Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Каббала. Ки Тиса

В главе Ки-тиса сказано:

БОГАТЫЙ НЕ БОЛЬШЕ И БЕДНЫЙ НЕ МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ ШЕКЕЛЯ ДОЛЖЕН ДАТЬ (Книга Исход, глава 30:15)

Согласно каббале половина шекеля – это та молитва, потребность, которую человек возносит, желая, чтобы пришла к нему вторая половина. Он должен лишь сформировать свое желание: «Я хочу познать свою жизнь, Творца, всю реальность. Я хочу знать, для чего живу, что произошло до того, как я спустился в этот мир, что произойдет после того, как я оставлю его по прошествии тех 70 лет, в течение которых тут пребываю».

Следовательно, половина шекеля – это усилие, шаг по направлению к Высшему в надежде, что Он сделает шаг к тебе тобы я Его раскрыл. Поэтому от меня зависит только половина работы: я должен захотеть, чтобы пришел свет и раскрылся мне. Это называется половиной шекеля!

Народ Израиля совершает, как написано, половину пути к Творцу. Моше, получив скрижали завета, собирается спуститься с горы Синай. Но в это время народ Израиля приходит в отчаяние и требует от Аарона:

«ВСТАНЬ, СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВО, КОТОРОЕ ПОЙДЕТ ПЕРЕД НАМИ! ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ» (32:1).

Аарон собирает у них золото и делает золотого тельца. Народ Израиля танцует вокруг него, говоря:

«ВОТ БОЖЕСТВО ТВОЕ, ИЗРАИЛЬ» (32:4).

Указывая на золото, они говорят: «Из него мы строим свою жизнь», т.е. из золотого тельца делают для себя нечто святое. А разве сейчас весь мир не делает для себя золотого тельца? Если точка в сердце, которая называется Моше, т.к. влечет (мошех – тот же корень, что и в слове Моше) человека в духовное, исчезает, то у нас остается лишь этот мир, котры мы превращаем в золотого тельца – сейчас весь мир такой. Войди в супермаркет – какое изобилие перед тобой!

И даже между ними у тебя есть еще выбор. Но разнообразие само по себе не является злом – любую вещь можно употребить с пользой. Если ты удерживаешь в себе точку, символизирующую цель твоей жизни – не остаться животным, а подняться на уровень «человек», – значит, Моше вместе с тобой. Тогда над этим миром, который от тебя не исчезает, ты устремляешься к приобретению также и Высшего мира, вечности, и если не отделяешь себя от точки в сердце, которая исходит из корня твоей души, то действительно идешь навстречу духовной жизни. Но если отключаешься от нее, и она от тебя ускользает, то ты тотчас создаешь золотого тельца.

В предыдущей главе мы изучали, что ковчег в Храме и вся храмовая утварь тоже сделаны из золота.

Почему народу предъявляют претензии, что он делает из золота тельца?

Золото символизирует наше эгоистическое желание наслаждаться: мы хотим приобрести и поглотить весь мир. Этим желанием можно пользоваться, но необходимо знать, как это делать правильно.

Создавать храмовую утварь и ковчег из золота – нормально, а тельца – нехорошо. В чем различие?

Все зависит от формы использования эгоистического желания. Если ты используешь его для того, чтобы постоянно что-то приобретать, то никогда не достигаешь наполнения. Мы видим, что сейчас весь мир приходит в отчаяние, теряя путь и не зная, что произойдет.

Если я использую свои желания для собственного наполнения – это золотой телец. Если же я использую их для того, чтобы соединиться с ближним, наполнить его и вместе с ним образовать единый союз как «как один человек с единым сердцем», то прихожу к связи, в которой раскрываю духовную жизнь. В этом соединении мы ощутим Храм – Бэйт а-Мик-даш – место, в котором может раскрыться кдуша (святость), духовная жизнь.

Почему выбрали именно тельца – животное, напоминающее быка?

Он символизирует наш животный уровень: жизнь лишь для нужд этого тела, а не для потребностей души, началом которой является Моше. Нам нужно эту точку развить, увеличить, и тогда внутри нее мы ощутим духовную жизнь.

БЫСТРО СОШЛИ ОНИ С ПУТИ, КОТОРЫЙ Я ЗАПОВЕДАЛ ВАМ, – СДЕЛАЛИ СЕБЕ ЛИТОГО ТЕЛЬЦА (32:8).

Как через мгновение после получения Торы народ уже делает себе золотого тельца?

Мы можем увидеть это в каждом человеке. Таков наш свободный выбор: или мы используем свою жизнь и этот мир, чтобы подняться на духовный уровень, или находимся внутри этой жизни. Все зависит от того, идем ли мы вместе с нашим эгоизмом вслед за Моше, или эгоизм остается, а Моше отдаляется.

Вам, наверное, знакома из армейской службы команда: «Спустись с горы – поднимись на гору!» Моше тоже все время поднимается на гору и спускается с нее. Что это за гора?

Гора – это весь наш эгоизм. Человек поднимает свою «точку Моше» над эгоизмом и хочет воспользоваться своей природой, чтобы прийти к цели жизни.

Если Моше, что во мне, поднимается на гору, то это означает, что моя точка устремления к Творцу поднимается над всеми другими желаниями и тогда все остальное ей помогает и поддерживает. Это значит, что всю свою жизнь и все, что во мне существует, – свойства, с которыми человек родился, полученное воспитание, всевозможные склонности и ментальность, – он присоединяет к этой точке и с ней прорывается в духовный мир.

Моше как бы строит эту гору и тянет за собой все желания. Поэтому именно эта точка приводит нас к горе Синай. Ведь если в человеке нет этой точки, то он не раскрывает свою природу как ненависть к другим. От ненависти он поднимается к любви к ближнему как условию получения Торы – именно этому посвящена данная глава. Условие получения Торы – быть «как один человек с единым сердцем», находиться в поручительстве, во взаимодействии. В сущности, точка «Моше» «склеивает» все души вместе. Если есть между нами связь, а именно это делает нас народом Израиля, то мы раскрываем духовную жизнь. Так было у нас до разрушения Храма.

И УВИДЕЛ НАРОД, ЧТО ВСЕ ЕЩЕ НЕТ МОШЕ, КОТОРОМУ ПОРА СПУСТИТЬСЯ С ГОРЫ. МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ, И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ (32:1) Моше медлит, и тогда народ начинает сомневаться.

Все это происходит внутри человека, ведь мы уже говорили, что Тора говорит о каждом из нас: есть человек и Творец – кроме этого нет ничего.

Народ – это совокупность всех желаний, а Моше – желание, направленное вверх  и посредством этого желания мы связываемся с Высшей силой. С его помощью человек должен развить такую связь с Высшим, чтобы все его желания согласились ее поддержать. Тогда он создст в себе образ Творца, ведь человек (адам) должен прийти к подобию Творцу (адам от слова домэ – подобный). Но сейчас народ Израиля, т.е. желания, потеряли связь с Моше и не знают, где он. Не чувствуя связи с Творцом, человек вновь превращается в животное, в золотого тельца – это относится к нему самому.

А какова роль Аарона – брата Моше? Мы видим, что он сотрудничает с народом. Фактически он помогает народу согрешить.

И СКАЗАЛ ИМ ААРОН: «СНИМИТЕ ЗОЛОТЫЕ КОЛЬЦА С УШЕЙ ВАШИХ ЖЕН, СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ И ПРИНЕСИТЕ МНЕ». И СНЯЛ ВЕСЬ НАРОД ЗОЛОТЫЕ КОЛЬЦА СО СВОИХ УШЕЙ, И ОТДАЛИ ИХ ААРОНУ; И ВЗЯЛ ОН КОЛЬЦА ИЗ РУК ИХ, И ОБРАБОТАЛ РЕЗЦОМ, И СДЕЛАЛ ЛИТОГО ТЕЛЬЦА (32:2-4)

Казалось бы, Аарон заслуживает наказания, но об этом не говорится. Почему? На самом деле невозможно прийти к Творцу без того, чтобы человек согрешил, разбил скрижали завета, понял, что он эгоист – достиг полного осознания зла.

Это происходит каждый раз? Каждый раз человек должен разбивать скрижали и подниматься на гору, или это разбиение происходит один раз в жизни?

В духовной жизни это происходит один раз. Человек обязан пройти разбиение, а затем исправить то, что разбилось.

Творец говорит Моше:

«ИДИ ВНИЗ, ИБО РАСТЛИЛСЯ ТВОЙ НАРОД» (32:7).

Моше умоляет Творца не уничтожать народ Израиля, но Творец не соглашается. Творец мечтает создать нечто абсолютно новое. Мы опротивели Ему. Почему Творец каждый раз говорит, что с Него довольно, что Он не может справиться с нами?

Говоря о Творце, мы имеем в виду общую силу природы, ведь слова Элоким (Творец) и тэва (природа) имеют одинаковое числовое значение. Мы не относимся к Творцу, как к некоему образу: старцу, который что-то планирует, или разуму, управляющему нашей вселенной, как показывают в некоторых современных фильмах. Речь идет о силе отдачи: сейчас она проявляется и реагирует на действия народа. Сила отдачи и сила получения оторваны друг от друга, и Моше не может их соединить. В человеке есть или Моше, или золотой телец – одно из двух. Именно это сейчас раскрывается.

Человек не может быть с ними обоими: или кдуша (святость) или клипа (нечистота). Это очень важный момент в жизни человека, когда он чувст-вует, что может быть или одно, или другое – нет середины.

Творец говорит Моше о золотом тельце, когда тот еще находится на горе. Следовательно, Моше знал о случившемся – это не было для него неожиданностью. Почему же он в гневе разбивает скрижали?

Чтобы проявить разбитые желания, келим – ведь человек исправляет лишь то, что в нем есть. Что означает находится под воздействием света?

Тот, кто учится, ощущает в себе изменения. Он начинает осознавать свою природу и в противоположность ей постепенно раскрывает силу, которая на него воздействует. Это состояние не стабильно: сегодня я учусь и чувствую себя хорошо, а завтра начинаю все сначала, потому что в нас каждый раз раскрываются все более внутренние слои эгоизма. Написано, что народ желал Творца, хотел подняться над этой жизнью к жизни духовной, но затем в нем проявился более глубокий эгоизм. Раскрывая разбиение, свою отдаленность от Творца, человек начинает исправление и приходит к более высокой ступени. Продвижение в духовном всегда происходит следующим образом: человек опускается ниже – поднимается выше, опускается еще ниже – поднимается еще выше.

По мере подъема делать исправления легче или труднее?

Легче. Но здесь действует принцип: «Каждый, кто больше своего товарища, обладает и большим эгоизмом». То есть чем выше человек поднялся, тем в большем падении находился перед этим. Поэтому весь путь состоит в том, что человека опускают, показывая, насколько он противоположен Творцу, и вместе с тем дают силы для подъема, чтобы стать к Нему ближе: амплитуда увеличивается в обоих направлениях.

И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: «КТО ЗА БОГА – КО МНЕ!» И СОБРАЛИСЬ ВОКРУГ НЕГО ВСЕ ЛЕВИТЫ (32:27)

Дальше мы читаем, что Моше разбил тельца, растер золото в прах, рассеял его и посылает сыновей своего колена – колена Леви – убить всех, кто поклонялся тельцу: без жалости и милосердия.

Человек собирает в себе все силы, способные присоединиться к точке Моше, т.е. находиться в отдаче. А остальными желаниями он пока не пользуются: это называется «убить их», полностью закрыть. Таково первое исправление, выполняемое человеком. Он выясняет силы, с которыми может продвигаться в духовном. А те, с которыми продвигаться не может, пока сокращает.

Затем Моше вновь поднимается на гору. Каждый раз до его возвращения проходит 40 дней: 40 – это уровень Бины.

Откуда известно, что 40 – это Бина? Бине соответствует буква мэм, числовое значение которой «40». Речь идет о букве «мэм конечное» (ם), имеющей замкнутую форму.

Почему Бине соответствует буква мэм? Логично, чтобы Бине соответствовала буква бэт.

Свойство Бины описывается буквой «мэм конечное» – замкнутой, образованной двумя буквами далет (ד): как две двери с осью посередине. Вместе они образуют форму, подобную чреву матери. Подъем означает, что человек туда входит…

И происходит особое зачатие. Именно так это называется. Человек входит внутрь Бины, как мы говорили о ковчеге Ноя, связывается с Творцом над «горой», над своим эгоизмом, и находится там 40 дней, пока не вберет в себя свойство Бины. С этим свойством он может спуститься вниз, к своим эгоистическим желаниям, и их исправить. Скрижали завета олицетворяют силы и принципы исправления желания получать. С ними человек спускается вниз и начинает исправление.

Умоляя Творца не уничтожать народ, Моше говорит:

«СОТРИ И МЕНЯ ИЗ КНИГИ ТВОЕЙ, КОТОРУЮ ТЫ НАПИСАЛ!» (32:32)

С уничтожением народа функция Моше теряет смысл. Его назначение – вытаскивать (лимшох) все остальные желания в Эрец Исраэль (эрец – земля имеет тот же корень, что и слово рацон – желание, а Исраэль означает «прямо к Творцу») – в желание, направленное к Творцу. Если Моше не с кем будет работать, что ему делать? Выходит, человек получил эту точку напрасно – у нее нет работы. Все величие Моше состоит в том, что он может в течение последующих 40 лет привести другие желания к исправлению, умертвляя их эгоистическое намерение. Это называется 40-летним пребыванием в пустыне, когда умирает поколение, вышедшее из Египта.

Но Моше не умертвляет их полностью, иначе будущее избавление наступило бы тут же. Смерть поколения пустыни означает лишь отказ от намерения пользоваться своим эгоизмом. На пути исправления человек постепенно отрывается от своей прошлой жизни, но еще не ощущает духовность. Существует некий переход, называемый «пустыня». Сегодня весь мир ощущает себя так, будто зашел в пустыню: люди пребывают в отчаянии, употребляют наркотики, прибегают к террору. Все это говорит о пустоте, заставляющей человека задуматься: «За что мне все это? Для чего нужна такая жизнь?»

Кажется, и Моше начинает спрашивать: «Для чего мне все это»? Как будто что-то разбилось в нем вместе со скрижалями завета. Он выходит из стана, где живет народ, и ставит свой шатер вне лагеря. Он отделяется от тех желаний, которые все еще пребывают в намерении ради получения. Поскольку золотой телец все еще является их целью, то Моше не в состоянии быть среди них. Это означает, что человек все еще не способен связать в себе самую внутреннюю точку с остальной природой. Он не представляет, как можно ее исправить в уподоблении Творцу.

И ГОВОРИЛ БОГ С МОШЕ ЛИЦОМ К ЛИЦУ, КАК ЧЕЛОВЕК ГОВОРИТ СО СВОИМ ДРУГОМ (33:11)

Что значит, что Бог говорил с ним лицом к лицу? Как может быть, что Бог говорил с ним так же, как говорит человек со своим другом?

Ликом Творца называется раскрытие света хохма точке, называемой адам (человек). Это значит, что человек начинает постигать тот свет, который его создал и им управляет, постепенно исправляя и приводя к концу пути – Окончательному исправлению. Собственно, раскрытие всего процесса, проходимого душами, и есть раскрытие Творца человеку – свет Его лика.

С одной стороны, Моше может говорить с Творцом лицом к лицу. С другой стороны, Творец говорит:

«ТЫ НЕ СМОЖЕМ УВИДЕТЬ ЛИЦО МОЕ, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОЖЕТ УВИДЕТЬ МЕНЯ ЧЕЛОВЕК И ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» (33:20).

Чтобы ответить на эти вопросы, нам придется немного углубиться.

Только после занятий каббалой в течение многих месяцев человек начинает входить вглубь материала и познавать творение. Мир как бы становится для него прозрачным: он видит воздействующие на нас силы, реальность в целом, а также ту Высшую силу, которая нас ведет.

Мы уже говорили, что согласно своему определению — каббала есть раскрытие Творца творению в нашем мире, т.е. человеку, собирающемуся раскрыть в нашем мире Творца – вечную Силу.

«Лицом к лицу» означает, что человек раскрывает эту Силу во всей созданной ею реальности и во всем происходящем в этой реальности от начала творения и до его конца.

Почему Творец соглашается раскрыть Моше только обратную сторону, как сказано в отрывке:

«И УВИДИШЬ ТЫ МЕНЯ СЗАДИ – НО ЛИЦО МОЕ НЕ БУДЕТ УВИДЕНО ТОБОЮ»? (33:23)

Обратной стороной называется раскрытие реальности со стороны творения, а не со стороны лика, который мы раскроем только в Окончательном исправлении. Обратная сторона – это желания, келим.

Моше – лишь точка в человеке, остальные желания которого еще не исправлены. В этой точке он может лишь частично увидеть направленный на него лик Творца, но не Его самого. Его самого мы постигаем в конце пути, когда исправляем все свои желания.

Т.е. мы можем лишь немного «увидеть» Творца в нашем мире. На данном этапе это так. Ведь «Моше» – это не весь путь, а лишь его половина. Точка, называемая Моше, приводит человека лишь к середине исправления – к земле Израиля, к желанию, которое мы реально исправляем. Войдя в Эрец Исраэль (желание прямо к Творцу), мы полностью себя исправляем и строим Храм – место раскрытия Творца.

В книге Зоар это объясняется подробно. Говорится о 13 исправлениях дикны, о 13 свойствах милосердия: «Бог Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый…» – все это проявляется со стороны Творца в свете, который нам раскрывается.

С одной стороны, говорится, что Он – «Бог Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый…», а с другой стороны: ИМЯ БОГА – «РЕВНИТЕЛЬ», БОГ-РЕВНИТЕЛЬ ОН. Так Он Милосердный или мстительный и жестокий?

Все раскрывается относительно человека. В человеке есть желания получать и желания отдавать: с помощью одних он отдает, с помощью других получает. В отдающих желаниях чувствуется добро, милосердие, а относительно получающих высказывается суд (дин). Таким образом мы разделены внутри.

В Творце есть свойство, называемое «мстительность»?

Нет-нет! Ведь мы уже договорились, что рассматриваем все изнутри человека. Человек, раскрывая наполняющий его свет, называет свойства, которые сейчас в нем проявляются и исправляются, 13-ю свойствами милосердия. Именно это он называет Творцом: я ничего не раскрываю вне себя – только внутри.

Внутри человека есть 13 свойств милосердия, как сказано: «Из действий Твоих познаю Тебя». Творец воздействует на нас, а мы, исходя из Его воздействий, даем Ему имена. Если человек ощущает позитивное воздействие, то говорит, что Он добр, а если чувствует себя плохо, то говорит, что Он не хорош.

Внутри нас есть и милосердие, и мстительность, и жестокость. Так это раскрывается относительно наших свойств, а вовсе не означает, что сам Творец таков. Сам по себе Он «Добр и Творящий добро». Но из-за того, что я включаю в себя множество различных свойств, то Он таким мне раскрывается. 13 свойств – это 13 особых исправлений, существующих в нас. Высший свет, полностью являющийся милосердием, мы получаем как бы просеянным сквозь сито.

Сказано, что лицо Моше светилось. Что именно произошло с его лицом?

Лицом (паним) называется отдача, а обратной стороной (ахораим) – получение. Лицо означает свечение. Поднявшись на такой высокий уровень, где ему раскрылся Высший свет, Моше получил свет хохма и вобрал его в себя.

Что увидел народ Израиля, когда Моше спустился с горы, и лицо его светилось?

Желания, находящиеся в связи с Творцом, т.е. получившие и вобравшие в себя Высший свет, выглядят относительно остальных желаний как нечто далекое от них, слишком высокое и даже пугающее. Чувствуется большая разность между еще неисправленными желаниями, которые пока находятся во тьме, и желаниями исправленными, в которых раскрывается свет. Выходит, я как бы разделен на две части: народ Израиля, что во мне, нахо-дится в самом ужасном положении, а статус Моше, что во мне, совершенно противоположный. В результате этого противостояния во мне образуется огромное напряжение, и начинается внутренняя работа. Это состояние прекрасно: есть разбиение, есть встреча с Творцом – все данные готовы. Отсюда начинается пустыня.

По сути, с этого момента начинается история народа Израиля, до этого момента была лишь подготовка.

Возможно, что история с золотым тельцом даже важнее получения 10 заповедей?

Ничего нельзя пропустить. С человеком, поднимающимся в духовное измерение, должно произойти все и разбиение так же необходимо.

Рав М.Лайтман

 

admin @ 03:41

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика