Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Глава Бо. Каббала
Категория: Каббала

Почему именно эта глава называется «Бо» (приди), ведь все казни остались в прошлых главах? «Пойдем к Фараону!» В ней приходят к итогу всего этого.

И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: «ИДИ К ФАРАОНУ…» (Книга Шемот 1:1)

Моше и Аарон идут к Фараону. Он уже их просто видеть не может.

Трудно представить, как их впускают к нему. Чтобы в Египте происходили такие вещи, — совершенно непонятно!

Этот рассказ далек от материального мира.

Что это означает в духовном мире?

По утрам Фараон ходил справлять нужду возле реки Йаор (Нил). Он ведь строил из себя Бога, и все египтяне признавали его Богом. И пскольку он не желал, чтобы увидели его справляющим нужду, он прятался в тростниках, растущих вдоль берега реки. И якобы там Моше поймал его и сказал: «Отпусти народ мой». Это произошло именно в том месте, где он больше всего не желал, чтобы его увидели. Да, мудрецам не откажешь в чувстве юмора!

Саранча

Мы подошли к окончанию десяти казней, к казни «саранча». Саранча – насекомое немного неприятное, но кошерное, к большому удивлению.

После этой казни приходит тьма.

И НАСТАЛА КРОМЕШНАЯ ТЬМА ВО ВСЕЙ СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ ТРИ ДНЯ. НЕ ВИДЕЛИ ДРУГ ДРУГА, И НЕ ВСТАВАЛ НИКТО С МЕСТА СВОЕГО ТРИ ДНЯ, А У ВСЕХ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ БЫЛ СВЕТ В ЖИЛИЩАХ ИХ. (Книга Шемот 10:22,23)

Как такое возможно, что в одном месте есть тьма, а в другом – свет?

После всех полученных им ударов человек, в конце концов, приходит к тому, что может отличить свет от тьмы, и разобраться, что такое истинный свет и истинная тьма. Когда он использует свой эгоизмизм, то, даже получив наилучшие результаты, но если они – эгоистиче-ские, он видит в этом тьму и неудачу.

У всех, находящихся в Египте имеется осознание того, что они утопают в грязи, им известно, что это так.

Для чего евреи прошли все египетское изгнание? Зачем пребывали в нем 430 лет?

Им остались считанные дни до выхода из изгнания: Человек прошел так много внутренних состояний, изучал каббалу, работал самостоятельно и в группе, а также следовал советам каббалистов.

Он приходит к такому внутреннему осознанию, что говорит себе: «Все! Хватит!» и начинает различать эти вещи не так, как раньше в соответствии с критериями своего эгоизма: что для него хорошо, а что плохо. Это раньше он считал, что «города Питом и Рамсес» – хорошее приобртеение и создавал накопления для себя в своем эгоизме, используя их как хранилища.

Питом и Рамсес – это те несчастные города, в которых собирали урожай. Они были несчастными для Исраиля, а для Фараона они были складами, банками…

Если мы работаем, находясь в своем эгоизме, и все собираем, собираем и собираем, то нам кажется, что все в порядке. Но Исраэль (устремление к Творцу), который внутри тебя, видит, что ты опустошен и  находишься в нищете, а также в опасности.

Те, кто находились в Египте, с их точки зрения не были в таком уж плохом положении. Если это человек, отождествляющий себя со своим эгоизмом, то ему хорошо, но до определенного момента, пока в нем не раскрывается точка Моше, которая начинает тянуть его в разные стороны. И тогда в нем растет недовольство всем этим.

Пробуждается ли эта точка в каждом человеке, или есть люди, в которых она не пробуждается? И они умирают толстыми и довольными.

Пока еще в этом кругообороте. Но в следующем кругообороте они уже будут обязаны пробудиться, поскольку так предопределено, что каждый человек обязан раскрыть, что он находит-ся в Египте и выйти из него. Так что выходит, рано или поздно каждый человек выявляет точку Моше, имеющуюся в нем, и тогда он как бы чувствует дискомфорт.

Что евреи сказали Моше?

С того момента, как ты поговорил с Фараоном, нам стало плохо. Зачем ты идешь на это? Мы не желаем этого, ведь есть у нас все блага: мясо, рыба, все, что нам необходимо. Зачем же ты портишь нам жизнь?

Моше, разумеется, не находит большой поддержки, но по безвыходности все же продолжает продвигаться к своей цели. То же самое происходит в Моше внутри человека. Он находится между всеми своими внутренними евреями и египтянами, во всем своем внутреннем мире, но он – очень маленькая сила. И если ему удастся схватить Творца за руку, чтобы пойти с ним вместе к Фараону, то он добъется успеха, а если – нет, то пропал.

И НАСТАНЕТ ТЬМА В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, И БУДЕТ ОСЯЗАЕМА ТЬМА.

И настала тьма кромешная. Слово хошех (тьма) происходит от слова мишуш (осязание). Они могли ощутить ее, это была материальная тьма, на самом деле физически осязаемая.

В прошлом евреи были правителями Египта. В поколении, в котором правил Йосеф, евреи были управляющими, а в следующем поколении, которым он уже не управлял, они стали рабами.

Сейчас они чувствуют, что тот материал, которым они владели и которым правили, превратился в нестерпимую кромешную тьму. И они не могут видеть в ней даже на миллиметр вперед: как я живу, зачем я живу, почему со мной происходят такие события? От них все скрыто, и они находятся в полном неведении. Но эти люди вполне могут преуспевать в материальной жизни.

Человек сам для себя определяет, что такое – тьма египетская.

Именно излишний материализм, является тьмой, и, как черная дыра, поглощает свет внутрь себя. И поэтому там написано: «И будет осязаема тьма». Они даже не могли встать с мес-та, в такой мере тьма отяготила их. Это ощущение наподобие того, что тебя замуровали в бетон.

Если я закрываю глаза, — это не считается полной тьмой? Я все же вижу различные блики, точки.

Это просто внутри глаз проходят электрические импульсы, поступающие в нервную систему. А вообще, то, что видят наши глаза, мы видим не снаружи. Так устроено природой, что нам каже-тся, что мы видим происходящее снаружи. На самом деле мы видим все, происходящее внутри. Все это – наши внутренние процессы.

Мы совсем не такие, какими себя ощущаем. Я не вижу, не слышу, не обоняю вне себя абсолютно ничего. Мои органы чувств подвергаются впечатлениям от того, что происходит внутри меня. И тогда от всей внутренней картины, воспринимаемой мной, у меня появляется образ, который я проецирую вовне себя, будто бы это – мир, находящийся вне меня.

 

Мы обязаны пройти через Фараона (наше эгоизм), через удары, продвигающие нас все дальше и дальше, пока не увидим, что это был обман. А до того времени мы это выявить не можем. Так и человек, который продвигается, с помощью обманов приходит к правде.

С Фараоном против Фараона

Методика Моше состоит в том, чтобы идти вместе с Фараоном против Фараона и одержать верх над ним, а также вынести из Египта все келим и желания.

На этих желаниях египтян нужно построить гору Синай, гору ненависти, которая затем всем раскроется как келим египтян. Поэтому необходимо, чтобы все стояли вокруг нее в едином намерении поручительства, и тогда точка Моше, желающая соединиться с Творцом, поднимется над этой горой, над всей ненавистью.

Когда человек выходит из Египта, он обязан вынести оттуда все келим, все большие желания своего эгоизма. И именно с ними он переходит через Конечное море к связи с Творцом.

Они сжимаются под влиянием Фараона, а не противостоят ему.

Что вначале сказал Фараон евреям?

Он согласился, чтобы Моше с Аароном и еще несколькими их приятелями вышли из Египта. Получается, что у человека будто бы появляется возможность найти самую малую точку соприкосновения с Творцом. Но Моше отвечает ему, что должен взять с собой всех.

Фараон дает согласие на то, чтобы вышли все мужчины. Но Моше стоит на своем, и тогда Фараон вновь соглашается и говорит, мол, пусть выйдут все, но скот останется в его стране. Однако Моше говорит ему, что ни одно копыто не оставит в Египте.

Парса

Парса, это граница между мирами Святости и «отделенными» от нее мирами (дэ-пруда).

Существует мир Ацилут, название которого происходит от слова эцло (у Него). Он и управляет всей жизнью во всех нижних мирах и в нашем мире. А под миром Ацилут есть миры «дэ-пруда«, удаленные от него.

Это миры Брия, Ецира и Асия. Между миром Ацилут и мирами Брия, Ецира и Асия имеется граница, называемая парса. Моше говорит, что он все забирает с собой в мир Ацилут, выше парса, а в Египте, в мирах БЕА не оставляет ничего, и только на этих условиях он выйдет. А поскольку у Фараона нет иного выхода, он соглашается.

По мере того, как следует одна казнь за другой, Моше постепенно выводит от Фараона сначала мужчин, потом женщин и семьи, а затем скот, а в заключение даже ворует у египтян все их келим, т.е. все желания. Моше вышел, как сказано, с большим имуществом.

Человек обязан использовать весь свй эгоизм. Именно с его помощью (а мы должны видеть в нем «помощь против него») ты достигаешь Творца, поднимаешься вверх.

В иудаизме необходимо использовать силу желания получать.

А У ВСЕХ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ БЫЛ СВЕТ В ЖИЛИЩАХ ИХ.

У египтян была тьма, а у сыновей Израиля был свет. Такое впечатление, будто эта сила разделилась.

Человек внутри так же разделен. После всех казней он приходит к осознанию зла и начинает раскрывать, что у него плохо, а что хорошо в истинном значении.

Все эгоистические келим, и все, что он может в них получить: богатство, почет и все остальное, он называет тьмой.

Связь с Творцом, побег от эгоистической работы называет светом.

Это означает, что человек приходит к осознанию того, что, скажем, посредством этого я получаю добро, а посредством того – зло.

Поэтому внутри себя он уже разделяет: это – египтянин во мне, сидящий во тьме, а – это во мне сын Израиля, сидящий при свете.

Мышь и петух

В Гмаре (части из Талмуда) приводится известная Вам притча о петухе и летучей мыши, ожидающих появления света. Петух сказал летучей мыши, что он ждет света, потому что свет принадлежит ему, а зачем ей свет?

В чем разница?

Свет, приходящий к петуху, является для него благословением. Он тут же начинает кукарекать и радоваться новому дню. А летучая мышь не способна видеть свет и скрывается в какой-нибудь пещере.

Однако она также говорит, что ей будто бы нужен свет. Но свет для нее – это тьма. Только для тех, кто посредством изучения каббалы желает познать духовный мир, это познание – свет.

Те, кто хочет остаться в своей обычной жизни, ведут себя, как летучие мыши. Они не приходят к духовному постижению и раскрытию Творца, но заявляют, что имеющееся у них и есть свет, и, пребывая во тьме, называют ее светом, тем самым, уподобляясь летучим мышам.

В отличие от них устремляющиеся вверх, сыновья Исраэль (от слов исра – прямо, кэль – к Творцу), постигающие Творца посредством каббалы, подобны петуху.

Человек приходит к свету посредством того, что изучает каббалистические книги и притягивает на себя окружающий свет, который продвигает его к раскрытию Света духовного постижения.

Поэтому популярная еда евреев – это куриный бульон, а не суп из летучих мышей.

Казни – это ступени нисхождения света. Постепенно он все усиливается.

Необходимо проверять: что относить к эгоизму, а что – нет, с чем я могу прилепиться к Творцу и приблизиться к Нему — в этом и состоит цель человека – достичь уровня Творца.

Каждый получаемый мной удар, с одной стороны, бьет по моему эгоизму, а с другой, — помогает мне отдалиться от него.

Сказано о Фараоне, что он приблизил сыновей Израиля к Творцу.

Что это означает? Как мог Фараон-злодей приблизить их к Творцу? После пережитых ударов мы чувствуем свой эгоизм побитым и отдаляемся от него, не желая ощущать удары.

С помощью своего внутреннего развития мы начинаем понимать, что все эти вещи приходят только из-за нашего эгоизмизма.

Посредством тьмы все же приходят к последней казни…

К смерти первенцев. Но перед ней Фараон говорит Моше:

БЕРЕГИСЬ, ЧТОБЫ ТЫ БОЛЬШЕ НЕ ВИДЕЛ ЛИЦА МОЕГО, ИБО В ДЕНЬ, КОГДА УВИДИШЬ ЛИЦО МОЕ, — УМРЕШЬ!» Он угрожает Моше.

Минуту назад он не хотел его убивать! Что же они между собой не поделили?

Мы видим, как все это происходит внутри человека. Ему необходимо выяснить все до самого конца.

Что такое казнь первенцев?

Первенцы – это наша основа, т.е. дело доходит до самой малхут, ведь Фараон – тоже первенец. Когда это уже затрагивает его основу, его опору, то выявляется, что делать нечего: выяснение сделано, установлено, что желание получатьэто зло, причем в такой ненавистной человеку форме, что он может сбежать от него. И тогда человек уже готов к выходу из Египта.

ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ СЕБЕ КАЖДЫЙ ПО ЯГНЕНКУ В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ЭТОГО МЕСЯЦА ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ СЕБЕ КАЖДЫЙ ПО ЯГНЕНКУ НА ДОМ … ЧЕТЫР-НАДЦАТОГО ДНЯ ЭТОГО МЕСЯЦА… ПУСТЬ ЗАРЕЖЕТ ЕГО

Говорится о каком-то странном ритуале, когда берут кровь зарезанного ягненка и наносят на косяк и притолоку двери, едят этого ягненка и готовят из него барбекью всю ночь. Это является пасхальной жертвой, известной до сегодняшнего дня.

Жертвоприношение – это вообще очень интересная вещь. Создается впечатление, будто все время люди только и делают, что едят и пьют, участвуют в своеобразном празднестве.

Речь идет не о внешней форме, в которой оно выражается, а о внутренней.

Человек переводит свои желания с уровня неживой, растительный, животный, в особенности желания животного уровня в себе, на уровень «говорящий», «человек».

Ему необходимо построить Храм, т.е. кли святости и прибавить к этому кли, с которым он работает в намерении отдачи, различные раскрывающиеся эгоистические желания, и последовательно удалять их. И лишь таким путем он приближается к Творцу. Такое действие называется жертвоприношением (курбан — от слова каров – близкий, тот, который сближает).

Вот почему говорится, что человек работает в доме Святости, участвует в создании кли, в котором раскрывается Свет. Все это происходит в нем самом, т.е. человек превращается в дом, в кли, в котором раскрывается Свет. Именно это и символизирует для нас результат всего египетского изгнания. Человек, который очень страдал, приходит к состоянию, когда наконец-то видит плоды своего труда.

В чем смысл ритуала, во время которого режут ягнят, агнцов?

Агнец был египетским божеством, таким, как сейчас коровы в Индии. Попробуй сейчас в Индии зарезать корову на улице, – на тебя тут же набросятся люди, но именно евреям дали заниматься скотом, как только они вошли в Египет, потому что египтяне не хотели выполнять эту работу, а желали видеть в животном божество, отделенное от них, проявление приходящего желания получать.

Для евреев эта работа была хороша, потому что, благодаря ней, они росли и увеличивали силу отдачи в желании получать.

Еврей – это чуждая сила в эгоизме, поскольку она пришла от Авраама, Ицхака и Яакова. А когда евреи начали воспроизводить потомство в Египте, занимаясь вместе с тем египетскими божествами, то это способствовало их очень быстрому развитию.

Есть важный элемент в том, что евреи резали ягнят, которые были египетскими божествами. Когда ты берешь египетское божество и приносишь его в жертву в Египте, это означает, что ты не боишься. Сказано, что четыре дня этот скот должен был находиться в домах у евреев. Овцы, конечно, там ревели и блеяли в страхе…

Желание человека к духовному уже настолько выросло, что он убивает всех своих прежних богов и не боится, что они одержат верх над ним и похоронят его желание к духовному. Он уже в такой мере силен и владеет методикой своего духовного развития, что может пренебрегать своим эгоизмом и готов выйти из него.

Бог поразил всех первенцев

И БЫЛО — В ПОЛНОЧЬ БОГ ПОРАЗИЛ КАЖДОГО ПЕРВЕНЦА В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ… И ВСТАЛ ФАРАОН ТОЙ НОЧЬЮ, И ВСЕ СЛУГИ ЕГО, И ВСЕ ЕГИПТЯНЕ, И БЫЛ ВОПЛЬ ВЕЛИКИЙ В ЕГИПТЕ, ИБО НЕ БЫЛО ДОМА, ГДЕ НЕ БЫЛО БЫ МЕРТВЕЦА. (Книга Шемот 11:29,30).

Когда сыновья Израиля выходят из Египта, они как бы вытягивают из него жизненную силу, силу эгоизма. Когда мы работали с ним, то в какой-то форме эгоизм все-таки наслаждался, потому что мы учились, продвигались в какой-то мере к Творцу, надеялся получить от этого почет, духовность, вечное существование – все те вещи, которые человек может себе представить.

Однако сейчас человек желает отключиться и от этого. Он желает быть связанным только лишь с духовным вне всякой связи с эгоистическими проявлениями. Это большой удар и вопль великий, который ощущают во время выхода из Египта, во время отрыва.

Отчего все-таки поражали именно первенцев? Почему убивали не маленьких детей, а именно сыновей-первенцев?

Слово «первенец» (бен бахор) происходит от слова бхира (выбор) и означает, что мы делаем этот выбор, и он является началом и символом всего дальнейшего развития. Когда мы отсекаем его, после этого уже нет развития.

Обратите внимание, что произошло посредством спасения евреев в Египте! Они выходят сами и берут с собой все, что есть в Египте. Народ Израиля просто выжал из него все, что можно, и выбросил.

ОКОЛО ПОЛУНОЧИ ПОЯВЛЮСЬ Я ПОСРЕДИ ЕГИПТА.

Вернемся к казни первенцев. Это представляется, как резня, когда ангел смерти идет с кинжалом от дома к дому, и если видит кровь на мезузе, — значит, здесь живет еврей, и туда он не заходит.

Почему это препятствует ему зайти в этот дом, собственно говоря? Если он уже вышел совершать свой промысел, не все ли равно ему, куда зайти?

Речь идет о сохранении. Мезуза и дверной косяк имеют отношение к двери, символизирующей открытие человеком нового.

Человек производит внутри себя исправление, и это означает, что он готов быть внутри желаний вместе с Творцом.

Он подготавливает себе что-то наподобие ковчега, как у Ноаха и Моше, чтобы защитить себя от любых плохих вещей, поскольку принимает на себя все Высшее управление, которое символизируют мезузы на дверных косяках.

Посредством этого кли он желает приблизиться к Творцу, а символом этого является кровь зарезанных им божеств, которым он поклонялся прежде.

Ведь он был под властью египтян, т.е. под их влиянием. Евреи работали на египтян, иными словами, наше желание к духовному находилось в неволе внутри нас.

Понятие «первенец» имеет какой-то смысл?

ПОСВЯТИ МНЕ КАЖДОГО ПЕРВЕНЦА, ОТКРЫВАЮЩЕГО ВСЯКУЮ УТРОБУ, У СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. (Книга Шемот 13:2)

Слово «сын» — бен (ивр.) происходит от слова «тована» (ивр.) — понимание. В иерархии душ имеются бахорим – избранники. Они поднимаются в духовный мир получить Высший свет для всех. Они поднимаются получить свет не для себя, является символом первенца. Когда они получают его, то получают в два раза больше.

Они сделали исправление «хафец хесед» (ничего не желающий для себя), а, в сущности, лишь для тех, кто стоит за ними. Поэтому первенцу полагается по праву все, а другие ничего не заслуживают, лишь только то, что он пожелает им передать, если захочет.

Это является символом иерархии душ, и так мы поднимаемся в духовное. Душа, более высокая относительно более низких душ, поднимается и всегда так работает. Она поднимается, потому что должна обслужить другие души. И то же самое происходит с каждой душой соглас-но ее месту на ступенях духовной лестницы. Мы относительно низших душ считаемся первен-цами и работаем в связи с ними.

Относительно свободного выбора Фараона. Он был солдатом, получавшим приказы.

У нашего эгоизма нет никакой свободы выбора.

В плоскости этого мира все мы – марионетки. Мы совершаем свой выбор лишь относительно подъема вверх: не существовать в плоскости этого мира, а подняться вверх с точкой в тебе, называемой Моше, которая тянет тебя вперед.

Наш выбор состоит только в том: подниматься вверх или не подниматься. И только лишь. Но даже если захотим подниматься, наш выбор состоит в том, чтобы сделать это под воздействием ударов, как мы учили в главах Торы, или посредством свободного выбора.

Будем  надеятся, что мы сделаем это посредством свободного выбора.

 

 

 

admin @ 05:33

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика