Мы читаем главу «Бэхукотай» — последнюю главу книги «Ваикра».
ЕСЛИ ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ МОИМ БУДЕТЕ ВЫ ПОСТУПАТЬ, И ЗАПОВЕДИ МОИ СОБЛЮДАТЬ (Ваикра, 26:3)
Как мы уже знаем, в процессе чтения мы все должны представлять внутри себя.
Все происходит только внутри человека. Человек – маленький мир, и мы постепенно должны увидеть, как все, что есть в Торе и вообще во всем мире, происходит внутри нас.
Здесь мы как бы стоим на развилке:
ЕСЛИ ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ МОИМ пойдешь направо, и
ЕСЛИ ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ МОИМ пойдешь налево. То есть если будешь соблюдать – будет хорошо, если нарушишь – будет очень плохо: масса проклятий обрушивается на нас.
Что такое УСТАНОВЛЕНИЯ МОИ? Что это за законы?
Законы простые: «Я создал злое начало, и дал Тору для его исправления, свет Которой возвращает к Источнику» — вот и все.
Это значит, что человек должен использовать высший свет, который называется Тора, для своего исправления.
Что нужно в себе исправить? — Это тоже проясняет свет свыше. Из поколения в поколение мы развиваемся в нашем мире, проходя кругооборот за кругооборотом. Каждое новое поколение является воплощением тех же душ, ведь душа не умирает и не рождается, а только продвигается в своем развитии.
Меняются только тела и мы продвигаемся из поколения в поколение, пока не начинаем замечать, что наша эгоистическая природа нас опустошает.
Мы чувствуем, что наш мир не дает наполнения. Неизвестно, для чего мы живем, и стоит ли вообще жить? Эти ощущения приводят людей к депрессии.
Но вместе с общим разочарованием в человеке проявляется некая искорка, называемая «точкой в сердце», и он вдруг чувствует желание подняться над этим миром. Это желание приводит его к встрече с каббалой: хочет он этого или нет, но так происходит.
Мы продвигаемся из поколения в поколение. Эгоизм постоянно растет и становится все более и более жестоким. Поэтому мы все глубже погружаемся в материальные наслаждения.
Разве это является продвижением, а не регрессом?
Относительно духовного это продвижение.
Если мы все-таки продвигаемся, то зачем нам дается выбор: будешь следовать или не будешь?
Пока еще нет выбора. В том процессе развития, который существовал до сих пор, у людей не было выбора. Эгоистическое желание наслаждаться влечет человека к наслаждениям. Человек делает расчет, где может его получить, и туда устремляется – в этом у него нет выбора.
Внутренняя природа в виде генов и гормонов ведет нас!, и мы выполняем ее приказы, не раздумывая, почему и зачем.
Мы не знаем, откуда к нам приходят мысли и вспыхивают желания. Мы только их реализуем. Поэтому у человека в этом мире нет ни выбора, ни суда – он живет и умирает в разряде животного уровня.
Но если нети выбора, то почему здесь сказано: «ЕСЛИ ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ МОИМ БУДЕТЕ ВЫ ПОСТУПАТЬ»?
Это не относится к тому человеку, о котором мы только что говорили. Только перед тем, кто разочаровался в этом мире, чувствует тягу к духовному и приходит к каббале, раскрываются два пути.
Он может продолжать идти как прежде, закрыв глаза, в полном разочаровании, с успокоительными таблетками и наркотиками. Тогда зло накапливается и все-таки вытаскивает его в одном из очередных кругооборотов, чтобы перевести на путь Торы, ведь продвижение происходит только под воздействием света.
Дело в том, что в нас есть 613 неисправных эгоистических желаний, которые исправляются только под воздействием Торы, состоящей из 613 светов.
Это называется, что мы идем путем исправления, возвращения к Источнику, добру: возвращаем свое желание к свойству отдачи.
Допустим, человек хочети исправиться, вернуться к Источнику, наполниться светом.
Тогда он должен заняться каббалой и привлечь свет, возвращающий к Источнику.
Вознаграждением за это будет дождь:
ДАМ Я ВАМ ДОЖДИ ВОВРЕМЯ, И ЗЕМЛЯ ДАСТ УРОЖАЙ СВОЙ, И ДЕРЕВЬЯ ПОЛЕВЫЕ ДАДУТ ПЛОД СВОЙ. (26:4)
Как это понять?
Если мои желания получат «дождь свыше» – так называется свет хасадим, свет милосердия, — приобретут намерение ради отдачи и будут работать вместе с духовными силами, то во мне сформируется свойство Творца.
Благодаря подобию я смогу приблизиться к Нему и слиться с Ним.
Понятие «дождь» (гэшэм) связано с понятием «материальный» (гашми)?
В материальном мире все тоже будет упорядочено, ведь воздействующие на нас силы управляют и остальными уровнями этого мира: неживым, растительным и животным. У человека не будет недостатка и проблем ни в какой области.
Все материальные потребности будут во время удовлетворены. Но не для этого человек работает. В конечном счете, он чувствует, насколько ему важно исправить свою душу и подняться на уровень вечного и совершенного существования.
Известно выражение мудрецов: «Не используй Творца для получения вознаграждения».
А здесь вроде бы говорится именно о вознаграждении!
Что можно сказать о вознаграждении и наказании?
Неужели Творцу — совершенному и возвышенному – нужно нас наказывать?
Если бы я был сильным и могущественным, неужели позволил бы себе обижать маленького и слабого?
Он должен меня бояться, чтобы выполнять мои указания и работать ради вознаграждения?
Не лучше ли работать, исходя из любви и собственного желания? А здесь вроде бы создается совсем другое впечатление.
Прямо как меню: сделаешь так – получишь одно, сделаешь по-другому – получишь другое.
Вроде бы не подобает Творцу, высшей силе так относиться к людям! Разве ради этих требований они были созданы?!
Разумеется, нет. Именно все эти указания должны привести нас к тому, что мы будем работать не ради получения вознаграждения, а выше него.
Человек достигнет свойства отдачи и будет ценить его превыше всего – настолько, что само по себе пребывание в отдаче будет для него вознаграждением.
Работа по уподоблению, поиск и возвышение в этом процессе есть вознаграждение.
А что означают проклятья?
Проклятья человек сам на себя вызывает своими эгоистическими желаниями. Если он их не исправляет, то они действуют против него, делая его жизнь нестерпимой.
Творец говорит так: если ты вовремя слой за слоем не исправляешь свою эгоистическую природу, то зло накапливается и работает против тебя.
Все наши неисправленные свойства – это и есть проклятья.
ПОШЛЮ НА ВАС УЖАС, ЧАХОТКУ И ГОРЯЧКУ (26:16) Почему проклятья конкретно расшифровываются?
П.ч. они относятся к разным уровням желаний: неживому, растительному, животному и человеческому — согласно высоте, а также образу воздействия. 613 желаний – это не мало. Поэтому есть войны, международные, личные и семейные проблемы, болезни и т.д.
Интересно, что благословения занимают 3-4 предложения, а проклятьям нет конца. Почему нас всегда притягивает зло?
Потому что через зло мы можем лучше выразить явления, существующие в добре. Возьмем, к примеру, музыку.
Серьезная музыка в большинстве своем минорная: различные переживания и поиски выхода из них.
А мажорная музыка веселая, но в ней нет такого богатства эмоций, как в грусти.
А почему?
Сказано, что «преимущество света – из тьмы», грусти, поиска, опустошенности. Когда человек все это превращает в добро, а затем соединяет добро и зло вместе, то получает лучшее выражение добра. Но все вырастает из зла.
Значитли это, что тьма и зло глубже и больше добра?
Относительно нас – да, ведь изначально мы все постигаем из тьмы, как сказано: «И был вечер, и было утро». (Берешит, 1:5)
Далее: И БУДЕТЕ ЕСТЬ ПЛОТЬ СЫНОВЕЙ ВАШИХ, И ПЛОТЬ ДОЧЕРЕЙ ВАШИХ БУДЕТЕ ЕСТЬ (26:29). Неужели будет такой большой голод? Это пророчество?
Это не пророчество, но вполне может произойти в человечестве. Человек настолько эгоистичен, что может полностью утратить чувство близости относительно других.
В период разрушения Храма уже были такие случаи. Но что это означает во внутреннем смысле?
Во внутреннем смысле это означает, что наши будущие состояния, которые называются «сыновьями» и «дочерьми», приносят тебе вред. Ты «ешь» их, а не продвигаешься, т.е. двигаешься назад.
«сыновья» (баним) – это новые понимания (аванот). И если мы их поглощаем, то никуда не продвигаемся?
Более того, те силы, с которыми мы должны были продвигаться, нас закупоривают.
Есть еще один странный мотив, повторяющийся здесь несколько раз: И НЕ ВОЗГНУШАЕТСЯ ДУША МОЯ ВАМИ (26:11)
Общий закон мироздания – закон равенства свойств. Творец создал нас на своем уровне как «сущее из ничего». Затем мы спустились до нашего мира, где полностью Ему противоположны.
А сейчас с помощью пробуждения, которое постоянно от Него получаем в виде ударов или тяги вперед, должны постепенно с ним сравняться.
Поэтому Он говорит: И УСТАНОВЛЮ ОБИТАЛИЩЕ МОЕ СРЕДИ ВАС (26:11)
Это маленькое желание, которое влечет нас к Нему, мы должны развить и расширить с помощью каббалы, которая подробно объясняет, как это делать.
В противном случае получается наоборот: желания, которые мы вовремя не исправляем, чтобы подниматься по ступеням возвращения к Нему, причиняют нам вред. В этом состоит проклятье.
Поэтому несколько раз повторяются слова: ЕСЛИ ЖЕ ПОЙДЕТЕ ВЫ НАПЕРЕКОР МНЕ И НЕ ЗАХОТИТЕ СЛУШАТЬ МЕНЯ, ТО ПОРАЖУ Я ВАС ВСЕМЕРО ПРОТИВ ГРЕХОВ ВАШИХ. (26:21)
Слово «наперекор» здесь самое главное.
Если мы действуем против тех решимот, которые должны реализовать, чтобы подняться на более высокий уровень, то будто опускаем эти духовные капли в эгоистическое желание.
Мы спустились из мира Бесконечности в этот мир, и этот спуск оставил в нас записи – нечто вроде киноленты со всеми картинами предыдущих состояний.
Теперь мы должны из нашего мира самостоятельно реализовать каждый кадр, желая быть в нем. Так мы возвращаемся в мир Бесконечности, где слиты с Творцом.
Допустим, сейчас мы находимся в одной из сцен этого фильма. От следующего кадра во мне есть решимо – информация о нем, духовный ген, влекущий меня подняться на следующую ступень. Чтобы его реализовать, я должен притянуть к нему свет с более высокой ступени.
Если свет подействует на это решимо, то я вместо ощущения этой сцены почувствую себя на более высоком уровне. То есть свет оживит новую ступень.
Но если вместо этого я бросаю информацию о следующем состоянии, каплю духовного семени, из которой должен родиться на следующей ступени, «на землю», т.е. умерщвляю ее, то, тем самым, презираю творение и его цель.
Тогда весь существующий во мне потенциал к росту обращается против меня. Вместо того чтобы использовать данные мне свойства и силы для продвижения вперед, я делаю наперекор: как бы тяну следующую ступень вниз.
Поэтому сказано: ПОРАЖУ Я ВАС ВСЕМЕРО. Число 7 указывает на полную ступень.
Значит, если я могу использовать некое явление положительно, но не делаю этого, то превращаю его себе во зло.
Более того, оно становится в семь раз для меня хуже!
В том-то и проклятье: человек сам для себя делает зло. Не кто-то и не Творец нам его посылает!
Выходит,что действуя «наперекор» — это превращение благословения в проклятье, которую человек сам порождае.
Но проклятья неожиданно заканчиваются оптимистично: КОГДА БУДУТ ОНИ В СТРАНЕ ВРАГОВ СВОИХ, НЕ СТАНУТ ОНИ МНЕ ОТВРАТИТЕЛЬНЫ, И НЕ ВОЗГНУШАЮСЬ ИМИ (26, 44). И ВСПОМНЮ Я ДЛЯ НИХ СОЮЗ С ПРЕДКАМИ (26, 45)
Иными словами, у Творца есть цель и программа. Человек может уйти в ту или другую сторону – безусловно, подвергнется ударам. Но, в конечном счете, у него не будет выхода.
После проклятий и ударов, которые человек на себя вызывает, ему создадутся такие условия, что он выйдет на прямую дорогу. Ведь он создан из чувствующей материи, и на него очень легко воздействовать: или за счет сладости, привлекающей спереди, или за счет уколов, подгоняющих сзади. Поэтому он обязательно продвинется.
Инаш выбор состоит в том, чтобы продвигаться самому добрым путем.
Продвигаться добром или злом — но в любом случае продвигаться!
У нас есть две возможности: продвигаться в назначенное время (бэито), когда нас помимо нашего желания ведут силы природы, не знающие ни компромисса, ни жалости.
Или развиваться с ускорением (ахишена), когда человек сам старается продвигаться быстрее, чем его настигают удары.
В этой главе упоминается понятие изгнания. Что оно означает?
Написано, что «народ Израиля вышел в изгнание лишь для того, чтобы присоединить к себе души народов мира» — души, которые находятся вне духовного и должны найти путь к исправлению за счет присоединения к душам Исраэль.
Предназначение народа Израиля – выйти в изгнание только для того, чтобы выполнить эту функцию.
Изгнание физическое – жить в Польше, Украине, России тысячи лет жить под страхом уничтожения. Так было в Испании, Англии, Германии, Франции. Везде евреев преследовали, сжигали, громили.
Трудно себе представить, что это сделано ради народов мира, а они таким образом к нам относились.
Истинный смысл этого процесса еще раскроется в будущем. Каббала очень подробно объясняет, почему и зачем это происходило. Нам еще предстоит обнаружить потерянные десять колен, а это много людей.
Понятие «десять колен» так же относится к нашим внутренним категориям.
Причем в нашей внутренней части есть намного больше десяти колен – весь мир, все человечество находится внутри человека.
Но я говорю о физическом раскрытии десяти колен. Мы вдруг обнаружим, что в мире есть еще несколько миллиардов человек, которые являются евреями.
Не знаю, хорошо это или плохо, но будем надеяться, что хорошо.
Обратимся к Книге Зоар.
Зоар говорит просто, опираясь на тот же принцип: Творец, творение и связь между ними. Ни о чем другом не говорится.
«Я создал злое начало» — это творение.
«Создал Тору для его исправления» — это средство,
«свет Которой» — сила Торы — «возвращает к Источнику», т.е. поднимает творение на уровень Творца. Ничего другого нет.
Давайте согласно этому разберем отрывок из Зоар, глава «Бэхукотай», п.22:
«У бедного нет ничего своего – только то, что ему дают. Так и у Луны, которая малхут, нет своего света – только то, что дает ей Солнце – Зеир Анпин». Что это значит?
Мы можем понять наше устройство и на примере астрономии. Есть Земной шар, Солнце и Луна.
Мы знаем, что у Луны нет своего света. Она получает его от Солнца. И отражает его.
Луна символизирует желание получать, ведь она только получает.
Земля тоже только получает.
Выходит, что Луна лучше Земли.
Чем?
Пусть не своим светом, но она все-таки светит.
Кроме того, Луна меняется: то она полная, то видна частично. Это связано с тем, что Земля скрывает ее от Солнца. Выходит, что от Земли зависит, насколько Луна будет видна. Согласно этой периодичности мы отсчитываем время: начало месяца, праздники.
На этом основан наш календарь: мы учитываем воздействие Солнца и Луны на Земной шар, т.е. принимаем во внимание и изменение Земли.
В целом это является символом того, что мы получаем свет Луны, а объединение Земли и Луны вместе в конечном итоге должно привести к тому свету, который есть у Солнца. Есть такое понятие, как «Два больших светила».
Мы сейчас говорили о материальном мире. Теперь перейдем к духовному.
Существует особая духовная система, которая называется Зеир Анпин. Она приводит нас в действие и управляет нами, а потому мы относимся к ней, как к Творцу.
Зеир Анпин — это аспект Творца, с которым мы на данный момент соотносимся.
Он нам светит, и мы уподобляем его Солнцу.
А Земля получает от Луны.
Души, находящиеся ниже, пробуждают связь между Землей, Луной и Солнцем, чтобы достичь состояния, когда свет Луны будет как свет Солнца. В этом состоит наше исправление.
Окончательное исправление – сравнять свет Луны со светом Солнца, чтобы он был полным, т.е. без недостатков.
Мы добавляем свое желание получать, Малхут, к желанию отдавать — Бине.
Вместе, желание получать и отдавать придают творению такую же мощь, как у Творца. И тогда мы объединяемся.
Отсюда, Земной шар – это совокупность желаний людей, оказывающих воздействие на Луну: иногда она видна больше, иногда меньше.
Полная Луна, — это значит, что мы не мешаем, т.е. всем своим желанием участвуем в том, что свет Луны будет как свет Солнца.
Это очень интересно, и я надеюсь, что мы продолжим наш разговор через неделю.
Извините, комментирование закрыто