Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Хаей Сара

Маленькая буква «каф»
«…и пришел Авраам сказать прощальные слова Саре и оплакать ее…» Берешит (23:2).Нижеследующий комментарий основывается на двух «шероховатостях» текста: маленькой букве «каф»* в слове «ливкота» и обратном порядке действий – сначала «прощальные слова», и лишь затем «оплакивание». Мидраш объясняет, что маленькая буква указывает на «уменьшенный» плач Авраама. Добавим необходимую для понимания информацию. Смерть Сары была вызвана невероятным духовным напряжением момента заклания Ицхака. А следовательно, величайшее достижение человеческого духа оказалось невольной причиной гибели той экстраординарной праведницы, благодаря которой Аврам стал Авраамом.
Невероятную сложность создавшейся ситуации мы можем оценить с помощью слов вечерней молитвы: «ве hасер Сатан мильфанейну амиахорейну» «и убери Сатану впереди нас и позади нас» (слова из второго благословения после «шма»).
Сатан – обвинитель, в переводе с иврита. Его задача в нашем мире «сбивать нас с пути истинного» здесь, на земле, и тут же «бежать», там наверху и «причитать» перед небесным судом: «Вы только посмотрите, что этот еврей вытворяет!».Как сказано у мудрецов: «Нахаш (змей), он же йецер ра, он же Сатан, он же ангел смерти».
Роль обвинителяСатана – на пути к Творцу, «перед нами», следовательно, более-менее объяснена. Но «позади»…
Добро, сделанное человеком, вечно. И тем не менее существует «исключение» и из этого правила. Как вам, наверняка, памятно, самым страшным из убийств, с еврейской точки зрения, является убийство самого себя.
Самоубийство, в случае если оно «настоящее»*, есть жест отчаяния, перечёркивающий прожитую жизнь (подобно отчаянию хозяина по поводу потерянной вещи, которое уничтожает хозяйское отношение к ней). В этом случае за совершённое в такой же «перечёркнутой» жизни зло приходится платить душе самоубийцы, а вот добро, сделанное в ней, становится «анонимным» и идёт на общий счет народа Израиля.
Теперь просьба убрать Сатана, что позади нас, становится понятной. Его функциязаставить нас пожалеть o сделанном уже Добре! Нет, само по себе добро неистребимо, но вот соавторские права на него…И нам с вами нужно быть предельно осторожными в словах и ощущениях, чтобы в сердцах не сказать (почувствовать): «Нет, это было слишком тяжело, я жалею, что их пригласил(а)/ что им подарил(а), и т.д. и т.п.».
Величайшее из достижений человеческой личностизаклание Ицхака, нуждалось в особой защите от любого обвинения. И Авраам, понимая всю, почти невыносимую, сложность создавшегося положения, не даёт себе и другим даже на секунду провести чувственную связь между этими двумя событиями, не позволяет даже на мгновение возникнуть ситуации, которая может быть интерпретирована как сожаление о Саре в рамках причины её смерти. Отсюда изменение естественного порядка — сначала «принародное» прощание с Сарой и лишь затем приглушённый, внутренний, никому незаметный плач.
И как всегда в Торе, величайшее испытание наших праотцев, содержат и вечный урок для всех нас. Как сказано у мудрецов: «Деяния отцов — знак для детей».

admin @ 01:47

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика