Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
»
ГЛАВА «ТРУМА»

В Талмуде Учителя говорят, что Моше провел на горе Синай сорок дней и ночей, чтобы его система пищеварения полностью очистилась от остатков еды и питья. И тогда Моше как бы уподобился — малахим (мн. число от слова малах— некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; в литературе на русском — «ангел»), которые, как известно, не едят и не пьют.

ГЛАВА «ТРУМА»

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума

Обсуждение главы Трума

  1. Трумаи сорокадневный пост Моше: есть ли связь?

Наша глава начинается указанием Всевышнего о начале сбора пожертвований (трумы) для строительства Мишкана (Переносного Храма). А пре-дыдущая — заканчивается такими словами: «И вошел Моше в облако, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (Шемот, гл. 24, ст. 18).

Попытаемся выяснить, существует ли связь между последней фразой предыдущей недельной главы и первой — в нашей недельной главе?

В Мидраше о Сотворении мира сказано, что самое первое слово в Торе — «берешит» (в начале) нужно понимать как — «ради решит». А что тогда означает слово «решит»?

«Решит», — объясняют Учителя, — это Тора, которую Творец назвал, как написано в Мишлей (Притчи царя Шломо — в русской транскрипции — Соломона) — «началом Его пути» (гл. 8, ст. 22). Но и трума в Торе тоже названа — «решит» (Дварим, гл. 18, ст. 4).

Так ради чего все-таки создан мир? Ради Торы или ради трумы?

Получается, в поиске ответа на один вопрос, мы столкнулись с другим. Такое в процессе постижения Истины — часто случается

Попробуем разобраться и с тем и с другим.

В Талмуде Учителя говорят, что Моше провел на горе Синай сорок дней и ночей, чтобы его система пищеварения полностью очистилась от остатков еды и питья. И тогда Моше как бы уподобился — малахим (мн. число от слова малах— некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; в литературе на русском — «ангел»), которые, как известно, не едят и не пьют.

Еда и питье — концентрация материальности. Очистившись от этого, Моше обрел способность получить Тору — средоточие духовности (трактат Йома, лист 4).

Итак, теперь нам понятно, почему Моше постился сорок дней п. Но, что можно сказать о сынах Израиля? Ведь они тоже должны получить Тору. Однако об очищении от «материальности» ничего — не известно. Каким же образом, духовная, возвышенная Тора смогла укорениться в среде народа, которому не чуждо материальное существование?

Ответ: благодаря труме.

Корень слова «трума» содержит в себе намек на поднятие, возвышение. Таким образом, делая пожертвования на строительство Мишкана в пустыне, евреи возвышались духовно и становились достойными принятия Торы.

Теперь очевидна и связь между окончанием прошлой недельной главы и началом главы Трума.

Моше, чтобы очиститься от материальности и обрести духовность, необходимую для получения Торы, провел сорок дней и ночей на горе Синай. О том, как евреи должны подготовиться к дарованию Торы, дает указание сам Всевышний — «Пусть возьмут приношение (труму) для Меня» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Это повеление, кстати сказать — актуально во все времена.

на основе комментария рава Йоннатана Эйбшица (великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Поль-ша – Германия, первая половина 18-го века)

Автор текста Мордехай Вейц

 

admin @ 14:03

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика