Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Глава  Экев
Категория: Каббала

«Экев» в переводе значит — «пята», «причина» («из-за»).

Высота первопричины (экев-причина) и глубина духовного падения (экев-пята) — вот те два полюса, между которыми течёт река жизни.

Сегодняшнее наше положение — иллюстрация сказанного в этой недельной главе.

Мы оказались в двусмысленной ситуации:

С одной стороны, мы поколение, «слышащее поступь» (в оригинале «пятки») Машиаха. С другой — мы самый низ (пятки) духовной фигуры всех поколений.

Сказано в хвалебной молитве «hалел» (теhилим, 118):

«Камень, которым пренебрегли строители, венчает постройку.»

Представьте себе строящих свой дом (будущий мир). Строители выбирают лучшие из камней в куче перед ними. Использовав самые лучшие, они берут лучшие из оставшихся.

Что не учитывают строители?

Стройматериалы приготовлены самим Всевышним — и потому количество камней строго рассчитано.

В этой недельной главе звучат слова, без которых наше отношение к празднику День Трубления (известному нашему читателю под данным мудрецами именем Рош hа-Шана /Голова года) было бы неполным:

«…глаза Б-га Всесильного твоего в ней [в стране Израиля] от начала года и до конца года»

Хлеб для души.

«Оттого не хлебом единым жив человек, что всем, исходящим из уст Всевышнего, жив человек» Дварим (8:3)

В этой фразе не очень понятна  связь духовного с материальным.

Недостаточность хлеба, который дает Творец происходит от разнообразия ассортимента («всем, исходящим из уст Всевышнего»), предлагаемого Создателем.

Раби Ицхак Лурия (Аризаль, 16 век, Цфат) предлагает следующее понимание  этой фразы: За всем сотворенным стоят слова Всевышнего – Его воля и мудрость. Как сказано: «По слову Всевышнего были сделаны Небеса», «Десятью сказаниями сотворен мир».

Духовная энергия, вложенная Всевышним в материальную пищу, является основой существования души в теле. Всякий раз, произнося браху (благословение), мы вступаем в контакт (душевно-духовный) с энергетической сущностью, вложенной Всевышним в хлеб насущный.

Доставляя пищу телу, мы через браху не забываем и о потребностях души, поддерживая баланс между душой и телом.

Мораль: тщательно (осмысленно, с благословением) пережевывая пищу, ты помогаешь … себе.

ИДИТЕ И ОВЛАДЕЙТЕ СТРАНОЮ, О КОТОРОЙ ПОКЛЯЛСЯ БОГ ОТЦАМ ВА-ШИМ  (Книга Дварим,1:8)

Моше находится на такой ступени, которая не позволяет ему войти в землю Израиля. Он относится к ступени веры.

Ступень веры — это исправление, которое обретают в течение 40 лет.

«40» соответствует букве «мэм» ивритского алфавита. Это период подъема от состояния получения Торы до ступени Бины.

Когда человек восходит на ступень Бины, то силой Бины он поднимается над всеми своими прежними желаниями. То есть он может удерживать себя над своей природой.

В книге Зоаре Моше назван «верным поводырем». Так он не пригоден для того, чтобы войти в землю Израиля, или же ему это не нужно?

Эта сила не может войти в землю Израиля. Потому что «земля Израиля» – это уже желание, с которым нужно работать.

После того, как человек поднимается на ступень Бины, человек начинает спускаться оттуда обратно, во все эти желания, для того, чтобы перевернуть их намерение с эгоистического на альтруистическое.

«Земля Израиля» – это неисправленное желание в человеке, которое он должен обратить на противоположное. Потому это и называется «семь народов населяют эту землю».

Кто же на самом деле эти народы?

Моше предостерегает нас, чтобы мы не поклонялись идолам этих народов, призывает разру-шить их храмы. Нельзя ничего оставлять!

Евреи сделали только половину работы человека, — они оставили тут другие народы, то есть оставили внутри себя все свои желания, не проверили их до конца, не пришли во всех этих желаниях к осознанию зла.

Мы не отсортировали их правильно и не отбросили те желания, с которыми невозможно достичь слияния с Творцом и соединиться с духовным. Поэтому создалась путаница, мы были втянуты в войны и проблемы, и в конце концов изгнаны из этой земли.

Семь народов олицетворяют семь корней злого начала. Они являются символом препятствий и промедлений осуществлению наших желанийОни скрываются внутри человека.

Благодаря изучению каббалы человек притягивает на себя свет, возвращающий к Источнику. Написано: «Я создал злое начало и создал приправу – Тору для его исправления, потому что свет, кроющийся в ней, возвращает к Источнику».

Благодаря этому свету в течение 40 лет40 лет – означает принятие всего света Творца) мы как бы перешли из пустыни, из малхут, из этого опустошенного необитаемого края, из этой пустой жизни на ступень Отдачи. Т.е. мы получили силы стоять над этими желаниями и приступить к их исправлениям.

Работа с желаниями означает, что мы обращаем их в желания «исраэль», «эрец-Исраэль» (земля Израиля). Слово Исраэль состоит из двух слов: «исра» (на иврите «яшар» – прямо) и «эль» Творец.

То есть я беру эти эгоистические желания и исправляю их, обращая на отдачу другим. Я дос-тигаю ступени любви.

НЕ ЗА ПРАВЕДНОСТЬ ТВОЮ И ПРЯМОДУШИЕ ТВОЕ ПРИХОДИШЬ ЧЕЛОВЕК ОВЛАДЕТЬ ИХ СТРАНОЙ, НО ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАРОДОВ ЭТИХ БОГ, ВСЕСИЛЬ-НЫЙ ТВОЙ, ИЗГОНЯЕТ ИХ ОТ ТЕБЯ, И ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ СЛОВО, КОТОРЫМ ПОКЛЯЛСЯ БОГ ОТЦАМ ТВОИМ, АВРААМУ, ИЦХАКУ И ЯАКОВУ (Книга Дварим, 8:5).

То есть это от нас не зависит. Ведь все эти народы – злодеи, и потому нам дают возможность овладеть их страной. И им необходимо исправление. Поэтому появляются такие намерения, как Моше, который полностью посвятил себя своему народу. И теперь народ приходит к этим желаниями, к этим народам, чтобы их исправить. Это исправление заключается в том, чтобы уничтожить те намерения, которые существуют в желании народов, и принести в них намерения со ступени Отдачи.

В Книге «Шофтим» («Судьи»), в которой говорится о войнах с различными народами, в которых  уничтожались их божества сказано: «И В ПОКОЕ ПРЕБЫВАЛА ЗЕМЛЯ СОРОК ЛЕТ»  (Книга Шофтим, 5:31).

И снова мы возвращаемся к числу «40». Это в точности то же самое! Мы каждый раз должны исправлять себя на более продвинутой ступени ОтдачиСтупень Отдачи (Бина) – это вера, которая над силами эгоистического полученияПоэтому каждый раз это обновленная ступень Бины, когда уничтожается еще один слой наших эгоистических желаний, когда они еще чуть-чуть обращаются на отдачу всем и соединение. И так еще и еще, пока мы не завершаем исправление всех своих желаний от «легких» к более «тяжелым» и достигаем состояния Конечного ИсправленияНаше нынешнее политическое положение, конфликт с нашими «соседями», и даже обста-новка внутри страны, — все это отпечаток того, что мы представляем собой внутри.

Бааль Сулам объясняет нам в «Предисловии к Книге Зоар«: Если бы мы пребывали в любви друг к другу, то не было бы никаких проблем: мы достигли бы мира со всеми народами. Написано в Книге Зоар, что бедствия приходят в мир только из-за народа Израиля.  Именно мы в этом виноваты, потому что не исправляем себя до ступени Отдачи.  Возможно, мы пытаемся, но на это нужно время. Это целый процесс, и он не происходит по мановению волшебной палочки, но его можно ускорить, и тогда мы устраняем все внешние помехи. Мы ощутим это и на уровне не только этого мира, но и в духовном. Мы почувствуем мир и покой в стране, мы раскроем духовные миры, вечную и совершенную жизнь. И все это зависит от нас, потому что мы владеем этим средством – каббалой.

Так какой же шанс у того, чтобы наша земля пребывала в покое 40 лет, когда даже полгода нет покоя?

Только получить свет, который возвращает к Источнику, как это сделали они. Но они не завершили эту работу. Это должны сделать мы в своем поколении. Все то, что не было выполнено со времени вступления в землю Израиля —  все это отражается сегодня.

И БУДЕТ, ЗА ТО, ЧТО СЛУШАТЬ БУДЕТЕ ВЫ ЗАКОНЫ ЭТИ, И ИСПОЛНЯТЬ ИХ, ТО ХРАНИТЬ БУДЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДЛЯ ТЕБЯ СОЮЗ И МИЛОСТЬ (Книга Дварим, 7:12).

Иными словами, Если будете слушать, то все у вас будет хорошо, а если не будете слу-шать Мои законы, то… То есть нам дали средство. И если мы воспользуемся им, исправим себя и весь мир, то нам будет хорошо. А если не исправим, то будем вынуждены получать удары до тех пор, пока все равно этого не сделаем.

Раши объясняет, что «ЗА ТО» ((на иврите  — «экев») – это «легкие» заповеди, которым человек обычно не придает слишком уж большого значения. П.ч. люди этого не хотятСмотрите, как они пренебрежительно к этому относятся. Все знают, что есть заповедь: «возлюби ближнего, как самого себя»Красивая фраза. Все с ней согласны, но никто к этому даже не приближается. Ни один человек! Только произносят красивые слова. Иногда перед выборами мы можем услышать такие всевозможные лозунги, но не более.

Проблема же в том, что «легкие» заповеди только кажутся нам легкими. «Легкие» – это заповеди, касающиеся человека и его отношения к ближнему. А мы этим пренебрегаем. Мы предпочитаем выполнять «великие» заповеди, помпезные, как то: молиться, приносить жертву, и т.п.

В наше время мы занимаемся, только внешним. Сколько мы тратим на все эти роскошные синагоги, церкви и т.п., вместо того, чтобы сконцентрировать все средства для своего внутреннего развития, для того, чтобы человек стал иначе относиться к ближнему. Ведь религия должна проявляться в том, чтобы направить человека к любви, отдаче, милосердию.

Любовь и милосердиеэто и есть «легкие» заповеди. Наша природа такая, что мы не придаем значения этим вещам.

Существует 613 заповедей. Но ведь ни один еврей не выполняет все 613 – на уровне мате-риального мира мы к этому не готовы. Но в духовном мы, действительно, можем их выполнить. Потому что в духовном «613 заповедей»это наши желания, которые называются либо «пустыней», либо «землей Израиля«, когда человек, пройдя весь этот процесс, их исправляет.

На земном уровне невозможно, чтобы человек выполнил все 613 заповедей. У нас есть 200 заповедей, относящихся к служению в храме, еще 200, касающиеся сельскохозяйственных работ, святости земли Израиля. Еще 40, относящиеся к рабам и к свободным.

Я не являюсь ни «коэном» (священнослужителем в Храме), ни «левитом», и т.д.

Кроме того, нет предписания исполнять заповеди за границей,мы просто выполняем их для того, чтобы, возвратившись на землю Израиля, знать, что выполнять.

То что мы делаем в нашем мире, — это «отпечаток» духовного на материи. Своего рода проекция.

А почему, все-таки экев («за то»). В чем заключается смысл? (На иврите «за то» – «экев». Слова «экев»  — это однокоренное слово со словом «акев» – «каблук», «пятка».

У них есть два значения. Первое – это когда подразумеваются вещи, на которые не обраща-ют внимания, которых не слишком желают касаться, такие как: обувь, ноги. То есть это вещи, которыми, как бы, пренебрегают, в противоположность лицу, и т.п.

Но именно «с пятки начинается человек». Если исследовать рост человека, то, действительно, все зависит от его пяток. Но, кроме того, это означает конец, окончание. Ведь, кто знает, когда это произойдет и для чего?

Мы все время не можем осознать, что живем в период Машиаха («бэ иквот» – однокоренное со словом «экев»), в преддверии его прихода.

А что такое «Машиах»? 

Многие люди ожидают увидеть такого паренька, который явится на белом осле и начнет творить чудеса, принесет избавление, будет танцевать на улицах… Это и есть Машиах?

Как написано в статье Бааль Сулама «Шофар Машиаха», — «распространение каббалы в массах напоминает трубление в рог («шофар»): как звук шофара достигает самых отдаленных мест, так распространится знание о каббале по всему миру. И все народы услышат и узнают о существовании знания о Творце и народе Израиля».  Это называется «трублением в рог Машиаха», то есть распространением каббалы во всем мире.

Машиах – это не человек, он никак не связан со своим ослом. Это такой период.

«Белый осел»это наш материалый мир, который станет белым, который получит исправление и, вместо черного, вместо тьмы, вместо эго, обратится в белый.

Это и называется «белым ослом». Мы должны его «отбелить».

Есть те, кто говорит, что Машиах – это человек из плоти и крови, который восседает на белом осле. Очень сложно разговаривать с такими  людьми. Это как поклонением идолам, но так эти люди были воспитаны.

 Мы ведь все еще находимся в изгнании от святости, от духовного, от ощущения Творца, от каббалы.

Вы помните, что такое каббала по определению?

Это раскрытие Творца творениям. А мы пребываем в сокрытии Творца от творений. И из этого сокрытия люди говорят то, что говорят. Что тут сделаешь? Это пройдет. Но мы должны говорить об истинном, а не о том, о чем пока еще думают эти люди. Это в них изменится.

Распространение каббалы во всем мире принесет свет, возвращающий к Источнику, абсолютно каждому человеку для того, чтобы вытащить его из эгозма и, приподнять к желанию отдавать, стать подобным Творцу. Так у человека «откроются глаза», и он увидит, что Божественное окружает наш мир, что это сила, которая действует во всей материи, в любом месте – во всем. Это и есть Машиах.

В Книге Берешит Творец говорит Змею:

И ВРАЖДУ ПОЛОЖУ МЕЖДУ ТОБОЮ И МЕЖДУ ЖЕНОЮ, И МЕЖДУ ПОТОМ-СТВОМ ТВОИМ И ПОТОМСТВОМ ЕЕ: ОНО БУДЕТ ЯЗВИТЬ ТЕБЕ ГОЛОВУ, А ЧЕЛО-ВЕК БУ-ДЕШЬ ЯЗВИТЬ ЕМУ ПЯТУ. (Книга Берешит, 3:15)

Какая связь между скрупулезным исполнением заповедей и укусом змея? Змей олицетворяет все наши огромные эгоистические желания, всю толщу нашего эгоизма. Поэтому все зависит от того, как человек ловит змея: хватая за голову или за хвост. Либо человек берет все свои желания за «голову, либо за «пятку», и соответственно, их исправляет.

Моше бросал свой посох на землю, тот превращался в змея, а потом он хватал змея за хвост.

Яаков и Экев.

Есть еще кое-что связанное со словом «экев»: имя «Яаков»Яаков был так назван, п.ч. во чреве матери он ухватился за пятку («акев») Эсава, п.ч.

«Эсав» олицетворяет все материальное творение. А «Яаков» – это «малое состояние» (немногочисленный). Он присутствует только для того, чтобы исправить «Эсава», подобно тому, как народ Израиля существует в мире лишь только для того, чтобы исправить другие народы, стать для них «светом», посредником между ними и Творцом. Поэтому у евреев нет корня среди 70 народов мира.

У каждого своя функция, и эти функции равнозначны.

Эсав должен расти, пребывая в своих больших желаниях. Яаков должен пройти свои исправления. И вырастая, оба они встречаются для исправления. И Яаков должен пройти какой-то процесс исправления, чтобы называться Исраэль.

«Яаков« – это малое состояние, а «Исраэль» – большое состояние.

Он должен расти с помощью Эсава, — сам он не может. Поэтому он приходит к Лавану, и т.д. Сам он не может расти. Он должен сразиться с ангелом Эсава. Он должен развиваться, пока не достигнет ступени «Исраэль».

ВИДЕЛ Я НАРОД ЭТОТ, И ВОТ — НАРОД УПРЯМЫЙ ОН (Книга Дварим, 9:13) .

В этой главе несколько раз говорится о том, что народа Израиля – упрямый народ. Мы знаем, что«Фараон» символизирует упрямство. «Фараон» – это «бог», которому мы поклоняемся.

Кто этот «Фараон»?

Это наш эгоизм, все наши огромные желания. Они иногда называются «Фараоном«.       А та их малая нижняя часть, которую невозможно исправить, называется «Амалек». Поэтому сказано, что нужно «стереть память об Амалеке».

От «Фараона» можно сбежать и потом постепенно исправить эти желания, которые раскрываются как семь народов, населяющих землю Израиля, и т.д.

«Упрямый народ» – означает, что наше эгоистическое желание все время усиливается.

Хорошо или плохо то, что мы упрямые ?

Нас выбрал Творец именно из-за того, что мы такие упрямые. И это несомненно! Это нужно для того, чтобы у нас была сила совладать с эгоистическим желанием всего мира. Ведь когда мы придем исправлять мир, нам понадобится распространять каббалу. Мы должны стать светом для народов мира, обучить их, объяснить им, в каком мире мы живем, какие законы нас связывают с Творцом. Для этого нам нужна такая же толщина желания и его мощь, как и у тех, кого мы должны учить. Когда нам потребуется обучать весь мир, мы должны будем обладать его силой, уровнем восприятия, глубиной понимания и мудростью.

Сказано: «Верь — есть мудрость у народов мира, не верь, что есть у них Тора! «. Торы у них нет, — Тору мы им должны принести. Но для того, чтобы у нас была с ними связь, мы должны обрести их мудрость.И именно это наше упрямство, это огромное эго, и позволяет нам выполнить свое предназначение, п.ч. приподнявшись над этим гигантским эго, над этим своим упрямством, мы получаем силу бороться против своих эгоистических желаний. Мы должны смягчить свое упрямство, а не культивировать его.  Это то же самое, что происходит с ребенком – маленьким упрямцем, когда человек постоянно с ним работает. Если он преодолевает свое упрямство, то, действительно, становится стойким. И тогда все его упрямство идет ему на пользу. Это уже становится некоей основой, которая его поддерживает.

Эту недельную главу «Экев» мы обычно читаем в месяце Ав. В книге «Создания» (сефер а-Ецира») написано, что этот месяц связан с органом слуха.

Слух («шмиа») – это бина.

Кетер – соответствует голове.

Хохмаглазам.

Бина ушам.

То есть зрение – это хохма, а слухбина. Поэтому в Торе много говорится о слушании и о отдаче: «ЗА ТО, ЧТО СЛУШАТЬ БУДЕТЕ ВЫ ЗАКОНЫ ЭТИ…».

И все это происходит до вхождения в землю Израиля. То есть они завершают ступень бины. Человек получил силу веры, которая позволяет ему подняться над своим эго. Он все «услышал», то есть достиг состояния, в котором получил все духовные силы, и теперь должен войти в землю Израиля и завоевать ееИ человек начинает работать со своими эгоистическими желаниями, чтобы перевернуть их.  Если раньше он использовал каждое из этих желаний, чтобы наполнить себя, то теперь он хочет их использовать, чтобы соединиться с ближним и принести ему все, что только сможет, а слушание помогает этому. Это первая ступень, за которой следует уже ступень мудрости (хохма), когда обретают все эгоистические желания и обращают их на отдачу.

/14/…ДАМ Я ДОЖДЬ СТРАНЕ ВАШЕЙ В СРОК: ДОЖДЬ РАННИЙ И ДОЖДЬ ПОЗД-НИЙ, И СОБЕРЕШЬ ЧЕЛОВЕК ХЛЕБ ТВОЙ, И ВИНО ТВОЕ, И ОЛИВКОВОЕ МАСЛО ТВОЕ. /15/…И БУДЕШЬ ЕСТЬ И НАСЫЩАТЬСЯ. (Книга Дварим, 11)

Что интересно в этой главе, — так это то, что рассказывается о Египте: чем больше человек работает на этой земле, — соответственно, больше и получает. Но на земле Израиля все иначе, — все зависит от воли небес, потому что здесь человек работает не напрямую.

И если получишь что-то в материальном мире, не говори: «СИЛА МОЯ И КРЕПОСТЬ РУКИ МОЕЙ ДОБЫЛИ МНЕ ЭТО…» (Книга Дварим, 8: 17).

Это относится и к войне. Если человек одержал победу, —  не говори: «СИЛА МОЯ И КРЕПОСТЬ РУКИ МОЕЙ…». Ведь все — от Него.

Если бы мы соединились, то не было бы всех этих печальных событий, которые произошли после 2014 года и продолжаются до сих пор. Счастьем для нас станет день, когда мы соединимся между собой, как положено. Все зависит только от соединения между нами! Тогда мы будем побеждать в войнах, у нас не будет засухи, и т.д. Все зависит от воли небес, то есть от того, насколько мы достигли ступени отдачи.

«Земля»  — означает получение ради себя, а «небеса«это отдача, и если мы сможем соединить их воедино, — все будет в наших руках.

Так, может быть вскоре нам удастся соединить «небеса» с «землей»?

 

 

 

 

admin @ 10:48

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика