Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «Ницавим – Ваелех»

«Вы предстали сегодня пред Господом, Богом вашим: начальники колен ваших, старейшины ваши и надзиратели ваши, всяк человек Израиля. Дети ваши, жёны ваши и прищелец твой, который в среде стана твоего, от секущего дрова твои до черпающего воду твою. Чтобы вступить тебе в завет Господа, Бога твоего, и в клятвенный союз с Ним, который Господь, Бог твой заключает с тобой сегодня. Дабы восставить тебя сегодня Ему народом, а Он будет тебе Богом, как Он говорил тебе, и как клялся Он отцам твоим: Аврааму, Ицхаку и Яакову. И не с вами одними Я заключаю завет сей и клятвенный договор сей. Ибо с теми, что с нами стоят сегодня, и с теми, которых нет здесь с нами сегодня» (Второзаконие 29:9 – 14).

Раши: «Собрал их Моисей пред Творцом в день смерти его, чтобы ввести их в завет». Собрал, чтобы избранность запечатлеть на них до конца дней. Этот завет с Г-сподом по сей день стоит, ибо «с которыми стояли» и со всеми душами, что появились послежди.

Думают некоторые, что завет и избранность одиночным путём только постигнуть можно. И нет сомнения в соби души каждой, и сжатие её в пучок единый ради исправления условие бесперемежное выстроения пути к Творцу. Но прохождение через все перекаты и затмения одинцом, без случая поделить обретённую благость постижения с другими, разве это мы целью конечной назвать можем?

Или придём к мысли вновь о круге подвижников средь человеков. Это и есть изначально избранность Израиля «царствием священников». Как Израиль среди люда всего, так круг каббалистов в среде Израиля. Круг избранных требуем завсе, чтобы голова возносилась на уровне духовности всяком.

Сфат Эмет приводит слова пророка Малахи: «Ибо Я – Господь, не изменюсь Я, а вы – сыны Яакова, не сгинете» (3:6). И поясняет: «Собрание Израиля – нет изменения ему. Есть перемены во времени: пора благословения или пора проклятия. Но внутренняя точка собрания Израиля не изменится навек. И на это завет заключён. И каждый индивидуум в исправлении своём присоединиться должен к собранию Израиля, к той внутренней точке, которая общность Израиля обозначает».

В наше время особо явственно видим важность приобщения к общности Израиля, чтоб не потеряться. Увидеть ту внутреннюю точку, которая переживает все поколения преследований и гонений поганых язычников и выстоять может против мерзких предателей из своей среды, восставленных нынче во главу мира всего. Время проклятия, время тьмы. Но мы выше времени через причастность к собранию Израиля. Знаем, как стёрлись и сгинули все отступники. Памяти о них не сыщешь, «культура» сгинула. Что осталось от Израиля, что есть остаток его? Только святое и возвышенное в остатке его. И не сгинет святость Израиля избранного, как не изменится Всевышний в эманации Хохма (Г-сподь) – над пространством и временем Он.

Но не постигнуть избранничества и не понять смысла его, покуда не окинет человек духовным взглядом всю историю Израиля. Отделит зёрна от плевелов, отделит избранный остаток и Эрев Рав отсечёт. На то видение требуется всех поколений, как в Торе мы учим. Не постичь благословения завета без единства.

Не только индивидуум, но и народ весь, если в обзоре временной граничности и граничности пространственной, правдивой и полной картины не даст. Представьте, что нам об Израиле представление сложить надо на примере одном евреев в России в двадцатых – тридцатых… И объясни кому в те времена, что от «культуры» той следа не останется, а Израиль исконный, остаток Израиля, чудо возрождения на Земле Святой сотворит.

Завет не будет николи отторгнут от Израиля, но вот человеку каждому в отдельности усилия заповеданы вхождения в завет. Праотцу Аврааму и потомкам его завет обрезания вверен, дабы толику десятичную волений праху предали навек. Неспроста пишется в Торе «сечёт завет» (корэт брит), ибо покуда человек отторгнуть срамное не сподобен, не встать ему на стезю восхождения. Есть виды различные завета, как то радуга или завет новый и грядущий (Иеремия 31:31). И дарование Торы есть завет, как и суббота. Но точкой отправной к обретению истины обрезание крайней плоти и сердца обрезание будут всякому.

В своем толковании Книги Созидания (Сефер Ецира) Виленский Гаон суть завета поведал нам: «Любимый другим человек и не могущий быть с ним, но стремящийся не разлучаться, даст ему самый дорогой предмет вожделения своего, и так связь между ними обустраивается. Хоть отбирает у себя, но помыслы его связаны с предметом тем. Посему завет «отсекается», поскольку отсекает от себя прилепленную часть и отдает Ему. Так и радуга, изошедшая от Него (три цвета основных трем праотцам соответствуют и также сефирот Хесед, Гвура и Тиферет). Так и Тора с обрезанием посредники между Творцом и Израилем, и все это из-за невозможности постигнуть самость Его».

В Книге Ецира читаем: «Десять сефирот бессущих — по числу десяти пальцев: пять супротив пяти, и Завет Единобытия направлен к середине обрезанием языка и обрезанием сердца». Рабби Моше Бутриль толкует: «Обрезание языка – чтоб не говорил иначе, как чистого и святого, и это – Завет Языка. И также говорится, что есть пять пальцев рук и пять пальцев рук, намекая на обобщённого человека, который к Творению – в таинстве Тиферет. И сердце одно у него, и язык один у него, и рот один. И все посередине тела».

Теперь поймём, почему Раши пишет, уточняя язык Торы (скорее, «чтобы пройти тебе в завет»). Не проведёт тебя, но сам ты должен в завет войти, усилиями жертвенными, дарованием Создателю первообразного от самотности в двух заветах Книги Ецира. Так переход осуществляется из плотного и бренного к Завету.

Учим в главе нашей про два сокрытия, человеком осязаемые. Первое забвению подобно и отсечению от вечности, посему навечно. Тьма полная – сокрытие двойное: «И я сокрыть сокрою лицо Мое от него за зло содеянное, ибо обратился к другим богам» (31:18). Состояние это описывается как смятенье и скитание от сомнений к сомнениям и отмечается стертостью полной души, обволакиваемой одними «советами и сомнениями» и неосязаемости даже искры Б-жьей.

Но осязание само сокрытия и забвения, и горесть от Творца отдаленности – шаг первый к исправлению. И про это во Второзаконии пишется: «И возгорится гнев Мой на него в день тот, и оставлю их, и сокрою лицо Мое от них, и будут ограблены, и постигнут его злоключенья великие и скорби, и скажет он в день тот: «Ведь потому, что нет Бога моего в нутре моем, постигли меня злоключения эти» (31:17).

Во тьме человек, но не в забвении полном, коль скоро в горестях и злоключениях разобраться пытается. Нутро свое невычищенное винит, для вместилища света Б-жия негодное. Такой ищет уже всеми силами и страдает от несовершенства собственного. Благости не ведает, но в злоключениях истинную причину узрел. Словно, видит Г-спода, но со спины, через обратность свойств своих путям Его. Есть осязанье зла, есть противление ему, но сил доселе не обрел разверзнуть темень. Враг его – зло в нутре самом – владычествует и из тисков не выпускает.

Тайновед Ашлаг нам суть сокрытия так описал: «И знать надо, что причина отдаленности этой, когда далеки мы так от Всевышнего, и что так склонны мы преступать чрез волю Его, – всё из-за причины одной, ставшей источником болей и страданий испытываемых и всех преступлений и погрешностей, в которые входим, спотыкаясь, не дай Б-г. Вместе с этим явственно, что при устранении этой причины избавляемся сразу ото всех горестей и болей и удостаиваемся сомкнуться с Ним, благословенным, всем сердцем, всей душей и всей сутью. И скажу тебе, что истинная причина – это не иное, как маловатость понимания нашего Провидения Его – не понимаем мы управления Творцом миром и Его должным образом. И представим себе, что Всевышний управлял бы творениями Провидением открытым, когда при поедании недозволенного, к примеру, человек бы удушивался на месте, при выполнении заповеди испытывал бы наслаждение чудесное, подобное существующим в материальном мире. Тогда какой же глупец стал бы помышлять даже вкусить запретного, ведь тотчас же лишится жизни из-за этого? И как отказался бы от заповеди и не исполнил ее немедля и усердно, словно оторваться не может, подобно стремлению безудержному обрести материальное наслаждение. Было бы Провидение открытым, все люди полными праведниками стали.

…Выходит, понимание Провидения – причина всему добру, а непонимание его – причина всему злу, и это та ось, вкруг коей движутся люди в круговерти – к каре ли, к милости».

И что поняли мы в Провидении, «земную жизнь пройдя за половину»?.. Досель объяснять приходится, что есть Завет со стороны Г-спода к нам. Даровал Он нам Землю Израиля. Так Раши толкование к Торе начинает. Завет с Авраамом, Ицхаком и Яаковом и сынами их навек. Потому так явственно видны в наши дни слова мудрецов, что живущие на Земле Израиля – есть Б-г у них, а живущие в изгнании – без Б-га.

Не видим мы? Чтобы прозреть, самим в Завет вступить должно, вверив Создателю самое дорогое своё. Перейти через границу государства человеков и в Царствие Б-жие войти.

Авигдор Эскин

http://www.avigdor-eskin.com/page.php3?page=11&item=225

admin @ 12:12

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика