Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Беар — Бехукотай

«Беар»
Три времени
«И в седьмой год суббота суббот (шабатон)»Ва-йикра, 25:4
Три времени (все связанные с числом семь) названы в Торе «шабатон»:
Шабат – «и в седьмой день суббота суббот (шабатон)» (Ва-йикра, 23:3),
Праздники (моадим) – «в седьмой месяц первого числа будет у вас шабатон» (Ва-йикра, 23:24,39)
Шмита – «и в седьмой год суббота суббот (шабатон)»

1.Назначение шабата – прекращение власти инстинктов (нефеш): «Шабат и йинафаш» (Шмот, 31:17), и потому в шабат запрещена мельаха (деятельность), и даже приготовление пищи («охель нефеш» — «еда [поддерживающая] животную душу»).

2.Праздники символизируют выделенность времени и власть над ним: «Выделяющий Из-раэль и времена» говорим мы в благословлении праздника. Оттого разрешается готовить пищу в это время для этого времени!

3.Шмита символизирует Шабат (остановку) мира (пространства). Как сказано «шабат для Всевышнего», потому разрешена в седьмой год всякая деятельность, кроме той, что связана с постоянным местом – землёй. (Раби Цви hирш из Зидичева)
Сопоставление этих действий, или, скорее, бездействий, даёт следующий очевидный резуль-тат:
Шабат – остановка души (сознания),
Праздники – времени (эмоций),
Шмита – остановка пространства (действия). Таким образом, три выделенности во времени – суббота, праздники и седьмой год, — охватывают три измерения человеческого бытия.
Не на продажу
«Не обманывайте друг друга» (Ва-йикра, 25:17)
Раби Менделе из Коцка говорил: «Есть люди, которые настолько поглощены распро-странением истины во всём мире, что забывают оставить что-нибудь из истины самим се-бе. Именно к таким евреям обращается мудрейший из людей: «Истину покупай, а не прода-вай» (Мишлей, 23:23) – приобретай правду для себя, а не держи её у себя на продажу другим!»
«Бехукотай»
Кто почём?
«И будет оценка твоя мужчины от двадцати лет и до шестидесяти лет и будет твоя оценка пятьдесят шекелей в шекелях выделенных. А если женщина она, и будет твоя оценка тридцать шекелей. А от пяти лет и до двадцати лет будет твоя оценка для мужчины два-дцать шекелей, а для женщины десять шекелей. А если от одного месяца и до пяти лет, то будет твоя оценка для мужчины пять шекелей серебра, а для женщины три шекеля серебра. А если с шестидесяти лет и старше если мужчина, то будет его оценкой пятнадцать шеке-лей, а если женщина – десять шекелей» (Ва-йикра, 27:3-8)

Несомненно, эта «табель о рангах» практически заключающая третью книгу Пятикнижия во-пиёт об объяснении. И рав Гирш, автор оного, основывает свой комментарий на значении базис-ных чисел два, три, пять и десять. Ведь то, что на первый взгляд выглядит как техническая оценка, на самом деле является определением человеческих функций – ролей – возрастов.

Начнём с hалахи.
Если еврей принял на себя обет дать в Храм деньги, которые выражают нефеш для симво-лического посвящения души Всевышнему, то сколько денег будет должен он в этом случае дать в Храм?!
Из данного Пятикнижия ответа следуют выводы, чью важность трудно переоценить. Начнём с самого простого из них.
Тора делит человеческую жизнь на четыре основных периода.
От месяца – до пяти лет,
От пяти – до двадцати,
С двадцати – до шестидесяти
С шестидесяти — и до конца жизни.
Самым простым для «толкования» числом будет десять. Оно символизирует полноту, со-вершенство и будучи умножено, например, на число четыре символизирующее место (четы-ре стороны света, все четыре стороны) даёт в результате сорок – полноту места.
Сразу получился ответ на вопрос, отчего беременность длится сорок недель или отче-го скитания евреев по пустыне длились сорок лет – пока не была достигнута полнота (подготови-тельного) места.
Смысл двойки, тройки и пятёрки. Не путая эти числа с оценками советской школы, мож-но определить:
Два – наименьшее из множеств,
Три –это число семьи – он, она и ребёнок.
Рав Гирш делает вывод о значении числа пять как о символе – носителе двух функций об-щественной и семейной.

Теперь получается, что:
число три символизирует задачу женщины в этот мире – дом, семья,
число пять определяет две основные функции мужчины – общественную плюс семей-ную.
Это – начальная или более точно потенциальная оценка девочки и мальчика с моме-нта их появления на свет и до начала периода воспитания.
Второй период жизни (от пяти и до двадцати)
Второй период жизни (от пяти и до двадцати) имеет своей задачей довести до полного развития, через воспитание, усовершенствование функций мужчины и женщины.
Этот период у девушки символизируется самым полным числом – десятью,
У юноши, перед которым стоят две задачи по достижению совершенства, не только в лич-ной, но и в общественной плоскости – дважды десятью!
Числа тридцать и пятьдесят символизируют полноту функции женщины (три на десять) и полноту двух функций мужчины (три плюс два на десять).
Возраст взрослого человека от двадцати – до шестидесяти – это возраст, который характе-ризуется этими числами, это – расцвет и полнота.
Возраст после шестидесяти определяется Торой как старость, как время пожинания пло-дов.
У женщины в это время уже есть внуки, её жизненный цикл успешно завершён, она дос-тигла совершенства в семейной плоскости, и потому оценка результирующая её достижения – де-сять!
На мужчине, кроме функции дедушки (область семьи) лежит ответственность за обще-ство, и потому общая оценка его жизненных достижений – совершенство и… половина совер-шенства! Ведь на пути к Всевышнему все мы – Исраэль, — находимся на середине (она же — половина совершенства).
Таким образом нашли своё рациональное объяснение загадочные оценки Торы, а мы с помощью рава Гирша имеем возможность оценить подход Торы к жизненной функции человека и даже… примерить его к себе!
Хасиды «из раньшего времени»
Один богатый хасид пришёл к раби Моше из Коврина и начал изгалать ему свои трево-ги о будущем собственного бизнеса. В это время ему подали стакан чаю, и он, произнеся бла-гословение «всё стало сущим по Его слову», отпил из стакана и хотел вернуться к теме мо-нолога, но был остановлен словами ребе: «Помнится мне, однажды пришёл ко мне твой отец «мир с ним» поделиться со мной своими бедами, в тот момент мне захотелось пить, и я взял стакан с водой и сказал браху: «всё стало сущим по Его слову», тут же твой отец встал и попрощался. Я спросил у него, отчего он уходит? И он ответил: «Еврей услышавший, что «всё стало сущим по Его слову» нашёл ответ на все вопросы!»»

р.М.Гитик

admin @ 07:43

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика