружены в Моше, а также все они ели одну и ту же пищу от Духа, поскольку пили из Камня, посланного Духом, следовавшим за ними, а Камнем этим был Мессия. Тем не менее, большинством из них Б-г был недоволен, и потому вся пустыня была усыпана их телами. Это были исторические события, послужившие прообразами, которые учат нас не склоняться в своем сердце ко злу, подобно им.

Вдобавок нам говорится, что это для нашего же блага:
2 Тимофею (3:16) Все Писание богодухновенно и полезно для обучения истине, обличения
греха, исправления и наставления в праведном поведении.

В то время, когда Шауль писал эти строки, Брит Хадаша (Обновленный Завет) еще не существовал, и он (Шауль) ссылался на Танах (еврейское Писание), который и стал для него вдохновением. Поэтому и думать забудьте, что все проклятия, перечисленные в этом недельном чтении Торы, относятся только к Исраэлю и евреям, они предназначены также и для нас! И это нам дает нам совершенно новую точку зрения на то, что говорит нам Ха Шем, и совершенно иное восприятие всего происходящего с вами в данный момент или того, что уже произошло.

Насколько тщательно вы соблюдаете Тору? Непреклонны ли вы в вашем исполнении мицвот (заповедей) Б-га?
     Я не пропагандирую, чтобы вы стали вдруг религиозными, отрастили пейсы или, будучи религиозной женщиной, стали бы вдруг брить голову и носить головной убор постоянно. Это все раввинистические учения, но не строки Библии.
Я также не настаиваю, чтобы вы стали исполнять мицвот, имеющие отношение к Бет Ха
Микдаш (Храму)
, поскольку нет сейчас Храма на земле для исполнения этих мицвот, следовате- льно, у них нет применения в наши дни.

Но зададим себе вопрос: «Исполняем ли мы те мицвот, которые применимы в наши дни,
которые могут и должны быть исполнены?»
Например, соблюдаете ли вы Шабат и выполняете требование употреблять в пищу только
мясо «чистых» животных и удостоверяетесь ли всякий раз в том, что мясо, которые вы
едите, не содержит крови?
Почитаете ли вы ваших родителей, любите ли вы ближнего своего и даете ли пищу бедняку?
Оказываете ли поддержку сироте и вдове, относитесь ли с уважением к собственности
других людей?

Если нет, то возможно (я еще раз особо подчеркну слово «возможно») именно по этой причине вы до сих пор с вами в вашей жизни случаются неприятности, разочарования и прочие злоключения, о которых говорится в Писании.

Наш Б-г нелицеприятен, и это означает, что все равны перед Ним. Каждый из нас подотчетен Ему. И никакая этническая принадлежность или религиозные убеждения с теологическими
учениями не освободят нас от исполнения Торы!
Наш Б-г не только Б-г Исраэля, но Он – Б-г всей земли.

От ортодоксальных евреев.

Очередной этап невосприятия чуда лучше всех выразил Сергей Есенин «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видиться на расстоянии».
Подчас осознать, что прекрасный лебедь, всегда находящийся под рукой и готовый в любую минуту прийти к тебе на помощь, и есть та диковинная царевна, намного труднее, чем пуститься за ней в поиски за тридевять земель.
Точно также трудно осознать масштаб чуда, когда ты находишься внутри него. Детям поколения пустыни, ежедневно получавшим свою порцию манны небесной, казалось невероятным чудом возможность вырастить хлеб из прогнившего в земле зерна. Мир полон чудес. Надо лишь научиться их видеть. А то ведь
Мы разучились видеть чудеса –
Под корень нам срубили души,
Нам заслонили небеса,
Неволей тяжкою замучив.

«Кипел наш разум возмущенный,
А вместо сердца – пламенный мотор» —
Так нам внушали убежденно,
И в этот верили мы вздор.

И привыкали к тьме глаза,
Считая истину за ересь.
Мы разучились верить в чудеса.
Мы просто разучились верить…

Недельная глава – Ки таво (Когда ты придешь)

Глава начинается с описания заповеди приношения в Храм первых плодов урожая. Затем перечисляются и проклинаются преступления, которые человек склонен совершать тайком. А в заключение приводятся примеры благословений и проклятий еврейского народа, зависящих от нашего поведения.

У того, кто вдумчиво прочитает слова главы «Ки таво», наверняка, пройдет мороз по
коже.
Причем самое ужасное, что все эти проклятия могут совершаться прямо у нас на глазах. Как сказано «И ты сойдешь с ума от того, что увидят твои глаза».

Если мы уже заговорили о проклятиях, было бы нелишним вспомнить следующий эпизод
еврейской истории, описываемый в главе седьмой книги Мелахим – бет (Вторая Книга Царств).

Еврейский народ переживает все ужасы жесточайшей блокады. Полчища врагов осаждают со всех сторон. И вдруг пророк Элиша – Елисей объявляет, что к этому часу завтрашнего дня не только не будет голода, но цены на продукты питания дойдут до самого минимума. Один из
приближенных к царю военачальников, находившийся рядом с пророком, жестоко осмеял его.
«Ага, мол, к завтрашнему дню Б-г проделает нам каналы для пищи прямо с неба. Ха-ха-ха! Возможно ли такое?» На это пророк Элиша сухо ответил «Ты все увидишь своими глазами, а вот поесть уж тебе не удастся!» И пророчество, и проклятье Элиши полностью сбылись.

Ночью враг неожиданно оставил осаду вместе со всем своим провиантом. Когда утром невероятная новость достигла ушей умирающих от голода евреев, они все ринулись из города подкрепиться в бывшем стане врага. На горе же вышеупомянутого военачальника все это происходило во время его смены стоять у городских ворот, и он не имел право покинуть свой пост, чтобы подкрепиться вмести со всеми. Но это было лишь начало трагедии. Голодная толпа так напирала на ворота, что задавила их охранника.
Жутковатая история. Конечно, поведение военачальника перед лицом пророка было вызывающе дерзким и наглым. Конечно, духовный уровень людей того поколения намного превосходил наш, и они лучше понимали, кто такой пророк Элиша, и что значит Б-жественной обещание.

Но, положа руку на сердце, разве и в менее обостренных ситуациях мы сами не задаемся
вопросами военачальника «На что жить завтра? Ведь не проделает Б-г нам каналы для пищи прямо с неба? Ха-ха-ха! Возможно ли такое?»

И тут рав Горвиц в своей книге «Мадрегат Аадам» пишет потрясающие вещи. Так ведь и мы, мучимые сомнениями и вопросами оппонента пророка Элиши, получаем точно такое же наказание «Ты все увидишь своими глазами, а вот поесть уж тебе не удастся!»
Своими глазами мы видим, как у друга, у соседа, у Ивана Петровича есть и то, и другое, и третье. Как говорится, «И так проблем навалом, а тут еще сосед купил себе Жигули!» Мы видим, как все вокруг имеют все, что им необходимо и даже гораздо больше, чем им полагается.

Все, кроме нас, разумеется! И мы начинаем вставать с петухами, вертеться, как белки в колесе,
пахать, как лошади и лоси, возращаясь домой с работы в виде затравленного зайца, постепенно теряя наш человеческий облик. Причем «поесть», насладиться подбно тому же другу, соседу и Ивану Петровичу нам почему-то так и не удается, даже если мы добиваемся всего точно того, что добились и они.

Наше проклятье куда страшнее проклятия военачальника.
Он видел и не смог овладеть вещью реальной, погибнув на месте, и его мученья продолжались считанные секунды.
Мы же видим сплошную иллюзию, не отдавая себе ни малейшего отчета в том, что другу, соседу и даже Ивану Петровичу кажется, что МЫ и есть те счастливцы, у которых, в отличие от них самих, есть все заслуженные и незаслуженные блага на свете. И за эту иллюзию мы отдаем все лучшие годы нашей жизни, и нашим мучения длятся  беспрестанно.

И недаром одно из центральных благословений главы «Ки таво» – «Ты удостоишься всех
благословений, и они догонят тебя». На первый взгляд, если мы и так удостаиваемся всех благословений, то зачем им еще и достигать нас? И вообще, где вы видели, чтобы человек убегал от благословений, и им еще придется за ним гнаться?

В стихотворении «Вечер» Бунин совершенно четко пояснил эту проблему:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье – всюду…

Мало заслужить благословение. Надо научиться его еще и ценить, не пытаясь вырваться
из его крепких и цепких объятий в погоню за призрачным счастьем воздушных замков.
Как завершил Бунин свое стихотворение «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.»

 

admin @ 10:20

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика