Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Телевизионная передача «Недельная глава Торы»с  Гилем Копачем Глава Кдошим
Категория: Каббала

И ОТСЧИТАЙТЕ СЕБЕ ОТ ВТОРОГО ДНЯ ПРАЗДНОВАНИЯ, ОТ ДНЯ ПРИНЕСЕНИЯ ВАМИ ОМЕРА ВОЗНОШЕНИЯ СЕМЬ НЕДЕЛЬ; (Книга Левит. 23:15)

Начинается период, называемый «Омер». Что означает этот период? Что такое отсчет Омера и чем он помогает нашему исправлению?

Отсчет Омера – это особенная вещь. На его примере можно показать всем, что исправление, которое нам необходимо сделать, – духовное, а не материальное. Потому что это не просто отсчет дней недели: воскресенье, понедельник, вторник и т.д.

Отсчет Омера начинается на следующий день после Песаха и продолжается до праздника Шавуот. Таким образом, есть у нас семь недель, в течение которых мы считаем: первый день Омера и т.д.

Это происходит потому, что наша душа включает 7 сфирот: хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, есод, малхут.

Сюда не включаются кетер, хохма и бина п.ч. из них нисходит к нам свет, который приходит в тело души, состоящее из семи основных сфирот – хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, есод, малхут, в каждой из которых также имеется семь сфирот. Таким образом, умножая  семь на семь, получаем число сорок девять дней.

Но каббала утверждает, что между телом и душой нет никакой связи. Но что мы говорим при отсчете Омера. Может ли это объяснить тот, кто это читает? Написано, что благодаря отсчету Омера, который я сделал сегодня, исправится то, что я нарушил, скажем, в сфире хесед, находящейся в сфире гвура. В понедельник мы говорим, что хотим исправить то, что испортили в сфире тиферет из сфиры хесед, во вторник мы делаем исправление другой сфиры и т.д.

Что ты испортил? В какой сфире? О чем ты говоришь? Мы произносим эти слова просто так, но, в сущности, необходимо исправить эти сфирот. Человеку нужно чувствовать свою душу, которая есть у него в виде маленькой точки. И эту точку мы должны раздуть, увеличить, пока из нее не образуется объем, — желание познать смысл жизни: зачем я живу, почему я живу?

Если человек это чувствует внутри, то это знак того, что душа желает развиваться. И тогда с помощью каббалы она развивается. Мы изучали, что это происходит посредством света, который подсвечивает…

Но как посредством отсчета Омера, с помощью того, что я говорю: «Сегодня я исправляю хесед в гвуре, гвура в гвуре, тиферет в гвуре», и так я прохожу все сфирот, как это меня исправляет?

Правильно, потому что ты, в конечном счете, произносишь ртом эти слова во время молитвы. Кстати, я не отвергаю эти вещи, поскольку они имеют отношение к культуре и воспитанию нашего народа. Но исправление происходит внутри.

Нам необходимо раскрыть душу, открыть ее, начиная с точки, и дойдя до 49 внутренних сфирот, представляющих ее объем, и исправлять шаг за шагом посредством 49 шагов каждую из сфирот. Об этом и говорится в отсчете Омера.

Что означает исправить каждую из сфирот?

Нам понадобится вернуться к тому, о чем мы уже говорили раньше, что Творец, в конечном результате, создал лишь желание получать, эгоистическое желание наслаждаться. Так вот, мы получили его, а сейчас должны каждое из них исправить, чтобы они были с намерением отдавать ближнему, соединиться с ближним, любить его.

Нам необходимо достичь такого исправления, чтобы все эти 49 желаний в целом были в намерении «возлюби ближнего, как самого себя». И когда мы исправляем все их, исправляем душу в той мере, что во всех этих желаниях можем отдавать, любить, соединяться с ближним, вот тогда в закон «возлюби ближнего, как самого себя», который все они включают в себя, входит Высший свет.

Кстати, «возлюби ближнего, как самого себя» фигурирует в этой главе как исполнительная заповедь.

/18/… И ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ: Я — БОГ. (Книга Левит. 19:18)

Что означает: «Я – Бог»?

Это означает, что полюбить ближнего своего нам нужно ради соединения между нами и раскрытия в нас Высшего света во имя последующего соединения с Творцом. Чтобы свершилось сказанное: «Исраэль, Тора и Творец – едины». Исраэль (все мы, соединенные любовью вместе), а связь между нами – это действующий между нами закон, который наполняется Высшим светом, называемым Тора, и внутри этого света раскрывается духовный корень всего – Творец.

Нам необходимо раскрыть это в ощущении. Так же, как я вижу тебя, точно так же я должен видеть эту связь и Высший свет, наполняющий меня, и раскрытие Творца.

Отсчет Омера, как раз, очень выделяется на фоне остальных. Говорится, что я причинил вред такой-то сфире…

Что означает причинить вред сфире? Например, говорят мне считать Омер, и что сегодня первый день Омера, т.е. хесед в хеседе, после него гвура в хеседе и т.д. Скажем, сегодня гвура в хеседе, что я должен делать? Как это влияет на меня внутри?

Если ты не открыл свою душу, если ты не видишь в ней 49 неисправленных желаний, которые тебе необходимо исправить посредством науки каббала, при изучении которой в каждую сфиру приходит свет и исправляет ее…

Но когда я говорю: «Гвура в хеседе, тиферет в хеседе, нецах в хеседе», что это означает?

Это внутренние свойства нашей души, не имеющие отношения ни к нашему физиологическому состоянию, ни к настроению, ни к тем свойствам, с которыми мы рождаемся.

И снова Вы подводите меня к тому, что нет связи между телом и душой. Во всех первоисточниках, изученных мной: у рава Кука, у раби Нахмана, а также у Ари существуют тело и душа, и есть прочная связь между ними.

Не приведи Бог! Пойми, под «телом» подразумеваются те самые 49 сфирот. Это и называется «телом» души, внутри которой облачается свет, — зачатком души.

Но если у нее нет связи с физическим телом, то оно не функционирует. Значит, это не совсем правильно.

Совсем недавно я читал статью о том, что мы уже способны заменить в теле человека абсолютно все его части и органы, и, в сущности, от его тела в изначальном виде ничего не останется.

Да, но для тел еще потребуются новые части, и они все-таки будут использованы как основа для души человека.

По-твоему, душа облачается в тело?

У раби Нахмана есть известная статья, в которой он пишет, что в тот момент, когда твое тело начинает танцевать, радуется твоя душа. Это – связь между телом и душой. Или, например, рав Кук сказал, что есть случаи, в которых физическая деятельность намного лучше, чем молитва.

Благодаря этому человек лишь пробуждает себя.

Но это же является связью между телом и душой! Почему же Вы не желаете согласиться?

Потому, что связь ты определяешь как облачение души в наше физическое тело, и это не верно. В Предисловии к книге Зоар Бааль Сулам дает нам точное определение, что такое «тело». Словом «тело» у каббалистов называется тело души, которое представляет собой все наши желания, те желания, с которыми мы обращаемся к другим людям, к Творцу. Эти желания еще не исправлены, и их нам нужно исправить. Они и называются «телом души».

А если у человека нет части тела, трех четвертей тела или осталась от него какая-то часть, по которой еще можно установить, что это – человек, или вообще человек умер, тело разложилось, и от него ничего не осталось?

Вот тогда у него уже нет связи между телом и душой! Но до того связь была.

Через плоть, через это мясо? Выходит, что если, не приведи Бог, у меня нет какой-то части тела, то прекращается моя связь с душой?

Нет, но это – его мясо, и то, что есть у человека в плоти, оказывает влияние.

Все это потому, что человек познавая себя, пока еще отождествляет себя с животным телом. С того момента, как он начинает развивать свои вопросы о смысле жизни, развивать само это желание посредством правильного изучения науки каббала, он чувствует, что у него есть внутренняя часть. Она не имеет никакого отношения к физическому телу. И он ощущает ее, и живет в ней уже сейчас, прежде чем тело умерло, живет в двух мирах.

Это ощущение невозможно передать другому человеку. Возможно, ты продвинешься в своем ощущении, если мы еще раз пройдем все главы Торы, чтобы ты начал это чувствовать.

Знаете, Вам не удалось меня убедить. Потому что есть у меня другие источники, дающие иное толкование.

Верно. В этом убедить невозможно. То, что говорят о нашем теле каббалисты, которых ты называл, рав Кук или Авраам Азулай, или, скажем, Ари, не приведи Бог, считать, что они говорят о душе. Это – идолопоклонство.

Они не говорят нам считать тело священным, а говорят, что сфирот воплощаются в теле.

В теле парцуфа.

Они говорят, что тело может влиять на душу, а душа может оказать влияние на тело. В этом суть связи между ними.

Наша проблема состоит в том, что в каббале используют слова, которыми называют понятия в этом мире. Но каббала говорит только о душе, а не о нашем физиологическом теле. И телом души называется вся совокупность наших испорченных желаний, у которых нет никакой связи с мясом, плотью.

Хорошо! Вы читаете согласно своей методике главу Кдошим так же, как и всю Тору, — в разрезе внутреннего восприятия, только по отношению к душе человека?

Ну, разумеется! Точно так же, как мы читали об отсчете Омера. Так, где же ты находишь хесед в хеседе, хесед в гвуре, йесод в тиферет? Просто так написано, и ты это читаешь.

/13/ НЕ ЗАДЕРЖИВАЙ У СЕБЯ НА НОЧЬ ЗАРАБОТКА НАЕМНИКА ТВОЕГО (Книга Левит. 19:13)

Существует, например, запрет задерживать выплату зарплаты. Есть заповедь в этой главе, что если у тебя работает работник, то в конце дня ты должен с ним расплатиться, а не через 30 или 200 дней. Как это проявляется во внутреннем восприятии?

Это внутреннее восприятие человеком самого себя. Тора говорит только о внутреннем состоянии человека. Она говорит лишь о том, как ему относиться к самому себе, а также по отношению к тем исправлениям, которые он сам выполняет.

У него есть келим, которые он исправляет, и обязан усилить их, т.е. дать им вознаграждение – наполнить их светом. И только после этого можно сказать, что он завершил исправление.

Тогда, что означает «задерживать заработок»?

Это значит: завершить исправление в келим.

О чем это говорит?

Если я исправляю свое желание на желание с намерением ради отдачи, то я обязан наполнить это исправленное желание светом. И лишь тогда я завершаю исправление.

Это значит завершить работу без отсрочки?

Верно, запрещается прекращать работу посредине действия.

Эта глава называется «Кдошим». До сих пор книга Ваикра разбиралась с понятиями нечистых и чистых сил. И вот мы пришли к святости (кдуша). Что такое святость, как Вы определяете это понятие?

Если ты посмотришь на все, о чем говорится в Торе, на всю нашу жизнь и на все, что существует во Вселенной, или на все, что ты только можешь себе представить, через желания (поскольку было создано лишь желание), то желание может быть испорченным, при использовании его только для себя, или исправленным, при использовании его на благо ближнего или Творца.

Выходит, что святость – это желание отдавать или сама отдача?

Святость – это отдача. Поэтому Тора называется «святая Тора», сказано: «Святыми будете – станете отдающими», «возлюби ближнего, как самого себя».

Значит, нечистая сила – это желание получать, а Тора – желание отдавать. Так в чем различие между понятиями «чистая» и «святая»?

Это – одно и то же. Имеется различие лишь в уровнях.

Святой Он и Благословенный. Он всегда Святой, т.е. все время находится в отдаче?

Это сила отдачи и любви.

И нет у Него малейшего желания получить для себя?

 «Добр и Творящий добро для плохих и хороших», потому что нет у Него желания получать, и поэтому нет у Него основы для того, чтобы быть плохим.

Те, кто изучает каббалу, постоянно раскрывают, сколько еще есть в нас намеренных прегрешений и оплошностей. И мы обязаны пройти через них, ведь человек исправляет то, что есть в нем. Сказано: «Нет праведника на свете, который бы сделал добро и не согрешил».

Предположим, что сейчас мы находимся в преддверии Йом Кипур, в то время, когда принято просить прощения. В эти дни, а также в сам Йом Кипур, мы говорим в молитве, что грешили, изменяли, убивали и т.д. Почему? Потому что мы говорим о том, что раскрываем.

И в самом деле, мы говорим там о таких вещах… Разве ты убивал кого-то или что-то воровал? Неужели ты действительно совершал все эти поступки? У тебя была запретная близость, ты совершил убийство или занимаешься идолопоклонством? В той молитве сказано обо всем, что только существует в мире.

Да, это так, потому что ты раскрываешь в себе уже изначально испорченные желания, которые получаешь, и видишь, что все они испорчены, и желаешь ты того или нет, — это то, что у тебя есть. Но ты выявляешь их по пути исправления, и поэтому период раскрытия называется «страшными днями», зато потом ты приходишь к исправлениям.

/2/… КТО ОТДАСТ КОГО-ЛИБО ИЗ ДЕТЕЙ СВОИХ МОЛЕХУ, СМЕРТИ ДА БУДЕТ ПРЕДАН; (Книга Левит. 20:2)

Так что же такое на самом деле идолопоклонство? В этой главе есть общий запрет на выполнение законов, принятых у народов мира. В качестве примера здесь приводятся различные вещи. Скажем, жертвоприношение богу Молеху. Если кто-то не знает, что это значит, то речь идет о том, что брали всех первенцев, не приведи Бог, разжигали внутри полой статуи бога Молеха огонь и сажали на нее детей, которые там и сгорали.

Да, это верно.

Как Вы можете объяснить такие действия? Что такое идолопоклонство в нашем внутреннем восприятии? Если слово «сын», как Вы меня учили, символизирует некий вид понимания…

Прекрасно! Это говорит о том, что сейчас ты начинаешь думать

Это означает: «Не уничтожай свое понимание?»

Да. Сейчас у тебя новые желания, новый уровень, следующее состояние, так не направляй свою работу на идолопоклонство, не делай ничего с намерением получать для себя. Если тебе что-то раскроется, береги это раскрытие, используй его только с намерением отдавать. Это называется «развивать» детей или «воспитывать» их.

Такое определение Вы даете идолопоклонству? Делать что-то для собственного наслаждения?

Все эти действия одинаковы, и все они совершаются с намерением получать для себя, только у желаний есть уровни: большие и маленькие, и в соответствии с этим есть большие и меньшие нарушения.

В системе законов народов мира существуют различные заповеди. Сказано, что мы не должны их выполнять.

Народы мира – это желания с намерением получать для себя.

Но зачем нужна эта изолированность? Относительно внешнего мира это выглядит так, будто народ Израиля отделяется.

Верно, потому что намерение народа Израиля – устремляться  прямо к Творцу (от слова Исраэль), прямо к любви к ближнему, прямо к отдаче. Так как же ты пойдешь не в этом направлении? Ведь «законами народов мира» называются действия с намерением получать ради себя. Тот, кто думает о себе, называется «не евреем» – желанием самонаслаждения. А тот, кто желает очиститься, — такому человеку оказывают содействие, помогают. И тогда он начинает относиться к части Исраэль.

Хотя изначально такого народа как Исраэль не было. Он образовался благодаря праотцу Аврааму, который организовал свою группу.

Группу тех, кто старался идти дорогой прямо к Творцу.

Все те, кто продвигается согласно методике Авраама: стремится к добру, отдаче и  любви.

Стремится к прямому соединению, что называется.

Кого сегодня в народе Израиля можно на самом деле отнести к Исраэль или к евреям, действующим во имя общего соединения между собой и вместе с Творцом? К сожалению, мы находимся в изгнании, т.е. в обратной форме того состояния, которое должно у нас быть. И сказано, что когда Исраэль пребывает в святости, – он выше всех, а если находится в разрушении и нечистоте, то ниже всех. И это на самом деле так.

/5/ И КРАЯ БОРОДЫ СВОЕЙ ДА НЕ ОБРИВАЮТ, (Книга Левит. 21:5)

Например, не разрешается обривать волосы на голове или края бороды…

С одной стороны, запрещается человеку изменять что-то, из чего он создан. Если я так устроен: с такими ушами, с таким носом, без татуировки и пластических коррекций, то таким я должен быть согласно природе. Мне необходимо содержать в порядке свое тело, чтобы существовать и исправлять душу.

С другой стороны, мы говорим, что человеком называется подобный Высшей силе.

Вот Вы говорите, что нужно содержать в порядке свое тело и исправлять душу. Но Вы же сказали, что тело для нас не важно, что оно не имеет значения, пусть даже от него останется одно ухо.

Минуточку! Это верно, ведь мне необходимо читать, учиться, работать, мне нужно существовать в этом мире во всем, чего от меня требует эта жизнь, чтобы жить и исправлять душу. Мое тело – отдельно и душа – отдельно. Душа – это лишь маленькая точка, которая побуждает меня подниматься вверх.

А, так Вам нужно тело в качестве дома для этой души?

Извини, но тело – это не дом для души. Душа существует в стороне от тела, но для того, чтобы ее взрастить, мне нужно содержать свое тело, потому что пока еще я ассоциирую себя с ним и живу в нем. И свою жизнь я чувствую через пять отверстий, которые являются 5-ю органами чувств. И так я ощущаю мир и в нем живу.

До тех пор, пока я не раскрою второй мир, пока не отождествлю себя с душой, которая станет для меня важнее физиологического тела, оно мне необходимо.

Выходит, что без тела Вы не можете делать действия на отдачу. Если Вы будете представлять собой только душу, эту маленькую точку, то не сможете отдавать, не сможете быть святым, поскольку святость – это отдача.

Да, но отдавать не означает раздавать руками пироги.

А что же это?

Отдача совершается через душу. Потому что, пребывая в нашем теле и в телесных желаниях, мы не можем отдавать – здесь нечего отдавать. Все наши желания богатства, почестей, знаний, власти, секса, еды, семьи – изначально эгоистичны, и для отдачи их использовать невозможно. Отдавать можно только через душу. Ее сутью является отношение к ближнему: либо ради получения, либо ради отдачи.

Меня всегда интересовала заповедь: «Не остригай край  головы твоей…» (Левит 19:27). Многие истолковывают, что она говорит о том, что нужно носить пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках). Зачем это нужно? Это дань моде? Что это дает?

О какой моде ты говоришь, ведь это пришло к нам с незапамятных времен. В Израиль возвращаются евреи из Йемена, которых мы не видели 2000 лет, и они носят пейсы. Европейские евреи прибывают в Израиль тоже с пейсами, и так из любого места. Значит, это – не мода.

Это – символ принадлежности к еврейству.

Это очень древняя традиция и символ еврейства. Но почему? Я тебе расскажу. Существует Высший парцуф, т.е. Высшая система, которая управляет нами, и она в подобие человеку называется Арих Анпин (длинное лицо). В нем есть различные системы влияния на нас. В этом Высшем духовном парцуфе имеются такие части, как рош (голова) и гуф (тело). Подобно тому, как в поезде есть головной вагон и остальной состав, и так можно различать во всем.

Так вот, в голове этого механизма Арих Анпина есть сеарот (волосы) от слова соэр (бурный). Он желает отдавать, но ограничивает себя, поскольку должен отдавать низшим в очень маленькой мере, причем отдавать не из себя, а из фильтра, в который он облачен, из внешнего парцуфа. Этот парцуф называется «парцуф сеарот» в подобие нашему телу, покрытому волосками. И через эту внешнюю систему он отдает нам, душам в этом мире. А его отдача приходит из головы и проходит через пейсы, затем через куца де-сеар (кончик волоса), потом через усы и «урха» (бороздка под носом), а затем вниз через шиболет а-закан (подбородок), верхнюю часть бороды и нижнюю часть бороды.

Выходит, что у нашего тела есть роль в этом духовном парцуфе?

Разумеется, все мы в этом мире устроены в соответствии с тем духовным корнем.

Я обращал внимание, что люди любят закручивать пальцами кончик бороды. Они говорят, что будто бы это притягивает изобилие из сфиры кетер.

Да, и это они взяли из науки каббала.

И так они делают различные движения. Вы тоже это чувствуете? Это Вам помогает думать о духовном?

Возможно, это помогает о чем-то думать, просто так пробуждать какие-то размышления, но не имеет никакой связи непосредственно с мыслями о духовном, относящимися к части мохин, к светам, нисходящим через пеот и закан к парцуфу Арих Анпин. А затем из этого парцуфа, из его механизма свет приходит к нашим душам.

Это ведь души, мы сами, пробуждаем света, нисходящие сверху к нам. Если человек не пробуждает эти света, то у него ничего нет, и он находится в темноте этого мира.

В Предисловии к книге Зоар в пункте 11 Бааль Сулам пишет: «И снизошли миры до действительности этого мира, то есть до места, где существуют тело и душа, время неисправленности и исправления, ведь тело — желание получать для себя…»

Так если тело – это желание получать для себя, то душа должна исправлять тело.

Нет, душа – это свет, входящий в желание получать, если это желание ради отдачи.

И она пытается исправить его?

И она пытается его исправить. То есть, говорится о двух абсолютно разных духовных вещах, не имеющих отношения к нашему животному телу. Только об этом и говорится. И теперь, начиная с этого момента и далее, тело – это желания, а душа – это свет, наполняющий желания. Тебе нужно только немного изменить толкование слов, потому что Тора так это подразумевает.

Хорошо, мы можем продолжать обсуждение, но все-таки, я – простой обыватель, я – не философ или каббалист…

Нет, простой обыватель останется обывателем, а ты не можешь быть простаком, потому что Творец желает, чтобы ты стал ехуди (еврей) от слова ихуд (единство) и соединился с Ним в подобии свойств. Сказано: «Вы – святые…»

Все мы – святые.

Нет! Сказано: «Святыми будете, потому что я – Святой». Так что точно так же, как Он, и ты обязан прийти этому.

С Божьей помощью! Возможно, мы достигнем этого на следующей неделе. Спасибо вам за то, что вы были с нами. Я надеюсь, что вы чему-то научились. Я тоже…

Перевод: Л. Цейтлин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

admin @ 12:24

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика