Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Недельный раздел «Насо»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Сотá (женщина, подозреваемая мужем в измене)

«Бемидбар» 5:11-31

/27/ И КОГДА НАПОИТ ОН [СВЯЩЕННИК] ЕЕ ЭТОЙ ВОДОЙ, ТО, ЕСЛИ ОНА ОСКВЕРНИЛАСЬ И ПОСТУПИЛА ВЕРОЛОМНО ПРОТИВ МУЖА СВОЕГО, ТО СТАНЕТ В НЕЙ ЭТА ВОДА, НАВОДЯЩАЯ ПРОКЛЯТИЕ,  ГОРЬКОЙ, И ВСПУХНЕТ ЖИВОТ ЕЕ И ОПАДЕТ БЕДРО, И БУДЕТ ЭТА ЖЕНА ПРОКЛЯТИЕМ СРЕДИ НАРОДА. /28/ ЕСЛИ ЖЕ НЕ ОСКВЕРНИЛАСЬ ЖЕНА И ЧИСТА ОНА, ТО ОСТАНЕТСЯ ОНА НЕВРЕДИМОЙ И ОПЛОДОТВОРИТСЯ СЕМЕНЕМ [МУЖА]… /31/ И БУДЕТ МУЖ ЧИСТ ОТ ГРЕХА, А ЖЕНА ПОНЕСЕТ СВОЙ ГРЕХ, [ЕСЛИ ОСКВЕРНИЛАСЬ].

  • Постарайтесь сформулировать, по каким причинам и для достижения каких целей необходима описываемая в этом фрагменте процедура.
  • Что означают слова «и будет муж чист от греха»?

Вавилонский Талмуд. «Сота», 47

Мишна. Когда умножились развратники, прекратилась горькая вода. И рабан Иоханан постановил не использовать ее, ибо сказано: «Не взыщу я с развратничающих дочерей ваших и с прелюбодействующих невесток ваших, ведь вы сами уединяетесь с блудницами и с женщинами, предающимися блуду, приносите жертвы, а народ не может понять и пребывает в смятении» («Ѓошеа», 4:14)…

Гемара. Учили наши наставники: «И будет муж чист от греха» («Бемидбар», 5:31) – когда муж чист от греха, то с помощью воды [из рук священника] можно проверить верность его жены; если же муж не чист от греха, то с помощью этой воды нельзя проверить верность его жены… А что означают слова «народ не может понять и пребывает в смятении» («Ѓошеа», 4:14)? Сказал р. Эльазар: «Пророк поведал народу Израиля: если вы следите за собой – вода проверяет ваших жен, а если нет – не проверяет, [потому народ и не сможет узнать, согрешили их жены или нет, и будет в смятении].

Как бы вы, в согласии с приведенным отрывком из Талмуда, определили причину прекращения использования горькой воды?

  • Соответствует ли толкование слов «и будет муж чист от греха» в Талмуде простому смыслу Писания? Что это означает, согласно Талмуду?
  • Как вы думаете, почему грех мужа влияет на возможность проверить верность его жены с помощью горькой воды?
  • Как используется в мишне стих из книги пророка Ѓошеа, и означает ли сказанное в нем, что женщины не будут наказываться за грех прелюбодеяния?

«Бемидбар раба», 9:12

…Сказал Г-сподь: «Только благодаря тому были евреи выведены из Египта, что воздерживались от разврата»… Все чудеса, что содеял Г-сподь для евреев в Египте, были сотворены за то, что воздерживались они от разврата… Всего на земле есть шестьдесят племен, люди которых знают, кто отец ребенка, но не знают, кто мать[1]… восемьдесят племен, люди которых знают, кто мать, но не знают, кто отец… а остальные не знают ни матери, ни отца ребенка и исчезают [с лица земли]. И лишь Израиль – «единственная голубка Моя непорочная» («Шир ѓа-ширим», 6:9)…

Есть ли, по-вашему, какая-то связь между этим отрывком из сборника мидрашей и вышеприведенным отрывком из Талмуда?

 Рамбам, «Мишне Тора», разд. «Законы о соте», 2:8, 3:17-19

Если человек, будучи взрослым, когда-либо вступал в запрещенную связь, то вода, наводящая проклятие, [или горькая вода, см. выше] не проверяет его жену

Если муж вступал когда-либо в запрещенную связь, вода не проверяет его жену, как мы объяснили выше. А если он, несмотря на это, все же приведет жену, чтобы священник дал ей выпить горькую воду, то тем самым добавит к своему греху преступление, ведь  из-за него напрасно будет стерто непроизносимое Имя [во время приготовления горькой воды, см. «Бемидбар» 5:23] и станут люди смеяться над проверкой горькой водой, ибо его жена расскажет своим подругам, что согрешила, а вода не подействовала на нее, – и не знает она, что причиной тому грех ее мужа. Поэтому, когда во времена Второго Храма умножились открыто развратничающие, Санѓедрин постановил отменить использование горькой воды [т.е. отменил процедуру проверки жен, подозреваемых в неверности], полагаясь на то, что передает Писание: «Не взыщу я с развратничающих дочерей ваших и с прелюбодействующих невесток ваших…»

Рамбан, комм. к Торе, на стих «Бемидбар», 5:20

Нет среди всех законов Торы ни одного, который был бы настолько зависим от чуда, как этот, сам являющийся по сути своей постоянным чудом, творимым для народа Израиля, если они в большинстве своем выполняют волю Вездесущего. Ибо «Г-сподь желал ради справедливости Своей» дать наставление женщинам Израиля, чтобы не развратничали они (см. «Йешаяѓу», 42:21), как это водится у других народов, а также [хотел Г-сподь] очистить народ от мамзерим [незаконнорожденных], дабы были они [евреи] достойны того, чтобы в их среде пребывала Шхина  [Б-жественное присутствие]. Поэтому все это прекратилось, когда они погрязли в прегрешениях, как сказали [наши мудрецы]: «Когда умножились развратники, прекратилась горькая вода, ибо сказано: “Не взыщу я с развратничающих дочерей ваших и с прелюбодействующих невесток ваших, ведь вы сами уединяетесь с блудницами и с женщинами, предающимися блуду, приносите жертвы, а народ не может понять и пребывает в смятении”». Однако Писание вовсе не утверждает, что прелюбодействующие женщины будут освобождены от наказания за грех из-за того, что их мужья развратничали. Оно говорит лишь о том, что они [евреи] будут лишены великого чуда, которое свершалось ради их достоинства, дабы были они народом святым, а они не поняли этого блага и не желали его – об этом сказано: «А народ не может понять и пребывает в смятении», – т.е. запутается по собственной глупости… И в этом же смысл того, что сказано: «»И будет муж чист от греха» («Бемидбар», 5:31), – когда муж чист от греха, то с помощью воды [из рук священника] можно проверить верность его жены; если же муж не чист от греха, то с помощью этой воды нельзя проверить верность его жены» («Сота», 47б). А чистота мужа состоит в том, что он не вступал в связь со своей женой после того, как возревновал ее, и скрылась она с глаз его [см. «Бемидбар», 5:13][2]. А есть комментаторы, которые считают, что, если муж вступал когда-либо в жизни в запрещенную связь, то вода не проверяет его жену. А на основе Ѓалахи можно сделать вывод, что даже в том случае, если его [мужа] сыновья или дочери развратничают, а он не наставляет их, то и тогда вода не проверяет его жену. А вообще – это [проверка с помощью горькой воды] чудо и достоинство Израиля.

Что добавляет Рамбам к сказанному в Талмуде («Сота», 47)? Как Рамбам понимает  слова «и будет муж чист от греха»?

  • В чем, согласно Рамбаму, причины прекращения использования горькой воды?
  • Как квалифицирует описанную Торой процедуру Рамбан? В чем, согласно Рамбану, причины и цели введения закона о соте?
  • Какие интерпретации слов «и будет муж чист от греха» предлагает Рамбан?
  • Почему, согласно комментарию Рамбана, грех мужа влияет на возможность проверить верность его жены с помощью горькой воды? А грех домочадцев?
  • Видите ли вы какую-либо связь между словами Рамбана и отрывком из «Бемидбар раба»?
  • Вернитесь к первому вопросу и постарайтесь ответить на него, исходя из прочитанных комментариев.

[1] Согласно комментарию «Матанот кеѓуна» имеется в виду ситуация, при которой у каждого мужчины имеется довольно большое количество жен, и рожденные ими дети воспитываются все вместе, не имея представления о том, кто их мать.

[2] Согласно г+алахе, мужу запрещено вступать в соитие с женой, если он подозревает ее в измене и есть свидетели, что она уединялась с мужчиной, к которому ее ревнует муж.  Как вы думаете, чем объясняется этот запрет?

admin @ 13:16

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика