Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Глава «Ваэтханан»
Категория: Каббала

Сегодня мы читаем главу Ваэтханан (Книга Дварим, главы 3-6). Закончился т.н. период «бейн амэцарим«, предваряющий 9 ава. Он символизирует ограниченное видение мира — как у муравья, замечающего лишь то, что попадается ему на глаза. Но именно после этого состояния человек может раздвинуть свое восприятие и увидеть изобилие.

Только из страданий, раскрытия зла, понимания, что наш эгоизм душит нас, не давая дышать, человек приходит к свету, добру. Страдания и раскрытие зла — не самые приятные впечатления. Человек раскрывает в себе Египет, пустыню, различные проблемы, но именно «Из Сиона выйдет Тора» — из этих падений и страданий приходят к свету.

После этого наступает «суббота утешения« (шабат нехама) — успокоение после трагических событий, приведших к разрушению Храма.

Все пророки говорили о времени Машиаха и видели всю перспективу от начала мира и до конца. Во время их жизни им пришлось вытерпеть немало унижений и страданий. Иермияу бросили в яму, Иешайя тоже натерпелся немало.  Почему власть не готова прислушаться к пророку, к человеку, который видит глубже, чем обычный узкий взгляд?

Это мешаетКто захочет слушать человека, который, находясь на духовном уровне, говорит о разбиении, падении, в том числе и властиКому хочется слушать о необходимости исправления, об отставании, которое неизбежно влечет к новым страданиям? Какая власть захочет слушать о том, что все ее планы заранее обречены на неудачу, что причина кризиса — в отсутствии духовного правительства, которое должно осуществлять духовное воспитание народа?

На самом деле пророк обращается не к власти, а к народу, и не обвиняет власть напрямую. Но то, что он говорит, противоречит и власти, и религии. Ведь возникает вопрос: почему не воспитывают народ, не формируют Человека в людях?

Почему религия, которая должна быть для каждого как отец и мать, защищать его перед властью, не делает этого? Народ поставлен в беззащитное положение и угнетаем со всех сторон. Поэтому когда при-ходит пророк и начинает говорить правду, власть не готова его слушать, а народ не способен понять.

Вернемся к субботе утешения. Суббота наступает, чтобы подытожить неделю или целый период. Поэтому есть особые субботы, как, например, перед выходом из Египта. Суббота утешения, конечно, особенная. Наконец, мы достигли осознания, что находимся в серьезном кризисе — это символизирует 9 Ава. Человек дошел до состояния полного разбиения и не знает, что делать дальше. Именно из такого крайнего состояния он начнет строить новое здание святости.

И МОЛИЛСЯ Я БОГУ В ТО ВРЕМЯ (Дварим, 3:23).

Глава, о которой мы говорим, это, в сущности, молитва, а точнее — мольба Моше к Творцу, чтобы дал возможность войти в Землю Израиля. Ведь главная цель – приобрести желание отдачи и возможность отдавать Творцу.

Земля Израиля — это такое состояние, когда человек ощущает, что получает от Творца только добро и способен это добро Ему вернуть. Такое взаимодействие называется слиянием с Творцом.

Моше удручен тем, что не может отдавать Творцу. Нужно понять, на каком уровне он находится. Хотя каббала и говорит в, что Моше поднялся на 120 ступеней и является величайшим пророком, он просит достижения самым больших, последних ступеней, которые пока невозможно достичь. У каждой души есть своя роль. И рабби Шимон, и Моше, и Адам, и Авраам выполняли свою функцию.

Как нам знать, поможет ли нам наша молитва?

Мы просто должны делать все возможное для духовного продвижения: «Не тебе закончить эту работу, и не волен ты отказаться от нее». Поэтому делаем все возможное до конца, а кто насколько преуспеет — это будет его ступень.

Что такое молитва? Молитва – это просьба о собственном исправлении.  Если мы просим у Творца: «Дай мне», — в ответ ничего не получамЕсли же в нашем сердце есть истинная потребность исправиться с получения на отдачу, с эгоизма на любовь, то это и есть та единственная молитва, которая принимается и приносит исправление.                                                                Молитва —  это потребность сердца человека – ничего кроме этого. Только если сердце захочет стать отдающим как сам Творец, то это будет истинная молитва.  Молитва — это желание к определенным изменениям, которое исходит из сердца человека. Человек хочет перевернуть себя.

Можно ли молиться по сидуру?                                                                           

Да, ведь молитвенник написан не простыми людьми, а каббалистами, членами Великого Собрания (Санедрина). Они знали, что, пройдя изгнания, мы не будем знать, что просить у Творца, как к Нему обращаться, в каком порядке просить исправление. Поэтому они упорядочили для нас молитву. Когда я молюсь, то не пребываю именно в том состоянии, которое они имели в виду. Но из текста молитвы я изучаю правильный порядок своих действий, подход, помогающий правильно выстроить желание к духовному.

Настоящая молитва исходит из глубины сердца: потребность, существующая в сердце, называется молитвой. Она приходит только тогда, когда человек хочет силой любви и отдачи соединиться со своим окружением.

Как Творец относится к миру, так и он хочет относиться к миру. И хотя человеку окружающие безразличны, что он их презирает, но сами попытки совершать действия отдачи показывают, что это хорошо. Человек как бы получает своеобразный сигнал обратной связи.

Когда это ощущение в человеке проявляется и крепнет, оно становится его молитвой. Совершенно необязательно обращаться к комуто – самое внутреннее желание сердца называется молитвой. И над ним у нас нет никакой власти — оно рождается в результате работы чело-века со своим окружением. Если он впечатляется от товарищей, то это ощущение в сердце является молитвой.

Бывают ли особые молитвы, после которых человек испытывает какое-то особенное чувство? Можно испытывать всевозможные чувства, но все они остаются в плоскости психологииИстинная молитва раскрывает человеку ворота, ведущие к новому мироощущению, к отдаче. Тогда он действительно получает силу, с помощью которой начинает воспринимать реальность, находящуюся вне нас. Эта реальность раскрывается только при условии — человек относится к ней с любовью, в отдаче. Это можно сравнить с включением фонаря, который вдруг освещает темноту.

Следовательно, молитва — это настройка нашего кли.

Кроме того, есть молитвенники, написанные каббалистами. Там объясняется смысл всех благословлений, просьб и вообще всего того, что написано в обычных молитвенниках.

В молитвенниках каббалистов, иногда всю страницу занимает только одно слово или буква. Что это значит?

Согласно этим знакам мы должны упорядочить желания. Буквы символизируют определе-нный порядок выяснения наших желаний: пройди их несколько раз, организуй согласно 10 сфирот своей души и тогда получишь результат — соединение с высшим светом.

У каббалистов на каждую букву Торы есть т.н. намерения. Кроме намерения вообще ничего нет.

Что такое намерение?

Над желаниями мы не властны, но находящиеся над желаниями намерения можем изменить с «ради получения» на «ради отдачи».

В этом, собственно, состоит вся молитва: как прийти к благодарности и просьбе.

Прославлением Творца я усиливаю значимость свойства отдачи, а в просьбе признаю, что неспособен на отдачу и одновременно благодарю за это осознание.

Когда в одной молитве я соединению два желания — значимость отдачи и признание собственного бессилия, — тогда расширяю свое кли от Кетер до Малхут.

Соблюдения традицийличное дело человека. Мы действуем по принципу: «Нет насилия в духовном».

Каббала дает человеку возможность развиваться самому. Мы только должны показать ему реальность: законы природы, Творца, который и есть природа, ведь числовые значения слов «Творец» и «природа» одинаковы, Его воздействие на нас.

Как эти знания повлияют на человека, от нас не зависит. Он будет двигаться самостоятельно, что называется «Воспитывай отрока согласно пути его«.

Гематрия слов «молитва» и «пение» одинакова.

Значит ли это, что молитву можно петь? И если я пою, является ли это своеобразной молитвой?

Конечно, человек может петь, говорить или выражать молитву какимто другим способом. Молитва — это выражения желания, идущего из сердца.

Хасиды считают, что в музыке есть особая сила, влияющая на душу человека.

Человек  представляет собой очень сложную систему. Мы подвержены влияниям многих факторов: как внутренних, психологических, так и внешних, таких как, например, мысли других людей, влияние среды. Наши внутренние желания постоянно растут и изменяются. И музыка, конечно, тоже влияет.

«Шма Исраэль»

В главе, о которой мы говорим, нам дают молитву «Шма Исраэль»:  СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, БОГВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, БОГ ОДИН! (6:4).

В чем смысл этой фразы?

«СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ» – это самое высокое слияние между общей душой и Творцом, когда раскрывается, что  «Исраэль, Тора и Творец — одно единое целое».

Исраэль – это те, кто стремится к Творцу, любви и отдаче.

Тора – средство, с помощью которого человек себя исправляет, как сказано: «Я создал эгоизм и создал Тору для его исправления«.

Тот, кто не раскрывает в себе злое начало, не видит истинный смысл Торы. Из всех этих книг он учит только земную мудрость. Только в меру познания в себе злого начала человеку раскрывается и та сила, которая может это зло исправить, «потому что кроющийся в Торе свет возвращает к Источнику«. Поэтому все воспитание в каббале направлено на то, чтобы человек увидел меру своей противоположности духовной высшей силе. Тогда он поймет, что в нем есть что исправлять, и почувствует потребность в исправляющей силе. В противном случае от чтения каббалистических текстов не будет никакой пользы.   В этой молитве заключено признание единства: весь мир одно целоеВсе души, в конце концов, сольются в одно состояние, которое называется «Исраэль, Тора и Творецодно единое целое«.

В этом состоянии с помощью средства, называемого Тора, души возвращаются к своему корню и создателю – Творцу, соединяются с Ним. Именно об этом единении говорится в этой молитве.

Все что больше этого я хочу раскрыть на духовном уровне, чтобы, объединившись со всей реальностью, всем миром и всеми душами, прийти вместе к состоянию «Слушай, Израиль«.

Привычка и ежедневный распорядок возвращают человека к внутренней работе. К этому и стремились каббалисты, внедряя все эти обычаи. Они понимали, что механическое исполнение этих требований само по себе ничего не даст, но искали способ вырвать человека из ежедневной суеты, из круговорота его земного существования, чтобы он задумался над тем, есть у него связь с духовным или нет.

И ВОТ ЗАПОВЕДИ, УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКОНЫ, КОТОРЫМ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ, ПОВЕЛЕЛ НАУЧИТЬ ВАС (6:1).

Почему Моше снова возвращается к 10 заповедям.?

10 заповедей соответствуют 10 сфирот, в соответствии с которыми происходит исправление.

Почему об этом говорится дважды: первый раз – в главе Итро, и сейчас снова?

Между ними есть различие. В первый раз 10 сфирот раскрываются нам сверху вниз, и это называется 10 сфирот в первом сокращении (цимцум алеф).

И есть 10 сфирот во втором сокращении, в т.н. трех линиях — в том виде, в каком мы в состоянии исправить их в себе.

Между ними есть различие, как между желаемым и возможнымМы должны принять и те, и другие.

В главе Итро сказано: «ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ» (Шемот, 20:8), а в главе Ваэтханан: «СОБЛЮДАЙ ДЕНЬ СУББОТНИЙ» (Дварим, 5:12). В чем разница?

Нужно и помнить, и соблюдать. Это значит, что исправлением, т.е. соблюдая, я делаю сокращение на свои желания. Тем самым я достигаю раскрытия светов – помню их, и они наполняют мои желанияСначала я работаю с сокращенным желанием, затем наполняю его светом хасадим – не хочу наслаждения для себяПосле этого я превращаю это желание в отдающее – перехожу от «помни» к «соблюдай«. Все эти действия мы изучаем в каббале и производим их.

Не сотворить себе идолов.

«Идолом» считается любое явление, которое человек не относит к своему исправлению — ведь Тора говорит только об исправлении и дана нам только для этого. Если человек не относит все сказанное в Торе к внутренней работе, то начинает рисовать картины внешнего мира, видит ангелов с крыльями, боится духов и т.д. Это неверно – все находится только внутри нас.

В самом слове «идол» есть нечто неподвижное, неживое. Нас предупреждают не оставаться закованными и неподвижными, а находиться в постоянном развитии. Но главное – стараться видеть все описываемое внутри себя, в своем сердце.  Именно там, внутри нас, находятся все картины и образы.

Сердце должно быть открытым и находиться в постоянном исправлении.

 

admin @ 08:50

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика