Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Талмуд. Часть 46. Экев 7:12-11:25
Категория: Талмуд

 

Награды и предупреждения

(7:26) Не приносите никакую мерзость (то есть идола) в ваш дом, так как вы можете просто уподобиться ему. Остерегайтесь его всег­да и считайте совершенно греховным, поскольку это запрещено.

  • Талмуд объясняет

Не приносите никакую мерзость в ваш дом. Р. Иоханан гово­рил: «Человек, который тщеславен, похож на того, кто поклоняется идолам, поэтому говорится: «Каждый высокомерный человек — это мерзость для Б-га» (Притчи 16:5), а «мерзость» символизирует идо­лопоклонство» (Coma 46).

(8:9) Это земля, где вы будете есть хлеб, не зная нищеты, и у вас ни в чем не будет недостатка — земля, чьи камни — железные и из чьих гор вы будете добывать медь.

  • Талмуд объясняет

Земля, чьи камни железные. Р. Абба говорил: «Ученик Торы, который не так тверд и крепок, как железо, не настоящий уче­ник Торы. Поэтому говорится: «Земля, чьи камни, аванега, желез­ные». Не читайте аванега, «камни»; читайте вместо этого бонега, «ее строители». Ученики Торы являются строителями будущего ев­рейского народа. Они должны быть несгибаемыми и непреклонны­ми в решениях Галахи. Раввин говорил: «Несмотря на это, ученик Торы должен учиться быть мягким, поэтому говорится: «Изгони гнев из своего сердца и выведи злость из плоти» (Экклезиаст 11:10) (Таанит 4а).

(8:10) Когда вы едите и насыщаетесь, вы должны благословить Ашема, Б-га вашего Господа, за добрую землю, которую Он пода­рил вам.

  • Талмуд объясняет

Когда вы едите и насыщаетесь, вы должны благословить. То есть произнести молитву после еды. Б-г говорил ангелам: «Почему я не должен благоволить Израилю! Посмотрите, Я написал в Торе: «Когда вы едите и насыщаетесь, вы должны благословить Б-га ваше­го Господа». Я сказал, что они должны благословить только тогда, когда они сыты, но они настолько строго следуют этому, что даже когда они съедают кусочек хлеба размером всего лишь с оливу или яйцо, они произносят Биркат Гамазон, молитву после еды (Бера-хот 206).

Примечание. Вы должны говорить Биркат Гамазон после того, как съели кусочек хлеба величиной с оливку, согласно Р. Меиру, и величиной с яйцо, согласно мнению р. Иегуды (Берахот 45а).

(8:14) И все, чем вы владеете, умножится. Но тогда ваше сердце может стать высокомерным, и вы можете забыть Б-га вашего Го­спода, Единственного, кто вывел вас из дома рабства, которым был Египет.

  • Талмуд объясняет

Но тогда ваше сердце может стать высокомерным. Р. Нахман го­ворил: «Это источник популярной поговорки «Сытый желудок ведет ко всем грехам». Когда все нужды человека удовлетворены, он скло­нен забывать Б-га» (Берахот 32а).

(8:16) В пустыне Он накормил вас манной, которая была чем-то таким, чего не знали ваши предки, для того, чтобы послать вам испытание и для того, чтобы проверить вас, но именно Он, в конце концов, делал для вас больше добра.

  • Талмуд объясняет

Для того, чтобы послать вам испытание. Какое испытание заклю­чалось в том, что люди питались вкусным манном? Р. Амми и Р. Ас-си каждый предлагали различное толкование. Один говорил: «Вы не можете сравнивать человека, который ест и имеет в своей корзине хлеб, чтобы есть на следующий день, с тем, кто ест, но у кого нет хлеба в корзине. Так как манна, который упал с неба, хватало только на один день, а на следующий день ничего не оставалось, это было настоящим испытанием». Другой говорил: «Вы не можете сравни­вать человека, который видит, что он ест, с тем, который не видит, что он ест. Манн имел тот вкус, который человек хотел ощутить, но он не мог видеть то блюдо, которое пробовал; он видел только манн. И в этом заключалось испытание».

Моше разбивает каменные Скрижали

(9:14) Б-г сказал Моше: «Просто оставь Меня в покое, и я уни­чтожу их, сотру их имя под небом. Потом Я сделаю вас великим на­родом и более многочисленным, чем они».

  • Талмуд объясняет

Просто оставь Меня в покое. Когда Израиль согрешил с золотым тельцом, Моше до такой степени обессилел, что не мог даже гово­рить. Однако, когда Ашем сказал ему: «Просто оставь Меня в покое, и я уничтожу их», намекая ему, что молитвой он может предотвра­тить их уничтожение, Моше сказал себе: «Я понимаю, что все зави­сит от меня. И он сразу же встал, истово молясь и умоляя о милосер­дии (Берахот 32а).

(9:17) Моше сказал: «Я схватил две Скрижали и бросил их из рук, разбив их перед вашими глазами».

  • Талмуд объясняет

Разбив их перед вашими глазами. Это означает, что они видели, как на их глазах произошло нечто удивительное. Что они увидели? Скрижали Завета были разбиты, но буквы вознеслись вверх к небу (Песахим 876).

(9:25) Я бросился на землю перед Б-гом и лежал, распростертый, сорок дней и сорок ночей, поскольку Ашем намеревался уничтожить меня.

  • Талмуд объясняет

Сорок дней. Однажды случилось так, что ученик, который со­вершал молитву в присутствии Р. Элиэзера, долгое время затягивал Шмоне эсре (Амида). Другие ученики пожаловались: «Рабби, посмо­три, как он медленно читает свою молитву!» Он ответил: «Разве он читает ее дольше, чем наш учитель Моше, который сказал: «Я упал перед Б-гом и лежал распростертым сорок дней и сорок ночей» (Бе­рахот 34а)?

(10:2) Я напишу на табличках (Скрижалях) слова, написанные на тех первых Скрижалях, которые ты разбил, и ты должен поместить их в ковчег.

  • Талмуд объясняет

Скрижали, которые ты разбил, и ты должен поместить их в ков­чег. Р. Иосе учил: «Это показывает нам, что вторые Скрижали и раз­битые куски первых Скрижалей были оставлены на хранение в ков­чеге. Из этого мы делаем вывод, что не следует относиться с презре­нием к ученику Торы, который забыл то, что он учил, не из-за своей оплошности. Он сравнивается с разбитыми Скрижалями, к которым отнеслись с уважением, поместив их в ковчег» (Менахот. 99а).

Что Б-г хочет от вас?

(10:12) А теперь, Израиль, что Б-г хочет от тебя? Только чтобы вы боялись Б-га вашего, Господа, для того чтобы вы следовали все­ми Его путями и любили Его, служа Б-гу вашему, Господу, всем сво­им сердцем и всей душой.

  • Талмуд объясняет

Только чтобы вы боялись Б-га вашего, Господа. Гемара спраши­вает: «Разве страх Б-га — это такая маленькая вещь? Стих звучит так, будто страх Б-га — всего лишь второстепенное дело». Гема­ра отвечает: «Да! Но посмотрите, кто произносит этот стих? Моше! Что ж, для Моше это действительно незначительная вещь. Поэтому Р. Ханина говорил: «Вы можете сравнить это с примером человека, у которого просят большую вещь и она у него есть. Так как она у него есть, она кажется ему маленькой вещью. Если у него попро­сят большую вещь, а у него ее нет, она будет казаться ему большой вещью» (Берахот 336).

(10:17) Б-г ваш Господь — это Б-г Всесильный и Господь Мира. Он великий, могучий и внушающий благоговейный страх. Ашем — это Б-г, который никому не оказывает особого предпочтения и не берет подношения.

  • Талмуд объясняет

Б-г Всесильный. Р. Иоханан говорил: «Где бы вы ни встрети­ли упоминание в Писании о силе Б-га, вы также находите упоми­нание о смирении. Поэтому говорится: «Б-г ваш Господь — это Б-г Всесильный и Господь Мира». Сразу же за этим следует: «Он при­носит справедливость сироте и вдове, и Он любит странника» (Ме­гила 13а).

(11:12) Поэтому земля находится под постоянным бдительным взором Б-га вашего Господа; глаза Б-га вашего Господа все время смотрят на нее, с начала года до конца года.

  • Талмуд объясняет

Глаза Б-га вашего Господа все время смотрят на нее. Иногда это приносит людям пользу, а иногда — вред. Какую это иногда при­носит пользу? Допустим, что на Рош Ашана евреи попали в разряд полных грешников и небо решило, что в этом году должен выпасть маленький дождик; но позднее они раскаялись. Как нужно было поступить? Б-г не может усилить дождь, рассчитанный на этот год, потому что распоряжение уже дано. Поэтому Б-г дает маленький дождик в нужное время и на ту землю, где он нужен, на поля, вино­градники и сады.

Какой ущерб это может иногда приносить? Допустим, что на Рош Ашана евреи попали в разряд идеальных праведников и небо ре­шило послать в этом году обильный дождь. Но позже они впали в грех. Уменьшить общее количество дождя невозможно, потому что распоряжение уже было дано. Поэтому Б-г посылает дождь на леса и пустыни (Рош Ашана 176).

Второй отрывок из молитвы «Шма»

(11:13) Это будет, если вы выслушаете Мои заповеди, которые я предписываю вам сегодня, и если вы будете любить Б-га вашего Господа и служить Ему всем сердцем и… всей душой.

  • Мидраш объясняет

Есели вы выслушаете. Дословно — «Если слушаете, вы выслу­шаете». Что означает это избыточное выражение: «Если слушаете, вы выслушаете»? Если человек начинает слушать одну мицву, небо дает ему возможность выслушать много мицвот-заповедей (Мехил-та Вешала 15:26).

(11:14) Я дам дождь для вашей земли в нужное время, ранний и поздний дожди, а вы соберете ваше зерно, ваше вино и ваше масло.

  • Талмуд объясняет

И вы соберете ваше зерно. Р. Ишмаэль говорил: «Что хочет показать нам Тора, говоря о сборе зерна? Так как говорится: «Пусть эта книга — Книга Торы никогда не покидает ваших губ» (Иешуа 1:8), я могу подумать, что это нужно понимать букваль­но, и человек не должен заниматься ничем, кроме изучения Торы.

Вот почему говорится, что «вы сможете собрать ваше зерно», что намекает: вы должны сочетать изучение Торы с заботой о хлебе насущном, и стих в Иешуа 1:8 не следует понимать буквально» (Берахот 356).

И вы соберете ваше зерно. Р. Шимон б. Иохай говорил: «Это воз­можно? Если человек пашет землю в сезон пахоты, собирает урожай в сезон урожая, обмолачивает его в сезон молотьбы и веет, когда дует ветер, что тогда должно стать с Торой? Когда он найдет вре­мя на изучение Торы? Это невозможно! Но когда евреи выполняют волю Б-га, их работу делают другие, поэтому говорится: «Чужие должны встать и покормить ваших овец, чужестранцы должны быть вашими плугарями и виноградарями» (Исайя 61:5). Но когда ев­реи не выполняют волю Б-га, они должны выполнять свою работу сами, поэтому сказано: «И вы будете собирать свое зерно» (Бера­хот 356).

(11:15) Я дам траву на вашем поле для вашего скота, и вы буде­те есть и насыщаться.

  • Талмуд объясняет

Для вашего скота. Р. Иегуда говорил от имени Рава: «Вам запре­щается есть что-либо, пока вы не покормите животных, потому что сказано: «Я дам траву на вашем поле для вашего скота», и потом: «…и вы будете есть и насыщаться» (Берахот 40а).

(11:18) Поместите эти слова Мои в ваше сердце и в вашу душу. Повяжите их как знак на вашу руку, и пусть они будут украшением между вашими глазами в центре головы.

  • Талмуд объясняет

Поместите (весамтем) эти слова. Раввины учили: «Слово ве-самтем звучит как сам там, «идеальное лекарство». Слова Торы являются «идеальным лекарством». Они являются жизненным эликсиром. Б-г говорил Израилю: «Дети мои! Я создал йецер гара, «злой порыв», и Я создал Тору как лекарство против него. Если вы будете изучать Тору, йецер гара не сможет овладеть вами» (Киддушин 306).

Поместите эти слова в ваше сердце… Повяжите их… на вашу руку. Это показывает нам, что тфиллин нужно располагать в об­ласти сердца, что означает — на верхней части левой руки на вы­ступающей части бицепса, и слегка наклоните вбок, для того чтобы, когда вы даете руке опуститься, тфиллин всегда был бы на уровне сердца (Менахот 376).

(11:18) Научите своих детей произносить их, когда вы дома, и когда в пути, и когда ложитесь спать, и когда просыпаетесь.

  • Талмуд объясняет

Научите своих детей произносить их. Рав Иегуда говорил: «В прежние времена — так как Тора делает отцов ответственными за обучение своих собственных детей — дети без отцов или те, чьи отцы были неграмотными, оставались без образования. Пока Р. Иего-шуа б. Гамла не реализовал новый план, первую в истории систе­му общего образования. Он распорядился, чтобы в каждом районе и каждом городе были учителя и детей начинали учить в возрасте шести или семи лет» (Бава Батра 21а).

(11:21) Для того чтобы продлить свою жизнь и жизни своих де­тей на Земле, которую Б-г поклялся дать перед вашими предками, обещая, что Он отдаст ее им, пока над Землей есть Небо.

  • Талмуд объясняет

На Земле. Они говорили Р. Иоханану, который жил в Земле Израиля, что в Вавилоне были старые евреи. Удивившись, услы­шав это, он воскликнул: «Говорится: «Для того чтобы продлить вашу жизнь и жизнь ваших детей на Земле», но не за предела­ми Земли Израиля!» Когда они объяснили ему, что эти старики в Вавилоне рано утром приходят в синагогу и уходят оттуда позд­ним вечером, он сказал: «Именно это продлевает им жизнь» {Бра-хот 8а).

 

admin @ 10:24

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика