Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ваера

Авигдор Эскин : Недельная глава Торы

 http://www.avigdor-eskin.com/page.php3?page=11&item=173

     “И было после событий сиих, и Бог испытывал Авраама, и сказал ему: Авраам. И сказал он: вот я. И сказал Он: возьми же сына твое, единственного твоего, юже возлюбил ты, Ицхака; и иди себе в землю Мория, и принеси его там в жертву на одной из гор, юже скажу Я тебе” (Бытие 22:1-2).

И снова “иди к себе”. Десять испытаний выпало на долю Авраама. Последнее не вмещается в наш разум, сколько ни силимся. Висит оно грузом на сердце, испытывая нас самих.

Идти и не стоять на месте. Рабби Нахман говорил, что куда бы ни шёл — он двигался в сторону Земли Израиля. И вот идёт Авраам к тому месту Храмовой Горы, которое было никому неведомо.

Кли Якар повествует: “Там место Камня Основы, к югу от него зиждутся два мира, сотворённые буквами “йод” и “г’ей”. Ибо там врата Небес, и там исполняется соитие Создателя с Израилем, словно соитие мужа с женой, между коими Имя “йод-г’ей”. (Мы знаем, что есть две общих буквы в словах муж (иш) и жена (иша) — “алеф” и “шин”. А “йод” только у мужа, и “г’ей” — у жены. Отсюда и известный всем мидраш о том, как удостоившиеся муж с женою — Имя меж ними, а не удостоившиеся – огонь (эш) пожирает их.) И ещё отмечает Кли Якар, что в Храме меж местом обитания мужчин и женщин пятнадцать ступеней было. И от Авраама до Соломона, построившего Храм, насчитываем мы пятнадцать поколений. Жертвенный путь Авраама и Ицхака привёл их к месту Храма — средоточию гармонии и единачества. Никто до них не уведал сего николи.

В поисках ответа на вопрос о таинстве приношения Ицхака мы прочитаем в Зоаре: “Привести к целому правое в левом.” Милосердие Авраама с благочестивой богобоязненностью Ицхака к единому и целому придти должны. В пример мы приведём слова Рашбама: “И было после событий сиих… Что заключил Авраам завет с Авимелехом и даровал ему семь овец. И возгорелся гнев Творца… Ибо сказал про них “не оставляй души никакой”… Потому “и Бог испытывал Авраама”.

И пишет Сфат Эмет, что Милосердие Авраама распространяться начало без надобной граничности. Посему повязан был с Ицхаком. (На священном Языке не говорим мы “жертвоприношение Ицхака”, а “акедат Ицхак”, что значит — повязывание. И первое совмещение света с сосудом наречено в тайноведении “акудим”.) Словами иными мы скажем: Милосердие правой линии Авраама, повязанное могуществом левой линии Ицхака, находит разрешение в средней линии Яакова ( мера Истины), где милосердие преобладает над могуществом. Приведём слова из Сфат Эмет, от коих исходит прямо запах Коцка: “Оба они, Авраам и Ицхак, передать свои частные свойства должны были Яакову… Посему Авраам овладел своим милосердием, чтоб повязать своего сына. А Ицхак предал себя сожжению ради “одной из гор” (Бытие 22:2 — намёк на Яакова — А.Э.). Отсюда мы учим, что пусть устранит человек все свои свойства воеже истины.” А теперь подошли мы вплотную к попытке найти объяснение и донести его словом. Открывает Сфат Эмет, что Любовью Велией к Творцу был движим Авраам. Все свойства и все части тела его подчинениы были любви сией. И чувствовал Авраам духовной интуицией своей, что не изошло от Творца желание принесть в жертву Ицхака. И в этом было главное испытание Авраама: идти с Ицхаком три дня к указанному месту супротив духовному осязанию своему. Остановиться прошу и задуматься над написанным и понять смысл: “И увидел то место издалека” (Бытие 22:4). А “место” (маком) понимать ведь можно и как намёк на Создателя. А теперь прямым словом из книги Сфат Эмет пробьём путь к пониманию: “Заповедь “акеда” не увенчалась действием, ибо воля Творца была токмо в появлении готовности к закланию. То есть, это было очень высокое служение. И корень заповедей ведь превыше природы, а свет только одеяние совершает в материальных действиях. Но есть заповедь только в мысли и воле, и она превыше одеяния в действие. Десять испытаний прошёл Авраам. Десятое было в месте возвышенном зело.” Привавив слово, убавим. Понять и духозреть.

admin @ 10:07

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика