Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Беар. Каббала

И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ НА ГОРЕ СИНАЙ, ТАК: (Ваикра, 25:1)

Какое отношение имеет «седьмой год» (шмита) [1] к горе Синай?

Глава «БеАр» начинается с законов, касающихся седьмого года. Это очень важная вещь.

Дело в том, что внутри души есть такая часть, с которой запрещено работать. Она относится к малхут и касается выплаты маасера. Поскольку эту часть исправить невозможно, мы обязаны передавать ее в такой форме – в виде денег.

Это такие наши желания, с которыми мы самостоятельно справиться не можем. Ведь душа – это набор желаний. Все вместе 613 наших желаний составляют тело души.

Среди этих 613 желаний, есть такие, над которыми мы сами не в состоянии работать, чтобы исправить их на отдачу. Мы не способны в них любить, отдавать ближнему, то есть соответственно относиться к Творцу, к народу.

Эти желания такие большие, такие жесткие, что нам заранее сказано: «Не трогай их. Ты не можешь их исправить. Их исправление в том, что ты их не касаешься».

Какие желания мы можем исправить?

Это можно выяснить только внутри души. Есть такие 32 (ламед бет) особых желания.

И что бы человек ни делал, по крайне мере, осознанно, — ему ничего не поможет.

А символизируют это все те ограничения, о которых говорит Тора. Все они проистекают из запретов касаться тех или иных желаний.

Возьмем к примеру, «обрезание» – брит мила.

Человепку запрещено касаться определенных желаний внутри души, — части из этих 613 желаний, составляющих душу.

Отсеки их, не используйте, и даже на те желания, что у нас останутся, сделай дополнительные исправления:

прия (подворачивание кожи после обрезания) и

атифат дама (выдавливание капли крови), чтобы отдалиться от тех желаний, которые использовать нельзя.

Остальные желания используйте. Во всех остальных желаниях мы можем достичь объединения с Творцом. Поэтому, тот, кто совершает это исправление, называется евреем ехуди – от слова «ихуд»объединение.

И вот почему это исправление называется «брит мила»«союз обрезания»: во всех своих остальных желаниях человек заключаю союз (брит), связь с Творцом.

А если бы человек присоединил те желания, которые, скажем, не отсек, то не смог бы заключить этот союз.

Не совсем понятно. Ведь все-таки, союз («брит») – это нечто, что ты делаешь, а не то, что не делаешь?

Нет, в духовном «брит» (союз) – это когда я анализирую все свои 613 желаний, находящиеся внутри моей души, сортирую их, проверяю Высшим светом и часть из них как бы отсекаюделаю обрезание, брит мила. То есть человек не работает с этими желаниями, п.ч. не может использовать их с намерением ради отдачи.

Я не способен в них любить ближнего, соединиться с Творцом, стать Ему подобным. Но во всех остальных желаниях я это сделать могу.

Значит, делая «обрезание» мы отсекаем у себя несколько желаний, которые, кстати связаны с сексом…

Секс означает соитие (зивуг), связь. Соитие называется связью.

Соитие между мужем и женой?

Между человеком и Творцом.

Это вещи, которыми мы заниматься не можем. Мы не в состоянии на них повлиять, поэтому отсекаем их, говоря: «Это Его работа, а нас это не касается».

Тогдавсе о чем мы говорим: сеяние и жатва, — это в сущности, работы по исправлению души.

Душа тоже как бы рождает урожай, и поэтому мы не должны работать над ней в седьмой год. Но это притом, что в нашем мире выполняется условие святости земли Израиля. Слово «земля» (эрэц) — это однокоренное слово со словом рацон (желание).

«Земля» олицетворяет наше главное желание.

И если мы пребываем в святости, то есть в отдаче, то выполняем все эти законы в своих желаниях.

А этот обычайне обрабатывать землю в седьмой годсуществовал на земле Израиля в прежние времена, еще до разрушения Храма, когда основная масса народа пребывала в святости, в отдаче – до того, как после разрушения Храма, «упала» в беспричинную ненависть.

Так вот, когда мы своими желаниями пребывали в святости, то соответственно и соблюдали «седьмой год» в земледелии.

 

А В СЕДЬМОЙ ГОД СУББОТА ПОКОЯ БУДЕТ ДЛЯ ЗЕМЛИ (Книга Ваикра, 25:4)

Значит, раз в семь лет все крестьяне оставляют поле необработанным.

Выходит, что все те, кто сознательно пытается изменить свой жизненный путь, сейчас должны, в сущности, ничего не делать?

Иными словами, когда мы завершаем исправление шести сфирот: хэсед, гвура, тифэрет, нецах, ход, есод,седьмой сфиры, малхут, нам запрещено касаться. Это подобно соблюдению Субботы (Шабат).

В воскресенье, понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу мы работаем, а в субботу нам запрещено выполнять какие-либо работы.

И действительно, в этой главе есть некая связь с соблюдением законов Субботы.

В ней говорится о заповеди, связанной с пятидесятым годом (Йовель — Юбилей).

Семь раз по семи лет – это сорок девять лет, и, соответственно, в пятидесятом году происходит обновление.

Для тех, кто не знает, — раз в пятьдесят лет аннулируются всевозможные долги, связанные с недвижимостью. Недвижимость возвращают хозяевам.

И опять-таки все это касается внешней стороны нашей жизни, а каббала утверждает, что все это внутри человека.

Если человек рассматривает все это как свои внутренние свойства, то и вести себя он будет увереннее. Когда мы поднимемся в духовное, и все будем пребывать в духовном мире, то духовные законы также низойдут в этот мир. И тогда этот мир и духовный мир будут существовать не как два отдельных мира, а станут единым миром.

Значит, когда мы поднимемся в духовное, все эти законы на самом деле будут здесь выполняться, будет соблюдаться пятидесятый год и с этим нет никакой проблемы.

И на самом деле недвижимость будет возвращена ее истинным хозяевам? То есть я смогу прийти к Гайдамаку [2] и потребовать его дома?

Дело вовсе не в том, что ты к нему придешь. Просто согласно тем законам, которые мы увидим, мы соответственно и будем поступать, п.ч. от этого выиграют все: и те, кто дают, и те, кто получают. Мы поднимемся еще на более высокую ступень единения с Высшей силой. И это будет во благо всем нам.

Ведь это сейчас мы думаем о том, кто получает, кто дает, как возвращают. Но мы увидим, насколько все это для нашего блага: человек за это поднимается еще на ступень, получает еще большее вознаграждение, еще более особенное наполнение Высшим светом.

Итак, в этой главе речь идет и о соблюдении законов «седьмого года», и о законах Субботы, которые нам всем хорошо известны, а также о законе «пятидесятого года». И, кроме того, мы все еще находимся в периоде отсчета Омера (50 дней между Песахом и Шавуотом).

И вот что необходимо понять. Отсчитывая дни Омера, мы каждый день говорим: «Сегодня сфират нецах, в который…»

Что значит «каждый день»? Речь ведь идет о человеке, который может различить в своей душе 49 желаний: 7 умноженное на 7.

«Различить в своей душе 49 желаний « означает:

Он может различить в ней основные желания. В сущности это 613 желаний, но он может их распознать. А в обычной жизни мы не в состоянии различить то или иное желание, распознать свое намерение, мысли. Потому что все это к нам приходит и пробуждается в нас спонтанно.

То есть не всегда человек осознает все свои желания. Я понимаю, что хочу кушать, пить или спать…

Но человек, который начинает открывать свою душу благодаря каббале, — раскрывает ее как некий прибор, посредством которого он осуществляет связь с Творцом. И тогда, с помощью этого «прибора» он устанавливает, что через свои способности, свои свойства, свои силы, свои намерения он может направить себя к Творцу.

 

Я бы сказал, что это подобно сфере, шару. И если человек правильно формирует этот шар, то внутри него раскрываешь духовное. И тогда он определяет, что у него есть 49 желаний: 7 основных, каждое из которых состоит так же из семи. Каждое включает в себя всех.

А что такое эти семь основных желаний?

Речь идет о совершенно абстрактных вещах. В нашем физическом теле нет никаких сфирот и никаких духовных сил. Это просто животное. И нет никакой связи между ним и духовным.

Теперь, в своей душе мы можем различить 7×7 = 49 желаний, и нужно их исправить.

Исправление идет от самого «легкого» желания: хэсед сфиры хэсед – от того уровня отдачи, который наиболее близок тому, что должно быть. Именно это желание мы начинаем исправлять.

И когда же человек его исправляет?Когда постигает свет, который светит в это желание, — свет, возвращающий к источнику. И он исправляет в нем это желание, изменяя его намерение с эгоистического получения — на отдачу. Это то, что человек делает. И это действие называется «исправлением первого дня Омера».

Человек исправляет это светом, и потому это называется первым днем.

А во второй день он исправляет следующую сфиру: гвура сфиры хэсед.

Что означает «гвура сфиры хэсед»?

Следующая сфира – это гвура. Включаясь в сфиру хэсед, она дает нам свойство «гвура сфиры хэсед«. И так происходит это включение сфирот: семь, умноженное на семь…

Но какое отношение это имеет к нашему желанию? Гвура, тифэрет, нецах, ход. Что это за шифры такие? Что такое «нецах»? Что такое «ход»? Как это выражается в моем желании?

Сложно объяснить, что означают эти желания. Ведь все они стремятся получить наслаждение от Высшего света, от своего восхищения Творцом, духовным миром.

Это как спутниковая тарелка, которою пытаемся настроить на свет Творца.

И когда я в этой тарелке улавливаю высший свет, то начинаю его анализировать, видеть и ощущать во всевозможных его проявлениях. Раскрывая его, я начинаю распознавать в себе различные возможности и ощущения.

Так что же: выходит, человек может определить, что мне нужно исправить свою сфиру нецах? Но я ведь не знаю, что такое нецах.

Да, так мы раскрываем формы восприятия духовного мира.

Свет, сам по себе, является абстрактным. Сам свет, Творец, который представляется человеку, — это абстрактная вещь. Мы Его не ощущаем. Он раскрывается только внутри наших желаний.

Так вот, прежде всего раскрываются наши желания, и в них я начинаю ощущать некое явление, которое называется «Творец». На иврите ТворецБорэ.

Почему Он так называется?

Слово «Борэ» включает в себя два слова: «бо» – приди и «рэ» – увидь. Человек придет, когда унего появятся эти желания, — он их почувствует и увидит в них свет, который их наполняет. Все вместе, эти света и будут являться духовным — Творцом.

В ту самую секунду, когда человек хоть чуточку начнет ощущать духовное, он чувствует, насколько оно не связано с его физическим телом. Тело совершенно не реагирует на это, наша плоть не способна…

Но если у человека не будет тела, то ему нечем будет работать.

Правильно, но это то, что существует вне этой системы, вне души. Души человек касаешься только в своей «точке в сердце», которая заложена в нем изначально. Она называется зачатком души.

Пробуждение души происходит, когда человек приходит в отчаяние от этого мира, когда ему становится так тяжело, что даже не хочется жить, они погружаются в наркотики, и т.п. И вот тогда-то из души пробуждается эта точка и влечет человека куда-то вдаль, за пределы его тела.

 

Почему тело человека переживает все отвратительные явления этого мира и даже вообще не желает в нем жить?

Все это нужно для того, чтобы душа вытащила «Я» человека наружу. Чтобы человек начал заботиться о своей душе. Но его физическое тело тут совершенно ни причем. Тело – это животное, это все равно, что осел. Ему не нужно…

 

А что называется «сердцем»?

Средоточие всех желаний человека. Ты веришь в то, что сердце можно заменить?

 

Сердце можно заменить, причем даже на сердце свиньи, — да убережет меня Бог.

Разумеется. Но почему «да убережет меня Бог»?

Если сердце свиньи подходит мне больше, чем, скажем, (не приведи Бог) мое плохо работающее сердце, так пусть мне его заменят. Разве от этого я стану свиньей?

Нет, наша душа останется той же душой, но наше тело опять-таки…

Значит, изменения в теле не влияют на душу.

Но если оно не имеет значения, зачем же о нем заботиться?!

Потому что ты не сможешь развить свою душу без тела! Но здесь нет никакой связи. Ведь когда я ухаживаю за своей машиной, — разве это означает, что она находится внутри моего тела?

Человек постепенно начинает чувствовать, что душа и тело существуют отдельно.

Душа уже и сейчас находится вне всех этих проявлений материального мира. Но о теле необходимо заботиться, потому что, пока ты не исправишь душу, ты обязан существовать в физическом теле – до Окончательного Исправления.

 

Ты можешь быть великим каббалистом и все-таки будешь обязан жить в своем теле и заботиться о нем. Потому что не сможешь подниматься по духовным ступеням здесь, рядом с собой, если не существуешь в физическом теле. Потому что ты обязан оставаться в теле, существуя как исправленное животное.

 

А ЗЕМЛЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОДАНА НАВЕКИ, ИБО МОЯ ЗЕМЛЯ; ВЫ ЖЕ ПРИШЕЛЬЦЫ И ПОСЕЛЕНЦЫ У МЕНЯ. (Книга Ваикра, 25:23)

 

«Земля» – на иврите «эрец» – означает общее желание (рацон).

Так чье же это желание? Творца? Что означает сказанное: «земля не может быть продана навеки»?

 

«Земля не может быть продана навеки» – означает, что человеку необходимо позаботиться о том, чтобы все его желания были направлены на отдачу.

Он должен все время двигаться, получать от них «урожай», то есть продвижение: пищу для человека и пищу для животных.

 

«Земля» (эрец) – это основное желание. Существует неживой, растительный, животный и говорящий уровни природы, и все они выходят из земли. Написано, что все вышло из земли. И потому мы должны извлечь из «земли», из этих основных желаний, весь «урожай» плодов: и для животных, и для человека.

Весь этот урожай, все продукты, которые мы производим, обрабатывая землю, все это в переносном смысле, наши основные желания, которые называются «землей».

«урожай» олицетворяет наше духовное продвижение.

 

«И ДАМ Я ТРАВУ НА ПОЛЕ ТВОЕМ ДЛЯ СКОТА ТВОЕГО, И БУДЕШЬ ЕСТЬ И НАСЫЩАТЬСЯ. «(Дварим, 11:15)

 

Речь идет о нашем основном желании, которое называется «землей». Но потом уже мы должны заниматься выращиванием плодовых деревьев, затем разведением скота и потом – выращиванием человека.

 

На языке каббалы, все эти физические работы, которые мы выполняем, называются «пробуждением снизу».

 

Речь идет об уровнях наших желаний: неживом, растительном, животном и говорящем.

Желания неживого уровня – это обработка земли.

Желания растительного уровня — это выращивание плодовых деревьев, да и вообще всего того, что родит земля.

Все эти продукты, выращенные на земле, используются для корма скота, а также являются пищей человека. Только разница между человеком и животным, скажем, состоит в том, что животные употребляют в пищу зерна, а человек – муку. Сказано: «Если нет муки, — нет Торы».

В период отсчета Омера мы переходим от животного состояния к состоянию «человек».

Праздник Шавуот – это дарование Торы. Иными словами, мы готовим свою душу.

К новому свету, который уже нисходит с уровня «человек».

И когда придем к Шавуоту, сможем назвать себя «человеком».

А до этого мы – животные!

Лагба Омер

Давайте поговорим об особом дне Омера — Лагба Омер (33 день отсчета Омера). Это часть «ход» сфиры «ход», день смерти РАШБИ – рабби Шимона Бар Йохая. Что такое часть «ход» сфиры «ход»? Что означает Лаг ба Омер? Кто такой РАШБИ?

«Ход» сфиры «ход» – это начало получающих келим. У нас есть сфирот: хэсед, гвура, тифэрет, нецах, ход есод, малхут.

Так вот, сфирот «хэсед «, «гвура», «тифэрет» соответствуют сфирот: «кетер», «хохма», «бина».

Сфира «нецах» — это все еще свойство отдачи.

А со сфиры «ход» начинаются уже получающие келим.

И что это значит?

«Ход» сфиры «ход» – это начало вбирания светов внутрь души.

До «ход» сфиры «ход», до 33 дня, — все 32 света, которые нисходят в душу, — стоят внутри души, но еще не вбираются в нее. И только, начиная с 33 дня и далеепроисходит раскрытие. И потому мы празднуем этот день.

И что же мы, в сущности, отмечаем?То, что все эти света уже точно вошли внутрь души, и теперь мы только должны их получить.

 

То есть, начиная с 33 дня, от Лагба Омер и далее, мы уже совершенно точно сделаем все исправления до наступления Шавуот. Мы уже не ошибемся и придем к Дарованию Торы, к получению того огромного света, который заполнит все 49 сфирот нашей души. Вот почему мы отмечаем этот день как «праздник света».

 

А почему именно рабби Шимон является символом этого дня?

Потому что он дал нам это учение о свете, методику исправления до 33 дня. И если мы, правильно используя каббалистическую методику, достигаем «33 дня», — то уже точно исправим свою душу.

И потому он умер именно в этот день. Он завершил свое предназначение. Это называется «очистился» (издахех). А мы продолжаем дальше сами и уже совершенно точно не совершим ошибки.

Мы достигнем состояния, когда свет, возвращающий к источнику, войдет внутрь нашей души. И мы обретем весь этот огромный свет.

 

admin @ 07:36

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика