Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ахарей мот – Кдошим

Наше поздравление с наступающим Шабатом выполнено на двух уровнях. Для тех, для кого слова «любовь с первого взгляда к Торе» не утратили всей прелести новизны, и для тех, кому мы от всего еврейского сердца желаем ещё и «новизны очарованья». Радости слов Торы всем нам, дорогие читатели!

«Любовь с первого взгляда»

Ахарей мот (после смерти).

Всю власть советам!

«И говорил Всвышний Моше после смерти двух сыновей Аhарона…» Ваикра, 16:1

Смерть Надава и Авиhу – не столь незначительное событие, чтобы затеряться в нашей памяти. И упоминание о гибели «двух» сыновей абсолютно излишне, если только речь не идёт о чём-то подчёркнуто важном.

Мидраш (Ваикра раба, 20гл.) сообщает: Надава и Авиhу были наказаны за то, что не посоветовались друг с другом, когда обдумывали возможность принести кторет (воскурения) перед Вс-вышним. Необходимость совета перед судьбоносным решением у евреев связана с пониманием общности нашей судьбы. В случае же Надава и Авиhу их обращение друг к другу сделало бы задуманное ими невыполнимым. Каждый из них решил совершить действие, доступное лишь ступеньке Первосвященника. Но должность Первосвященника уникальна и единственна, а потому желание двух братьев взять на себя единственную в своём роде прерогативу, стань оно известно им обоим, мгновенно избавило бы их от смертельных иллюзий (по одной и той же на каждого) – «Я – Коэн Гадоль».

Мне кажется, мораль для всех нас очевидна.

Кдошим

Правосудие по-еврейски: Не судите, да не судимы будете!

«По справедливости суди соратника своего»  Ваикра, 19:15

РаШИ комментирует цитатой из «Пиркей Авот»: «Суди друга своего в оправдательную сторону». Как соединить справедливость с требованием оправдывать? Конечно же, через желание самооправдания!

Любая попытка осуждения в глазах собственного чувства справедливости содержит элемент  само выгораживания по принципу «я не такой, я на рупь дороже». Мудрецы, борясь с данной  тенденцией,  настоятельно рекомендуют «Не суди друга своего, пока сам не окажешься на его месте».

Но как всё вышесказанное укладывается в общую концепцию суда и справедливости?

БеШТ основывает свой ответ на сказанном царём Давидом: «Спаси меня от всех моих преступлений, не ставь меня обвинителем мерзавца» (Теhилим 39:9). Душа оказывается в мире Истины собственным обвинителем. Ей показывают содеянное ею в бытность свою тандемом «душа+тело», и при этом не дают почувствовать, что речь  идёт о собственной  жизни. И со всем пылом желания быть вопервых строго справедливым по отношению к окружающим (но не к себе!), душа осуждает саму себя – сурово, по прокурорски.

Но если вспомнить, что все евреи  соратники (!),  получится со всей очевидностью, что, осуждая другого, мы осуждаем себя. И тогда тяга к самоутверждению через  осуждение  других… испарится. Ведь по справедливости (истинной!) в криво  забитом гвозде повинна не только «кривая» рука, но и весь… обще-еврейский организм. И наши прокурорские способности даны нам, чтобы мы ими… не пользовались!

(Естественно, что всё вышесказанное не относится к разбирательствам в еврейском суде бейт-дине, чья прямая задача – избавить своим приговором от Приговора Высочайшего!)

*Трактат  мишны, содержащей жизненно-основные правила еврейского мировоззрения

«Новизны очарованье»

Ахарей мот

Духовное и земное

«Говорил Всевышний Моше после смерти двух сыновей Аґарона, при приближении (приношении) их перед Всевышним, и умерли. И сказал Всевышний Моше: «Поговори с Аґароном, братом твоим, и пусть не заходит во всякое время в Кодеш». Ваикра, 16:1-2.

Очевидно, что тавтология «после смерти…  и умерли» не оставляет мудрецов равнодушными. РаШИ приводит слова раби Эльазара сына Азарии: «Пример больного, которого посетил врач и сказал ему: «Не ешь холодного и не лежи в сырости». Пришёл другой и сказал: «Не ешь холодного и не лежи в сырости, чтобы не умер ты подобно тому, как умер такой-то и такой-то». И слова второго быстрее действуют, чем первого. Поэтому сказано «после смерти двух сыновей Аґарона».

Объясняя слова раби Эльазара, РаШИ добавляет: «И сразу во втором предложении появляется приказ, в котором и сообщается, в чём следует действовать быстро (поспешно), чтобы не умер подобно тому, как умерли его сыновья». Попробуем с помощью комментария рава Хаима Зоненфельда понять причину поспешности, на которую и намекает повтор «и умерли».

Рав Зоненфельд начинает с естественного вопроса. При всей ужасности последствий поступка Надава и Авиґу, их смерть ничуть не «страшнее» закидывания камнями, которого «удостоился» «субботний дровосек» (смотри Бе-Мидбар, 15:36). И тем не менее, никаких особых предупреждений в этом и других смерти достойных случаях Пятикнижие не делает, а лишь в нашем?!

Ответ предлагает чёткое разделение на проступки и… «подвиги». Во всех случаях, предупреждая о запретном, Тора приводит наказание как естественную меру пресечения, демонстрирующую невыносимую тяжесть запретного. Но в случае с сыновьями Аґарона мы имеем дело с праведниками, захотевшими несанкционированной близости к Творцу. И смерть в этом случае принципиально отличается от приговора Санґедрина – она следует немедленно, безо всякого предупреждения. Отсюда очевидная необходимость специального намёка на незамедлительность смерти. Потому и появляется дважды: «после смерти… и умерли», она же идея «поспешности» у комментаторов.

Вопрос, на который нам осталось ответить, – всегдашний: «А какие практические выводы касательно  нашей с вами жизни можно и нужно сделать из сказанного Торой?»

Мораль на сей раз почерпнём из сказанного равом Авраґамом Гродзенским. Прилагая усилия на ниве материального, человек лишь доказывает действенность проклятия «в поте лица своего», никак не влияя на заранее установленный Небесами результат. Старания и поспешность не бывают лишними… только в духовном, где времени нет и в помине!

Измерение времени – «не… во всякое время» — барьер для праведников, пробежавших «путём земли» и научившихся духовно подниматься!

Кдошим

Что мы имеем сжизни?

«Перед сединой   вставай, и превосходно относись к лицу старика»

Ва-Йикра, 19:32

Несомненность некоего повтора в вышесказанном заставляет наших мудрецов «потрудиться» над объяснением (в трактате Кидушин, 32:2).

Если бы было сказано только лишь первое  «перед сединой — вставай» могли бы мы решить, что любая седина (то есть биологический возраст) заслуживают безусловного уважения. Потому сказано в продолжение: «И превосходно относись к лицу старика». Стариком, в оригинале «закен», называется лишь тот, кто приобрёл мудрость. РаШИ добавляет: «Закен – это аббревиатура – «зэ кана хохма» — этот приобрёл мудрость».

Очевидность небезусловного уважения к старости я проиллюстрирую следующим примером. В последнем номере «харидского» еженедельника «Мишпаха» молодой и весьма современный израильтянин Рони Розенберг рассказывает о неожиданной концовке его желания «обрести корни»* .Расспросы о судьбе бабушки и всех её детей (кроме чудом спасшегося отца Рони) привели его к глубокому старику, который воссоздал перед изумлённым внуком (естественно, поляк не знал, перед кем он открывает душу!) картину убийства им и его товарищем еврейки (бабушки!) и её малолетних детей (дядей!) в далёком 41-ом. «Слушая описание красочных деталей убийства, которое старик спокойно воссоздавал (и даже показал место, где он закопал жидовские трупы), я испытывал неодолимое желание его задушить», — рассказывает Рони. «Узнав, перед кем откровенничал, старик испугался, но я сказал ему: «Мы, евреи, не  похожи на вас, и я  не буду тебе уподобляться и тебя убивать».

Конец истории. Вот только как быть с РаШИ, которым в своём комментарии расшифровал аббревиатуру из двух слов («зэ» (этот) «кана» (приобрёл) – «закен»)… тремя словами «зэ кана хохма». Откуда эта хохма? (Извиняюсь за «одессизм»).

Отвечаю и резюмирую  — единственным реальным приобретением в нашем  мире является  мудрость, не путать с сединой! А потому о том, что приобрёл, у евреев даже вопроса не возникает!

* Наименование модной в последнее время поездки в Польшу секулярных израильтян, открывающих для себя произошедшее в Катастрофу.

М.-М.Гитик

ШАБАТ ШАЛОМ!

admin @ 12:44

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика