Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
МАТОТ

В предыдущей главе содержится приказ Творца евреям выйти на войну с мидьянитянами. О том, как Израиль выполнил приказ, рассказывается в главе “Матот” (“Колена”).

Заповедь об обетах и клятвах:

“Если человек даст обет Г-споду или поклянется положить зарок на душу свою, пусть не нарушит свое слово: все, что вышло из уст его, должен он исполнить” (30:3).

“Даст обет Г-споду или поклянется”какая разница между этими действиями? Вроде бы это одно и то же. Но обет и клятва — понятия разные.

Обет — подразумевают исключительно запреты. Человек объявляет какие-то вещи запретными для себя на определенный срок. Эти вещи запрещены ему, как запрещено то, что предназначено в жертву.

Клятва же касается действий, которые человек обязуется совершить или не совершать, и обязательно подкрепляет словом “клянусь” с упоминанием Имени Б-га.

Как видите, обет и клятва — разные вещи. Объектом обета является предмет, а клятвы — человек. Для нас важно, что ответственность при этом человек несет разную.

“Пусть не нарушит свое слово: все, что вышло из уст его, должен он исполнить”.

Это какбы понятно: давши слово, — держись!

Но Мидраш раба (Бемидбар раба, 22) предупреждение: “[Всевышний говорит:] ‘Не думай-те, что вам позволено клясться Именем Моим, даже говоря истину. Только обладая следу-ющими качествами…’ И цитирует стих из главы “Экев” книги “Дварим” (10:20): “Г-спода, Б-га твоего, бойся, Ему служи, и к Нему прилепись, и Его Именем клянись”.

Т.е. —  если ты боишься Б-га и служишь Ему, то есть если твое основное занятие — делать добрые дела и изучать Тору, если к Нему ты льнешь — стараешься себя и своих детей окружать верующими людьми, знающими и исполняющими заветы Торы, — только тогда ты можешь клясться, утверждая истину.

“Имеют право клясться только такие люди, как праотец Авраhам, Йосеф и Иов, о ко-торых точно известно, что они Б-го-боязненны” — ибо об их духовных качествах свидетельст-вует Тора.

Авраhаму сам Всевышний сказал на горе Мориа: “…Боишься ты Б-га и не пожалел своего единственного сына ради Меня” (Брешит, 22:12).

Йосеф говорит братьям: “…Б-га я боюсь!” (Брешит, 42:18).

О Иове сказано: “Был человек в земле Уц, Иов — имя его, и был человек тот непорочен, справедлив и Б-гобоязнен и удалялся от зла” (Иов, 1:1).

Не так уж много людей могут быть приравнены к праотцу нашему Авраhаму, или к праведно-му Йосефу, или к Иову. Значит, нам, людям обыкновенным, злоупотреблять клятвенными увере-ниями не следует.

Если нарушил

Ни за один грех не взыскивает Б-г так сурово, как за ложную клятву.

За все другие грехи Он взыскивает с виновника, с неправедных членов его семьи и с греш-ников всего мира.

За ложную клятву — с провинившегося, с его семьи и со всего мира, в том числе и с праведников.

Чем виноваты близкие?

Сказал р. Шимон: нет семьи, в которой есть нечестный сборщик налогов, чтобы остальные ее члены не уподоблялись ему. Ведь они покрывают его и защищают.

А почему наказуем весь мир?

Потому что все евреи ответственны друг за друга, говорит Талмуд, — могли предотвра-тить преступление, но не сделали этого. А когда наказаны евреи, терпит ущерб весь мир. Мы все на одном корабле. Тот, кто сверлит его днище, подвергает опасности всех.

Почему Б-г так сурово взыскивает за клятву?

Клятва очень сильна, ведь человек в ней сравнивает правдивость своих слов с самым святым, что есть в мире, — с Всевышним. И поэтому клятва намного сильнее и строже обета.

Честный человек избегает обетов и тем более клятв. Он старается делать добро, не прини-мая это на себя в качестве обета (потому-то и принято добавлять к такому обещанию слова “без обета”). А если уж вы пообещали сделать что-то хорошее — такое обещание равно-сильно обету, и его надо исполнить как можно скорее.

Стоит взять на себя обет, как возникают непредвиденные препятствия к его выполне-нию.

 Завершается глава “Матот” сообщением, что колена Реувена и Гада и полови-на колена Менаше пришли к Моше с просьбой позволить им поселиться на восточном бере-гу Ярдена и не переходить реку вместе со всем народом.

Причина: у них много скота, а места эти весьма благоприятны для скотоводства.

Но Моше возмутился: “Ваши братья пойдут на войну (за Эрец-Исраэль. — И. З.), а вы будете сидеть здесь?!” (32:6). Просители ответили, что оставят на восточном берегу Ярдена лишь свое имущество и семьи, а сами перейдут реку, чтобы воевать вместе со всеми израильскими коленами. Свое обещание они выполнили честно, всегда идя в авангарде войска, и все вернулись домой с войны невредимыми.

Тем не менее конец был неудачным. Коленам Гада и Реувена и половине колена Менаше пришлось отправиться в изгнание раньше всех остальных колен Израиля.

“Наследство, поспешно [вытребованное] вначале, не благословится впоследствии”,      Мишлей 20:21

Они сказали Моше: “Загоны овечьи построим для отар наших здесь и города для наших детей, мы же пойдем немедля перед сынами Израиля…” (32:16, 17).

В их сознании имущество — загоны для овец — стояло на первом месте, а дети — на втором.

Моше же ответил им: “Стройте себе города для детей ваших и загоны для ваших овец…” (32:24) — сначала думайте о детях.

Люди в первую очередь старались привить своим детям веру, идеалы, добрые нравы, и затем уже думали о материальном достатке. Сейчас многие делают наоборот: главная их забота — обеспечить себя и детей материально, о нравах они беспокоятся меньше всего. Но жить надо, как сказал Моше: строить города для детей, а потом — загоны для скота.

МАСЭЙ

“Масэй” (“Переходы”), последняя глава книги “Бемидбар”, как бы подводя итог странствиям евреев, перечисляет все места их стоянок в пустыне.

Левиим предоставляются для жительства города, в число которых входят и города-убежища, где невольные убийцы могут укрыться от мщения родственников убитых.

Тему городов-убежищ глава дополняет подробным изложением законов о наказании за убий-ство.

Глава указывает: получив свои уделы в Эрец-Исраэль, колена должны выделить в них города для левиим. Часть этих городов становятся городами-убежищами. Что это значит?

И Г-сподь говорил Моше так: “Обратись к сынам Израиля и скажи им: ‘Когда перейде-те через Ярден в страну Кнаан, то определите себе города, [что] городами-убежищами будут вам; и убежит туда убийца, убивший человека неумышленно. И будут вам эти города убежи-щем от мстителя за кровь, чтобы не погиб убийца прежде, чем предстанет перед общиной на суд… шесть городов для убежища будут у вас. Три города дайте по эту сторону Ярдена (на восточном берегу. — И. З.), и три города дайте в стране Кнаан…’“>> (35:9-14).

Евреям заповедано выделить среди городов такие, где скроется человек, нечаянно убивший человека. Укрыться в городе-убежище от мести мог всякий убийца, но только суд решал, мог ли он там оставаться. Левиим — население этих городов — оказывали ощутимую духовную помощь высланным.

“Чтобы не погиб убийца прежде, чем предстанет перед общиной на суд”. На суд имеет право и тот, чье преступление требует расследования, и тот, чья вина очевидна. Даже точно зная, что человек совершил смертный грех, мы не имеем права на самосуд.

Умышленное убийство (разумеется, если оно доказано судом) во всех случаях карается смер-тью.

“А если нечаянно, не испытывая вражды, толкнул его или бросил в него какой-то предмет без умысла… а он ему не враг и не желает ему зла, то судить будет община… и возвратит его община в город-убежище, куда он бежал, и там должен оставаться он до смерти первосвященника” (35:22-25).

Скажем, кто-то обрубал в лесу ветки с дерева, мимо шел прохожий, топор упал и убил прохо-жего. Дровосека ссылают в город-убежище, и это — его наказание и искупление. Убийство — тя-желейшее преступление. Поэтому даже тот, кто совершил его неумышленно, должен быть изгнан ради искупления, ибо убийство все же произошло.

Тора предупреждает относительно тех, чья вина доказана: “И не берите выкуп за душу убийцы, злодея, на котором вина смертная; ибо он смерти должен быть предан” (35:31).

Ни за какой выкуп нельзя сохранить жизнь убийце, заслужившему смерть по закону Торы. Пусть родные или друзья такого человека сулят за его жизнь все богатства мира, пусть о нем хлопочет даже семья убитого, нельзя убийцу оставить в живых.

“И не берите выкуп за бежавшего в город-убежище, чтобы [ему] возвратиться [и] жить на земле до смерти первосвященника” (35:32).

Человек не может откупиться от наказания и в том случае, если по Торе он подлежит высылке за неумышленное убийство. Нельзя взять деньги, чтобы освободить его от ссылки. Он не может вернуться из города-убежища в родные края прежде, чем умрет помазанный в его дни первосвященник.

Если освобождать убийц за деньги или из политических соображений, мир станет хуже Сдома и Аморы, потому что тогда богатые и влиятельные останутся безнаказанными.

И не оскверняйте землю, на которой вы находитесь, ибо кровь оскверняет землю, и зем-ле не будет искупления за кровь, на нее пролитую, разве только кровью пролившего ее. И не оскверняй землю, на которой вы обитаете, в которой Я пребываю; ибо Я, Г-сподь, пребываю среди сынов Израиля” (35:33, 34).

Мудрецы говорят: “Кто милосерден к жестоким, тот жесток к милосердным”. Тот, кто оставляет в живых сознательных убийц, готовит почву для новых убийств невинных людей. И Б-г требует от нас не делать этого.

 

 

admin @ 13:32

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика