Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Глава Эмор
Категория: Праздники

И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: «СКАЖИ…» (Ваикра, 21:1)

Слово «эмор» происходит от слова «амира» (речь, говорение). Здесь действительно много места уделяется речи, ее духовному характеру.

Речь – явление очень высокое. Именно речь отличает нас от животных: мы — говорящие.

Что означает понятие «речь»?

Сказано: «Словом Творца небеса сотворены» (Пс. 33:6) То есть речь – это нечто очень важ-ное.

Речью называется отталкивание, отраженный свет, отдача, пар, выходящий изо рта. В струк-туре души есть рош (голова) и гуф (тело), как и в нашем физическом теле.

Наша отдача ближнему называется речью, паром, исходящим изо рта.

В речи заложена сила созидания, творения: 10 речениями создан мир. И даже если я просто го-ворю соседке «доброе утро», то ее утро становится чуть лучше, чем раньше.

Это верно, но только на уровне «соседки».  Мы имеем в виду уровень более высокий.

Нужно ли это простому еврею, не пытающемуся исправить все зло?

За прозицией «я простой еврей» — человек может скрыться. От нас не требуют оставаться простым евреем. От нас требуют достижения уровня Творца. Сказано: «Возвратитесь, сыны Из-раиля, к Творцу Своему».

Каждый должен уподобиться Творцу, а не пребывать на уровне «здравствуй, соседка, я прос-той еврей».

Быть простым евреем тоже не просто, иногда это очень путает: соблюдении чистоты речи и запрете на злословие.

Эти требования тоже исходят из правила «Возлюби ближнего, как самого себя». Если человек старается не говорить плохо из-за боязни получить наказание свыше, то это просто эго-ские расчеты.

Под соблюдением чистоты речи и запрете на злословие подразумевается, что я намерен достичь любви к ближнему, отдачи ему для его блага. И тогда нам не нужны толстые книги, чтобы вычитывать оттуда правила, которыми мы должны руководствоваться, чтобы не повредить другим людям и не получить за это свыше наказание. Мы просто должны действовать, исходя из внутреннего ощущения своего сердца.

Говоря с кем-то, мы должны каждый раз проверять, есть ли у нас эта любовь и тогда все, что  мы скажем, будет хорошо.

Даже если слова неприятные?

Если они исходят из любви, не может быть, что мы заденем человека.

Дело не в том, чтобы выбирать или взвешивать слова, а в том, чтобы проверить свое отноше-ние до того, как мы начинаем говорить.

У человека, молчаливого от природы, меньше шансов нарушить предписание чистоты речи?

Нет, ведь речь идет не о том, произносим мы слова или нет. Можно без слов произвести огромные злодеяния! Говорится о том, что наше отношение к другому человеку является злословием.

Под понятием язык (лашон) подразумевается язычок (стрелка) весов, который показывает, какая чаша перевешивает: вины или заслуг.

Запрет злословия (букв: сохранение языка) касается того, как мы думаем о другом человеке, каким языком. Мы должны все время быть в отдаче, в добре относительно него.

Различие между мыслью и речью.

Слова действуют.

А мысль – это действие?

В нашем мире мы думаем, что если еще не произнес вслух, а только подумал – не страшно. А когда произнес, то задел другого человека: он услышал, воспротивился, возникает спор или того хуже. Но если ты удержался и не сказал — все в порядке.

В духовном мире не так: все происходит согласно чистоте веления сердца – именно это берется в расчет. Поэтому недостаточно быть молчуном. Нужно принимать во внимание и мысль, причем настолько глубоко, что мы сами не в состоянии это увидеть. Но сверху это так проверяют.

Я определяю себя как молчуна, но на лекциях я говорю очень много!

Уроки, собрания, беседы, лекции – это очень тяжело. Согласно характеру я не отношусь к любителям поговорить — готов закрыться в своей комнате и не выходить. А с кем и о чем говорить?

Есть внутренний разговор, когда ты обращаешься к реальности, Творцу, к продвигающей весь мир силе. Ты находишься в некоей связи с ней, развиваешься, и этого достаточно. Для чего просто возмущать воздух?

Что такое внутренний разговор?

Это диалог с Творцом, природой и всем, что наполняет природу. Этот диалог происходит и в мысли, и в чувстве, иногда с помощью цитат или во время уроков. Но это разговор внутренний, и именно он подразумевается в главе «Эмор».

Ссора двух человек

В главе «Эмор» мы читаем о ссоре двух человек в стане Израиля:

И ВЫШЕЛ СЫН ИЗРАИЛЬТЯНКИ, ОН ЖЕ СЫН ЕГИПТЯНИНА, В СРЕДУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, И ПОССОРИЛИСЬ …С ИЗРАИЛЬТЯНИНОМ. И ОСКОРБЛЯЛ СЫН ИЗРАИЛЬТЯНКИ ИМЯ БОГА… (Ваикра, 24:10 – 24:11).

Сыны Израиля посадили его под стражу, и Творец повелел Моше забросать проклинающего камнями.

Какое дело Творцу до слов в Его адрес? Ведь Он полон отдачи и милосердия! Неужели Он не может поступиться Своим величием?

Прежде всего, уточним, о чем мы говорим: о внешних действиях или о внутренних.

Если о внешних, то не спрашивайте менякаббала не занимается буквальным толкованием Торы.

Тора — книга не о морали и не о том, как люди должны себя вести между собой в этом мире.

Тора говорит на уровне, где должна произойти наша встреча с Творцом. Она говорит об исправлении души, а не о налаживании отношений между людьми в нашем простом человеческом обществе.

Когда мы читаем о том, что поссорились два израильтянина, один из которых злословил на Творца, что набежала толпа, и Моше получил указание Творца — имеются в виду процессы, про-исходящие только внутри души.

Человек — это маленький мир. У него есть:

1.Намерения ради отдачик Творцу и любви к ближнему,

2.Намерение  ради получения, ведь он оскорблял имя Творца.

Оскорбление  противоположно действию отдачи.

Что делать с таким желанием?

Приходит толпа, т.е. желания пока еще не исправленные, но ожидающие исправления. Они получают указание от Творца забить камнями желание, уводящие их в противоположную сторону.

Есть четыре вида умерщвления соответственно четырем уровням глубины желания получать.

Чтобы исправить желание, необходимо на каждой ступени его «убивать», то есть прекращать пользоваться им эгоистически.

Затем его вновь оживляют — это называется «воскрешением мертвых»и исправляют ради отдачи.

Что означает «не оскорбить имя Творца»?

Не думать противоположно святости — отдачи и любви.

Если человек, нервный от природы, ругается, как это влияет на его душу?

Когда человек кричит и выходит из себя вследствие какого-то внутреннего напряжения, это не имеет отношения к каббале, а касается лишь психологии человека и особенностей его поведения. В такой форме он «разряжается» и успокаивается.

Врачи и психологи подтверждают, что такое поведение имеет положительное воздействие на психику. Японцы, например, спускаются в специально отведенную комнату, где можно «побить» муляж своего босса. Потом они  возвращаются к работе и к галантному общению с начальником. Человеку необходимо каким-то способом выместить зло, которое он не может исправить другим способом.

Ругательства стали частью нашей культуры. Они используются в различных формах, и нельзя сказать, что это ругательства в чистом виде. Скорее, это некие коды, с помощью которых человек выражает свои переживания. Наш лексикон серьезно изменился.

Убийство человека и скотины

Глава «Эмор» устанавливает наказания за убийство скотины и за убийство человека:

А ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛИШИТ ЖИЗНИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, СМЕРТИ БУДЕТ ПРЕДАН. А ЕСЛИ КТО-НИБУДЬ УБЬЕТ СКОТИНУ, ДОЛЖЕН ОН ЗАПЛАТИТЬ ЗА НЕЕ: ЖИВОТНОЕ ЗА ЖИВОТНОЕ (Ваикра, 24:17 – 24:18).

Т.е. мне запрещено убивать животное в себе, я должен относиться к нему со снисхождением, кормить его прежде, чем я ем сам, и заботиться о его благополучии.

«Животное» относительно уровня «человек» представляет собой низшую ступень развития наших желаний.

Нам предстоит поднять его до уровня «человек».

Поэтому мы заботимся о желаниях животного уровня, «обхаживаем» их с целью постепенно присоединить к себе. Тогда это «животное» будет служить нам так, как служат человеку животные в нашем мире.

Запрещено относиться к нему плохо, ведь мы получили его свыше (в Эдемском саду). Поэ-тому, хоим или нет, мы обязаны о нем заботиться. Мы не можем бросить его, проигнорировать или уничтожить. Мы должны правильно обращаться с ним и привести к исправлениям.

Христианский аскетизм

Требование христианствапренебречь потребностями тела, отказаться от пищи и секса, это, по сути, отказ от правильного обращения с животным, которое в человеке.

Это просто идолопоклонство, и не имеет отношения к исправлению души. Человек должен давать своему телу все, нельзя воздерживаться от его естественных потребностей.       Запрещено подвергать себя физическим страданиям.

Почему великие предводители еврейского народа были пастухами?

Пастух — это тот, кто видит и указывает дорогу «стаду» — нам.

Моше называется «верным пастухом», за которым идет «стадо».

«Стадо» — это весь народ, кроме одного человека, который видит и знает, куда идти.

«Стадо» – это совокупность желаний всего народа.

То же самое касается каждого человека: то, чем ты руководствуешься при совершении каких-либо поступков, и есть твой пастух. Все остальное тебе нужно привести в соответствие с ним. Стадо и пастух одновременно присутствуют как в отдельном человеке, так и в народе в целом. В принципе, это и есть схема нашего продвижения к духовному.

Законы чистоты священников

КОhЕН ЖЕ ВЫСШИЙ ИЗ БРАТЬЕВ СВОИХ, НА ГОЛОВУ КОТОРОГО ВОЗЛИТО МАСЛО ДЛЯ ПОМАЗАНИЯ (Ваикра, 21:10).

Моше это точка, влекущая меня вверх.

Священник (коэн) — это намерение ради отдачи, которое должно вести за собой народ.

Разница между Моше и коэном.

Моше дает народу Тору в общем. А действия по исполнению и применению Торы относительно желаний в душе человека и отношений между людьми возложены на коаним.

Коэн — это тот, кто исполняет предписания Моше. В соответствии с этим на коаним возложены определенные запреты и дозволения.

Коэн и женщины

Почему есть определенные категории женщин, которых коэн не может брать в жены оскверниться прикосновением к умершим?

Имеются в виду желания получать!

Коэн это чистое желание отдачи.

Тому, кто пребывает в таком желании, нельзя прикасаться к нечистым желаниям, к «оскверненной женщине».

«Женщина» в каббале – это желание.

Коэннаправление к отдаче — может использовать только такое желание, которое может при-соединить к отдаче.

Когда желание, называемое «женщина», объединяется с намерением ради отдачи, то вместе они совершают правильные действия по исправлению.

Согласно заповеди «плодитесь и размножайтесь» появляются дети: новые исправления и новые ступени. Таково следствие выбора правильного желания и работы с ним ради отдачи.

Увечья коэнов

В главе «Эмор» сказано, что если не теле коэна есть увечья, он не может исполнять обязанности священнослужителя.

Конечно, как иначе?

Как ты можешь быть целиком в отдаче — коэном, если в твоем теле, т.е. в каком-то из твоих желаний, есть увечье – намерение получать.

Значит, ты весь не исправлен! Ведь отдача – это совершенство и речь идет о духовных увечьях.

Увечья на теле жертвенного животного.

Жертва – это желание, с помощью которого ты приближаешься к Творцу, к отдаче и лю-бви.

На иврите слово «жертва» (курбан) происходит от слова «близкий» (каров).

В конечном счете, все очень просто: настрой свои желания на отдачу и любовь к ближнемув этом вся Тора.

Если мы обнаруживаем в себе изъяны, то исправляем их. Мы все полны изъянов и увечий — каждый из нас!

Человек, который начинает себя исправлять, постепенно их в себе обнаруживает. Но он раскрывает их в соответствии с тем, насколько способен это вытерпеть. Когда ему раз за разом раскрывают находящееся в нем зло, он видит, что целиком испорчен.

Толкованре выражени я: «Каждый осуждает своим изъяном»?

Допустим, я смотрю на кого-то и вижу в нем зло  — это знак, что зло находится в тебе. Иначе ты не смог бы его увидеть.

Мы воспринимаем реальность таким образом, что если видим что-то кроме света, отдачи и любви, наполняющей мир, т.е. видим обратный мир, значит, смотрим через призму своей испорченности. Поэтому именно так наш мир нам видится.

Есть такая уловка: ты идешь с другом в ресторан, и он «вдруг» обнаруживает, что забыл кошелек.

В таких ситуациях я всегда думаю: «Ну и скряга!» В итоге я плачу за ужин. По-вашему получается, что я осуждаю его в меру собственной испорченности, и не он скупой, а я!?

Если говорить на уровне материального мира, то, возможно, я судю друга в соответствии с тем, что мне кажется истинным. Возможно, кто-то другой на твоем месте подумал бы, что друг на самом деле забыл кошелек, что он хочет заплатить.

Он искренне сожалеет, ведь именно он пригласил тебя в ресторан, и вовсе не для того, чтобы поесть за твой счет. Наоборот, он хотел побыть с тобой и заплатить за ужин, но так уж получилось, что он забыл. То есть каждый судит согласно своим свойствам.

В чем значение праздничных дней, которые устанавливаются в главе «Эмор»?

ВОТ ПРАЗДНИКИ БОГА, СВЯЩЕННЫЕ СОБРАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ ДОЛЖНЫ СОЗЫВАТЬ В НАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ НИХ ВРЕМЯ (Ваикра, 23:4).

Что особенного происходит в праздник?

Это этапы на пути исправления.

Субботаэто Окончательное исправление (Гмар Тикун), образ будущего мира, когда все исправлено и наполнено светом. Это состояние называется Субботой Суббот.

До него есть различные этапы, приближающие к этой высшей точке.

Противоположное состояниеСудный день (Йом Кипур). Это тоже Суббота — мы не производим никаких исправлений, но обнаруживаем всю испорченность своего сосуда (кли).

Йом Кипур противостоит празднику ПуримКонечному исправлению и наполнению.

Все остальноеНовомесячье, Песах, Шавуот, Суккотпромежуточные исправления.

Самое плохое состояние приходится на 9 Ава — день разрушения обоих Храмов. С него начинается все исправление.

 

admin @ 11:31

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика