Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?
Категория: Праздники

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа — Моше рабейнудля постижения Б-жественной Торы.

Три причины почему Моше-рабейну провел на горе Синай сорок дней и сорок ночей:

— одна связана с Моше

— одна — с Торой

— и одна — и с тем, и другим вместе.

Первая причина связана с ограниченностью возможности человечесой природы.

Человеческий разум не способен воспринимать духовный мир и препятствует единству с Б-гом, которого сумел достичь Моше-рабейну на горе Синай.

Это духовное состояние превышало человеческие возможности, а потому Б-г в Своей мудрости постановил, чтобы в мире возникло нечто новое, чего раньше ни один человек на земле не удостоился – рождение свыше. Об этом Йешуа и говорил Никдимону, ведь через это прошел и он сам.

Б-г решил возвысить Моше-рабейну, господина всех пророков, над уровнем человека, чтобы тот достиг уровня духовного, бестелесного существа.

Б-г велел ему отвести время на подготовку к этому событию: природа Моше-рабейну и структура его тела должны были постепенно измениться и, в конце концов, обрести новую завершенность.

Моше-рабейну должен был там возникнуть заново, он должен был во время пребывания на горе Синай превратиться в новое творение. А новый человек возникает за сорок дней — наши мудрецы несколько раз упомянули, что именно таково время образования эмбриона. Формирование эмбриона, то есть, приобретение им человеческой структуры, завершается не прежде, чем через эти сорок дней.

Первые сорок дней после зачатия — это только дни подготовки, а когда они проходят и вся подготовка полностью завершается, эмбрион внезапно приобретает новый вид и новую структуру.

Моше-рабейну должен был провести на горе Синай сорок дней и сорок ночей п.ч.:

Именно это время необходимо для того, чтобы человеческое существо приобрело новую структуру. И подготовка к приобретению нового святого образа завершилась только в конце этих сорока дней.

Когда же они истекли, «дал Он Моше (каменные скрижали), когда закончил говорить с ним».

В течение сорока дней формирования зародыша он не ест и не пьет. И Моше-рабейну в течение сорока дней, пока становился новым созданием, тоже «хлеба не ел и воды не пил», так как Б-г пожелал, чтобы духовное перерождение Моше-рабейну в новое существо, полностью уподобилось возникновению нового человеческого существа. Необходимость в этих сорока днях определялась самой телесной природой Моше-рабейну.

Тоже было и при возрождении Йешуа – пустыня (изолированность подобная состоянию эмбриона) и 40 дней поста.

Моше-рабейну провел на горе Синай сорок дней и сорок ночей для того, чтобы пос-тичь все, что существует в материальном мире, в Небесном мире, в мире духовных сущностей и в мире сфирот. И в этом состоит вторая причина.

Как Моше-рабейну, так и Йешуа должны были смирить свое злое начало, умертвить материальные желания и полностью передать свое тело со всей его физической природой под власть разума, чтобы оно не мешало ему в достижении совершенства.

Книга Рут и дарование Торы

Рав Реувен Пятигорский

Есть в Книге Рут особенность, которая высвечивает связь между этой Книгой и Днем дарования Торы еврейскому народу.

У Наоми были понятные основания обратиться к своим бездетным невесткам с предложением оставить ее и не идти с ней в Эрец Исраэль. Что ожидало, двух моавитянок, принявших еврейство и не нашедших в своих замужествах ни счастья, ни удачи?

Поэтому она вынуждена была сказать имидите к себе домой.

Смысл и логика слов Ноами

Речь Наоми была именно логичной. Представьте, что она при этом чувствовала, и попытайтесь на ее месте сказать что-нибудь иное двум девушкам, которым вы от всего сердца желаете добра.

«Ступайте, вернитесь каждая в дом своей матери, — сказала она им (Рут 1:8—13). — Да поступит с вами Всевышний милостиво, как вы поступили с умершими (мужьями) и со мною… Вернитесь, мои дочери, зачем вам идти со мною? Разве есть у меня еще сыновья… да и стали бы вы ждать, пока они вырастут?»

Разумная речь. В ней все учтено — даже те возражения, которые могли быть высказаны, если бы невестки напомнили ей о законе Торы, при котором оставшаяся бездетной жена выходит замуж за брата покойного мужа (или получает от него специальное «разрешение» на брак вне этой семьи). Вы свободны, мои дочери, сказала она им.

Рут, и Орпе надо было вслушаться в этот голос и поступить, как он говорит. Голос разума! Что здесь можно возразить?

Вернитесь в свои дома — к своему будущему, которое вас ждет, и не стройте иллюзий. А я стара и одинока — за мной лишь прошлое, которому не вернуться.

Обе женщины слышат одинаковые слова, обе одинаково ее любят,и поступают каж-дая по-своему. По разному.

«И подняли они вопль, и заплакали. И поцеловала Орпа свекровь (на прощание); а Рут осталась с нею».

Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?

Не иначе, как каждая из них услышала в них что-то свое, понятное ей и нужное.

Орпа слышит от Наоми аргументированную просьбу оставить ее — и оставляет.

Рут еще больше утверждается в своем намерении не покидать ее.

Мудрецы комментируют: недаром одна звалась Орпой — от слова ореф, упрямый. Орпа поступила вопреки словам Наоми, а Рут в согласии с ними.

Так что же сказала Наоми?

Обратите внимание на обращениемои дочери. Она не сказала «мои невестки», она назвала их дочерьми.

И из этих слов, выскользнувших из самых глубин ее сердца, видно, что она просила их идти с ней, не оставлять ее. Ибо она мать, а они — ее дочери!

Все остальноеголос разума, но в этих двух словах слышен голос правды.

Рут услышала его, а Орпа нет. Ибо слушала не душой. Душа ее на короткий миг как бы оглохла, или сделала вид, что оглохла, — и Орпа распрощалась с нею, — вздохнув, наверное, при этом облегченно: я сделала все, что могла, но Наоми права — и я ухожу.

Логика и разум были на стороне Орпы. Таков известный принцип, согласно которому нельзя требовать от человека, чтобы он поступился своими правами.

На языке мудрецов он звучит так: «Хаейха кодмим, Твоя жизнь — раньше».

Но где проходит граница?

Учителя сказали: на вершину горы Орпе не подняться. Как поднялась Рут. Того, что сделала Рут, нельзя требовать от многих. На это способны единицы. Те, для кого истинная правда сильнее правды логики.

Слова из Свитка: «А Рут осталась с нею». На иврите написаны: «Ве-Рут давка ба», прилепилась к ней. «Прилепляются» без логики.

Тот, кто любит, тот, кто не оставит, — не требует помощи со стороны логики.

Про евреев сказано, что они «прилепились» к Торе. Присоединились ко Всевышнему, обещав никогда Его не оставлять. Евреи у горы Синай поступили, как поступила Рут с Наоми. Никакой помощи со стороны разума евреи получить не могли. Все говорило о том, что разу-мнее было от Торы отказаться и не брать на себя обязательств по ее соблюдению. Так, кстати, поступили остальные народы. Они, подобно Орпе, вежливо выслушали — и удалились.

Чтобы стать вечным народом (а вечная Тора может быть дарована только вечному народу), надо было обладать внутренним упрямством поступить вопреки разуму, который видит только моментальную выгоду.

Тора и выгода — два разных мира. Рут и Орпа — два разных подхода к реальности нашего мира. Вечная жизнь выбрана Рут. Очевидные удобства кратковременного земного существования выбраны Орпой.

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

Дарование Торы произошло в Сиван, третий месяц после Исхода. Это событие было частью Б-жественного замысла, а значит, между замыслом и третьим месяцем, должна быть связь.

Этот вопрос раскрывается в Талмуде: «Будь блаословен Милосерднейший, давший тройную Тору тройному народу через рожденного третьим в третий день третьего месяца» (Шабат, 88а). Число три — лейтмотив цитаты.

Тора состоит из трех частей: Пятикнижие, Пророки и Пи¬сания (Тора, Невиим, Ксувим).

Народ Израиля включает в себя три вида евреев: коэны, левиты и исроэлиты.

Моше был третьим ребенком в семье, после Мирьям и Аарона.

Тора была дана в третьем месяце, на третий день отлучения еврейских мужей от своих жен.

Почему здесь фигурирует число три?

Тора должна была стать единственной в своем роде и раскрыть единство Всевшнего. Естественней было бы использовать число один.

Главным событием третьего месяца было само дарование Торы. Заповеди не были неким новым явлением. И до этого существовали заповеди: семь законов Ноаха, обрезание, заповеди, данные в Маре.

Синай изменил природу заповеди (мицвы) (Рамбам, комментарии к Мишне, Хулин, конец гл. 7), но сама ее идея не была новой. А Тора была.

Разница между Торой и запо¬ведями заключается в следующем (Тания, ч. I, гл. 23): благодаря заповеди воля человека становится ничтожной перед волей Б-га, как «колесница под наездником»,

А через Тору мы с Б-гом становимся единым целым.

Здесь есть принципиальное отличие. Действительно, у колесницы нет своей воли, кроме воли наездника, но колесница и наездник не единое целое.

На Синае произошло коренное изменение: теперь человек мог стать единым целым с Б-гом.

И все же прежний вопрос остается: почему число три, а не один стало символом происшедшего?

ДВА ВИДА ЕДИНСТВА

Действительно, Тора была дарована во имя единства.

Но что такое истинное единство?

Если человек признает Единственного среди многих, то он видит единство во всем многообразии.

Если ему известен только один образ существования, то неизвестно, какой будет его реакция, открой он для себя другой. Возможно, он скажет тогда: существуют две реальности — Б-г и мир.

Только когда, столкнувшись с различными формами существования, он остается верен мысли, что Б-г — единственная реальность, он действительно познал Единство Все¬вышне-го.

Нельзя узнать, насколько принцу передалось царственное достоинство, пока он находится во дворце. Надо поместить его в среду обычных людей. Если и там он будет вести себя как принц, то он действительно настоящий сын своего отца.

Так и с евреем. Не в Святилище, а в многообразном мире проверяется его чувство единства Б-га.

Единство можно сохранить двумя способами.

1.Человек может подавлять все свои ощущения, кроме ощущения Б-га.

2.А может хорошо знать мир и во всем открывать Всевышнего. Второе приводит к более глубокому мироощущению.

Человек, подавляющий свои чувства и закрывающий глаза на многообразие мира, верит, что они суть нечто оппозиционное Б-гу, и он должен держаться от них на расстоянии.

Целостность такой религиозной жизни нельзя считать ни глубокой, ни надежной.

ТРИ СТАДИИ

Чувство единства Б-га проходит в своем развитии три стадии, которые соответствуют трем месяцам от Песаха до Шавуот.

Нисан — месяц Исхода из Египта, когда Б-г открылся евреям. Они «бежали» из Египта в прямом и переносном смысле: бежали от знания мира и были наполнены Откровением свыше.

В том, что они отвергали мир, и было единство. Б-г был Единственным: они не знали ничего другого, потому что мир перестал для них существовать.

Ияр, второй месяц, полностью был занят подсчетом омера и самоподготовкой к предстоящим событиям на Синае.

Мы воспринимаем себя и свой мир как что-то отдельное от Б-га, а потому требующее подавления.

Б-г и мир, как колесница и наездник, были одной волей, но двумя вещами.

Сиван, третий месяц, — время, когда была дана Тора, когда Б-г и мир стали единым целым. Это мгновение подлинного единения: то, что казалось двумя отдельными вещами, превратилось в нечто третье, включившее в себя обе предыдущие вещи и превзошедшее их.

Потому Тора и была дана в третьем месяце. Ведь отказываясь от своего собственного сущно-стного бытия, мы еще не становимся единым целым с Б-гом.

Настоящее единство приходит только посредством (изучения) Торы, когда человек и воля Б-га сливаются (Тания, ч. I, гл. 5). Два становятся одним, единым целым.

Вот почему Моше получил Тору на Синае. Мудрецы говорят, что Синай был избран, поско-льку был самой низкой (то есть самой скромной) из гор.

Но почему Тора не была дана на равнине или в долине?

Потому, что Синай был слиянием двух противоположностей, высокого и низкого уро-вней, Б-га и человека. И в этом значение Торы..

НИСХОЖДЕНИЕ Б-ГА

На Синае Б-г впервые сошел в (низший) мир. Он и до этого открывался некоторым людям, особенно праотцам. Но это были чисто духовные события, не затронувшие основу материального мира.

Когда «Б-г сошел на гору Синай», эффект ощущался внутри мира. Слово Б-га сошло на землю.

Только после этого могла начаться работа по очищению, освящению и возвышению мира на духовную высоту.

Задачей еврейского народа было превратить мир в «сосуд», внемлющий Б-гу. Возмож-ность этого достижения была создана на Синае, в действительности все стало происходить позднее.

Так же, как спуск Б-га в мир начался с Авраама и максимально был осуществлен при Моше, так и восхождение мира к Б-гу нача¬лось после дарования Торы и достигло своей ку-льминации при Давиде и Соломоне, его сыне, который, построив Храм, поднял еврейский народ на новую вершину на его пути к Всевышнему.

ВОСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

С Давидом связаны два нововведения: он стал первым царем, правившим всем народом Израиля (в отличие от Шаула, власти которого, согласно Мидрашу [Бемидбар Раба, гл. 4], не подчинялось колено Иегуды); и его династия будет царствовать вечно: «никогда царский сан не будет отобран у потомст¬ва Давида» (Рамбам, Законы Мелахим, 1: 7).

Во-вторых, несмотря на то что Храм был построен царем Соломоном, он был спроектирован и подготовлен Давидом (I Диврей а-Йомим, 29:2 и далее) и даже назван в честь него (Танхума, Насо, 13; Раши: Бемидбар, 7:1; Шаббат, 30а).

И царский сан, и Храм — признаки достижений Давида: возвышение мира и восхождение человека.

Царская власть Давида свидетельствует о новом явлении: добровольном, внутреннем согласии народа полностью подчиниться высшей власти.

Сиван – праздник Шавуот

Сиван – это вавилонское название месяца, который в Торе назван просто «третьим», ибо он третий по счету (с начала года) после Нисана.

Ему соответствует созвездие Близнецовнамек на Моше и Агарона, которые были равны друг другу по значению и которым была дарована Тора именно в этом месяце.

Новомесячье Сивана всегда продолжается один день, поскольку предшествующий Сивану месяц Ияр является неполным. Однако сам Сиван всегда является полным месяцем и продолжается 30 дней.

В Торе сказано: «В третий месяц по выходе сынов Израиля из земли Еипетской, в самый день, пришли они в пустыню Синайскую» (Шмот, 19,1).

Наши мудрецы объясняют, что слова «в самый день» означают: «в Рош Ходеш». Именно 1-го Сивана евреи разбили лагерь в Синайской пустыне, уже готовые получить Тору.

В Торе сказано: «И расположились станом в пустыне; и расположился там Израиль против горы» (Шмот, 19,2).

Здесь сказано «расположился», а не «расположились» (как ранее), чтобы подчеркнуть, что в этот момент весь еврейский народ был един и мыслил и чувствовал как один человек. Ведь во время всех остальных стоянок евреи возмущались по различным поводам и спорили между собой – именно так учит Раши.

Существуют споры, которые ведутся во имя истины и святой цели, и при посредстве таких споров можно достичь любой духовной высотыоднако таким образом невозможно получить Тору.

Израиль удостоился получить ее только после того, как объединился, проникся весь, до последнего человека, любовью, братскими чувствами, научился жить в мире и приязни.

Снова три

Тора сравнивается с браком, основанным на мире и любви.

Гагалили, беседуя с равом Хисдой, комментировал слова Торы«В третий месяц по выходе сынов Израиля из Египта» – таким образом: «Благословен Всевышний, который дал «тройную Тору» (т.е. Пятикнижие, Книги пророков и Писания) «тройному народу» (состоящему из когенов, левитов и исраэля, т.е. остальных евреев) при посредстве «третьего» (Моше был третьим ребенком у своей матери) в третий день (ограничения и очищения, как сказано в Торе: «И будьте готовы к третьему дню [дню Дарования Торы]» – Шмот, 19,11) третьего месяца» (Шабат, 88а).

Во Второй Книге Хроник сказано: «И собрал (царь Иудеи Аса) всю Иудею и Биньямин и живущих с ними (переселенцев) от Эфраима и Менаше и Шимона… И они собрались в Иерусалиме в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы, и вступили в Завет, чтобы взыскать Г-спода, Б-га отцов своих, от всего сердца и от всей души своей» (Диврей га-ямим II, 15,9).

Здесь также сказано просто «в третий месяц» без указания дня, стало быть, Писание имеет в виду, что это событие произошло в Рош Ходеш. Этот день изначально предназначен для установления мира и упрочения единства, для заключения союза, для вступления в Завет мира, основанный на любовном союзе между Всевышним и Израилем.

Предназначение

Особая глава Торы была дана Израилю за пять дней до получения всей Торы на горе Синай. Она объясняет основополагающий принцип: Тора – это не только набор запретов и заповедей, высказываний и воспоминаний.

Принятие Торыэто принятие особого предназначения, столь важного, что от него зависит самое существование мироздания, начало служения, которое уже никогда не может быть прекращено.

Когда Всевышний завершил Сотворение мира, Он поставил Своему Творению условие: оно сможет существовать только если человек пойдет по пути, указанному ему Творцом. В противном случае мир прекратит свое существование и обратится в хаос.

Это условие – Завет, данный Творцом Своему Творению. Десять первых поколений людей нарушили это условие, и первоначальный мир погиб во времена Ноаха (от потопа).

Всевышний сжалился над Своим Творением и сохранил небольшую его часть. Всевышний возобновил Свой первоначальный Завет с Ноахом. Шестнадцать поколений после Ноаха шаг за шагом отдалялись от пути, предписанного Всевышним. Мир забывал о Творце, и только единицы помнили о Завете и чтили его. Этого было недостаточно для того, чтобы гарантировать существование мира. Таких людей было мало, но их присутствие в мире практически не ощущалось. Подавляющее большинство людей бунтовали против Всевышнего, предавали Его и отрицали Завет, данный Им мирозданию.

Человек создан для того, чтобы быть человеком, а не божеством – но люди превращали его в божество.

Он создан, чтобы быть свободным, а не рабом – но люди доводили его не только до рабского, но и до животного состояния.

В итоге все люди, вплоть до первенца рабыни, вращавшей мельничные жернова, стали божествами, господами, угнетателями для всех, кто слабее их; в то же время они теряли свою человеческую природу, становясь рабами, вьючной скотиной для всех, кто сильнее их.

Природа человека такова, что заключенный в нем дух поднимает его к Небесам, а веления плоти ввергают его в бездну. Люди извратили свою природу, подавили свое человеческое достоинство, унизили человеческий дух, а все злое, гнусное и безобразное подняли и вознесли. И, самое главное, люди вовсе не знали Всевышнего, который возвышается над всем миром и милостив к нему.

Потомки Хама господствовали над народами, и нечистые египтяне правили над всем миром – от края до края.

Что же стало с Заветом, залогом существования мира? Разве может мир существовать без него?

И действительно, даже камни, из которых сложены стены, даже деревья и травы подняли голос и кричали: «Наступает конец мира, все рушится!» Из глубины Вселенной раздался голос Всевышнего, предупреждавший людей: не извращайте собственную основу, не извращайте окружающий мир! Однако никто не прислушивался к этому голосу.

Люди полагали, что не может быть иного голоса, кроме их собственного, что над ними никого нет, что они – единственный источник могущества.

«И вы, дети Мои, потомки Моего любимца – достанет ли у вас сил, чтобы вернуть человеку образ, по которому он был создан, а миру – его Царя? Наполнить мир Его милостью, милостью Царя, желающего Своему творению добра, а не гибели? Готовы ли вы – как представители всех семейств и народов земли – принять бремя Завета, связывающего Меня со всем Моим миром, и хранить его? Склоните ли вы слух свой с тем, чтобы слушать Мой голос, повторяемый всем, что Я сотворил, пожалеете ли самих себя и все мироздание – чтобы не был уничтожен мир, который Я сотворил?

Если вы готовы принять это предназначение, Я умножу ваши силы, преумножу ваши мудрость и познания, чтобы вы ясно понимали, что вам предстоит, и преуспели во всех ваших начинаниях, Я дам вам Свою Тору, которая суть – ваша мудрость, в которой – ваша сила. Скажите все это дому Яакова, расскажите это сынам Израиля!»

Вы видели…

В Торе (Шмот, 19,4) сказано: «Вы видели, что сделал Я с египтянами» – унизил сильных, ибо они – низкие люди, бесконечно далекие от Всевышнего.

«Вас же Я поднял» – вас, униженных, Я возвысил – «на орлиных крыльях» – ибо не собственной силой возвысится человек, но одной лишь близостью к Всевышнему, – «и принес вас к Себе». Разве можно подняться выше?

Не для того, чтобы вы просто наслаждались зрелищем Моего величия, но для того, чтобы исправить мир, превратив его в царство правды и милосердия. Для того, чтобы вы преисполнились жалости к Моему миру, увидели его страдания и вернули его к Источнику его жизни.

«Если вы будете слушаться голоса Моего» – который наполняет весь мир, – «и соблюдать Завет Мой» – заключенный Мной со всеми Моими творениями, дабы они не нарушали его; Даже если вы не сумеете привести ко Мне сразу все создания, как Я привел вас, – «И будете для Меня»вы вместо всех остальных«драгоценным уделом из всех народов», – и Я буду радоваться вам, и ради вас помилую весь остальной мир. «Ибо Мне принадлежит вся земля» и Я не хочу ее гибели.

«А вы» – но не египтяне, тиранившие весь мир, – «будете у Меня царством священников»не народом господ, жиреющим за счет своих рабов, не униженным народом, вынужденным служить другому, более сильному народу, но народом, все сыновья которого – цари и вельможи, достойные владеть всем миром.

«И святым народом»не ангелами и сарафами, не имеющими тела и телесных потребностей, а «народом» – людьми со всеми человеческими свойствами и потребностями.

«Царством священников» –в еврейском народе будут представлены обе эти стороны власти – и государственная, царская власть, и власть священников. Они не могут существовать друг без друга.

 «и святым народом» подчеркивают двойственность человеческой природы: Израиль остается народом в полном смысле этого слова, даже обретая святость.

«И пришел Моше, и созвал старейшин народа, и изложил им все эти слова, которые заповедал ему Г-сподь». Моше объяснил им смысл Торы как учитель и не отступающий от них, пока не убедится, что они полностью овладели материалом и с легкостью понимают даже сложнейшие вопросы.

Поэтому Моше не пересказал, а именно «изложил» им «все эти слова», ибо в них заключаются вся Тора и вся мудрость мира. Изложил и объяснил всем им, мудрым и незначительным, сообразно со степенью их мудрости, мужчинам на понятном им языке, женщинамтак, чтобы поняли их сердца.

«Все, что говорил Г-сподь, исполним». Евреи говорили о принятии заповедей, данных им на этом этапе, то есть о принятии своей миссии, своего предназначения, своей ответственности за весь мир. Однако в этот момент они еще не приняли на себя бремя заповедей Торы. Это произошло позже, когда евреи произнесли слова «Выполним и услышим».

Седьмой, он же шестой…

Моше по собственной инициативе добавил дополнительный (к установленным Всевышним) день отделения и освящения перед Дарованием Торы. Поэтому день Дарования Торы был перенесен на 7-е Сивана вместе установленного Всевышним дня 6-го Сивана. Ведь вначале Всевышний сказал: «Ибо на третий (а не на четвертый) день сойдет Г-сподь пред глазами всего народа на гору Синай». Это обстоятельство заслуживает особого обсуждения.

Счет пятидесяти дней омера соответствует пятидесяти дням, отсчитанным еврейским народом в ожидании получения Торы от второго дня праздника Песах вплоть до дня, когда они услышали голос Всевышнего и стали свидетелями Его Славы.

После того, как Моше добавил к этому периоду еще один день, оказалось, что он состоит из пятидесяти одного дня, так что срок нашего нынешнего счета не соответствует первоначальному замыслу.

Удивительным является само то обстоятельство, что Моше по собственной инициативе, без указания Всевышнего, добавил день к установленному сроку.

Вот как все это объясняется.

В самом начале своей миссии Моше передал еврейскому народу следующие слова Всевышнего (сообщенные ему Всевышним из горящего куста): «Вы будете служить Б-гу на этой горе» (Шмот, 3,12).

Выражение «вы будете служить» было передано на иврите одним словом תעבדון (таавдун), в конце которого стоит «лишняя» буква нун, численное значение которой – 50.

Это значит: служение начнется по истечении пятидесяти полных дней, счет которых откроется на следующий день после начала праздника Песах. Этот счет был начат с зарей 16-го Нисана, дня принесения омера во всех поколениях. Отсчитать необходимо было 50 «полных дней», каждый из которых состоит из дня и ночи.

Праздник Шавуот связан не с календарной датой (таким-то днем месяца), а с окончанием отсчета пятидесяти дней.

Названия праздника

Этот праздник имеет четыре названия.

Первое: «Праздник жатвы», как сказано в Торе: «И праздник жатвы первых плодов труда твоего, того, что засеял ты в поле…» (Шмот, 23,16).

Второе: «Праздник Шавуот», как сказано в Торе: «И праздник Шавуот совершай у себя при созревании жатвы пшеницы» (Шмот, 34,22), а также: «И совершай праздник Шавуот Г-споду, Б-гу твоему» (Дварим, 16,10).

Третье название: «День бикурим – первых плодов», как сказано в Торе: «А в день первых плодов, когда приносите новое хлебное приношение…» (Бемидбар, 28,26).

Четвертое название – Ацерет («Собрание»). Это название не упоминается в Танахе. Оно было введено еврейскими мудрецами, и они часто им пользовались.

«Праздник  жатвы» этот праздник приходится на время жатвы пшеницы. Пшеница вызревает позже всех других злаков, и с уборкой ее завершается жатва года. Этот праздник отмечается принесением нового хлебного приношения в Храме Всевышнего.

«Праздником Шавуот» (то есть «недель» или «семерок») он назван потому, что перед его наступлением мы отсчитываем семь недель, а на пятидесятый день празднуем Дарование Всевышним Торы еврейскому народу.

«Днем первых плодов» он назван потому, что в этот день мы приносим в Храм новые приношения, прежде всего – два «хлеба вознесения», после чего получаем разрешение приносить и другие хлебные жертвы из зерна нового урожая.

В этот день начинается «сезон первых плодов», когда каждый еврей берет определенное количество рожденных землей плодов (из числа видов, которыми прославлена Эрец Исраэль), кладет эти плоды в корзину и приносит в Храм Всевышнего. Там коген принимает корзину из его рук и кладет на храмовый жертвенник.

Ацеретом («Собранием») он назван мудрецами потому, что он является как бы восьмым днем, завершающим семь дней праздника Песах, и тесно связан с ними. Он продолжает их и является их окончанием. Дни счета омера, что между Песахом и Шавуот, не разделяют праздники (а соединяют их). Таким образом, получается, что Шавуот играет ту же роль для праздника Песах, что Шмини Ацерет для праздника Сукот. Поэтому Шавуот и получил то же название – Ацерет, Ацерет Песаха.

Знайте, что Тора упоминает праздник Шавуот пять раз.

Четыре входят в главы Мишпатим, Тиса, Пинхас и Р’э;

Пятое – в главу Эмор книги Ваикра. Именно в главе Эмор, где рассказывается обо всех законах и заповедях праздника, он не назван ни одним из имен, которые дала Тора празднику в четырех других местах, где он упоминается лишь попутно. Рассказ о Шавуоте в главе Эмор является как бы естественной частью и продолжением рассказа о Песахе и тесно связан с ним. Почему? Потому, что именно в этом заключается истинный смысл праздника Шавуот – завершать Песах, быть его Ацеретом.

Цветы и травы в Шавуот

В память о том, что Тора была дарована нам на покрытой зеленью горе, мы стараемся, чтобы в Шавуот нас окружали деревья, цветы и другие пахучие растения – они делают праздник более радостным.

Моше родился 7-го Адара. Тора рассказывает, что мать скрывала его в течение трех месяцев, вплоть до 6-го Сивана, когда она вынуждена была оставить его в тростнике у берега реки. В память о чуде, происшедшем с Моше, мы расстилаем на полу в Шавуот стебли тростника и другие травы.

Вкус молока и меда

Существует мнение, что Тора сравнивается с медом и молоком потому, что это сравнение как бы указывает на то, что всякий, кто занимается Торой, очищается от своей нечистоты.

Пчела, которая сама по себе – нечистое и некашерное насекомое, производит кашерный мед.

Молоко, первоисточник которого – кровь, которую запрещено употреблять в пищу, в процессе своего развития становится кошерным. Поэтому наши мудрецы и сказали: «Замесим кровь – и получим молоко».

Еврейские дети – в ответе за Тору

В Книге Псалмов сказано: «Из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу» (Тегилим, 8,3). А в Книге Притч сказано: «Сын мой, если ты поручился за ближнего твоего…» (Мишлей, 6,1). Оба эти изречения относятся к евреям, которые в час Дарования Торы стали поручителями друг для друга.

Когда Всевышний решил даровать Тору Израилю, Он сказал ему: «Дайте мне поручителей, которые гарантируют, что вы будете исполнять законы Торы».

Израиль ответил: «Наши праотцы поручатся за нас».

Вс-вышний сказал: «Об их поручительстве не может быть и речи – ведь они и так в долгу передо Мной». «Вы предлагаете Мне в качестве поручителя праотцов, однако они в немалом долгу передо Мной. Представьте Мне поручителей, которые ничего Мне не должны».

Израиль спросил: «Но кто может сказать про себя, что он ничего Тебе не должен?»

Вс-вышний ответил: «Маленькие дети».

Тотчас же были приведены грудные дети и даже дети, еще находящиеся в утробе матери. Все они видели Всевышнего и говорили с Ним.

Всевышний сказал им: «Готовы ли вы поручиться за своих отцов – что если Я дам им Тору, они будут исполнять ее законы? Ведь если не будут – Я взыщу за это с вас».

Они ответили: «Мы готовы».

Тогда Он сказал им: «Я – Г-сподь, Б-г ваш».

Они ответили: «Это так».

Он продолжил: «Да не будет у вас других богов».

Они ответили: «Не будет».

Всевышний сообщил им и все остальные заповеди, и они дали соответствующие ответы: где следует, положительные, где следует, отрицательные.

Тогда Всевышний сказал детям: «Из уст ваших Я дарую Тору, как сказано: «Из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу».

Слово «сила» – עוז, оз – всегда подразумевает Тору, как (например) сказано в Псалмах: «Г-сподь даст силу ( עוז) народу своему» (Тегилим, 29,11).

Поэтому если (не про нас будет сказано) Израиль откажется от Торы, за это будут наказаны дети, как сказано у пророка Гошеа: «Уничтожен народ Мой из-за незнания… Забуду и Я сыновей твоих» (Гошеа, 4,6).

Что значит: «Забуду и Я?» Всевышний как бы сказал: «В таком случае и Я забуду, что ваши дети благословляли Меня».

Почему Тора была дана в пустыне

В Торе сказано: «И расположились (сыны Израиля) станом в пустыне» (Шмот, 19,2). Это произошло непосредственно перед Дарованием Торы.

Дарование Торы, произошло в пустыне, в месте, не имеющем хозяина. Если бы Всевышний даровал ее в Эрец Исраэль, народы мира могли бы заявить, что у них нет и не может быть доли в Торе.

Всевышний даровал Тору в пустыне, которая не принадлежит никомучтобы каждый, кто захочет, пришел и получил ее.

Еще одно объяснение: чтобы Израиль не мог отказаться допустить к Торе другие народы.

И еще одно: чтобы не возбудить соперничество между коленами, составлявшими еврейский народ.

Но почему она была дарована именно в пустыне? Потому, что в пустыне людям недо-ступны все виды роскоши и излишеств, а Тора по-настоящему открыта только тем, кто отказывается от них.

Сделаем и будем послушны

Рав Симай учил:

«Когда евреи произнесли «Сделаем и будем послушны» (сначала «сделаем», а лишь затем «будем послушны»), раздался голос с Небес, произнесший: «Кто открыл моим сыновьям тайну, принадлежащую ангелам служения?»

Ведь в Псалмах сказано: «Благословите Г-спода, ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его!» (Тегилим, 103, 20)».

Здесь также исполнение предшествует повиновению (и в оригинале используются те же слова, что и в тексте Торы), однако это относится не к людям, а к ангелам!

В ту секунду, когда евреи произнесли сначала «сделаем», а лишь затем «будем послушны», с Небес спустились 600 тысяч ангелов (в соответствии с числом евреев) и надели на голову каждого еврея две короныпервая корона соответствовала обещанию «сделаем», а вторая – обещанию «будем послушны».

После того, как евреи согрешили (в истории с золотым тельцом), с Небес спустились миллион двести тысяч ангелов и отняли у Израиля эти короны.

В Торе сказано: «И стали у подошвы горы» (Шмот, 19,17). Рабби Авдими бар Хама сказал: «Из этих слов мы учим, что Всевышний занес над головой у евреев гору как крышку от котла и сказал им: «Если вы примете Тору, Я помилую вас, если нет – все вы погибнете здесь».

Естественно спросить: как могло это произойти уже после того, как евреи сказали «Сделаем и будем послушны»? Ведь произнеся эти слова, они уже не могли взять их обратно.

«Первая из заповедей гласит: Я – Г-сподь Б-г твой.

Естественно спросить, почему Тора не начинается с изложения Десяти заповедей?

В ответ приводят такую притчу. Некий человек пришел в некое государство и сказал тамошним жителям: «Отныне я буду вами править». Те ответили: «Что ты успел сделать для нас, ты, который намерен нами править?»

Как поступил этот человек? Он построил стену вдоль границ государства, провел в его города воду, защитил его в войне.

Когда после этого он вновь сказал: «Отныне я буду вами править», жители с энтузиазмом согласились.

Так Всевышний вначале вывел Израиль из Египта, рассек для него море, послал ему ман, перепелов и колодец Мирьям, даровал ему победу в войне с Амалеком и лишь затем сказал: «Я буду править тобой!» И евреи с радостью согласились.

Почему Тора была дарована на горе Синай

Рассказы мудрецов о Десяти заповедях

Вот список всех Десяти заповедей: «Я – Г-сподь, Б-г твой», «Да не будет у тебя других богов», «Не произноси Имени Г-спода, Б-га твоего, попусту», «Помни день субботний», «Чти отца своего и мать свою», «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не отзывайся о ближнем ложным свидетельством», «Не домогайся». Пять первых были записаны на одной скрижали, пять других – на другой. Так учил рабби Ханина бен Гамлиэль.

Заповеди, записаные на разных скрижалях, соответствуют друг другу (и располагаются друг против друга). Заповедь «Не убивай» соответствуют заповеди «Я – Г-сподь», указывая на то, что убийца умаляет образ Всевышнего. «Не прелюбодействуй» соответствует «Да не будет у тебя других богов», ибо прелюбодеяние сродни идолопоклонству. Ведь в Книге Йирмеягу сказано: «И легкомысленным любодейством своим осквернила она землю, и блудодействовала она с камнем и с деревом» (Йирмеягу, 3,9).

«Не кради» непосредственно соответствует заповеди «Не произноси Имени Г-спода, Б-га твоего, попусту», ибо всякому вору в конце концов приходится кляться (в суде).

«Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством» соответствует «Помни день субботний», ибо Всевышний как бы сказал: «Если ты совершишь лжесвидетельство о ближнем своем, Я буду считать, что ты утверждаешь, что Я не сотворил мир за шесть дней и не отдыхал в седьмой день».

«Не домогайся» соответствует «Чти отца твоего и мать твою», ибо тот, кто домогается чужой жены, порождает от нее сына, который почитает того, кто не отец ему, и проклинает собственного отца.

Десять заповедей, данных на горе Синай, включают в себя всю Тору. Все 613 мицвот Торы содержатся в 613 буквах, которыми записаны Десять заповедей. Между заповедями на скрижалях были записаны все детали и подробности законов Торы, как сказано: «Испещрены хризолитами» (Шир га-ширим, 5,14). «Хризолит» – на иврите таршиш (תַּרְשִׁישׁ), слово, являющееся символом моря, поэтому Тора сравнивается с морем: как в море между большими волнами приходят малые волны, так между заповедями были записаны подробности ее законов.

[Десять заповедей действительно содержат 613 букв, если не считать двух последних слов: אשר לרעך (ашер лереэха – «что у ближнего твоего»). Эти два слова, содержащие семь букв, указывают на семь заповедей, данных всем потомкам Ноаха].

Десять заповедей соответствуют десяти утверждениям-императивам, при помощи которых Всевышний сотворил мир.

«Я – Г-сподь, Б-г твой» соответствует императиву «И сказал Б-г: «Да будет свет» (Берешит, 1,3)», как сказано в Писании: «И будет тебе Г-сподь вечным светом» (Йешаягу, 60,19).

«Да не будет у тебя других богов» соответствует императиву «И сказал Б-г: «Да будет свод внутри воды, и да отделит он воду от воды» (Берешит, 1,6)». Всевышний сказал: «Пусть преграда стоит между Мной и служением идолам, которые названы «водой, заключенной в сосуде» (в отличие от живой воды источника, с которой сравнивается Тора): «Меня, источник живой воды, оставили они и высекли себе водоемы, водоемы пробитые, которые не держат воды» (Йирмеягу, 2,13)».

«Не произноси Имени Г-спода попусту» соответствует «И сказал Б-г: «Д соберется вода, которая под небом, и да явится суша» (Берешит, 1,9)». Всевышний сказал: «Воды почтили Меня, собрались по Моему слову и очистили часть мира – а вы оскорбите Меня ложной клятвой Моим Именем?»

«Помни день субботний» соответствует «И сказал Б-г: «Да произрастит земля зелень» (Берешит, 1,11)». Всевышний сказал: «Все то, что ты ешь в субботу, – поставь Мне в счет. Ибо мир был создан для того, чтобы в нем не было греха, чтобы Мои творения жили вечно и ели растительную пищу».

«Чти отца твоего и мать твою» соответствует «И сказал Б-г: «Да будут светила на небосводе» (Берешит, 1,14)». Всевышний сказал: «Я создал для тебя два светила – отца твоего и мать твою. Чти их!»

«Не убивай» соответствует «И сказал Б-г: «Да воскишит вода кишеньем живых существ» (Берешит, 1,20)». Всевышний сказал: «Не уподобляйтесь миру рыб, где большие проглатывают маленьких».

«Не прелюбодействуй» соответствует «И сказал Б-г: «Да произведет земля живые существа по роду их» (Берешит, 1,24)». Всевышний сказал: «Я создал для тебя пару. Каждый должен прилепиться к своей паре – каждое существо в соответствии со своим видом».

«Не укради» соответствует «И сказал Б-г: «Вот, Я дал вам всякую траву семяносную» (Берешит, 1,29)». Всевышний сказал: «Пусть никто из вас не посягает на чужое имущество, но пользуется всеми этими растениями, которые никому не принадлежат».

«Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством» соответствует «И сказал Б-г: «Сотворим человека по образу Нашему» (Берешит, 1,26)». Всевышний сказал: «Я создал ближнего твоего по Моему образу, так же как и ты был создан по Моему образу и подобию. Поэтому не лжесвидетельствуй о ближнем своем».

«Не домогайся» соответствует «И сказал Г-сподь Б-г: «Нехорошо человеку быть одному» (Берешит, 2,18)». Всевышний сказал: «Я создал тебе пару. Каждый человек должен прилепиться к своей паре, и да не станет он домогаться жены ближнего своего».

Я – Г-сподь, Б-г твой. Заповедь гласит: «Я – Г-сподь, Б-г твой». Если тысяча человек посмотрит на поверхность воды, каждый из них увидит на ней свое собственное отражение. Так Всевышний обратился к каждому еврею (в отдельности) и сказал ему: «Я – Г-сподь, Б-г твой» («твой» – а не «ваш»).

Почему все Десять заповедей сформулированы в единственном числе («Помни», «Чти», «Не убивай» и т.д.)?

Потому, что каждый еврей должен сказать себе: «Заповеди даны лично мне, и я обязан их выполнять». Или – иными словами – чтобы ему не пришло в голову сказать: «Достаточно, чтобы их исполняли другие».

 

 

 

admin @ 10:31

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика