Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Лаг баОмер. ЛЕСТНИЦА К СВЕТУ
Категория: Праздники

Две тысячи лет назад в мире раскрылся источник огромного света – книга «Зоар». Написал ее великий каббалист рабби Шимон Бар Йохай (РАШБИ). Достигнув высочайших духовных ступеней, он в скрытой форме описал в этой книге тот путь, следуя которому, все люди сумеют наполниться Высшим светом.

Однако «Зоар» опередил свое время. Глубочайшие тайны этой загадочной книги были предназначены не для поколения РАШБИ, а для тех, кто придет двумя тысячелетиями позже. Именно мы достойны того сияния, которое каббалисты старательно сохранили для человечества.

Праздник Лаг ба-омер олицетворяет раскрытие этого сияния. Мы отмечаем приход в мир книги «Зоар», разъясняющей, как наполниться нашим душам непреходящим светом и испытать радость Высшего постижения. Вот почему Лаг ба-омер называется «праздник света».

Мы живем в самый удивительный период истории. Лишь мгновение отделяет нас от подъема в новое, Высшее измерение. Для этого нашему поколению и дан ключ от сокровенных тайн.

Ключом является комментарий Бааль Сулама на книгу «Зоар». Он называется «Сулам» – «лестница» – и позволяет каждому из нас достичь обещанного совершенства. Нам нужно лишь вместе подняться по ней навстречу свету.

Все сокровища мира

Если перед тобой прекрасная вершина, то не хватает только лестницы, чтобы подняться к ней – и тогда в твоих руках все сокровища мира.

Мы привыкли считать, что наши далекие предки были людьми примитивными и ограничен- ными. Ну, разве можно сравнить их кругозор, их уровень знаний с нашим, современным? Но вместе с тем, мы забываем, что в древние времена наш народ жил не просто обыденной жизнью. Наш народ жил в ощущении Творца, ощущении единения со всем мирозданием. Уже тогда люди знали его законы, которые нам, сегодняшним, еще только предстоит раскрыть и изучить.

Именно знание этих законов заставило рабби Шимона Бар Йохая, одного из величайших каббалистов, написать книгу, которая должна была сохранить для нас, последующих, ту методику постижения законов Высшего мира, с помощью которой – даже спустя века, когда эгоизм разовьется до своей наивысшей, последней стадии – можно будет вернуться в ощущение безграничного счастья и любви.

Он назвал эту книгу «Зоар», что в переводе с иврита означает «сияние». И в двадцатом веке эгоизм в человечестве развился до такой стадии, что появился человек, который взялся адаптировать книгу «Зоар» для нашего поколения. Его звали Йегуда Лейб Алеви Ашлаг. Всю свою жизнь этот великий каббалист посвятил тому, чтобы как можно больше людей в мире узнали, что представляет собой каббала и для чего она предназначена. На это он не жалел ни здоровья, ни сил.

Тринадцать лет, работая по восемнадцать часов в сутки, он трудился над тем, чтобы сокровища «Зоар» стали доступны каждому человеку. Узкими столбцами – так он мог писать быстрее – из-под его пера выбегали слова, спешившие сложиться во фразы: «…целью моей было не разъяснить всю глубину «Зоар»,… а указать путь и сделать из моего комментария руководство к действию для каждого человека, чтобы смог он с его помощью возвыситься, проникнуть в глубину и увидеть суть книги «Зоар» (Й. Ашлаг, «Предисловие к книге «Зоар»).

Зная, какой грандиозный труд ему предстоит, Ашлаг боялся только одного – не успеть. Время торопило. Ведь наступала эпоха, когда каждому из нас дана возможность ощутить тот бесконечный мир, который раньше был доступен только каббалистам. И нужно поскорее помочь, объяснить, предостеречь, потому что первые шаги всегда трудны.

«Книга «Зоар» полна примеров, взятых из нашего мира, и существует опасение, что вреда от изучения будет больше, чем пользы, поскольку легко можно начать представлять себе овеществленные образы», – писал он в «Предисловии к книге «Зоар».

Как заботливая мать, этот великий каббалист своей любовью выстилал нам дорогу в духовное. «Посмотри, как тут красиво! Но осторожно! Здесь можно ошибиться. А сейчас попробуй поступить иначе», – его статьи словно ведут нас по краю пропасти, не давая сорваться вниз.

«Причина духовной тьмы и незнания, проявляемого в нашем поколении,… заключается в том, что люди перестали заниматься изучением каббалы». «И для того чтобы помочь взойти к высотам сказанного в «Зоар», счел я необходимым предварить изучение, дав верные определения, каким образом нужно читать книгу «Зоар» и как научиться у нее».

Эти цитаты взяты из разных статей, одна – из «Предисловия к книге «Зоар», а вторая – из «Вступления к книге «Зоар». Но обе они говорят об одном: как нам поскорее выбраться из бесконечной череды преследующих нас несчастий. Как не принимать за счастье простое отсутствие страданий, а научиться ощущать его безграничность.

Ради этого каббалисты веками разрабатывали для нас эту методику выхода в мир бескрайнего, вечного счастья. Ради этого Йегуда Ашлаг написал двадцать один том комментария на книгу «Зоар». «Я назвал этот комментарий «Сулам» (лестница), чтобы показать, что предназначение у него такое же, как у лестницы, поскольку если перед тобой прекрасная вершина, то не хватает только лестницы, чтобы подняться к ней – и тогда в твоих руках все сокровища мира» (Й. Ашлаг, «Предисловие к книге «Зоар»).

После выхода в свет этой книги, как знак высочайшего постижения, он получил имя Бааль Сулам, что в буквальном переводе означает «Обладатель лестницы». Так уж повелось, что каббалисты издавна называли человека не по имени, а по его наивысшему достижению.

Бааль Сулам закончил свой труд в канун праздника Лаг ба-омер и на праздничной трапезе сказал своим ученикам: «Когда человек тонет, то, чтобы спасти его, товарищ бросает ему веревку. Если тонущий ухватится за веревку, то товарищ может спасти его и вытащить из реки. Так и каббала подобна веревке, которую Творец бросил людям, чтобы помочь им выйти в духовный мир. Конец этой веревки близок к каждому,… и нет в мире человека, который не смог бы удержать ее. Если держит он ее крепко,… то достигает совершенства постижения, чего не знали все предшествующие нам поколения» (Бааль Сулам, «Статья в завершение «Зоар»).

Поговорим о свете. Что означает для нас это слово? «Лучистая энергия» – с оттенком нежности говорит о нем словарь. Книги выходят в свет, люди странствуют по свету. Ученье – свет, а неученье – тьма. На самых сильных наших желаниях свет сходится клином. «Свет мой, зеркальце, скажи…» – оказывается, с ним можно даже общаться. Свет столь стремителен, что его скорость стала именем нарицательным. Свет – это радость, любовь, тепло, счастье.

Таковы материальные проявления высочайшего духовного источника, основополагающей силы, которая создала творение во всем его совершенстве. Именно эту силу каббала называет «светом», и о ней повествуют первые слова книги АРИ «Древо жизни»: «Знай, что до начала творения был лишь Высший, все собой заполняющий свет».

Свет действует по простейшему закону: он хочет давать, дарить, наделять. Он дарит людям абсолютное, вечное добро, ради которого и создал их. Он всегда стоит наготове с бесконечным изобилием, только вот мы не знаем, как принять его дар, как «разложить по карманам» то, чего хватит на всех, на веки вечные. Нам нужно разобраться с «карманами», своими и чужими, нужно понять, что такое правильное получение света. Об этом и рассказывает каббала.

Чего хотеть?

Давайте подумаем: чем все мы похожи друг на друга? Что общего между мной, тобой, племянником жены и этим странным человеком, который весь день слоняется по перекрестку с протянутой рукой, вместо того чтобы пойти работать? Ответ прост: все люди в мире хотят, чтобы им было хорошо. Почему? Потому что такими их создал свет. Достаточно, чтобы впереди забрезжила надежда на какое-нибудь наслаждение – и нас уже влечет к нему, нам уже заранее хорошо. К примеру, человек, запланировавший отпуск, начинает наслаждаться им задолго до посадки в самолет.

Проблема тут в том, что наслаждение всегда утекает сквозь пальцы и задержать его невозможно. Преходящие услады этого мира оставляют нас опустошенными в конце дня, в конце главы, в конце жизни. Александр Македонский в блеске славы просил похоронить его с демонстративно открытыми руками, дабы все увидели, что они пусты.

Вечным может быть только Высшее, духовное наслаждение. Оно неизмеримо превосходит все, что способен предложить этот скудный мир. Оно совершенно и заполняет собою все ниши нашего желания. Только желание это должно быть другим, его тоже нужно поднять на новый уровень, на ту ступень, где мир преображается и скрытый доселе свет озаряет все вокруг.

Вот к чему ведет нас методика каббалы.

Включите свет!

Ну, хорошо, методика есть. Что дальше?

Во-первых, никакие телодвижения, даже самые энергичные, здесь не помогут. А поможет чтение каббалистических книг с желанием раскрыть свет, который они несут. В будущем этот свет наполнит наши новые, прекрасные желания, а пока что он станет воздействовать на нас извне и повлечет за собой.

Каббалисты, взошедшие по ступеням духовного мира, описывают состояние совершенства, в котором свет уже наполняет нас. Читая об этом в их книгах, мы привлекаем к себе особую «подсветку», постепенно устремляющую нас в верном направлении. Так свет ведет нас к себе. «Когда Высший свет льется в сердце, – говорит великий каббалист Бааль Сулам, – оно укрепляется с каждым разом все больше» (Шамати, статья 68).

На острие луча

Сегодня потребность в каббалистической методике столь велика, что каждый человек может, а точнее, должен обратиться к каббале. Об этом каббалисты пишут уже давно.

Однако дело тут не в схоластике. Мы читаем каббалистические книги не для того, чтобы накапливать знания, а для того, чтобы свет тянул нас все сильнее, придавая желание, которое не возникнет само по себе, – желание измениться и вступить в духовный мир. Свет возвращает нас к источнику, и вызывать его можно не только с помощью книг. Телевидение, интернет, газета – все эти средства тоже способны выступить в роли проводника сил. Таким образом, чтобы достичь света, нужно только желание.

Язык света

Теперь пришло время определиться с каббалистическими книгами. Входят ли в их число Тора, Талмуд и другие произведения прежних времен? Они были написаны каббалистами и рассказывают все о той же духовной реальности, однако прибегают для этого к различным символам и аналогиям. Например, Тора кажется на первый взгляд исторической эпопеей, а Гмара – сводом законов на разные случаи жизни.

Как поступить, если мой «бык» забодал соседскую «корову»? В таком случае нужно срочно перейти к книгам, которые написаны на языке каббалы. Ведь читая о быке, я думаю о быке. Зато, читая о свете, я думаю о свете. Именно каббалистические книги лучше всего подходят для привлечения света – ведь они рассказывают о его воздействии и не позволяют нам материализовывать духовные картины. В отличие от прежних поколений, мы уже не сможем различить за «быком» духовную силу. Максимум, на что мы способны, это увидеть за быком мерседес, а за коровой – тойоту.

Итак, каббалистические книги для нас жизненно необходимы.

По секрету всему свету

Подлинно каббалистические книги действуют на нас без промедления. Каждый, кто начинает привлекать с их помощью свет, наблюдает изменения в себе и приближается к духовному миру.

В наши дни, когда каббала доступна любому, от человека не требуется особых талантов и необыкновенных способностей, чтобы раскрыть искру света в глубине своей души. Более того, в столь благоприятных обстоятельствах ему просто необходимо это сделать.

Когда человек всерьез задумывается о совершенстве, которое ему предназначено, на его небосклоне зажигается новая звезда. Со временем ее свет затмит все огни нашей нынешней жизни. Достаточно, чтобы каждый внес свою скромную лепту в реализацию каббалистической методики: прочел книгу, посмотрел телепередачу – и вместе мы привлечем такую духовную мощь, которой не достичь поодиночке. Путь этот намного более короток и приятен, чем долгие скитания в лабиринтах человеческих заблуждений. Так весь мир выполнит замысел творения и возвысится до уровня бесконечности.

Простым нажатием на газ водитель приводит в действие десятки и сотни лошадиных сил. Ну, а в духовном мире даже малое совместное усилие пробуждает мощь источника бесконечного изобилия. Нужно лишь привлекать к себе свет, возвращающий к этому источнику.

Тайны Торы

По статье Бааль Сулама «Предисловие к книге «Зоар»

Наука каббала состоит их двух частей

Первая часть называется «тайны Торы», и их запрещено раскрывать кому бы то ни было.

Вторая часть называется «вкусы Торы», и раскрывать их можно всем. Более того, на раскрытие «вкусов Торы» не просто нет запрета – того, кто этим занимается, ждет огромное вознаграждение.

Во всех каббалистических книгах, когда каббалисты пишут, что науку каббала запрещено раскрывать, они говорят о «тайнах Торы». Но ведь создавая книгу, автор не может знать, в чьи руки она попадет в дальнейшем. Велика вероятность того, что ее раскроет тот, кто еще не должен начать изучение каббалы. Неужели РАШБИ, РАМБАМ, Гаон из Вильно и многие другие великие каббалисты – величайшие личности, вожди поколений, которые писали свои книги для того, чтобы научить нас стать подобными Творцу, нарушали запрет на раскрытие тайн Торы? Разумеется, нет.

Все книги, которые были написаны и изданы, рассказывают о «вкусах Торы», которые для посторонних также являются тайнами. Однако их не только не нужно скрывать, а наоборот, их раскрытие является делом огромной важности. И тот, кто умеет раскрывать такие тайны и делает это, достоин самого большого вознаграждения, поскольку от их раскрытия как можно большему числу людей зависит духовное возвышение всего мира.

«Нельзя» означает «невозможно»

Каббалисты знают, что когда в каббалистической книге встречается слово «нельзя», оно означает «невозможно». Высший свет находится в абсолютном покое, то есть в нем не происходит никаких изменений. А единственное, что изменяется и развивается, – способность человека воспринимать это постоянное и неизменное свечение. Ощутить Высший свет, не имея такой способности, просто невозможно.

Вместе с тем, каббалисты опасаются, что при изучении каббалы может произойти искажение, называемое «вкушение незрелого плода», корни которого уходят к прегрешению Адама в райском саду (в предыдущих номерах газеты мы подробно объясняли, что означают понятия «Адам» и «райский сад»). Вкушение незрелого плода означает раскрытие каббалы человеку прежде, чем он достигнет такого уровня развития, когда она действительно станет ему нужна.

Поэтому во времена изгнания каббалисты были весьма осторожны и скрывали свою науку за семью замками. Они установили запрет на изучение каббалы и ввели строгие ограничения на отбор учеников, поскольку знали, что еще «невозможно», – время еще не пришло и народ не готов. Тогда-то вокруг каббалы и возник ореол таинственности.

Но это скрытие каббалы было продиктовано велением времени, не более того. Как только стало «возможно», и поколение достигло соответствующего развития для раскрытия «Зоар», Бааль Сулам тут же получил возможность написать комментарий на эту книгу и сделать каббалу доступной абсолютно для всех.

Заслужившее поколение 

Счастлив я, что был создан в таком поколении, когда можно обнародовать науку каббала. И если спросите меня: «Откуда я знаю, что можно?», – отвечу: «Потому, что мне разрешено раскрывать,… а это, как известно в каббале, зависит не от гениальности человека, а от того состояния, в котором находится поколение. Поэтому вся моя заслуга в раскрытии каббалы обусловлена тем, что этого заслуживает мое поколение».

Лаг ба-омер

Духовное отстранено от понятий времени, места, движения. Нет слов передать существующее там, поскольку весь наш словарь взят из наших кажущихся ощущений. Как же мы можем объясняться там, где нет места нашим обычным органам ощущений и нашим фантазиям?

Бааль Сулам, «Учение Десяти Сфирот», ч. 1, (Внутреннее созерцание)

Высшее состояние

Наука каббала позволяет нам понять причину любого явления природы, каждой мысли и ощущения, переживаемого нами. Эта наука основывается на представлении, что у жизни есть цель, которую мы можем и обязаны достичь.

Каббалисты в процессе исследования мироздания открыли, что существует необычайное, несравнимое ни с чем  состояние – состояние  абсолютной гармонии и совершенства. Они выяснили, что  оно достигается с помощью особой силы  – Высшего света.

В дальнейшем, в результате исследований, удалось создать методику развития особого органа чувств, способного улавливать Высший свет. Этот орган называется душа. Настройка души на Высший свет определяется каббалистами как исправление.  Этапы исправления, которые должна пройти душа до наполнения ее Высшим светом, символизируют праздники и торжественные даты, которые учредили каббалисты.

Устройство души

Душа состоит из десяти частей, или сфирот, называемых: Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод, Малхут. Первые три сфиры:  Кетер, Хохма, Бина – не нуждаются в исправлении. Семь остальных сфирот: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод, Малхут – необходимо исправить и это должен сделать сам человек.

Каждая из этих семи сфирот, в свою очередь, состоит тоже из семи сфирот, требующих исправления. К примеру, в сфире Хесед находятся семь сфирот: Хесед, Гвура и так далее, до Малхут. В следующей по порядку сфире – Гвура – тоже есть: Хесед, Гвура и так далее, до Малхут. Таким образом, всего получается 49 сфирот, которые мы должны исправить, поднимаясь по духовной лестнице.

От Песаха до Шавуота

Праздник Песах символизирует состояние человека, когда ему абсолютно явно раскрывается устройство души. От Песаха до Шавуот человек проходит 49 ступеней или дней, в течение которых исправляются 49 сфирот. На 50-ой ступени (50-й день) происходит «Дарование Торы» или, другими словами, получение Высшего света. Этот долгожданный момент символизирует праздник Шавуот.

Порядок исправления

В молитвенник (Сидур) каббалисты внесли информацию о методике исправления души. В том месте, где описывается порядок счета омера (меры), мы видим, что каждому дню соответствует определенная сфира. В первый день исправляют частную сфиру Хесед в общей сфире Хесед, и дальше по порядку, пока в последний день не исправляют Малхут в Малхут. В период от Песаха до Шавуота существует обычай зачитывать каждый день следующие слова: «пусть благодаря подсчету омера, который я сделал сегодня, исправилось то, что я повредил в сфире…», и называется сфира, соответствующая этому дню.

33 сфирот из 49

Каббалисты раскрыли, что душа исправляется по определенной программе:  в исправлении первых 33 сфирот из 49-ти, от Хесед в Хеседе до Ход в Ходе, активно участвует сам человек; после этого «программа» завершает исправление оставшихся 16-ти сфирот автоматически. Поскольку на 33-й день счета омера завершается основная работа по исправлению души, мы отмечаем это праздником под названием Лаг ба-омер. «Лаг» – это аббревиатура букв ламед и гимел, гематрия (числовое значение) которых 33.

Послесловие

Сегодня, в дни праздника, мы желаем вам, наши дорогие читатели, ощутить Лаг ба-омер так, как ощущают его  каббалисты. Они приготовили нам для этого все, нужно только подойти и взять.

Поэтому затратил я столько усилий для объяснения всей глубины понятия «десяти сфирот», чтобы каждый начинающий мог начать изучать науку каббала без страха запутаться и ошибиться, а наоборот, открылись бы ему врата в высшую мудрость.

Бааль Сулам, «Учение Десяти Сфирот», ч. 1 (Внутреннее созерцание)

М. Бруштейн

www.kab.co.il/rus/14/kampus

 

Между телом и душой

Что мы выбираем?

Американский институт инженеров горнодобывающей, металлургической и нефтяной промышленности насчитывает в своих рядах более 90000 специалистов из десятков стран. Недавно международное жюри этого учреждения опубликовало список изобретений, которые потрясли мир. Первое место единогласно было присуждено Периодической системе элементов Менделеева.

А вот слушатели радиостанции Би-Би-Си, не искушенные в основах научно-технического прогресса, отдали свои симпатии… велосипеду. Двухколесный друг человека с огромным отрывом обошел двигатели внутреннего сгорания, спутники связи и даже быстрый интернет.

Итак, на технологическое пространство, созданное человечеством за последние два века, каждый смотрит «со своей колокольни». А ведь все мы живем среди элементов этого пространства и являемся его завзятыми потребителями.

Что уж говорить о духовном пространстве, куда почти «не ступала нога человека». Домыслы и вымыслы затмили истину, а между тем подлинные ученые, каббалисты, исследующие духовную сферу научными методами, объясняют нам, что для начала нужно обзавестись особым прибором, который позволит вести точные наблюдения.

Духовное пространство не просто качественно иное – оно Высшее, а потому, чтобы вступить в него, необходимо подняться над собой. В итоге долгого процесса развития у человека возникает стремление к такому подъему. Это стремление и есть зачаток души – прибора для изучения Высших уровней реальности.

Человек ощущает проявление души как новое желание, как пустоту, которую нечем заполнить. С этого момента начинается поиск, который обязательно должен привести его к каббале. Так приходят к каббале все люди в мире, потому что каббала – это единственная методика совершенствования души.

«Гардеробный вопрос»

На пути вверх человек все больше отождествляет себя с душой и все меньше – с телом. Духовный подъем – это постепенное исправление себя в соответствии с Высшими законами и познание механизма управления миром, который создан для того, чтобы привести нас к вечному наслаждению.

В этом захватывающем всего человека процессе телу уделяется внимание лишь как средству для духовного возвышения. Маленькое наслаждение совершенно не чувствуется в сравнении с огромным, оно просто подавляется. Поэтому, хотя каббалист и находится рядом с нами, подлинная его жизнь протекает в Высшем мире.

В таком случае, смерть своего тела человек воспринимает как смену «рубашки». Высший мир, в котором он уже живет, остается с ним и после смерти земной оболочки. Духовное пространство не затмевается перепадами материальных состояний, ведь оно неизмеримо выше их.

Когда-нибудь, подводя итоги важнейшим открытиям истории, люди в один голос поставят на первое место формирование души – обретение того «прибора», который навсегда изменил их жизнь. Ну, а слушатели Би-Би-Си, возможно, изберут более простой вариант и проголосуют за краткое слово «каббала».

М. Шапиро

www.kab.co.il/rus/14/dusha

 

Шифр РАШБИ

«Зоар», важнейшая каббалистическая книга, была скрыта сразу после написания и сотни лет хранилась за семью печатями. Когда настало время, ее заново открыл для нас Бааль Сулам.

Замысел книги «Зоар» родился чуть менее двух тысячелетий назад в небольшой пещере неподалеку от поселения Пкиин в Западной Галилее. Там рабби Шимон Бар Йохай вместе с сыном рабби Эльазаром скрывались от преследования римлян. Ежедневно в течение   тринадцати лет изучая науку каббала, они готовили себя к написанию книги, которой предстояло изменить судьбы человечества. Тайны Высшего мира раскрылись перед ними только благодаря пламенному желанию, переполнявшему их сердца. Постепенно формировался замысел книги «Зоар» – «книги сияния». Отца и сына пронизывала единая мысль: миру должна  раскрыться тайна творения!

Годы проходят быстро. Отец и сын завершают духовную подготовку и выходят из пещеры. Однако чтобы написать книгу «Зоар», нужно создать группу учеников, с помощью которых рабби Шимон сможет «притянуть» в мир Высший свет. Спустя короткое время он собирает вокруг себя величайших каббалистов той эпохи и выбирает для занятий пещеру на горе Мерон, из которой открывается холмистый пейзаж города Цфат. Объединившись друг с другом в едином желании, они формируют духовную структуру, через которую рабби Шимон проводит в мир Высший свет. Их девять и он – десятый: десять каббалистов по числу десяти сфирот.

Однако постижения рабби Шимона столь высоки, столь глубоки… Как же передать их людям?

Тайное откровение

В главе Аазину книга «Зоар» описывает организацию учебы в группе: каждый ученик выполнял свою духовную работу, и, кроме того, рабби Аба записывал слова учителя.

Рабби Аба был наделен особым талантом: он единственный мог записывать слова учителя так, чтобы они сочетали в себе и разгадку, и загадку одновременно. Человек, уже внутренне готовый, правильно понимает этот текст, а тот, кто еще не созрел, видит лишь внешний пласт повествования. Книга «Зоар» называет это «тайным откровением».

Спустя 1800 лет Бааль Сулам напишет: «Рабби Аба умел выстраивать слова так, чтобы они были полностью открыты для тех, кто достоин их понять, и недосягаемы для тех, кто их недостоин» («Общее введение в книгу «Паним мэирот», п. 1).

Итак, книга «Зоар», основа основ науки каббала, впервые раскрылась миру и сразу же была спрятана ее авторами. Еще не пришло время… «Книга эта, – сказал рабби Шимон своим ученикам, – раскроется лишь в том поколении, которое придет в отчаяние от собственного эгоизма и захочет понять смысл своей жизни. Ее предназначение в том, чтобы завершить период духовной тьмы и изгнания».

Где ключ от шифра?..

Множество книг было написано каббалистами до книги «Зоар», а еще больше – после нее. Однако ни одна не сравнится с ней по духовной мощи. «Зоар» описывает вечную и совершенную духовную реальность, существующую над ограничениями пространства и времени. Но как понять то, что в ней скрыто?  Бааль Сулам пишет: «Наш человеческий язык чересчур скуден, чтобы верно и полно истолковать в книге «Зоар» хотя бы что-то» («Введение в книгу «Зоар», п. 1).

В таком случае, где ключ от этого шифра? Как проникнуть в его суть? Как добраться до тех сокровищ, которые оставил нам рабби Шимон со своими учениками?

На это Бааль Сулам отвечает так: «Чтобы понять слова книги «Зоар», человек должен быть свободен от себялюбия. Лишь в мере своей внутренней чистоты он сможет понять то, что хочет донести до него «Зоар». В противном случае силы скверны заслоняют и сдерживают истину, заложенную в этой книге» (книга «Шамати», статья 89).

Каббалисты – это люди, постигшие Высшую силу, силу любви и отдачи. В своих книгах они описывают открытия, совершенные ими в духовном мире. Однако лишь тот, кто сам достиг такого же уровня, может понимать их слова. Лишь перед ним раскрываются тайны книги «Зоар».

Человек, постигающий Высшую силу, начинает восхождение по 125-ти ступеням духовной лестницы, раскрывая прошлое, настоящее и будущее. Он понимает, что книга «Зоар» закрыта лишь перед теми, чье сердце полно эгоистической любви к себе. Если же сердце человека открыто для других, книга эта служит ему путеводителем по духовному миру, навстречу вечности и совершенству.

11 веков спустя

Место: Вальядолид, Кастилия.

Время: XIII век.

Вот уже которую ночь каббалист рабби Моше де-Лион не смыкает глаз. Он сидит у себя в комнате, склонившись над древним манускриптом, случайно попавшим к нему в руки. Духовная мощь рукописи столь велика, что изумлению его нет предела. «Это написали гиганты духа, – понимает он. – Слова их возвышенны и загадочны… Люди неверно истолкуют эту книгу, поколение еще не готово к ее раскрытию».

Однако через несколько лет после его смерти, в самом начале XIV века, книга «Зоар» все же вышла в мир. Рабби Моше не успел посвятить жену в свою тайну, и в одну из тяжелых зим вдове пришлось распродать все оставшиеся после него рукописи, чтобы прокормить себя и дочь.

Итак, книга вышла в мир, но широкого распространения не получила, оставаясь непонятной и  далекой от масс. Изучали ее немногие, и только единицы могли понять и оценить важность написанного. Книга переходила из города в город, от каббалиста к каббалисту. Вставая в полночь, они зажигали свечу, занавешивали окна и плотно затворяли двери, чтобы их не увидели и не услышали. С трепетом они открывали эту великую книгу, пытаясь постичь реальность, скрытую от наших ощущений. Делалось это втайне, поскольку было известно, что «время еще не пришло». Должно пройти еще несколько столетий, пока люди будут готовы к раскрытию тайн книги «Зоар».

Необходимо действовать

9 веков спустя

Место: Палестина (Израиль)

Время: XX век.

На пороге истории двадцатый век. Водоворот событий захлестнул собою мир. Невероятный технический рывок, не имевший аналогов в прошлом, две Мировые войны с массовым уничтожением целых народов – это лишь фрагменты тех потрясений, которые испытало человечество уже в первой половине века.

Стало ясно, что началось падение в никуда. Теперь еще больше, чем когда бы то ни было, проявилась необходимость в качественных и быстрых переменах. Требуется методика выхода из кризиса. Даже не сознавая этого, мир нуждается в том, кто объяснит причины происходящего, проинструктирует и направит… И такой человек есть! Это духовный наследник рабби Шимона Бар Йохая, величайший каббалист нашего поколения – рав Йегуда Ашлаг – Бааль Сулам.

Время не ждет. Действовать нужно быстро. Бааль Сулам понимает, что человечество сможет взять новый курс только в том случае, если взойдет на следующую ступень развития – духовную. Тревога за будущее мира не дает покоя и заставляет учащенно биться сердце. «Необходимо действовать, – понимает он. – Пришло время дать людям решение – развить каббалистическую методику».

Великий каббалист решительно приступает к делу. Однако существует проблема: поднявшись на высшие ступени духовной лестницы и постигнув все тайны, заложенные в книге «Зоар», Бааль Сулам лишился способности писать на языке, понятном людям: «Как же быть?..»

«Тогда решился я в сердце: …даже если придется спуститься с моей высокой ступени, я обязан излить горячую молитву к Творцу. Пускай даст мне постижение и знание… чтобы принести пользу людям и поднять их на свою ступень мудрости и очарования» (Бааль Сулам, «Пророчество»).

В своем «Пророчестве» Бааль Сулам описывает, как он от всего сердца просит быть понятым, даже ценой отказа от высочайшей духовной ступени, ибо пришло время раскрыть миру тайны каббалы. Просьба удовлетворена, и с этого момента начинается судьбоносный период его жизни.

Духовная революция

«Я назвал этот комментарий «Сулам» (лестница), чтобы показать, что предназначение у него такое же, как у лестницы, поскольку если перед тобой прекрасная вершина, то не хватает только лестницы, чтобы подняться к ней – и тогда в твоих руках все сокровища мира» («Предисловие к книге «Зоар», п. 58).

В сумасшедшем забеге наперегонки со временем он ступень за ступенью выстраивает «лестницу», которая «приведет человечество в небеса», в вечность и совершенство.

Это задача всей его жизни. Бааль Сулам берет великую книгу рабби Шимона и пишет на нее всеобъемлющий комментарий под названием «Сулам». Он работает по 18 часов в сутки без отдыха. Задача его слишком важна, чтобы думать о себе: «Времени мало, и слишком много возложено на чашу весов. Я обязан успеть. Обязан…» – повторяет он себе самому.

Бааль Сулам пишет книги и статьи, выпускает газету, встречается с политическими лидерами. Он готов объяснять каббалу каждому человеку на улице – только бы его слушали.

Его революционные идеи воплощаются в жизнь. От него требуется совсем непростая работа: он должен побороть невежество и развеять суеверия, «прилипшие» к каббале за долгие годы. Однако важнее всего разработать методику духовного развития, которая подойдет любому человеку нашего времени.

Буква за буквой, слово за словом, цель все ближе, и, наконец, заветная мечта каббалистов превращается из предсказания в реальность: каббала становится доступной каждому человеку и без всяких предварительных условий. Из последних сил Бааль Сулам завершает свою миссию.

Этот великий человек осуществил духовную революцию, плодами которой мы пользуемся сегодня. Он перевел с арамейского и объяснил весь текст книги «Зоар», тем самым позволив нам приобщиться к трудам каббалистов. Благодаря ему завершилось то, что начал рабби Шимон Бар Йохай со своими учениками. Книга, спрятанная за семью печатями, распахнулась сегодня перед нами с помощью единственного в своем роде ключа – комментария «Сулам». Нам осталось только взять в руки этот ключ и с его помощью взойти по лестнице, ведущей в духовное, в самые сокровенные таинства, заключенные в книге «Зоар».

Э. Винокур

www.kab.co.il/rus/14/rashbi (аудио)

 

ЭЛИКСИР ЖИЗНИ

 

 

 

Сидел рабби Шимон и плакал. И сказал: «Горе, если раскрою, и горе, если не раскрою… Если не раскрою, пропадут сокровища Торы, а если раскрою, смогут услышать те, кто недостоин ее тайн» («Зоар», гл. Насо, Идра Раба).

 

Испокон веков каббалисты искали возможность раскрыть методику достижения совершенства. Однако передача методики – дело сложное. Для этого нужно преодолеть множество препятствий.

Книга «Зоар» рассказывает нам о тяжелых сомнениях рабби Шимона Бар Йохая. Он хочет рассказать миру о науке каббала, однако опасается превратного понимания. Чтобы осознать всю глубину этой дилеммы, нужно выявить истинный смысл понятия «Тора».

Приправа к свету

Сказал рабби Шимон: «Горе тому, кто считает, что Тора – это простое повествование. Наоборот, все слова Торы описывают Высшие миры и Высшие тайны» («Зоар», гл. Бэаалотеха).

 

Тора – это не сборник исторических рассказов или законов земной морали, хотя нас и приучили к такому пониманию. Во многих местах особо подчеркивается: «Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу, потому что кроющийся в ней свет возвращает человека к Источнику».

Каббалисты объясняют нам, что Тора – это особая сила, «приправа», задача которой – помочь нам в реализации цели творения. Мы должны подняться над своим эго, над «злым началом», и сравняться по свойствам с универсальным законом мироздания, законом любви. Лишь для этого людям была дарована Тора.

Яд смерти или эликсир жизни

Тора обладает особыми свойствами, она может принести пользу или нанести вред. Если мы используем Тору в соответствии с ее предназначением, желая стать подобными Высшему закону, то она поднимает нас к новой жизни. Если же у нас иные намерения, то она наносит вред. Сказано об этом: «Если человек заслужил – Тора становится для него эликсиром жизни, а если не заслужил – она превращается для него в яд смерти» (трактат «Йома», 72:2).

Выражение «яд смерти» означает, что занятия Торой привносят в человека эгоистический довесок, и теперь, кроме материального эгоизма, он обременен также эгоизмом духовным. Добавка эго заставляет человека считать себя праведником, заслужившим награду и от Творца, и от людей, и в этом мире, и в будущем. Он полагает, что место в раю ему обеспечено. Об этом и плачет рабби Шимон Бар Йохай: «Горе!»

Цель рабби Шимона – преподнести науку каббала лишь тем, в ком созрела истинная потребность исправить себя и уподобиться Творцу. Однако он боится, как бы каббалу не постигла та же участь, что и Тору, из которой сделали средство достижения почестей, богатства и власти, выхолостив весь ее духовный смысл. Поэтому рабби Шимон написал книгу «Зоар» особым шифром, уже зная, что тысячелетиями она будет храниться в тайне, пока не родится достойное ее поколение.

На счастье и на горе

Рабби Шимон поднял руки, заплакал и сказал: «Горе тому, кому выпадет жить в то время, и счастье тому, кому выпадет жить в то время». Это значит: горе тому, кто будет жить в то время, поскольку, когда придет Творец навестить прекрасную лань, Он взглянет на все поступки каждого человека… Счастье тому, кому выпадет жить в то время, – поскольку он удостоится света царской радости» («Зоар», гл. Шмот).

Образным языком книга «Зоар» рассказывает, как рабби Шимон смотрит в будущее и плачет о тех днях, которые наступят в конце изгнания. Тогда возникнет необходимость раскрыть людям науку каббала, чтобы реализовать цель творения, однако, зная, что некоторые воспользуются ею неверно, рабби Шимон сожалеет об этом.

Ему больно оттого, что люди привыкли неправильно относиться к Торе, и искаженное воспитание заглушило в них важнейшие вопросы. Неверным будет их подход и к науке каббала. Именно этим людям он предрекает горе, однако сразу же добавляет, что многие другие, благодаря его мудрости, придут к большому свету.

Счастье тем, в чьих сердцах пробудился вопрос о смысле жизни. Вопрос этот позволит им встретиться со светом, который заложен в каббалистических книгах, чтобы возвращать людей к Источнику. Когда «придет Творец навестить прекрасную лань», когда Высший свет придет, чтобы наполнить души людей, озарятся они «царской радостью».

Лестница в царские чертоги

Наше поколение получило комментарий «Сулам» на книгу «Зоар». «Сулам» – в переводе с иврита – лестница. Речь идет о первом и единственном комментарии, который позволяет человеку правильно настроиться на учебу. Благодаря этому мы имеем возможность получить те сокровища, которые рабби Шимон приготовил для нас в книге «Зоар». Отсюда и название – «Лестница», ведущая прямо к совершенству.

Комментарий «Сулам» неслучайно написан именно в наше время. Это ясное доказательство того, что мы близки к «свету царской радости». Нужно лишь всем вместе начать подниматься по этой лестнице в Высший мир, который ждет нас сегодня.

www.kab.co.il/rus/14/zohar

 

 

ПРОРОЧЕСТВО

Этот поразительный документ написан величайшим каббалистом Бааль Суламом с огромной  искренностью, прямотой, болью, написан на одном дыхании,
как молитва, как крик сердца. Уже достигший вершины духовной пирамиды,
Бааль Сулам пишет этот высокий, таинственный документ, наполненный глубоким внутренним смыслом.

 

Это было время, когда мир стоял на пороге ужасных событий
и будущие катастрофы готовились всколыхнуть человечество.

Ясно одно – здесь Бааль Сулам принимает на себя ответственность за весь мир,
он хочет быть услышанным людьми и объяснить им, что их ожидает.
Для этого он просит Творца спустить себя с самого высокого уровня, который
вообще дано постичь человеку, и дать ему возможность объясняться
на понятном для людей языке.

История знает пророчества, написанные великими пророками прошлого,
но впервые, пожалуй, звучат такие слова:

 

И было в годы войны, в дни резни ужасающей, молю я и плачу плачем великим ночь напролет. И пришел рассвет, и вот люди всего мира, словно собранные воедино пред моим внутренним взором. И один человек парит над ними, заносит меч свой над их головами и рубит по головам. И головы взлетают ввысь, а тела их падают в долину огромную, становясь морем костей.

И вот голос ко мне: «Я – Творец всемогущий, правящий всем миром в милосердии великом. Протяни свою руку и возьми меч, ибо дал Я тебе сейчас силу и мощь». И облачился в меня дух Творца. Взял я меч, и тотчас исчез тот человек, вгляделся я – и нет его, а меч же остался у меня.

И сказал Творец мне: «Из того места, где родился ты, направь стопы свои в страну прекрасную, страну святых праотцев. И сделаю Я тебя там мудрецом великим, и присоединятся к тебе все великие той земли, ибо из всего поколения тебя избрал Я праведником и мудрецом, чтобы излечил ты бедствие человеческое избавлением истинным.

А меч этот возьми в руку свою и храни его всей душой и изо всех сил своих, ибо он – свидетельство между Мной и тобой, что все эти благие дела тобой осуществятся, так как до сего времени не было у меня столь преданного, как ты, чтобы передать ему этот меч. И потому сделали разрушители то, что сделали. Но отныне, увидев меч Мой в руке твоей, любой разрушитель сгинет и исчезнет тут же с лица Земли».

И спрятал я ли­цо свое, потому что боялся взглянуть на говорящего мне. А меч, что казался поверхностному взгляду моему простым железным мечом, во владении моем вдруг обратился в сияющие буквы святого имени: Творец всемогущий, блеском и сиянием наполняющий свет, спокойствием, тишиной и уверенностью – весь мир. И молвил голос сердцу моему: «Передай всем поколениям мира чистоту этого меча, и тогда узнают они, что есть на Земле прелесть Творца».

И поднял я глаза, и вот, Творец, стоящий предо мной, говорит мне: «Я – Творец, Бог отцов твоих, подними глаза и узри все существующее, созданное мной из Ничего, высших и низших вместе, как до их проявления, так и развитие их на всем протяжении времени, пока не придут они к концу трудов своих, как должно, чтобы восхвалить деяние рук Моих».

И увидел я изобилие и наслаждение, наполняющее всех живущих на земле, и возрадовался прекрасному творению, и вознес благодарение Творцу. И обратился к Нему: «В трепете пред Тобой трудиться будем и Имя Твое восхвалять будем вечно, ибо не выйдет из Тебя злое и доброе, но лишь череда наслаждений, уготованная нам от начала до конца. Счастливы продвигающиеся по мирам Твоим, которые Ты приготовил им для удовольствия, неги и полного счастья. Нет изъяна и недостатка в деяниях Твоих во всех высших и низших мирах».

И наполнился я мудростью прекрасной, а над всеми – мудрость Его личного провидения. Так продвигался я, день за днем умножая мудрость, долгое время. И задумал я тогда вознести молитву Творцу, чтобы сказать: «Вот наполнился я мудростью более всех живших до меня, и нет в мире ничего, что было бы выше моего понимания, но речи пророков и мудрецов не понимаю я совершенно. Не понял я и Имен святых во множестве их».

И задумался: «Вот Творец обещал мне мудрости и знаний, дабы служить примером мудрецам и созданиям всем, а я до сих пор речей их не понимаю».

И прежде чем воззвал я, ответил Творец: «Взгляни же – мудрость и постижения твои несравнимо выше постижений всех мудрецов, которые были до сих пор на земле. И что из того, о чем просил ты, не дал Я тебе? Зачем же вводить тебе в уныние дух свой пониманием пророчеств? Ведь потому не удовлетворяешься ты ими, что речения их незначительны по сравнению с постижением твоим. Может, пожелаешь, чтобы опустил Я тебя с уровня твоего – и тогда сможешь ты понять сказанное ими?»

И замолчал я, и возрадовался радостью великой, и не ответил ничего. А после спросил я Творца: «До сих пор не слышал я ничего о существовании тела моего после смерти. Все самое лучшее и предначертанное мне получил я лишь из духовного и для него все предназначено. Но если так, то что будет, если из-за какой-то болезни или порчи телесной запутается ум мой и согрешу я пред Тобой? Отринешь ли меня от Лика Своего? Лишишь ли всего блага, иль накажешь меня?»

И поклялся мне Творец (ведь уже достиг ты конечной цели своей и все прегрешения твои простил Я) Именем Своим Великим и Страшным и Троном Своим Вечным, что не ослабнет милость Его ко мне навеки. Согрешу иль не согрешу, милость и святость Его не оставят меня никогда. И услышал я и возрадовался очень.

И все это время внимал я вниманьем безмерным всем назначениям и заверениям, что получил от Творца, но не нашел в них достаточной ясности и языка, на котором мог бы говорить с людьми, дабы обратить их к Творцу, которого познал я.

И не мог я спокойно прогуливаться среди людей, видя, что пусты они совершенно, слыша, как злословят они на Творца и на творение Его. Не мог я, наполненный изобилием и возносящий хвалу, просто ходить и радоваться, словно насме­хаясь над несчастными этими. Тронуло меня все это до глубины сердца моего.

И тогда решил я в сердце своем: «Будь что будет – даже, если спущусь я с уровня моего, обязан вознести к Творцу молитву страстную, чтобы дал Он мне постижения и знания, речения пророческие, мудрость и язык, чтобы сумел я помочь несчастным людям и поднять их на ступень мудрости и наслаждения, подобную моей». И хоть и знал я тогда, что нельзя омрачать мне дух свой, но не сдержался и обратился к Творцу с молитвой горячей…

И было поутру: поднял глаза я и увидел Восседающего в небесах. Смеялся Он надо мной и речами моими, и сказал мне: «Что ты видишь?» Сказал я: «Вижу: борются два человека. Один мудр и совершенен, и полон сил, а второй мал и глуп, как младенец новорожденный. Но второй, не понимающий, маленький и слабый, опрокидывает силача и совершенного». И ска­зал мне Творец: «Этот младенец великим станет».

И раскрыл младенец уста свои и говорил мне, но непонятны были речения его. И все же ощущал я в них сокровища всей мудрости и пророчеств пророков истинных, пока не понял, что ответил мне Создатель на просьбу и сделал меня равным пророкам и постигшим Творца.

И сказал мне Творец: «Встань и взгляни в сторону востока древнего». Посмотрел я и увидел, как в мгновение ока вырос младенец тот и сравнялся ростом с большим, но недоставало ему понимания и ума, как и прежде. И изумился я очень.

Творец же обратился ко мне и сказал: «Ляг на правый бок». И лег я на землю, и сказал Он мне: «Что ты видишь?» И ответил я: «Вижу я: народы мира в великом множестве своем возвеличиваются и исчезают».

И сказал мне Творец: «Если сможешь придать форму всем народам этим и вдохнуть в них жизнь, приведу я тебя в страну, которую поклялся Я праотцам твоим отдать тебе, и все предначертанное Мной – через тебя осуществится!»

 

 

Нельзя никого обвинять

Беседа М. Лайтмана с российским журналистом, популярным телеведущим В. Молчановым

 

 

 

Что ожидает Израиль, живущий в атмосфере абсолютной ненависти, которая исходит от ряда соседних мусульманских стран?

 

Специально для читателей Нашей газеты! Премьеру телепередачи «Круглый стол» с участием М. Лайтмана и В. Молчанова смотрите в интернете на телеканале «Каббала ТВ» в четверг 10 мая в 19:00

 

 

 

 

В. Молчанов. Господин профессор, совсем недавно я участвовал в съемках фильма, который называется «Мелодии рижского гетто». В Риге осталось всего шестеро бывших узников гетто. Один из них – замечательный дирижер, профессор консерватории, Мендель Баш, у которого в гетто уничтожили всю семью – не раз повторял нам во время интервью: «Где ты, Бог?» Он уважает чувства верующих, но не в состоянии более обращаться с молитвой к Творцу.

Почему, с вашей точки зрения, Творец не ответил на молитвы людей, которые обращались к Нему в те страшные, чудовищные минуты?

 

М. Лайтман. А у нас вообще нет примера в истории, когда Творец отвечал на молитвы людей. Посмотрите на всю историю человечества. Это история страданий, это история бегства от страданий, продолжающаяся по сей день. И почему только среди евреев? Вообще, среди всех народов.

Мы должны понять замысел природы, замысел Творца, и тогда, может быть, найдем ответ на вопрос: «Что происходит с нами и что уготовлено нам впереди?». Кроме маленьких передышек, я не вижу в истории хороших моментов, когда бы человечество не страдало. И я не вижу Творца, который бы милосердно к нам относился – не только к евреям, а вообще ко всем.

Надо перестать навязывать Творцу наше понимание действий. У Него своя программа. Творец – это природа, Высшая сила, которая управляет всем мирозданием и ведет его по определенному пути. Мы этот путь не знаем, просто вынужденно существуем в этом мире. Если мы желаем ощущать себя счастливыми, совершенными, то нам надо только узнать, чего желает от нас природа.

Изучая функционирование живых организмов, ты видишь, с одной стороны, с какой мудростью создана каждая клетка и весь организм, как природа предусмотрела всевозможные системы, чтобы все это функционировало хорошо, удобно и правильно. А с другой стороны, ты видишь, что весь этот организм постоянно страдает, вся его жизнь насыщена одними проблемами и поисками: как уцелеть. В итоге он так и умирает. Совершенно нерациональное, вроде бы, существование.

Наука каббала говорит, что нам надо относиться к природе – к Творцу – как к закону. Если я оступаюсь и падаю с крыши, то, согласно закону всемирного тяготения,  я обязательно упаду на землю, и никакие молитвы по дороге не помогут…

То же самое происходит и с нами. Если бы мы знали законы, по которым управляется мироздание, то, правильно их используя, мы, конечно же, сделали бы свою жизнь более комфортной.

 

В. Молчанов. Вы утверждаете, что есть объективные законы управления. Из этого следует, что никто – ни Буш, ни Сталин – не в силах ничего сделать. А миллионы людей, уничтоженных Сталиным, Гитлером, они что – следствие этих объективных законов? Они вписываются в эти законы?

 

М. Лайтман. К сожалению, да. Если мы рассматриваем законы, мы должны абстрагироваться от наших чувств. Мы должны просто изучать силы, воздействующие на наш мир.

Представьте себе: одна единая, огромная сила, абсолютно альтруистическая, толкает нас к тому, чтобы мы стали подобными ей. И естественно, как любая физическая сила, она действует, совершенно не принимая во внимание наши ощущения.

Вы говорите о милосердном Боге, о чувствах, о том, что Он заботится о своих творениях и так далее. В принципе, этого нигде нет. Если мы смотрим на происходящее чувственно, то ощущаем радость или страдание, но все это – законы. Они и дальше будут вести нас вперед. Если мы не поймем их, если мы не будем знать точно, не научимся правильно ими пользоваться, как в физике или химии, то, естественно, и далее будем страдать.

Природа постоянно нас бьет. Почему мы не можем спросить, с какой целью это сделано? Ведь все, что происходит в природе – целенаправленно. Это делается только для того, чтобы мы начали разбираться, в чем причинность и в чем цель всех этих ударов, всего этого нашего существования. Ничто не создано бесцельно и ничто не исчезает  бесследно. Мы самонадеянно полагаем, что можем действовать по своему разумению, и в итоге – смотрите, какой кризис…

 

В. Молчанов. Я прочитал несколько ваших книг. Вы говорите в каждой из них об эгоизме. Вы сами по натуре эгоист?

 

М. Лайтман. Все мы рождаемся эгоистами. Такова природа нашего мира. Наука каббала говорит о том, что в человеке из поколения в поколение предусмотрен природой постоянный рост эгоизма. Этот рост обязателен и необходим, для того чтобы человек поднимался над своим эго, чтобы люди жили, как братья, единой семьей.

 

В. Молчанов. Вы пишете, что только каббалист в состоянии заранее увидеть и предупредить события до их проявления на Земле. Что ожидает Израиль, живущий в атмосфере абсолютной ненависти, которая исходит от ряда соседних мусульманских стран?

 

М. Лайтман. Законы природы абсолютны и объективны. Если народ Израиля в течение ближайших, допустим, семи-десяти лет, не изменит себя внутренне, не преодолеет барьер, отделяющий ненависть от любви к ближнему, которая должна быть основой жизни всех людей, то нам не будет места на этой земле. Она, как и в прошлом, «изрыгнет» нас, и мы должны будем отсюда уйти, если еще успеем.

 

В. Молчанов. «Должны будем уйти, если успеем»? Это очень страшное замечание.

 

М. Лайтман. Да. И эта земля тогда наполнится арабским населением.

И весь мир в таком случае ожидает третья, а затем и четвертая мировая война. В итоге, человечество все равно должно будет осознать необходимость своего изменения.

 

В. Молчанов. Число мусульман на земле растет в геометрической прогрессии. Разве борьба с «неверными» – с вами, со мной,  угодна Творцу?

 

М. Лайтман. Я не обвиняю вообще никакие народы, ни в чем. Все они управляются свыше.

Наш мир является всего лишь следствием управления Высших сил. Цель этого управления такова: человечество путем осознания зла – эгоизма – должно само себя изменить. И мусульмане, и народы мира играют в этом движении свою роль. Нельзя никого обвинять, потому что человек действует согласно тому, что в нем вызывают законы природы.

Мы чувствуем себя комфортно только тогда, когда находимся в равновесии с окружающим нас миром. Сегодня на ментальном, моральном, психологическом уровне мы противоположны природе. Она абсолютно альтруистична. Мы же, относительно нее, эгоисты, готовые «пожирать» и ее, и друг друга. До тех пор, пока мы не выйдем на уровень равновесия с природой, мы все время будем ощущать ее давление – через арабов, через тех же фашистов… Неважно, кто будет играть эту роль, мы все равно будем страдать.

 

В. Молчанов. Скажите, а может ли каббала, с вашей точки зрения, стать национальной идеей? Или она наднациональна?

 

М. Лайтман. Она наднациональна. Ведь евреи сформировались, как народ, только на основе идеологии. Это группа, которая образовалась в Древнем Вавилоне, вышла из него и начала жить согласно духовным принципам. Со временем она стала называться «народ Израиля». Потом, когда она упала с этого духовного уровня, название за ней сохранилось, но это лишь название.

 

В. Молчанов. Почему все, что окружает каббалу, связано с некоей тайной? Почему каббалисты так закрыты? Ведь ваш учитель, великий  каббалист Бааль Сулам, еще 70 лет назад говорил, что необходимо раскрывать каббалу широкому кругу общественности?

 

М. Лайтман: А кто этого желает? Где этот широкий круг общественности? Дайте мне его!

Я выпустил около тридцати книг, они переведены на десятки языков. Наш сайт в интернете открыт абсолютно для всех. Мы распространяем бесплатно газеты в России, в Америке, в Израиле, сейчас и в Индии…

Но где та широкая общественность, которая интересуется этим?

Каббала была скрыта до конца девятнадцатого века. Пока она была скрыта, вокруг нее «накрутили» очень много всевозможных домыслов. Люди все-таки хотели знать, что это такое… Но каббалисты специально ее скрывали. Они ждали, пока человечество «дозреет» до сегодняшнего кризиса и действительно востребует каббалу, а не какую-то мистику или амулеты. Двадцатый и особенно двадцать первый век  – это время раскрытия каббалы. Сейчас она открыта для всех.

Каббала говорит о той части природы, которую мы в наших пяти органах чувств не ощущаем. В каждом из нас заложен дополнительный орган ощущения, но только в своем зачаточном состоянии. Изучая науку каббала, мы создаем условия для развития этого органа и начинаем ощущать, как дышит вокруг нас все мироздание, как мы взаимодействуем с природой.

Я желаю, чтобы мы все этого поскорее достигли.

И. Смагин

Б. Белоцерковский

www.kab.tv/rus

 

 

Вопросы и ответы

 

Почему на протяжении отсчета омера мы каждый день упоминаем название соответствующей ему сфиры?

Душа человека состоит из 49 свойств, называющихся «днями». Каждый день отсчета омера символизирует новое состояние, в котором человек исправляет одно из своих свойств. Когда все они исправляются, в них раскрывается Высший свет, именуемый «Торой» или «Творцом».

 

По еврейской традиции, в первый раз мальчиков принято стричь на Лаг ба-омер, после того как им исполнилось три года. Этот обычай называется «халакэ». Каков его духовный корень?

Трехлетний возраст символизирует «исправление трех линий», которое человек должен осуществить. Волосы обозначают каналы изобилия, через которые из мира Ацилут спускаются особые света, помогающие человеку исправлять свою душу. Срезание волос на голове указывает на активное действие по исправлению со стороны человека. Чтобы намекнуть на процесс духовного развития, и был установлен обычай халакэ. Стрижка производится именно в 33-й день омера, так как он символизирует начало вхождения света в душу.

 

Почему говорят, что нельзя изучать книгу «Зоар»? Правда ли, что, читая ее, можно сойти с ума?

Вся Тора, включая ее раскрытую и скрытую части, дана лишь для исправления сердца человека. Сказано: «Я создал злое начало и создал Тору как приправу, потому что скрытый в ней свет возвращает человека к Источнику». В науке каббала заложен «свет, возвращающий к Источнику», – свет, ведущий нас к духовному совершенству. В «Предисловии к «Учению Десяти Сфирот» Бааль Сулам подчеркивает, что каббала предназначена для людей, задающихся вопросом о смысле своей жизни. Поскольку в наши дни таких людей становится все больше, именно в нашем поколении настало время приступить к широкому изучению науки каббала. Каждому, кто занимается этой наукой по методике Бааль Сулама, гарантировано не только психическое здоровье, но и счастье…

 

Некоторые говорят, что книгу «Зоар» написал рабби Шимон Бар Йохай, а другие приписывают ее рабби Моше де-Лиону. Кто прав?

Бааль Сулам, рав Йегуда Ашлаг, отвечает на этот вопрос в «Предисловии к книге «Зоар» (п. 59-60): «Все, кто разбираются в книге «Зоар», то есть понимают то, что в ней написано, единодушны в том, что книгу «Зоар» написал великий рабби Шимон Бар Йохай. Только далекие от этой науки люди, среди которых некоторые сомневаются в этом, склонны полагать, на основании вымышленных данных, полученных от противников каббалы, что автором является каббалист рабби Моше де-Лион, или другие его современники…»

 

Почему мы празднуем события, произошедшие две тысячи лет назад?

В этих событиях нас интересует не история. Нам необходимо выйти из того катастрофического состояния, в котором мы оказались сегодня в «современном мире». И для этого мы должны воспользоваться методикой исправления, созданной две тысячи лет назад. То есть мы отмечаем не исторические события, а получение методики исправления.

 

Связаны ли книга «Зоар» и каббала с мистикой?

Каббала является научной методикой, предназначенной для того, чтобы привести человека к исправленному состоянию, в котором он ощущает себя вечным и совершенным, подобно Творцу. Поскольку изначально состояние это скрыто от нас, каббала называется «тайной наукой», и для ее изучения необходимо руководство истинного каббалиста.

Шаг за шагом каббала ведет человека, объясняя все причины и следствия происходящего с ним и с миром. Этот процесс развития основан на реальных знаниях и постижениях, и никак не связан с мистикой.

 

ОПределения

Лаг ба-Омер

Важная поворотная точка на духовном пути – состояние, когда человек завершил составление плана исправления души. После чего наступает следующий этап – реализация программы в действии. В результате человек приходит к состоянию, которое называется «окончательное исправление души». Символом завершения исправления души является праздник получения Торы или света – Шавуот.

Костер

Костры, разжигаемые в Лаг ба-омер, олицетворяют тот большой свет, который раскрывается при нашем объединении между собой в любви к ближнему. В каждом из нас сокрыта «искра» желания к духовному. Когда мы объединимся друг с другом, все наши «искры» сольются в единое желание — пламя, символизирующее Высшую силу.

Сфира

Слово сфира происходит от слова сияющий (на ивр. – сапир). Душа состоит из десяти сфирот: Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод и Малхут. Эти сфирот являются свойствами души, и в них мы ощущаем Высший свет.

Свет

Ощущение человеком Высшей силы называется «светом». Каббала объясняет, что «свет» присутствует в каждом месте, в каждом желании, которое не находится под властью эгоизма, себялюбия. Исправив себя и сменив себялюбие на любовь к ближнему, человек наполняется новым ощущением. Это и есть «свет».

Душа

Каждая душа – это часть единой мозаики под названием «общая душа» или «Адам Ришон». Лишь соединившись с остальными частями мозаики и дополнив общую картину, человек ощутит Высший свет, наполняющий его душу.

Отсчет Омера

Отсчет омера длится 49 дней и напоминает нам о процессе исправления 49-ти частей души. Душа человека состоит из десяти сфирот, разделяющихся на три первых и семь последних. Три первые, высшие сфиры уже исправлены великими каббалистами прошлых поколений. Нам осталось исправить семь последних сфирот, каждая из которых также делится на семь – всего 49 частей.  Каждый день отсчета Омера символизирует исправление очередной сфиры. Завершив этот процесс, мы достигаем ступени «дарования Торы» – праздника Шавуот.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАББАЛИСТОВ

 

Да не скажет непонимающий: «Как я могу понять сказанное в книгах каббалы?» Потому что согласились все праведники, что это советы нечистых и лживых сил. И хотя он не понимает этого, но язык книги «Зоар» исправляет душу и доступен всем, как малым, так и большим, каждому в соответствии с его разумением и душой.

Рав Цви Гирш, «Анагот Яширот» гл. 5

 

Если бы прислушались ко мне мои современники, в которых устрашающе возгорается эгоизм, начинали бы изучать книгу «Зоар» с 9-летними детьми, чтобы подражать ей.  Тогда  бы страх прегрешения упредил знания, и устояли бы.

«Ноцер Хэсэд», гл. 4, учение 20

 

Изучение книги «Зоар» исправляет тело и душу и в состоянии быстро приблизить освобождение в дни «последнего поколения».

«Матэ Эфраим», гл. «Катан», 23

 

 

admin @ 15:42

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика