Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Трума

Древнееврейское משכן ‹Мишка́н› — происходит от глагола שכן — ‹шаха́н› — «обитать», «жить», «находиться», «нисходить».

И ЗАКРЫЛО ОБЛАКО ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, И СЛАВА БОГА НАПОЛНИЛА ШАТЕР. /35/И НЕ МОГ МОШЕ ВОЙТИ В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, ИБО ОБЛАКО ПРЕБЫВАЛО НА НЕМ, И СЛАВА БОГА НАПО-ЛНЯЛА ШАТЕР. /36/ И КОГДА ПОДНИМАЛОСЬ ОБЛАКО НАД ШАТ-РОМ — ОТПРАВЛЯЛИСЬ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ВО ВСЕ СТРАНСТВИЯ СВОИ, (Шем. 40, 34–35)

Дух Божий обитал в Шатер в виде «облака славы» постоянно, пока все его «сосуды» (предметы, предназначенные для священнослужения) находились на своих местах. Во время остановок израильтян, левиты д. б. раскидывать Шатер и располагать все предметы в определенном порядке (Бем. 4, 1–33).

Когда левитам переносили Шатер на новое место — Шхина являлось в столпе облачном (днем) или огненном (ночью). Этот столп шел перед станом, указывая путь.

Бог одновременно мог являться и в столпе облачном, и, говорить в Шатере из столпа, а иногда — «из среды двух херувимов» над крышкой ковчега завета (ср. Exodus. Шем. 25, 22 с 33, 7–10).

Все принадлежности и сосуды Шатер были изготовлены людьми по указанию Всевышнего по «образцу» Шатер и ее сосудов, который был явлен Моше на горе и о том значении, которое он имеет.

/9/ СДЕЛАЙ ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ ОБРАЗОМ ШАТРА И ТЕМИ ОБРАЗАМИ ПРЕДМЕТОВ В НЕМ, КОТОРЫЕ Я ПОКАЗЫВАЮ ТЕБЕ, И ТАК ЖЕ ПУСТЬ ВСЁ ДЕЛАЮТ В БУДУЩЕМ.

/40/ СМОТРИ И СДЕЛАЙ ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ПО ТОМУ ОБРАЗУ ИХ, КОТОРЫЙ ЯВЛЕН ТЕБЕ НА ГОРЕ.

Шатер это символы

Он отражает устройство и взаимосвязь различных духовных миров; указывает на строение «внутреннего человека»;

Символизирует землю в ее будущем очищенном и просветленном виде;

Изображает историю человечества в определенном разрезе — как историю народа Божьего, т. е. как историю спасения.

/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ «СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ПУСТЬ ВОЗЬМУТ ПРИНОШЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ. ОТ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, СЕРДЦЕ КОТОРОГО ПОЖЕЛАЕТ ТОГО, ПУСТЬ ВОЗЬМУТ ПРИНОШЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ. /  (Шем. 25, 1–2)

Условие приношения Господужелание сердца.

Такое  приношение называется ‹трума́«возвышаться», «подниматься ввысь».

Когда человек приносит сердцем «дар» Богу, это еще более возвышает человека…

Оно указывает на очень важный принцип, лежащий в основе «дара» Богу от лица человека: все, что человек имеет, он получил от Бога; оно уже заранее принадлежит Всевышнему («ПРИНОШЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ»), милостями Которого все мы живем.

Принося дар Богу, человек не имеет права ставить себе это в заслугу, так как сам все получает от Творца; и все же

Создатель по Своей любви вменяет дар как бы в заслугу челове-ку.

 (3/ И ВОТ ПРИНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ БУДЕТЕ ПРИНИМАТЬ ОТ НИХ: ЗОЛОТО, И СЕРЕБРО, И МЕДЬ, /4/ И ГОЛУБУЮ ШЕРСТЬ, И БАГРЯНИЦУ, И ЧЕРВЛЕНИЦУ, И ЛЕН, И КОЗЬЮ ШЕРСТЬ, /5/ И ШКУРЫ БАРАНЬИ, ОКРАШЕННЫЕ В КРАСНЫЙ ЦВЕТ, И ШКУРЫ ТАХАШЕЙ, И СТВОЛЫ АКАЦИИ, /6/ МАСЛО ДЛЯ МЕНОРЫ, БЛАГОВОНИЯ ДЛЯ МАСЛА ПОМАЗАНИЯ И АРОМАТНОГО ВОСКУРЕНИЯ, / 7/ ОНИКСЫ И ДРУГИЕ КАМНИ, ВСТАВЛЯЕМЫЕ В ЭЙФОД И ХОШЕН; (Шем. 25, 3–7)

Только самое драгоценное приносится для возведения Скинии… Апостол Павел, обращаясь к язычникам, говорит о строительстве Храма духовного, подобного Шатру Моше:

10По милости, данной мне Богом, я положил основание, подобно уме­лому и опытному строителю; а другой человек строит на этом основании. Пусть же каждый будет внимателен в том, как он строит. 11 Ибо никто не может положить иное основание, от­личное от уже положенного однаж­ды, которое есть Мессия Йешуа. 12 Не­которые строят на этом основании, используя золото, серебро или драго­ценные камни, тогда как другие берут дерево, траву или солому. 13Труд же каждого будет оценен должным обра­зом: придет День, в который всё ста­нет ясно. Поскольку в огне откроет­ся всё — огнём будет испытано каче­ство всякого труда. (I Кор. 3, 10–13)

Человек может думать, что приносит нечто, необходимое для возведения дома Божьего, а на самом деле он не ревнует о строительстве и доставляет никчемный материал, поэтому так грозно предупреждает апостол: «…каждый будет внимателен в том, как он строит».

Устройство

Устройство Шатра Откровения и Храма Соломона  символизирует внутренний мир человека, который предназначен стать обителью Духа Божьего.

Зачем же Вс-вышний повелевает построить Ему обитель материальную?

Закон, написанный на каменных скрижалях, входил в противоречие с тем, что многие чувствовали в своем сердце. Ведь Закон был написан на скрижалях, а не на сердцах

(ср. Иер. 31, 31–33)!

Человек читает: «Не укради», а в сердце ощущает желание украсть; читает: «Не убивай», а сам гневается и хочет убить и т. д.

Невозрожденное сердце, сердце ожесточенное, сердце «каменное» противится Закону Божьему. Поэтому обе скрижали, одна из которых содержала заповеди о любви к Богу, а вторая — заповеди о любви к ближнему  показывали, в каком состоянии находится внутренний мир человека, насколько далек он от Господа, как усиленно и упорно следует ему очищаться, чтобы приб-лизиться к служению Всевышнему.

Бог не мог обитать в сердцах, не очищенных Святым Духом, в сердцах, противящихся Его присутствию. И Он повелел Моисею сделать Шатер, чтобы в ней обитал Дух Божий, присутствовала Шхина́ (слово происходит от того же глагола «шахан» — «обитать», «жить», «нисходить», что и слово «Шатер»).

Это был походный Храм, один взгляд на который должен был напоминать о святости.

Извне Шатер походила на огромную палатку из множества кож и покровов, окруженную двором.

Человек перед Шатром Откровения

Что́ видел человек приближаясь к Шатер, а затем вступая в нее — так нам будет легче понять ее устройство. Прежде всего человек извне видел огромную ограду двора Шатер

/9/ СДЕЛАЙ ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ ОБРАЗОМ ШАТРА И ТЕМИ ОБРАЗАМИ ПРЕДМЕТОВ В НЕМ, КОТОРЫЕ Я ПОКАЗЫВАЮ ТЕБЕ, И ТАК ЖЕ ПУСТЬ ВСЁ ДЕЛАЮТ В БУДУЩЕМ. /10/ И ПУСТЬ СДЕЛАЮТ КОВЧЕГ ИЗ АКАЦИИ, ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЛОКТЯ ДЛИНОЮ, ПОЛТОРА ЛОКТЯ ШИРИНОЮ И ПОЛТОРА ЛОКТЯ ВЫСОТОЮ. /11/ И ПОКРОЕШЬ ЕГО ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ, ИЗНУТРИ И СНАРУЖИ ПОКРОЙ ЕГО, И СДЕЛАЙ ВОКРУГ НЕГО ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ ВВЕРХУ. /12/ И ОТЛЕЙ ДЛЯ НЕГО ЧЕТЫРЕ ЗОЛОТЫХ КОЛЬЦА, И ПРИКРЕПИ К ЧЕТЫРЕМ УГЛАМ ЕГО: ДВА КОЛЬЦА НА ОДНОЙ СТОРОНЕ ЕГО И ДВА КОЛЬЦА НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ ЕГО. /13/ И СДЕЛАЙ ШЕСТЫ ИЗ АКАЦИИ, И ПОКРОЙ ИХ ЗОЛОТОМ. /14/ И ВСТАВЬ В КОЛЬЦА ШЕСТЫ, ПО БОКАМ КОВЧЕГА, ЧТОБЫ НОСИТЬ КОВЧЕГ НА НИХ. /15/ В КОЛЬЦАХ КОВЧЕГА ПУСТЬ БУДУТ ШЕСТЫ, НЕЛЬЗЯ ВЫНИМАТЬ ИХ ОТТУДА. /16/ ПОЛОЖИ В КОВЧЕГ СВИДЕТЕЛЬСТВО СОЮЗА, КОТОРОЕ Я ДАМ ТЕБЕ. /17/ И СДЕЛАЙ КРЫШКУ КОВЧЕГА ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА, ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЛОКТЯ ДЛИНОЮ И ПОЛТОРА ЛОКТЯ ШИРИНОЮ. /18/ И СДЕЛАЙ ДВУХ КРУВОВ ИЗ ЗОЛОТА, НА ДВУХ КОНЦАХ КРЫШКИ — ВЫКУЙ ИХ ВМЕСТЕ С КРЫШКОЙ.  (Шем. 27, 9–18).

И пока он оставался вне двора, все внутреннее пространство оставалось для него незримым: оно было скрыто материей, целиком завешено от взора. Множество завес…

Так и человек, пытаясь постичь духовный мир, видит вначале одни лишь завесы. Сама наша плоть является завесой, не дающей увидеть духовный мир.

Вход в Шатер

Когда же человек входит внутрь двора Шатера, он должен пройти через ворота, представляющие собой завесу, утвержденную на четырех столбах

16/ И ПРИ ВХОДЕ ВО ДВОР ШАТРА СДЕЛАЙ ВЫШИТЫЙ ЗАНАВЕС ДЛИНОЙ ДВАДЦАТЬ ЛОКТЕЙ ИЗ СКРУЧЕННЫХ ВМЕСТЕ НИТЕЙ ЛЬНА, ГОЛУБОЙ ШЕРСТИ, БАГРЯНИЦЫ И ЧЕРВЛЕНИЦЫ, ЧЕТЫРЕ СТОЛБА И ЧЕТЫРЕ МЕДНЫХ ПОДНОЖИЯ. (Шем. 27, 16).

Символика четырех столбов многообразна: это и четыре буквы непроизносимого имени Божьего, и четыре стороны света, и четыре евангелия, и соединение для служения Господу четырех способностей — ума, памяти, чувства и воли…

Двор

Во дворе вошедший видит перед собой медный жертвенник, на котором приносятся в жертву животные

/1/ И СДЕЛАЙ ЖЕРТВЕННИК ИЗ АКАЦИИ; ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНЫМ: ПЯТЬ ЛОКТЕЙ В ДЛИНУ, И ПЯТЬ ЛОКТЕЙ В ШИРИНУ, И ТРИ ЛОКТЯ В ВЫСОТУ. /2/ И СДЕЛАЙ ПО ЧЕТЫРЕМ УГЛАМ ЖЕРТВЕННИКА ВЫСТУПЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ С НИМ. И ПОКРОЙ ЕГО МЕДЬЮ. /3/ И СДЕЛАЙ ДЛЯ НЕГО ГОРШКИ, ЧТОБЫ СГРЕБАТЬ В НИХ ЗОЛУ, КОВШИ, :ЧАШИ, ВИЛЫ И СОВКИ — ВСЕ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ СДЕЛАЙ ИЗ МЕДИ, /4/ И СДЕЛАЙ НА НЕМ РЕШЕТКУ, МЕДНУЮ СЕТКУ; И СДЕЛАЙ НА ЭТОЙ РЕШЕТКЕ ЧЕТЫРЕ МЕДНЫХ КОЛЬЦА ПО ЧЕТЫРЕМ УГЛАМ ЕЕ. / 5/ И ПОМЕСТИ ЕЕ ПОД УСТУПОМ, ИДУЩИМ ВОКРУГ ЖЕРТВЕННИКА, -ДО СЕРЕДИНЫ ВЫСОТЫ ЖЕРТВЕННИКА, /6/ И СДЕЛАЙ ШЕСТЫ ДЛЯ ЖЕРТВЕННИКА. ИЗ АКАЦИИ СДЕЛАЙ ШЕСТЫ. /7/ И ШЕСТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВСТАВЛЕНЫ В КОЛЬЦА, И БУДУТ ШЕСТЫ ПО БОКАМ ЖЕРТВЕННИКА, КОГДА БУДУТ ПЕРЕНОСИТЬ ЕГО. /8/ СДЕЛАЙ ЕГО ИЗ ДОСОК, ПОЛЫМ ВНУТРИ. ПУСТЬ ОН БУДЕТ СДЕЛАН ТАК, КАК ПОКАЗАНО БЫЛО ТЕБЕ НА ГОРЕ.  (Шем. 27, 1–8).

Иначе как через жертву никто не может приблизиться к святому месту, не может соединиться с Богом, не может узреть Его дела и Его пути.

Жертвоприношения указывают на великую Голгофскую жертву, через которую каждый, «приступающий к Шатеру», может очистить сердце от грехов.

Животные

Животные символизируют материальные силы человека: без умерщвления их, без овладения ими и без «возложения» их на жертвенник человек остается еще во многом в животном состоянии, и о дальнейшем приближении его к обители Бога не может быть и речи.

Умывальник — зеркало

Между жертвенником и входом в Шатер стоит умывальник. Священник вошедший в Шатер должен, принеся жертву, омыть руки и ноги (Шем. 30, 18–21).

Человек должен «очищать» (исправлять) свои дела («руки») и свои пути («ноги»), постоянно стремиться к тому, чтобы Духом Святым очищались мысли и чувства.

Об изготовлении умывальника сказано так:

/18/ «СДЕЛАЙ МЕДНЫЙ УМЫВАЛЬНИК НА МЕДНОМ ОСНОВАНИИ — ДЛЯ ОМОВЕНИЯ, И ПОМЕСТИ ЕГО МЕЖДУ ШАТРОМ ОТКРОВЕНИЯ И ЖЕРТВЕННИКОМ, И НАЛЕЙ В НЕГО ВОДЫ. /19/ И БУДУТ ОМЫВАТЬ ИЗ НЕГО АГАРОН И СЫНОВЬЯ ЕГО РУКИ И НОГИ СВОИ. /20/ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ВОЙТИ ИМ В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, ОМОЮТСЯ ОНИ ВОДОЙ И НЕ УМРУТ, ИЛИ ПРИБЛИЖАЯСЬ К ЖЕРТВЕННИКУ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ — ЧТОБЫ ВОСКУРИТЬ ЖЕРТВУ  ОГНЕПАЛИМУЮ БОГУ. /21/ ОМОЮТ ОНИ РУКИ И НОГИ, И НЕ БУДУТ НАКАЗАНЫ СМЕРТЬЮ; И БУДЕТ ЭТО ДЛЯ НИХ ВЕЧНЫМ ЗАКОНОМ — ДЛЯ НЕГО И ДЛЯ ПОТОМСТВА ЕГО НА ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ ИХ».

Умывальник был изготовлен — «из зеркал собирающихся» (имеются в виду женщины, сходящиеся у Шатра).

Умывальник, будучи изготовлен из медных зеркал, свидетельствует об    очищении, происходящем, когда человек вглядывается в Тору и в самого себя:

23Ибо вся-кий, кто слушает Слово, но не делает того, что оно говорит, подобен чело­веку, смотрящемуся в зеркало: 24он видит себя, отходит и тут же забыва­ет, как выглядит.   (Яак. 1, 23–24)

Золотой жертвенник

Входить в Шатер было позволено лишь священникам — потомкам Аарона. Он видит перед собой теперь уже золотой жертвенник, с которого ввысь поднимаются струи благовонного фимиама

/1/ И СДЕЛАЙ ЖЕРТВЕННИК ДЛЯ ВОСКУРЕНИЯ БЛАГОВОНИЙ, ИЗ АКАЦИЙ СДЕЛАЙ ЕГО…

 /6/ И ПОСТАВЬ ЕГО ПЕРЕД ЗАВЕСОЙ, КОТОРАЯ ЗАКРЫВАЕТ КОВЧЕГ СВИДЕТЕЛЬСТВА, НАПРОТИВ КРЫШКИ КОВЧЕГА, КОТОРАЯ НАД СВИДЕТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА И НАД КОТОРОЙ Я БУДУ ЯВЛЯТЬСЯ ТЕБЕ В НАЗНАЧЕННОЕ ВРЕМЯ. /7/ И БУДЕТ АГАРОН ВОСКУРИВАТЬ НА НЕМ БЛАГОВОНИЯ КАЖДОЕ УТРО -ПОСЛЕ ОЧИЩЕНИЯ СВЕТИЛЬНИКА БУДЕТ ОН СОВЕР-ШАТЬ ВОСКУРЕНИЕ; /8/ И В ПОСЛЕПОЛУДЕННОЕ ВРЕМЯ, ПЕРЕД ТЕМ, КАК ЗАЖЖЕТ АГАРОН СВЕТИЛЬНИК, БУДЕТ ОН СОВЕРШАТЬ ВОСКУРЕНИЕ, ЕЖЕДНЕВНОЕ ВОСКУРЕНИЕ ПРЕД БОГОМ, ЗАПОВЕДАННОЕ ВСЕМ ПОКОЛЕНИЯМ ВАШИМ.  (Шем. 30, 1–8).

Священники приносили на нем в жертву особую смесь благовоний, сжигая их на огне, и Шатер наполнялась благоуханием (Шем. 30, 34–38).

Воскурения символизирует молитвы, ибо они поднимается вверх, подобно восходящей к Богу молитве

‘Когда Ягнёнок снял седьмую печать, на небесах настала тишина, казалось, на полчаса. 2Затем я увидел семь ангелов, стоявших перед Богом, и им были даны семь шофаров. 3Подошёл ещё один ангел и стал возле жертвенника, держа золотую чашу для воскурения, и ему было дано множество благовонных веществ, чтобы он добавил их к молитвам Божьего народа на золотой жертвенник, находящийся перед троном. 4И дым от воскурения вознёсся с молитвами Божьего народа из руки ангела перед Богом.  (Откр. 8, 3–4).

Благовонные вещества означают чистые, светлые мысли и чувства, которые, воспламеняясь любовью, становятся молитвами и восходят к престолу Всевышнего

Менора

«Совершив воскурение», т. е. погрузившись в молитву, вошедший в Шатер видит слева от себя семисвечный светильник, а справазолотой стол с «хлебами предложения»

/31/ И СДЕЛАЙ МЕНОРУ ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА, И ПУСТЬ ОНА БУДЕТ ВЫКОВАНА ИЗ ЦЕЛЬНОГО СЛИТКА: И ОСНОВАНИЕ ЕЕ, И СТВОЛ ЕЕ, И УКРАШЕНИЯ В ВИДЕ ЧАШЕЧЕК, ШАРОВ И ЦВЕТКОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫКОВАНЫ ИЗ ТОГО ЖЕ СЛИТКА. /32/ ИЗ СТВОЛА ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ ЕЕ ПУСТЬ ВЫХОДЯТ ШЕСТЬ ВЕТВЕЙ: ТРИ ВЕТВИ МЕНОРЫ ДОЛЖНЫ ВЫХОДИТЬ С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ТРИ ВЕТВИ МЕНОРЫ – С ДРУГОЙ СТОРОНЫ СТВОЛА. /33/ ТРИ ЧЕРНЕННЫЕ ЧАШЕЧКИ, ШАР И ЦВЕТОК ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА ОДНОЙ ВЕТВИ И ТРИ ЧЕРНЕННЫЕ ЧАШЕЧКИ, ШАР И ЦВЕТОК — НА ДРУГОЙ ВЕТВИ. ТАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВСЕ ШЕСТЬ ВЕТВЕЙ, ВЫХОДЯЩИХ ИЗ СТВОЛА МЕНОРЫ. /34/ И НА САМОМ СТВОЛЕ МЕНОРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЕТЫРЕ ЧЕРНЕННЫЕ ЧАШЕЧКИ, ШАРЫ И ЦВЕТКИ. /35/ НА СТВОЛЕ В ОСНОВАНИИ ПЕРВОЙ ПАРЫ ВЕТВЕЙ, ВЫХОДЯЩИХ ИЗ НЕГО, — ШАР, И В ОСНОВАНИИ ВТОРОЙ ПАРЫ ВЕТВЕЙ, ВЫХОДЯЩИХ ИЗ НЕГО, — ШАР, И В ОСНОВАНИИ ТРЕТЬЕЙ ПАРЫ ВЕТВЕЙ, ВЫХОДЯЩИХ ИЗ НЕГО, — ШАР. ТАК У ВСЕХ ШЕСТИ ВЕТВЕЙ, ВЫХОДЯЩИХ ИЗ МЕНОРЫ: /36/ ВСЕ ШАРЫ И ВСЕ ВЕТВИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫКОВАНЫ ИЗ САМОЙ МЕНОРЫ. ВСЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫКОВАНА ИЗ ЦЕЛЬНОГО СЛИТКА ЧИСТОГО ЗОЛОТА. /37/ И СДЕЛАЙ НА МЕНОРЕ СЕМЬ СВЕТИЛЬНИКОВ ТАК, ЧТОБЫ СВЕТ ОТ ФИТИЛЕЙ, ЗАЖЖЕННЫХ В СВЕТИЛЬНИКАХ, БЫЛ НАПРАВЛЕН К СТВОЛУ. /38/ И СДЕЛАЙ ДЛЯ НЕЕ ЩИПЦЫ И СОВКИ ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА. /39/ ИЗ КИКАРА ЧИСТОГО ЗОЛОТА ДОЛЖНА БЫТЬ СДЕЛАНА ВСЯ МЕНОРА СО ВСЕМИ ЕЕ ДЕТАЛЯМИ. /40/ СМОТРИ И СДЕЛАЙ ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ПО ТОМУ ОБРАЗУ ИХ, КОТОРЫЙ ЯВЛЕН ТЕБЕ НА ГОРЕ (Шем. 25, 23–40).

Господь повелел Моисею сделать золотой светильник, с обеих сторон которого выходят по три ветви, соединенные седьмой, центральной. Менора означает семь даров Духа Святого

5От трона исходили молнии и голоса и раскаты грома; а перед троном пылали семь факе-лов, которые являются семисложным Духом Божьим.

(Ис. 11, 1–2; Откр. 4, 5),

семь Дней творения, а также семь периодов истории человечества в соответствии с семью заветамиАдамом, Ноем, Авраамом, Моисеем, Давидом, Новый завет и Вечный завет в Царстве Божьем).

Иначе говоря, он отражает таинственную семеричную структуру мира. И над каждой ветвью поднимается пламя.

Светильник, называемый מנורה ‹менора́, горит в Храме постоянно, ибо в Шатер находится «свет жизни»

4  В нём была жизнь, и эта жизнь была светом человече­ства. 5   Свет светит во тьме, и тьма не поглотила его.   (Иоан. 1, 4–5).

Хлебы предложения

«Хлеба предложения», как бы «предложенные» Богу и названные לחם הפנים ‹лэ́хем г̃апани́м› — буквально «хлеб лица», символизируют «хлеб живой, сшедший с небес»: «хлеб» Слова Божьего и «свет» Слова Божьего видит человек в Шатре

/23/ И СДЕЛАЙ СТОЛ ИЗ АКАЦИИ, ДВА ЛОКТЯ ДЛИНОЮ, ЛОКОТЬ ШИРИНОЮ И ПОЛТОРА ЛОКТЯ ВЫСОТОЮ. /24/ И ПОКРОЙ ЕГО ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ, И СДЕЛАЙ ВОКРУГ НЕГО ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ. /25/

И СДЕЛАЙ РАМУ ШИРИНОЮ В ОДИН ТЕФАХ ВОКРУГ НЕГО, И СДЕЛАЙ ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ НА РАМЕ СО ВСЕХ СТОРОН.

/26/ И СДЕЛАЙ ЧЕТЫРЕ ЗОЛОТЫХ КОЛЬЦА, И ПРИКРЕПИ КОЛЬЦА К ЧЕТЫРЕМ РЕБРАМ ЧЕТЫРЕХ НОЖЕК. /27/ ПОД РАМОЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КОЛЬЦА, В НИХ БУДУТ ВСТАВЛЯТЬ ШЕСТЫ, НА КОТОРЫХ НОСЯТ СТОЛ; /28/ ШЕСТЫ. НА КОТОРЫХ БУДУТ НОСИТЬ СТОЛ, СДЕЛАЙ ИЗ АКАЦИИ И ПОКРОЙ ИХ ЗОЛОТОМ. /29/И СДЕЛАЙ ДЛЯ НЕГО ФОРМЫ ДЛЯ ХЛЕБА, И ЧАШЕЧКИ, И СТЕРЖНИ, И ПРОКЛАДКИ, КОТОРЫЕ КЛАДУТ МЕЖДУ ХЛЕБАМИ, — ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА СДЕЛАЙ ИХ. /30/ И ВОЗЛАГАЙ НА СТОЛ ХЛЕБ ОСОБОЙ ФОРМЫ, ПУСТЬ ОН НАХОДИТСЯ ПРЕДО МНОЮ ПОСТОЯННО.

Завеса

И далее перед ним находится завеса с вытканными на ней херувимами, которая отделяет самую священную часть Шатер — Святое святых

/31/ И СОТКИ ЗАВЕСУ ИЗ СКРУЧЕННЫХ ВМЕСТЕ НИТЕЙ ЛЬНА, ГОЛУБОЙ ШЕРСТИ, БАГРЯНИЦЫ И ЧЕРВЛЕНИЦЫ, И НА НЕЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСКУСНО ВЫТКАНЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ КРУВОВ. /32/ И ПОВЕСЬ ЕЕ НА ЧЕТЫРЕХ СТОЛБАХ ИЗ АКАЦИИ, ПОКРЫТЫХ ЗОЛОТОМ, С ЗОЛОТЫМИ КРЮЧКАМИ НА НИХ, А ПОДНОЖИЯ СТОЛБОВ  ИЗ СЕРЕБРА. /33/ И РАСПОЛОЖИ ЗАВЕСУ ПОД КРЮЧКАМИ. И ВНЕСИ В МЕСТО, ОТДЕЛЕННОЕ ЗАВЕСОЙ, КОВЧЕГ СВИДЕТЕЛЬСТВА. И БУДЕТ У ВАС ЗАВЕСА ОТДЕЛЯТЬ СВЯТИЛИЩЕ ОТ СВЯТАЯ СВЯТЫХ.

/36/ И СДЕЛАЙ ДЛЯ ВХОДА В ШАТЕР ВЫШИТЫЙ ПОЛОГ ИЗ СКРУЧЕННЫХ ВМЕСТЕ НИТЕЙ ГОЛУБОЙ ШЕРСТИ, БАГРЯНИЦЫ, ЧЕРВЛЕНИЦЫ И ЛЬНА. /37/ И СДЕЛАЙ ДЛЯ ПОЛОГА ПЯТЬ СТОЛБОВ ИЗ АКАЦИИ, И ПОКРОЙ ИХ ЗОЛОТОМ, И НА НИХ ЗОЛОТЫЕ КРЮЧКИ. И ОТЛЕЙ ДЛЯ СТОЛБОВ ПЯТЬ МЕДНЫХ ПОДНОЖИЙ. (Шем. 26, 31–33 и 36–37).

Столбы

Четыре столба, на которых висит завеса Святого святых, означают непроизносимое имя Всевышнего (Тетраграмматон).

Пять столбов, поддерживающих завесу входа Шатер, символизируют Пятикнижие Моисеево или же пятибуквенное имя אלהים ‹Элог̃и́м›.

В священнейшую часть Шатра, где обитает Шхина и откуда Он говорит людям, первосвященник входил только один раз в год (в Йом кипур) с кровью жертвенных животных, чтобы очистить Шатер собрания посредством приносимых жертв от грехов, «накапливающихся» в течение целого года (Лев. 16, 2–34).

Каким же образом грехи «остаются» в Шатер до ежегодного Дня Очищения?

Человек приносит жертву, возлагая руки на ее голову, жертва закалается, кровь ее проливается, и вина как бы «условно прощается» человеку (см. Лев. 4, 20; 26; 31; 35).

Однако сам грех, «нечистота» его, остается внутри Шатер до Дня Очищения, во время которого первосвященник входит в Святое святых с кровью очистительной жертвы.

Ковчег и крувы

В Святом святых находится Ковчег Завета. Ковчег — покрытый золотом ящик из дерева шиттим, в который положены две скрижали Закона с Десятью Заповедями.

Над ним находится крышка с двумя крувами — крылатыми человекообразными существа ми, о которых мы подробно говорили выше.

Ковчег постоянно скрыт. Первосвященник может видеть его один раз в году, войдя в Святое святых

/10/ И ПУСТЬ СДЕЛАЮТ КОВЧЕГ ИЗ АКАЦИИ, ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЛОКТЯ ДЛИНОЮ, ПОЛТОРА ЛОКТЯ ШИРИНОЮ И ПОЛТОРА ЛОКТЯ ВЫСОТОЮ. /11/ И ПОКРОЕШЬ ЕГО ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ, ИЗНУТРИ И СНАРУЖИ ПОКРОЙ ЕГО, И СДЕЛАЙ ВОКРУГ НЕГО ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ ВВЕРХУ. /12/ И ОТЛЕЙ ДЛЯ НЕГО ЧЕТЫРЕ ЗОЛОТЫХ КОЛЬЦА, И ПРИКРЕПИ К ЧЕТЫРЕМ УГЛАМ ЕГО: ДВА КОЛЬЦА НА ОДНОЙ СТОРОНЕ ЕГО И ДВА КОЛЬЦА НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ ЕГО. /13/ И СДЕЛАЙ ШЕСТЫ ИЗ АКАЦИИ, И ПОКРОЙ ИХ ЗОЛОТОМ. /14/ И ВСТАВЬ В КОЛЬЦА ШЕСТЫ, ПО БОКАМ КОВЧЕГА, ЧТОБЫ НОСИТЬ КОВЧЕГ НА НИХ. /15/ В КОЛЬЦАХ КОВЧЕГА ПУСТЬ БУДУТ ШЕСТЫ, НЕЛЬЗЯ ВЫНИМАТЬ ИХ ОТТУДА. /16/ ПОЛОЖИ В КОВЧЕГ СВИДЕТЕЛЬСТВО СОЮЗА, КОТОРОЕ Я ДАМ ТЕБЕ. /17/ И СДЕЛАЙ КРЫШКУ КОВЧЕГА ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА, ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЛОКТЯ ДЛИНОЮ И  ПОЛТОРА ЛОКТЯ ШИРИНОЮ. /18/ И СДЕЛАЙ ДВУХ КРУВОВ ИЗ ЗОЛОТА, НА ДВУХ КОНЦАХ КРЫШКИ — ВЫКУЙ ИХ ВМЕСТЕ С КРЫШКОЙ. /19/ СДЕЛАЙ ОДНОГО КРУВА С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ДРУГОГО КРУВА С ДРУГОЙ СТОРОНЫ – ИЗ САМОЙ КРЫШКИ ВЫКУЙ КРУВОВ НА ДВУХ КРАЯХ ЕЕ. /20/ И БУДУТ КРУВЫ С ПРОСТЕРТЫМИ ВПЕРЕД, ПРИПОДНЯТЫМИ КРЫЛЬЯМИ. КРЫЛЬЯ ИХ ДОЛЖНЫ ПРИКРЫВАТЬ КРЫШКУ, А ЛИЦА ИХ БУДУТ ОБРАЩЕНЫ ДРУГ К ДРУГУ И СЛЕГКА СКЛОНЕНЫ ВНИЗ, К КРЫШКЕ. /21/ И ПОЛОЖИ КРЫШКУ НА КОВЧЕГ СВЕРХУ, А В КОВЧЕГ ПОЛОЖИ СВИДЕТЕЛЬСТВО СОЮЗА, КОТОРОЕ Я ДАМ ТЕБЕ. (Шем. 25, 10–21).

Бог сказал Моше:

22/ И Я БУДУ ЯВЛЯТЬСЯ ТЕБЕ ТАМ, И БУДУ ГОВОРИТЬ С ТОБОЙ ИЗПРОСТРАНСТВА НАД КРЫШКОЙ, МЕЖДУ ДВУМЯ КРУВАМИ, КОТОРЫЕ НА КОВЧЕГЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА СОЮЗА, ТАК Я БУДУ ПЕРЕДАВАТЬ ЧЕРЕЗ ТЕБЯ ВСЕ ПОВЕЛЕНИЯ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ. (Шем. 25, 22)

Именно оттуда слышал Моисей, а через него и весь народ голос Божий.

Для чего же это так подробно описано и какое отношение имеет к нам? Для чего создан Храм, для чего воздвигнута Шатер?

Обращаясь к последователям Иисуса Христа, апостол учил их:

16Разве вы не знаете, что вы Божий храм, и что Божий Дух живёт в вас? «Поэтому, если кто-либо разрушит Божий храм, Бог уничтожит такого человека, поскольку Божий храм свят, а храм этот — вы сами. (I Кор. 3, 16–17)

Тот Храм, который был воздвигнут в пустыне, символизировал человека. О предназначении человека апостол говорит так:

16Возможно ли согла­сие между храмом Божьим и идола­ми? Ведь мы храм живого Бога — как сказал Бог: «Я сотворю себе жилище в них…и буду ходить среди вас. Я буду их Богом, И они будут Моим народом’«. (II Кор. 6, 16)

При сотворении Адама Бог Духом Святым вселился в его сердце. Адам находился в общении с Богом — для этого он и был создан. Именно для «прилепления к Богу», а не для того, чтобы жить обособленно и эгоистически.

До грехопадения Адам пребывал «в свете жизни», «ходил с Богом». И цель всей истории спасениявосстановить общение человека с Богом. 

Шатер, о которой мы говорим, была переносной. Все вещи, относящиеся к ней, несли левиты на своих плечах или перевозили на повозках (Бем. 4, 1–49; 7, 6–9).

Странствующая Шатер есть образ человека как Храма Божьего, человека духовного, живущего на земле, но ощущающего в сердце своем небо Божестве-нное присутствие. И именно с этой точки зрения мы должны рассматривать подробности, относящиеся к построению Шатер.

О цели ее возведения Бог сказал:

8/ И ПОСТРОЯТ МНЕ СВЯТИЛИЩЕ, И Я БУДУ ОБИТАТЬ СРЕДИ НИХ. (Шем. 25, 8)

«Посреди них» — по-древнееврейски בתוכם ‹бэтоха́м›, что можно понять и как «внутри них».

«Построят святилище» и «буду обитать» Сначала строится Святилище внешнее, а потом человек по подобию этого Храма должен устроить «внутреннее Святилище» в себе самом.

/9/ СДЕЛАЙ ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ ОБРАЗОМ ШАТРА И ТЕМИ ОБРАЗАМИ ПРЕДМЕТОВ В НЕМ, КОТОРЫЕ Я ПОКАЗЫВАЮ ТЕБЕ, И ТАК ЖЕ ПУСТЬ ВСЁ ДЕЛАЮТ В БУДУЩЕМ. /10/ И ПУСТЬ СДЕЛАЮТ  КОВЧЕГ ИЗ АКАЦИИ, ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЛОКТЯ ДЛИНОЮ, ПОЛТОРА ЛОКТЯ ШИРИНОЮ И ПОЛТОРА ЛОКТЯ ВЫСОТОЮ.  (Шем. 25, 9–10)

‹Шитти́м› (ситтим) — прочное нестареющее де рево, разновидность акации (египетская акация). Итак:

/12/ И ОТЛЕЙ ДЛЯ НЕГО ЧЕТЫРЕ ЗОЛОТЫХ КОЛЬЦА, И ПРИКРЕПИ К ЧЕТЫРЕМ УГЛАМ ЕГО: ДВА КОЛЬЦА НА ОДНОЙ СТОРОНЕ ЕГО И ДВА КОЛЬЦА НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ ЕГО. /13/ И СДЕЛАЙ ШЕСТЫ ИЗ АКАЦИИ, И ПОКРОЙ ИХ ЗОЛОТОМ. /14/ И ВСТАВЬ В КОЛЬЦА ШЕСТЫ, ПО БОКАМ КОВЧЕГА, ЧТОБЫ НОСИТЬ КОВЧЕГ НА НИХ. /15/ В КОЛЬЦАХ КОВЧЕГА ПУСТЬ БУДУТ ШЕСТЫ, НЕЛЬЗЯ ВЫНИМАТЬ ИХ ОТТУДА. (Шем. 25, 10–15)

Почему нельзя вынимать шесты из колец?

Причина в том, что в любой миг Господь может сказать: «Вставайте и отправляйтесь в путь!» И тогда левиты должны тотчас разобрать («сложить») Шатер, взять ковчег на плечи и идти с ним туда, куда укажет Господь. Так и человек духовный должен каждый миг повиноваться Божьему слову…

/16/ ПОЛОЖИ В КОВЧЕГ СВИДЕТЕЛЬСТВО СОЮЗА, КОТОРОЕ Я ДАМ ТЕБЕ. /17/ И СДЕЛАЙ КРЫШКУ КОВЧЕГА ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА, ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЛОКТЯ ДЛИНОЮ И ПОЛТОРА ЛОКТЯ ШИРИНОЮ. (Шем. 25, 16–17)

Крышка плотно прилегает к ковчегу — ковчег постоянно закрыт. Ничей взор, вообще ничто извне не должно проникать в священнейшую обитель Закона Божьего. Ковчег, по слову апостола, соответствует сердцу человека:

3Вы свидетельство тому, что яв­ляетесь письмом Мессии, доверен­ным нашему попечительству, напи­санным не чернилами, но Духом Жи­вого Бога, не на каменных скрижа­лях, но на людских сердцах. (II Кор. 3, 3)

В одном из псалмов говорится о сердце, закрытом для всего, кроме Божественных внушений:

В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. (Пс. 118, 11)

Если у неисправденнлшл человека сердце «враждует против Закона Божьего» … разум, руководимый старым есте­ством враждебен по отношению к Богу, поскольку он не покоряет себя » Божьей Торе—в действительности, он и не способен на это. (Римл. 8, 7),

то у того, кто вступает в Новый завет с Господом, Закон пишется на сердце, становится важнейшей частью внутренней жизни 8Ведь Бог действительно упрекает на­род, говоря:

10Вот какой договор заключу Я с домом Израиля после тех дней, — говорит Адонай, — вложу Я Тору Мою в разум их, и в сердцах их напишу Я её, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 11 И не будет больше никто учить ближнего своего и брата своего, говоря: познайте Адоная. Ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, 12 потому что Я буду милостив к неправде их и не буду больше помнить грехов их'»‘.

(Иер. 31, 31–33; Евр. 8, 8–10).

Тогда любовь к Богу и ближнему наполняет его, и человек радостно следует Заповедям, не противится им, а, наоборот, будучи теперь в состоянии их исполнять, сам всем сердцем желает этого (Римл. 8, 3–4).

Крышка, закрывающая ковчег, указывает на то, что происходит в сердце, стремящемся к исполнению Заповедей — на ту область духовной жизни, куда не должен проникать ничей взор, ничто постороннее, ибо там пребывает лишь слово Божье…

Не случайно сказано и следующее:

…Положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе… (Шем. 25, 21)

В Библии каждое слово находится на своем месте.

Почему здесь не указан привычный порядок действия: сначала положить откровение в ковчег, а потом уже закрыть его крышкой? Почему эти действия должны со- вершаться в обратном порядке? И как можно вложить что-либо в закрытый ковчег?                  

Здесь содержится особое указание. Ковчег нашего сердца сначала нужно плотно «закрыть» для всего недостойного и злого, чтобы ничто нечистое не могло войти в него; и только после этого Бог сверхъестественным образом влагает «святые скрижали», содержащие заповеди о любви к Богу и ближнему, в наше сердце…

Если мы не поступим именно так, то наше сердце не станет ковчегом Божьим, не сможет вместить Его заповедей. Псалмопевец говорит:

Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое. (Пс. 118, 32)

В Книге Екклесиаст сказано, что Бог, сотворив мир, вложил его в сердце человека:

Все соделал Он прекрасным в свое время и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. (Еккл. 3, 11)

Древнееврейское עלם ‹ола́м› — «мир», «вселенная» — происходит от глагола עלם ‹ала́м›«скрывать», т. е. вселенная есть «сокрытость» мироздания, «утаенность» той реальности, которая создана Всевышним.

И весь мир, вся вселенная, находится в нашем сердце. Однако сердце наше часто бывает «узко», «сжато», его «пределы» стеснены, ограничены эгоизмом и невежеством. Оно окружено злом, наполнено ненавистью и завистью:

Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер. 17, 9)

Поэтому мы не объемлем «мира», потенциально заключенного в сердце, не постигаем замысла Божьего и не «течем» путем заповедей Его.

Словом «потеку» переведено ארוץ ‹ару́ц› — «побегу», указывающее на постоянное продвижение в духовном развитии:

Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.

Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.

И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;

Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (I Кор. 9, 24–27)

 

«Потеку путем заповедей Твоих…» Когда?«…Когда Ты расширишь сердце мое».

Сердце человека должно «расшириться», чтобы объять любовью весь мир. Если человек «вмещает любовью» только одного себя, это свидетельствует о крайней узости восприятия, «тесноте» в сердце.

Есть, однако, и такие люди, которые даже себя не любят. А если не любят себя, то ближнего, «как самого себя», и подавно полюбить не могут.

Человек может также «возлюбить» только самых близких: родителей, жену, мужа, детей, братьев…

Это, конечно, намного «расширяет» сердце в сравнении с любовью к себе одному.

Можно также любить только свою деревню, свой город или свой народ.

Наконец, сердце может так неизмеримо «расшириться», что станет способным вместить всех людей, все живые существа. Только тогда человек действи- тельно осуществит сказанное:

Потеку путем заповедей Твоих… (Пс. 118, 32)

Исполнение заповедей — это осуществление любви, наполняющей сердце исправденнлшл человека.

/18/ И  СДЕЛАЙ ДВУХ КРУВОВ ИЗ ЗОЛОТА, НА ДВУХ КОНЦАХ КРЫШКИ — ВЫКУЙ ИХ ВМЕСТЕ С КРЫШКОЙ. /19/ СДЕЛАЙ ОДНОГО КРУВА С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ДРУГОГО КРУВА С ДРУГОЙ СТОРОНЫ – ИЗ САМОЙ КРЫШКИ ВЫКУЙ КРУВОВ НА ДВУХ КРАЯХ ЕЕ. /20/ И БУДУТ КРУВЫ С ПРОСТЕРТЫМИ ВПЕРЕД, ПРИПОДНЯТЫМИ КРЫЛЬЯМИ. КРЫЛЬЯ ИХ ДОЛЖНЫ ПРИКРЫВАТЬ КРЫШКУ, А ЛИЦА ИХ БУДУТ ОБРАЩЕНЫ ДРУГ К ДРУГУ И СЛЕГКА СКЛОНЕНЫ ВНИЗ, К КРЫШКЕ. (Шем. 25, 18–20)

С двух сторон ковчега должны быть сделаны изображения КРУВОВ. О сотворении ангелов не сказано в Библии.

…И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью… (Быт. 1, 4–5)

Крувы  впервые упомянуты в связи с изгнанием первых людей из рая (Быт. 3, 24). Именно тогда поставлены были Крувы для охраны Едемского сада, чтобы согрешивший Адам не смог проникнуть туда вновь.

Господь повелел Моисею сделать по краям крышки двух Крувим, которые простирают крылья, как бы готовясь взлететь…

Этим они символизируют духовный полет, ту внутреннюю окрыленность, без кото рой человек не в состоянии услышать и уразуметь слово Божье.

Душа должна быть окрылена, чтобы устремиться ввысь, стряхнув с себя прах мира сего. Она призвана подняться к Богу «на крыльях», и это восхождение должно свершиться в нашем сердце, ибо «ковчег со скрижалями»образ человеческого сердца.

Как же были расположены херувимы?

Они помещались с двух сторон крышки, и между их крыльями оставался просвет в виде человеческого сердца. Изображение сердца оказывалось над самим ковчегом, а крыльями херувимы «осеняли» Закон Божий, как бы «охраняли» его, «не давая» приблизиться к ковчегу ничему постороннему.

Лица же их были обращены друг к другу и наклонены к крышке, т. е. они одновременно «смотрели» друг на друга и на хранимые в ковчеге скрижали, как бы видя их сквозь крышку. Они преклонялись перед Законом Божьимскрижалями завета.

Когда ученики Иисуса Христа пришли к его пустой гробнице, они увидели двух ангелов. Один сидел в бывшем изголовье Иисуса, а другой — с противоположной стороны. Иоанн, говоря об этом, описывает

Двух ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. (Иоан. 20, 12)

Лука же передает слова этих ангелов ученикам:

Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

Его нет здесь: он воскрес; вспомните, как он говорил вам, когда был еще в Галилее,

Сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки челове ков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. (Лук. 24, 4–7)

Ученики, воспитанные в иудейской традиции и хорошо знакомые с Пятикнижием Моисеевым, узнали показанную им символическую картину.

Два ангелаэто изображение тех же двух херувимов, обращенных лицами друг к другу. Место, где лежало тело Иисуса, освятилось, потому что его тело, как при жизни на земле, так и после воскресения, представляло собой духовный Храм, в котором обитал Дух Божий.

 

Два херувима, обращенные лицами к ковчегу и друг к другу, означают любовь к Богу и любовь к ближнему. Именно о такой любви к Богу и ближнему говорит апостол Иоанн:

Что мы любим детей Божьих, узнаëм из того, что любим Бога и соблю- даем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и запо- веди Его нетяжки. (I Иоан. 5, 2–3)

В немногих простых словах показано здесь нераздельное единство любви к Богу, любви к ближнему и соблюдения заповедей:

Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец… (I Иоан. 2, 4)

Тот, кто утверждает, что любит Бога, а ближнего при этом не любит,— тоже лжец, потому что его ближний сотворен Богом и по образу Божьему:                     

Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которо- го не видит? (I Иоан. 4, 20)

И тот, кто утверждает, будто любит человека, а Бога при этом не любит, также на поверку оказывается лжецом, потому что только заповеди Господни научают истинной любви к человеку.

Нет любви к человеку без исполнения заповедей Божьих. Нет и любви к Богу без любви к человеку и исполнения заповедей. Нет и исполнения заповедей без любви к Богу и человеку:

Итак, любовь есть исполнение Закона. (Римл. 13, 10)

 

Все заповеди Закона Божьего направлены к любви и научают ей. И все 613 заповедей Торы содержатся в одном речении: «Люби Бога и люби ближнего». Поэтому апостол и говорит:

Ибо весь Закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. (Гал. 5, 14)

Однако, основываясь на этом изречении, некоторые утверждают, будто Закон «устарел»: мы, мол, будем любить ближнего, а Закон исполнять излишне

Во-первых, каждая заповедь Закона действительно «исполняется», т. е. достигает полноты исполнения, именно в любви.

Во-вторых, любовьэто как бы пространство, содержащее в себе все множество заповедей.

Иисус Христос неоднократно говорил о необходимости соблюдения даже таких заповедей, которые на первый взгляд могут показаться незначительными, однако без них любовь к Богу и ближнему не достигает полноты (Матф. 5, 19; 23, 23; Лук. 11, 42).

 

Такова библейская диалектика чувства (любви), состояния (праведности) и долга (исполнения заповедей)…

 

 

admin @ 14:01

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика