Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
hафтара главы Ахарей
Категория: Бней Ноах

Йехезкель, 22:1-19

О жизни пророка Йехезкеля и его пророчествах см. книгу Брейшит, hафтару к главе Ваигаш.
В недельной главе приводятся законы, в которых выражено требование Всевышнего хранить морально-нравственный облик и оберегать душу от осквернения. В hафтаре, представляющей собой отрывки из глав книги пророка Йехезкеля, описывается нарушение морально-нравственных законов брака и чистоты семейной жизни сынами Израиля. Пророк обвиняет Иерусалим в тяжелых грехах и совершении страшных преступлений. Нарушение ряда запретов, перечисленных в этой главе, привело к тому, что народы, населявшие Кнаан, были полностью уничтожены. Это само по себе должно было бы стать предупреждением и предостережением для сынов Израиля. Этот пророческий текст является частью предсказания о падении южного Иудейского царства, которое было произнесено Йехезкелем в 590 году до н. э. Через четыре года после этого Иудейское царство пало, а значительная часть народа была угнана в глубинные районы Вавилонской империи.
Значение пророчества и учения Йехезкеля в то время, когда народ мог еще раскаяться и избежать страшного наказания, трудно переоценить. До трагедии он был обличителем народа, а после разрушения государства, Иерусалима и Храма стал его утешителем. Он был тем, кто издал крик отчаяния и ужаса обреченного, когда оставалась еще небольшая надежда, что он будет услышан жителями Иудеи и Иерусалима, которые придут в ужас от надвигающегося наказания и оставят свои дурные дела. После разрушения Храма Всевышний открывает пророку то, что произойдет в будущем, после того, как пережив трагедию изгнания, народ Израиля раскается и будет прощен. Пророчества Йехезкеля полны надежды и ожидания возвращения из изгнания. Картины восстановления Храма не покидают его.
Жители Иудеи не верили, что их постигнет такая трагедия и весь народ будет стоять на грани полного исчезновения. Они не осознавали того, что нарушение законов Всевышнего, и особенно законов брака и чистоты семейной жизни, привело к тому, что с лица земли исчезли целые племена и народы. Йехезкель говорит о том, что многие люди, жившие в то время, сомневались в справедливости путей Всевышнего (Йехезкель, 18:25). Непонимание всей отвратительности совершенных народом преступлений привело к тому, что многие стали спрашивать: «А существует ли вообще справедливый Судья всего мира?».
Поэтому Йехезкель считает своей первостепенной задачей разъяснение пути управления миром и принципов взаимоотношений Всевышнего и народа Израиля. Он углубляется в прошлое и анализирует его. В отличие от других пророков, он описывает историю Израиля как длинную непрерывную цепь преступлений. Причина такой безжалостности при обличении грехов понятна: только если народ раскается, можно будет избежать трагедии и спасение может прийти в самый последний момент. Но даже если народ не раскается и на него обрушится наказание, возможны прощение Всевышнего и возвращение из изгнания — но только если сыны Израиля увидят во всех происходящих событиях не бессмысленную случайность, а претворение в жизнь плана Всевышнего и признают справедливость Его суда.
Произнося свое обличение, Йехезкель опасается, что его слова могут привести народ в отчаяние, и многие скажут, что если таково прошлое Израиля, то на самом деле у него никогда не было права на существование. Теперь народ похож на мертвые кости, разбросанные в долине, и ничто не сможет оживить его, потому что нет у него в прошлом никаких заслуг и нет ничего светлого, на что можно было бы опереться и начать все заново: «Потеряна наша надежда, мы совсем отсечены и отрезаны». На это Йехезкель возражает, что Всевышний не желает гибели Израиля, а ожидает, когда народ раскается и оставит свои дурные дела. «Скажи им, и поклянись именем Моим, — говорит Бог Господь. — Нет Мне радости от смерти злодея, но желаю Я, чтобы оставил он свои дурные пути и жил. Сверните, сверните прочь с ваших дурных путей. Зачем тебе погибать, дом Израиля?». Всевышний восстановит Израиль, даже если он не заслуживает этого. Он приведет его к раскаянию и вернет из изгнания ради славы Своей.
Ужасающая правдивость великого пророка, призывающего к раскаянию, оказала решающее влияние на все поколения сынов Израиля. Именно она стала одной из причин, по которой народ Израиля смог сохранить себя в изгнании, вернуться на родину и начать новую эпоху, которую принято называть эпохой Второго Храма. Не следует забывать, что в Вавилонии евреи практически не находились на положении рабов. Для них были открыты все блага новой стремительно развивающейся цивилизации. И тем не менее, подавляющее большинство народа предпочло жить обособленной жизнью, создав небольшие общины и устранившись от аморального, развратного и извращенного общества идолопоклонников, оскверняющих себя ради служения Мардуку и Астарте.

Глава 22:1-12. Грех Иерусалима

  1. если будешь судить История предков может послужить зеркалом для тех, кто хочет взглянуть на самих себя.
    город кровавый Этот эпитет относится к несправедливому суду, творимому в городе, и к принесению в жертву детей во времена царя Менаше.
    3. город, проливающий кровьи делающий идолов себе Кровопролитие и идолопоклонство всегда сопровождают друг друга. Эти два греха изо дня в день совершаются в городе, который должен быть святым.
    чтобы пришло время его Грех города приближает час его разрушения (Кимхи). Город как бы сам просит, чтобы пришло возмездие.
    чтобы оскверниться Идолы, которыми наполнен город, изобличают его — они станут причиной страшного наказания.
    4. и приблизил ты дни свои Дни суда.
    и достиг годов [наказания] своего И теперь ожидает разрушения.
    поэтому отдал Я тебя Решил отдать тем, кто приведет в исполнение суровый приговор. В книгах пророков будущее время часто заменяется прошедшим, что подчеркивает неотвратимость предсказания, содержащего в пророчестве.
    5. распрей Междоусобиц и беспорядков.
    6. вожди Израиля Те, с кого следовало бы брать пример и учиться у них справедливости, правосудию, любви к ближнему и любви к пришельцу, соблюдению субботы и праздников. Если же те, кто стоят во главе народа, пользуясь своей властью, повсюду насаждают несправедливость и притесняют честных людей, то общество постепенно начинает считать нормой ту мораль, которую ему навязали.
    каждый по мере силы своей Они не признают никакого закона, кроме закона силы, и каждый устанавливает такие порядки, какие считает нужными.
    чтобы проливать кровь Именем закона. Подобные преступления были нормой среди древних народов, и на них смотрели как на неотъемлемую часть жизни. Только в Израиле находились учителя, которые обличали тиранию, двойную мораль и беззаконие правителей. Они постоянно предупреждали, что человек, который наделен властью, не имеет права пользоваться ею в своих интересах. В противном случае наказание Всевышнего настигнет его, какой бы силой и мощью он ни обладал. В Греции и Риме были свои богатые и бедные, как и среди народа Израиля, разные классы боролись друг с другом, но ни разу не прозвучал голос в защиту справедливости и милосердия. Поэтому слова пророков имеют намного большее значение в настоящее время: они отвечают на вопросы современного человека и поддерживают его морально в гораздо большей степени, чем все произведения античной литературы.
    7. пренебрегали у тебя В Святом городе.
    8. святыни Мои Иерусалим.
    9. клеветники Доносчики и ложные свидетели служат орудиями узаконенных убийств.
    и на горах ели у тебя [в честь идолов] Язычники выбирали возвышенности, чтобы поклоняться на них своим божествам.
    обнажали Имеется в виду заключение брака с женами отца, как это принято у окружающих языческих народов (см. Ваикра, 18:7).
    нечистую См. Ваикра, 18:19 и 20:18.
    11. осквернял развратом Идолопоклонство всегда сопровождалось развратом и нарушением всех законов, определяющих святость.
    12. взятки брали среди тебянаживался Коррупция была широко распространена на Древнем Востоке. Однако для сынов Израиля недопустимо брать взятки, так как это отвратительно Всевышнему, и наказание не замедлит прийти.
    а Меня забыл Все преступления, о которых говорилось выше, сводятся к одному: «Люди забыли Меня», — говорит Всевышний. Забывая Творца, люди возвращаются к более низким стандартам морали, по которым живет общество идолопоклонников и от которых они отказались в прошлом.
    13-19. Наказание
  2. ударил Я рукой Своей В гневе.
    14. устоит ли сердце твое Перед той печалью и тем горем, которые являются неизбежным следствием всех преступлений.
    15. и истреблю скверну из тебя Цель Всевышнего — не уничтожение народа, а возвращение его на пути праведности.
    16. и осквернишь ты себя сам Букв. «и унаследуешь все это». Народ должен запомнить те страдания и позор, которые постигли его вследствие совершенных преступлений.
    и узнаешь, что ЯБог Наказание очистит тебя и приведет к осознанию того, что Всевышний — Бог справедливости и святости.
    18. окалиной Иерусалим, как железо, будет погружен в огонь, чтобы ржавчина, покрывшая поверхность металла, выгорела. После чистки железо заблестит как новое.
    19. потому собираю Я вас Осада города приближается, и жители окрестных городов и деревень спешат укрыться за стенами Иерусалима. Близка развязка.

Материал с сайта «Маханаим» — http://www.machanaim.org.il

 

admin @ 12:25

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика