Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
ЛАГ БА ОМЕР
Категория: Праздники
Материал с сайта «Маханаим» — http://www.machanaim.org.il

Когда придете в землю, которую Я дам вам
Рав Меир Швайгер

Под редакцией Шулима Бершадского

[1. Законы, по которым еврей должен жить в своей стране]

В предыдущем разделе подробно разъясняются те, новые, законы по которым должен жить еврей в своей стране.

Не пришелец — чужой среди чужих, а хозяин своей земли и жизни, среди своего народа. Эти законы взаимоотношений между людьми в принципе отличаются от волчьих законов чужбины. Среди них и знаменитый императив:

Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего своего как самого себя (именно про эти слова сказал великий законоучитель рабби Акива, что в них заключен основной закон Торы).

Это и закон о «Крае поля»:

А когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего…: бедному и пришельцу оставь это.

Это и заповедь: Не злословь глухого и перед слепым не ставь препятствия; бойся же Бога твоего.

[2. Мораль Торы, а не «естественные законы общежития»]

В этой заповеди, заключено то, что отличает мораль религиозную от морали «естественной«.

Понятно, что глухой не услышит кто хулит его, а слепой не увидит кто поставил препятствие на его пути.

В этой заповеди говорится также о Том, от кого не утаится ничего из происходящего. И именно это является базисом как для этой конкретной заповеди, так и для всех моральных заповедей Торы.

Не естественные законы общежития оказываются основой морали, а мораль Торы определяет новые, по настоящему человеческие, законы общежития.

В дальнейшем, через христианство и ислам, эти законы, преобразившись сами, преобразуют весь строй человеческий отношений на земле, заменив собой (насколько это возможно) «естественные» законы джунглей.

По-видимому и основная линия конфликта между секулярной и религиозной частями современного еврейского народа проходит именно здесь. Конечно, религиозная мораль призвана ограничивать естественные позывы, которые сближают человека с животным, но она же способна перевести его жизнь в другую плоскость, где перед ним открываются другие просторы, другая свобода.

[3. Войдя в Землю Израиля, важно не забыть свое назначение]

Но и Тора и наши учителя понимали, что все это не осуществится автоматически.

Если человек забывает Кто является гарантом этих законов, то и сами законы теряют для него императивное значение. Особенно это может проявиться на своей земле, где еврей начинает ощущать себя полновластным хозяином своей жизни.

Поэтому и вступление евреев (под предводительством Йегошуа) в пределы земли Израиля, после сорока лет пребывания в пустыне, приходится на Песах — праздник, связанный с освобождением от рабства, с напоминанием того, Чьей рукой была дана свобода, и Того, кто сейчас вводит евреев в землю обетованную.

Работа на земле, самостоятельное добывание себе хлеба насущного (напомним, что до входа в землю Израиля, народ питался манном, падающим с неба), переводит народ Израиля на следующую ступень самостоятельного существования.

Именно в этот момент, чрезвычайно важно не оторваться от истинного источника жизни, — увлекшись «добыванием хлеба», не потерять себя, своего назначения.

Поэтому и вступление народа Израиля в свою землю приходится не на будний день, а на праздник Песах.

Поэтому наши праздники и называются шаббатонами. Также как у шаббата (субботы) у них двойная функция.

Прекращение работ в дни шаббатов и праздников

с одной стороны демонстрирует принципиально новый (для тогдашнего мира) тип человеческих отношений: когда хозяин не может уже заставить работника работать на него непрерывно, так как есть дни в которые работа прерывается независимо от воли отдельных людей, но по воле их общего Господина;

с другой стороны, евреи демонстрируют (прекращая работы по обеспечению своего существования) веру и доверие к Создателю.

 [4. Счет Омера — семь «чистых» Шабатов]

За Песахом следует семь недель «Омера», заканчивающиеся праздником Шавуот.

В то время, когда существует Храм, отсчет дней Омера начинается и заканчивается принесением особых «хлебных приношений» (отсюда и название Омер, которое происходит от слова амир, ивр. сноп).

Исторически эти семь недель связывают с промежутком времени отделявшим выход народа Израиля из Египта от дня получения им Торы у горы Синай.

В книге «Зогар» утверждается, что эта цифра — семь, не случайна.

Семь дней сотворения мира, семь дней отделяют шаббат от шаббата, семь «чистых» дней отсчитывает еврейская женщина после прекращения месячных.

Наша традиция полагает, что эта цифра -7, связана с периодом очищения (восстановления духовной чистоты).

Семь «чистых» шаббатов (семь недель) были даны тогда в Синайской пустыне народу Израиля для духовного очищения перед дарованием Торы и семь же «чистых» шабатов (счет Омера) отсчитывают евреи в каждом последующем поколении между Песахом и Шавуот.

Наши мудрецы полагают, что еще ни разу не удалось народу Израиля очиститься в эти особенные дни достаточно для того, чтобы пришло Избавление (даже тогда, в пустыне Синайской; даже тогда, когда они вступили, под предводительством Йегошуа, в землю Израиля). Каждый год,

отсчитывая дни Омера мы верим, что эта новая попытка наконец будет удачной, особенно сейчас, когда мы — народ Израиля, снова здесь на той земле про которую было сказано: «Когда придете в землю, которую Я дам вам».

admin @ 14:47

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика