Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
БО. КРОВЬ – ЗНАМЕНИЕ НА ДОМАХ

Категория: Недельная глава Торы

«КРОВЬ – ЗНАМЕНИЕ НА ДОМАХ» (по «Шмот» 12:13)

Слушателям йешивы к шаббату знать ответы на вопросы в конце лекции.

Варианты перевода:

И БУДЕТ ТА КРОВЬ ДЛЯ ВАС ЗНАМЕНИЕМ НА ДОМАХ, В КОТОРЫХ ВЫ ПРЕБЫВАЕТЕ, И УВИЖУ ТУ КРОВЬ, И МИНУЮ ИХ; И НЕ КОСНЕТСЯ ВАС КАРА ГУБИТЕЛЬ-НАЯ, КОГДА Я ПОРАЖУ СТРАНУ ЕГИПЕТСКУЮ. (П. Гиль)

 И БУДЕТ ТА КРОВЬ ДЛЯ ВАС ЗНАКОМ НА ДОМАХ, ГДЕ ВЫ НАХОДИТЕСЬ, И УВИЖУ КРОВЬ, И ПРОЙДУ МИМО ВАС, И НЕ БУДЕТ СРЕДИ ВАС ЯЗВЫ ГУ- БИТЕЛЬНОЙ, КОГДА БУДУ ПОРАЖАТЬ ЗЕМЛЮ ЕГИПЕТСКУЮ. (Д. Йосифон)

 И БУДЕТ КРОВЬ ВАМ ЗНАКОМ НА ДОМАХ, В КОТОРЫХ ВЫ [ПРЕБЫВАЕ- ТЕ]; И УВИЖУ Я КРОВЬ, И МИ-НУЮ ВАС, И НЕ БУДЕТ СРЕДИ ВАС ПОВЕТРИЯ ПАГУБ-НОГО, КОГДА Я ПОРАЖАТЬ БУДУ [ПЕРВЕНЦЕВ] НА ЗЕМЛЕ МИЦРАИМА. (Ф. Гурфинкель)

Комментарии:

«Ялкут Шимони» («Шмот», гл. 199): И пройду Я по земле египетской – Я, а не ангел! И поражу всякого первенца– Я, а не сараф! И над всеми божествами Египта совершу расправу – Я, а не посланник! Я –Г-сподь, и никто другой!

«Мехильта»: Кровь была снаружи или внутри? Сказал р. Ши-мон: И увижу ту кровь – кровь, которую Я вижу, а не другие. Сказал р. Натан: И будет та кровь для вас знаком для вас знамением, а не для других. Сказал р. Ицхак: снаружи, чтобы увидели египтяне и окрасилось кровью у них в кишках.

Ибн Эзра: Как полагают многие, кровь свидетельствовала о том, что ягненок, бо- жок египтян, был заклан на глазах у всех и что их более никто не страшится.

Но тогда следовало бы помазать внешние ворота! Однако все было сделано втайне, после того, как были заперты ворота, в предвечернее время, когда люди сидят по домам…

Кровь же на притолоке приносила искупление каждому, кто ел пасхальную жертву в этом доме, а также служила знаком ангелу-губителю, чтобы не порывался приблизиться.

Раши: И увижу Я кровь – Все открыто пред Ним (т. е. не нужно Б-гу видеть знаме- ние, чтобы знать, где находятся евреи. – Прим. пер.), но Он сказал: «Я увижу, как вы исполняете Мои заповеди, и миную вас».

Рабейну Бахья: Кровь не способна отвести кару, но Писание учит, что тот, кто верит в Б-га полной верой и не страшится ни фараона, ни его указов, открыто приносит в жертву египетское божество и его кровью мажет притолоку и косяки, – достоин, чтобы от него отвели кару.

Хизкуни: И будет та кровь для вас знаком – Знаком того, что вы исполняете за- поведь.

Другое объяснение: знаком и напоминанием о той пролитой вами крови.

И увижу ту кровь – несмотря на то, что она – внутри!

 

Когда Всевышний велит своим рабам исполнить то или иное действие или роизнести те или иные слова от Его имени, посланники действуют или говорят так, будто это делает сам Всевышний. К этому случаю относится принцип: «Действия посланника приравнены к действиям пославшего его» – что доказывает окончание стиха: «…и не коснется вас кара губительная…»

А вот вывел их из Египта уже непосредственно Вс-вышний.

«Ор ѓа-хаим»: И не коснется вас кара губительная Ангел-губитель в силу сво- ей природы поражает все, кроме того, что отмечено печатью Г-спода, т. е. Запове- дью. Тогда он боится даже приблизиться.

Поэтому Г-сподь повелел, чтобы кровь была знамением.

«Акедат-Ицхак»: Кровь была знамением союза между Израилем и Б-гом. Не поду- май, что она исполняла ту же роль, что и красный шнур, который свешивался из окна дома Рахав (евреи видели этот знак и не тронули Рахав и ее семью; см. «Йеѓо- шуа», гл. 3. – Прим. пер.).

Но, как сказали мудрецы, «это будет знаком для вас, а не для других!» Эта кровь была знаком завета между Мной и вами, запечатленного в ваших сердцах. Увижу Я его на ваших домах и буду проходить мимо, оставляя их невредимыми.

Альшейх: Статус этого знамения аналогичен статусу жертвы. Жертва приносится вместо человека, который совершает приношение. Евреев также ожидало истребле- ние за то, что они служили идолам, но пасхальная жертва принесла им искупление. Они должны были знать об этом, и кровь являлась тому напоминанием.

«Ѓа-ктав ве-ѓа-кабала»: Евреи отдаляли избавление, поклоняясь идолам в Египте. Б-г даровал им очищение, повелев принести пасхальную жертву. Этим евреи показали, что они сошли с пути зла и прекратили совершать приношения языческим божествам.

Эта кровь была знамением любви между ними и Всевышним, показывающим, что ни страх, ни сомнения не препятствуют более исполнять Его волю, даже если это сопряжено с опасностью. Поэтому было велено совершить три вещи:

1) зарезать барана – объект поклонения египтян – у них на глазах, не страшась мести и не обращая внимания на опасность;

2) сделать это при всех семействах еврейского народа;

3) оповестить об этом остальных, помазав кровью притолоки и косяки домов, чтобы прохожие видели, что сейчас евреи «едят их бога».

«Ѓа-эмек давар»: И увижу ту кровь, и миную их – Всевышний заверяет, что ангел пройдет мимо еврейских домов, не причинив им вреда, ведь в момент прохождения ангела сама святость тако-го уровня могла нанести ущерб недостойным.

admin @ 08:27

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика