Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Беар — Бехукотай

Написано в главе «Беар: «И сказал Господь Моше на горе Синай, говоря: Говори сынам Исроэля и скажи им: когда придёте в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню». (Ваикра,25:1-3)
Великий Раши, как бы читая наши мысли, задаёт вопрос: «Какая связь между субботним годом и горой Синай (почему подчеркивается, где была дана заповедь об этом)? Разве все заповеди не были даны на Синае?Однако, понимать следует так: подобно тому, как заповедь о субботнем годе с её общими и частными положениями и деталями изречена на горе Синай, так и все заповеди с их общими и частными положениями и деталями изречены на горе Синай. Так находим в Торат-коаним.
И кажется мне, — продолжает Раши, — что значение таково: потому, что в степях Моава в Мишне—Тора (книга «Дварим«, в главе 34) не находим повторения заповеди о покое земли, мы заключаем, что все её общие и частные положения изречены на горе Синай.
Писание имеет целью учить здесь о всех речениях (заповедях), данных Господом Моше, что все они с Синая, их общие положения и их детали, и они вновь были повторены в степях Моава. Добавляет рав Саадия Гаон, что в Десятиречии Синая содержится намек на все 613 заповедей.
Тогда возникает ещё один вопрос: почему в качестве обобщения выбрана именно заповедь о седьмом годе Земли, а не, скажем, заповедь о шаббате, мезузе или любая другая из 613-и? Об этом спрашивает раби Хаим бен Атар и сам же отвечает: евреи удостоились Эрец Исроэль в заслугу горы Синай (принятия Торы)!
Отсюда, если мы на своём месте ( учим Тору и соблюдаем её заповеди), — тогда народы мира признают и наше право владения Землёй, и нашу избранность. А если начинаем игнорировать Синайское Откровение, то нет нам покоя в Эрец Исроэль от врагов и ненавистников.
И ещё одно объяснение предлагает рабби Хаим, говоря, что мы должны оберегать нашу Святую Родину от претензий со стороны народов мира и не давать им шанс ни жить здесь, ни создавать семьи, ни покупать квартиры, ни работать! До получения Торы на Синае мы мало чем отличались от них, и только в результате «наасе ве нишма» удостоились Эрец Исроэль!
Ещё одна причина, по которой упоминается здесь седьмой год субботнего отдыха земли — вера, как залог исполнения этой заповеди, согласно предписаниям Торы. Говорят мудрецы, что дожди в Эрец Исроэль выпадали в заслугу бесхитростной, искренней веры земледельцев, которым не на кого было надеяться, кроме, как на Хозяина Мира. И это верно и по отношению к заповеди о седьмом годе.
Остановимся ещё на двух заповедях, о которых говорит недельная глава. Помогает нам их понять Мидраш, и он, в свою очередь, ссылается на «Свиток Рут». Одна из них — заповедь выкупа владений обнищавшего брата его близким родственником.(Что и сделал, в назидание нам, Боаз, выкупив поле Нооми, предварительно спросив Това, более близкого родственника, умершего мужа Рут, который от выкупа отказался; а также, женился на Рут).
Другая мицва — обязанность спасать еврея от нищеты: «Если обеднеет твой брат и придёт в упадок, то поддержи его, — пришелец ли он или поселенец и пусть живёт с тобой» (Ваикра 25:35).
Жертвователь милостыни получает от нищего больше, чем даёт ему. Так как дающий тратит лишь то, что получил в этом мире, а взамен получает духовные награды, намного превосходящие то, что отдал.
И вновь мудрецы, в качестве примера, приводят «Свиток Рут»: Боаз обошелся с Рут милосердно, и она вернулась домой с едой для себя и для своей свекрови, Однако, она не сказала Нооми, что именно Боаз сделал ей доброе дело.
Вместо этого сказала: «Имя человеку, которому я сделала сегодня (добро), — Боаз» (Рут,2:19). Она имела в виду упомянутое изречение мудрецов о том, что истинный благодетель — это тот, кто принимает цедаку, а не тот , кто её даёт.
В третий раз мы обратимся к «Свитку Рут» и, в частности, к его главной героине — Рут-моавитянке — прародительнице царя Давида, намёк на которую находим в главе «Бехукотай» в месте, где без комментаторов, его просто не увидеть.
Сообщает нам Писание о десятине скота: «И всё десятое из крупного скота или мелкого, всё, что пройдёт под посохом десятым, будет святыней Господу. Не будет различия делать между хорошим и плохим и заменять его; если же заменит, то останется это животное и его замена, будет свято, не выкупится. (Ваикра,27:32-34).
Раши объясняет, что идёт здесь речь не о том, что животное с увечьем приносят в жертву, а что запрещается его стричь и использовать для работы, а также должно есть его, соблюдая законы о мясе животного, на котором есть кдуша.
Вместо него нужно приносят в жертву замену. И на иврите такая его замена называется — תמורתו (тмурато). В этом слове гаон Хида увидел намёк(содержит буквы двух имён) на перевоплощение душ великих праведниц Тамар и Рут, основавших еврейский царский род.Он написал об этом в книге «Симхат а регель».
Как отмечают мудрецы и та, и другая удостоились царства в заслугу своей неповторимой скромности: Тамар открывала своё лицо только для мужа, а Рут преподала нам урок скромности в поведении на поле Боаза.

Р.Йосеф Скляр

admin @ 07:38

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика