Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ИТРО»

«И услышал Итро, священник мидьянский все, что содеял Бог Моше и Израилю, народу Его, когда вывел Господь Израиль из Египта» (Шемот 18-1).

В нашей главе повествуется об синайском откровении – о десяти речениях, называемых десятью заповедями, и о даровании Торы. И названа она именем тестя Моше Итро, изведавшего все виды язычества. В день празднования дарования Торы, Шавуот, мы читаем свиток Рут по имени прабабушки Давида, пришедшей в народ Израиля от моавитян.

В Талмуде говорится, что смысл изгнания Израиля был в прибавлении к нему присельников (герим – прозелитов). Сроднившиеся с древом Израиля выходцы из других народов олицетворяют высшую ступень постижения Торы, ведь «гер» и «га’р» (гимель ришонот – три первых сефиры) состоят из одинаковых букв. Настолько весомо участие присоединикшихся в жизни Израиля, что дарование Торы наречено именем Итро, а проявление Мессии – от Рут! Проникновение света в недра порочных народов Моава и Мидьяна ведет к распространению его в мире с небывалой силой. Не будь замысла Творца донести благость и избавление до каждого человека на земле, не видать Израилю Торы и Мессии.

Кроме Амалека, именем которого закончилась предыдущая глава. Он олицетворяет не только губительную силу Амана и Гитлера, но и приставшую нечисть к самому Израилю в виде Великого Смешения. А оно влезло в еврейские души наших дней через пришельцев из других народов, безразборно принятых в наш стан в различные времена. Выходит, от присоединения к нам пришельцев наибольшая польза, но и наибольшие беды.

В учении Виленского Гаона мы находим подробно толкование к Тиккуней Зоар, что души эти из народов мира ведут к высшей святости, но другие – к самому низменному. В Книге Ецира высшее благо словом «онег» (сладостным упоянием) названо, а низшее зло – словом «нега» (проказа), составленного из тех же букв. Применительно к нашему миру проявляется таинство в святых душах пришельцев, тянущих Израиль и весь мир к Торе и Мессии, но и самых низменных – от Амалека и Великого Смешения.

Поэтому закон наш учит осторожности в присоединении к стану Израиля чужеродных, но одновременно отводят им наивысочайшее место в духовном исправлении. Понимание Торы и предназначения Израиля ставится в зависимость от углубленного проникновения в таинство связи с народами мира. Итро против Амалека, Мессия против Великого Смешения, и Тора против язычества.

Для чего был избран Израиль? Грешат те, кто учит, будто дар Творца должен быть уделом только одного народа. Сфат Эмет пишет: «Израиль из целого (клал) был выведен ради обучения целого, как сбудется: «Тогда обращу Я народам язык вычищенный взывать к имени Господа» (Цефания 3:9). И это прямое указание на постижение таинств Торы (имени Господа) всеми народами мира. Сфат Эмет добавляет: «По мере того как Израиль возвышает народы мира, сам он также возвышается».

А когда прийдет время обращения всех народов? В конце шестьдесят девятой главы Тиккуней Зоар читаем мы, что слова пророка Цефании сбудутся после освобождения Израиля от части Великого Смешения и стирания самой памяти о нем. Выходит, вселенская миссия Израиля всецело зависит от исправления всех форм ассимиляции и либерализма.

Именно углубленное в духовные основы иудаизма делает нас «светом народам», а повторяемые каждодневно мантры о равенстве и смешении в «плавильном котле» – речи Амалека, губящего Израиль и народы мира. Отметили уже, что весть Торы не ограничивается привлечением в наш народ группы пришельцев. Она должна дойти до каждой человеческой души.

Мы в эти дни настолько напоены ложью и ханжеством, что столь явственная истина нам кажется чужой. Одни норовят весь мир учить по принципам либерализма и братания меж безликими и бездушными. Другие в местечковой узости малюсенького обрядливого национализма загнивают. Последние хоть дело Израиля берегут и закон чтут в его внешних проявлениях. Но разве в этой нищенской узости можно принять Тору и Мессию?

Следуя учению Сфат Эмет, отметим непременную необходимость обособленного развития Израиля. Противопоставим формирование народа духа размыванию рамок и границ потопом либерального Великого Смешения. Ведь избавление мира мы видим вовсе не в приятии иудаизма со всеми его обрядами человечеством вцелом. Напротив, каждый народ должен прийти к Творцу через свое вазрастание. Но только один народ был выведен из целого в священники, кому предписана  особая задача, как и священникам в среде самого Израиля (ког’аним). И если всякий народ идет к избавлению через свой язык и свой путь, то народу Израиля обособленность требуема наиболее. А встреча происходит в сфере духа, когда все рамки и границы прочно установлены.

Ор Г’ахайим пишет к нашей главе: «Есть драгоценность, рассеянная по всей земле, и ради драгоценности сией рассеян был Израиль по всем четырем ветрам мира – чтобы найти ее, утерянную. Но если бы не грех Израиля, могли бы обрести ее и без рассеяния, но только силой Торы».

В Торе же написано: «И будете вы Мне драгоценностью (сегула) среди всех народов, ибо Мне вся земля. А вы будете Мне царствием священников и народом святым» (Исход 19: 5-6).

Идеал вовсе не в рассеянии, но в обособленности в границах народа Израиля, его законах Торы, в уделе священничества и на его земле. При укреплении всех основ бытия в рамках заповеди нам предписано не только быть избранной драгоценностью, но и выявить ее среди других народов. Не завоеванием земель чужих. Границы наши простираются только от Нила до Евфрата. Но в излучении энергии Б-жественной святости направлены в каждую точку мира в соответствии с особенностями ее народов. Не стирать особенностей других народов, но напротив усилить ее и привнести им духовный свет, дарованный всему человечеству.

Одной из важнейших составных деяний Мессии из дома Йосефа Виленский Гаон называл именно распространение Торы среди других народов. Но он же ясно обозначил и границы. Не только не пытаться обращать людей в иудаизм безразборно, но и остерегаться безразборного обучения таинствам мироздания и имен Творца. Раскрытие полноты учения всему миру произойдет на следующем этапе, а нас наставлял Гаон овладеть в совершенстве всеми науками мира и через них поведать людям основы таинств Торы. К примеру, от нас требуемо умение рассказать об основах физики и математики в соответствии с раскрытым в Книге Ецира. Или указать, как корни каждого языка берут начало от Священного Языка. Мне видится, что особую важность в эти дни представляет выявление таинств Торы через сами текущие события. Ведь мы находим в Зоаре, в Талмуде, писаниях Виленского Гаона полнейшую смысловую картину происходящего. Это также относится к раскрытию Торы через науку – через знание законов развития человечества.

Сфат Эмет отмечает, что сперва говорится про Итро, как «услышал» он. Не увидел целостно в полной картине тайн Торы, но услышал фрагменты, связанные с истиной и к ней ведущие. Поэтому мудрецы наши будто спорили, услышал ли Итро о даровании Торы, об исходе из Египта или же о победе над Амалеком?

По сути они вовсе не спорили, а только указали, что сущность единая таинства Торы пришла к Итро через слух – постепенно в различных облачениях, а не разовым охватом озарения. Более того, Сфат Эмет пишет, что именно так приближаются к истине народы мира и отдалившиеся из дома Израиля. Им следует подступить к самому таинству через его проявление в знаниях и чувствах самого человека. Через науку и искусство. Разумеется, тут и указания на необходимость предварения благочестием в заповедях Торы духовного постижения.

А затем происходит обратное: «И весь народ увидел голоса» (Шемот 20:15). Увидел услышанное. И не ищите простого смысла, ибо только через дух можно увидеть постигнутое слухом. После получения Торы и осуществления ее. И все написанное здесь – преддверие к самому изложенному в нашей главе. Мы только попытались широко распахнуть ворота, а само вхождение в мир духовных ценностей – по мере прилагаемых усилий каждого человека.

Авигдор Эскин

admin @ 12:12

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика