Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
БЕШАЛЛАХ  

Темы главы:

1.Единый намечает Израилю более долгий маршрут, чтобы евреи не решили вернуться в Египет, почуяв опасность войны с жителями прибрежной полосы. Евреи идут через пустыню в сторону Тростникового (Красного) моря. С ними прах Йосефа (согласно его завещанию). Единый проявляется в их стане как облачный столб ночью, и как огненный — днём.

2.Фараон решает преследовать евреев. Шестьсот отборных колесниц во главе с фараоном отправляются в погоню. Они нагоняют евреев у Пи-hаХирот на берегу моря.

Евреи, в страхе перед войском Египта, жалуются Моше. Моше успокаивает их. Всю ночь дует восточный ветер, и к утру в море образовывается сухой участок, по которому евреи пересекают море. Египтяне гонятся за евреями, но их колесницы двигаются медленно, и приливные волны покрывают и колесницы, и воинов. Увидев великое чудо спасения, евреи верят в Единого и в Моше.

3.Песнь Моря, которую поёт народ, восхваляя Единого за чудо.

Евреи путешествуют от оазиса к оазису. Моше очищает горький источник Мара. Евреи жалуются на отсутствие нормальной пищи. Единый посылает им ман (манну) — питательные зёрна, падающие с неба. В Рефидим народ жалуется на отсутствие воды. По слову Единого Моше бьёт посохом по скале, и начинает течь вода.

Племя Амалек подстерегает евреев и нападает на них. Евреи под водительством Йеhошуа бин-Нуна воюют с амалекитами, а Моше, поднимая руки к небу на вершине холма, укрепляет евреев. После победы над Амалеком провозглашается «вечная война» Единого против Амалека.

4.Долгая дорога из рабства…И когда вывел Единый народ Израиля из Египта, Он не повел их краткой дорогой.
Многолетнее рабство превратило семью Яакова в толпу, привыкшую слушаться лидера, в толпу, которую можно было из этого рабства вывести – слава рабству египетскому.

Оно дало потомкам Яакова навыки тяжелой работы, которая понадобится, чтобы строить свою страну — слава рабству египетскому.

Оно дало им знание того, как организовывать государство – те самые ценности, «одолженные» у египтян: слава рабству египетскому.
Но рабство изменило и психологию евреев: теперь это – рабы. Они видят в своих (своих, выбранных!) лидерах тех же хозяев-египтян, и требуют, требуют от них то харчей, то поблажек. Да, раб делает все, что ему прикажут. Но то, чего ему не прикажут, он никогда не сделает. Раб – великий пофигист: он работает не на себя, какое ему дело?
Знакомые симптомы? Конечно. История повторяется.
А самое страшное, когда рабу ни с того, ни с сего вдруг дается власть
. Помните Киплинга?
Все четверо опасны нам,
но, всё же, в списке том
Агур поставил раньше всех
раба, что стал царём.

Агур бен Якэ – наш человек, один из авторов книги Притч Соломоновых, и Киплинг ссылается на эту священную книгу. А люди, сидевшие в советском лагере, – заключенные, узники, но не рабы – говорили просто: «если из панов пан – это ничего; но ежели из хамов пан – это худо».

В сегодняшней главе евреи только и делают, кажется, что требуют у Бога (и у Моше) то да сё. Благодаря длинному и тяжкому пути эти черты их характера (нашего, нашего характера) выявляются, и с ними можно бороться.

А представляете себе – евреи выходят из Египта коротким путем, сразу оказываются в Ханаане в полной уверенности, что они – самые замечательные, и все им должны пять копеек, от царей Шхема и Иерусалима до Моше и Господа Бога? Представляете себе, какое государство они бы наваяли?

Рабство сыграло свою роль, его отраву надо вытравить из душ евреев. Для этого и организует Творец продлённое путешествие по безводному Синаю, хотя по побережью («земля филистилян») можно было дойти очень быстро.

Примечание: Каким образом прибрежная полоса названа здесь «земля филистимлян», когда в описываемый период народ филистимлян (родственный грекам) ещё не прибыл сюда с острова Крит, и территория окрестностей Газы заселена обычными семитами? Дело в том, что название «плиштим» употребляется в Торе по отношению к жителям этой земли ещё времён Авраама, и имена у этих «плиштим» — семитские (Авимелех, Ахуззат). Скорее всего, само слово «плиштим» (егип. ПРСТ, возможно, от семитск. ПЛШ «вторгаться») изначально относилось к жителям этой полосы и перешло на собственно филистимлян только тогда, когда они её захватили — точно так же, как в наши дни группа арабов назвалась этимологически тождественным словом «палестинцы» для создания эффекта причастности к этой земле. Арабские пропагандистские материалы называют «палестинцев» потомками не то ханаанеев, не то филистимлян.
Начало спасения

Чем хороша? Отчего не выбрал Творец короткий путь, но повел долгой дорогой? Ибо сказал Бог: чтобы не успокоился народ, увидев войну, и не вернулся в Египет (13,17).

Не «чтобы не устрашился народ» — да и не очень старается Создатель не пугать нас, иначе не послал бы Он за нами войско фараона. «Чтобы не успокоился народ, увидев войну».

Как можно успокоиться при виде опасности для жизни?

Свободный человек — не может. Раб — успокоится и обрадуется. Всё! У нас есть желанная отговорка! Мы не хотим ничего делать сами, но поставлены в ситуацию, где должны думать и действовать. И вот — война, а с ней — официальная причина не думать и не действовать.

Как красиво всё выглядит: мы от души старались, но не можем же мы воевать, мы не приспособлены, давайте отступим и марш, марш к родным берегам Нила, к кнутам и надсмотрщикам… Так школьник, не выучивший уроки, рад болезни учительницы.

Так сплошь и рядом мы в повседневной жизни ищем хороший повод оправдать наши дурные поступки — и при этом ведём себя как рабы. И для каждого из нас история Исхода из Египта — причина попробовать освободиться от рабства.

Может показаться, что то современное Государство Израиль, в котором живём мы, и есть страна, построенная рабами, не прошедшими горнила Синая. Но этот, далёкий от Торы, насквозь прогнивший, предающий сам себя, ложный, неправый и неправедный Израиль, тем не менее обладает одним достоинством: он еврейское государство на земле Эрец-Исраэль. В полном соответствии с пророчествами он — не Геула (спасение), но он — Атхалта ди-Геула (начало спасения).

Поэтому еврею надлежит жить в Израиле, как бы ни был ему неприятен такой Израиль: на Святой Земле, которая принадлежит ему, тебе, мне, нам — а не только политикам разной степени продажности. Никакое разочарование в строе и режиме не должно сдвинуть с этой земли еврея и увести его на чужбину.

Сказали мудрецы: каждый, кто живет в Эрец-Исраэль, прощаются ему грехи его… прожива-ние в Эрец-Исраэль уравновешивает все заповеди Торы («ха-Мицвот ха-Тлуйот ба-Арец» рава Кальмана бен Биньямин-Зеэв Кахана, дополнение к «Кицур Шулхан Арух» согласно Хазон-Ишу). А праведник Исар бен Мордехай Шейнкар (благословенна будь память о нём!), писал: «если грязно в моем дому — я сам уберу. Если здесь что-то не так — это моя забота».

Проще:

Не надо быть патриотом израильской государственной системы, чтобы быть патриотом Израиля.

Не надо любить административный аппарат государства Израиль, главный раввинат Израиля, правительство и оппозицию к нему. Но надо бы полюбить Израиль: саму страну и землю Израиля, которая нуждается в нашей любви сейчас более, чем когда-либо.

Примечание: под словами «жить в Израиле» имеется в виду — жить в Эрец-Исраэль. Правительству Израиля Не дано право передавать исконную землю в чужие руки. Так что «поселенцы» выполняют заповедь жизни в Эрец-Исраэль, даже если официальные власти отказываются от пра-ва на место, где они живут. Да и какие это места — Хеврон, один из четырёх священных городов, город Авраама; Текоа, родина Амоса; вообще земля Иудейского нагорья, названного в честь нас, иудеев…
Пятая часть — или вооружённые?

И хамушим вышли сыны Израиля из Египта (13,18). Простое толкование: вооружённые. РаШИ говорит: «чтобы читатели не удивлялись, откуда у них оружие для борьбы с Амалеком». Но он же приводит старинное иносказательное толкование: хамушим — от хамеш, пять. Только пятая часть всех евреев покинула Египет, остальные остались.

Возможно, что было и то, и другое: что большая часть семитских рабов осталась в удобном и уютном рабстве, и даже не очень заметили ухода каких-то двадцати процентов. Ну, прекратились стихийные бедствия, но ведь на то они и стихийные — как пришли, так и ушли.

А ещё были какие-то крикливые фанатики-подстрекатели, так, слава богам Египта, они тоже куда-то подевались. Разве не так было поначалу и в царской России эпохи первой алии, и в Советском Союзе в эпоху «первой советской» алии, и в других местах?

 Куда девалась кровь оставшихся евреев Египта, не прошедших Синая?

Возможно, толика её текла в жилах поздних египтян, безуспешно сражавшихся с греческими солдатами Александра Великого.

Может, в жилах великих египтян, уже считавших себя греками — Евклида, Герона.

Может, в жилах александрийских библиотекарей, пытавшихся спасти греческое знание Египта от арабских завоевателей.

— Может, в жилах египтян, уже считающих себя арабами — солдат, воевавших против Израиля в Шестидневную войну и в войну Судного Дня, нынешних «исламских братьев»…

Египта фараонов нет, и этих евреев нет. Во все века в Египте существовали еврейские общины, но все они состояли из потомков тех же «крикливых фанатиков», которые породили нас.

А эти «фанатики», конечно же, вышли вооружёнными. Вооружёнными знаниями и умениями, опытом и организованностью. Так же, как оставшиеся евреи растворились в Египте, в ушедших евреях растворился сам Египет, дав им возможность создать своё государство на своей земле. Да и оружие в прямом смысле у них было.

Доктор Ира Красниц из центра «Маген» пишет, что все оттенки корня ХМШ (хамушимвооруженные), который означает «пять» и «быть вооружённым», связаны в Торе с Йосефом (семь раз этот корень фигурирует в истории Йосефа, во много раз больше, чем любое другое число). И действительно — тут же, после фразы о том, что евреи вышли «вооружёнными» (или «пятой частью»), Тора говорит, что евреи несли с собой прах Йосефа!

Йосеф, прообраз галутного, ассимилированного еврея, Йосеф, который привёл евреев в Египет, попросил не оставлять его прах в Египте. Если физически евреи Египта растворились в Египте, то их духовная суть не погибла — она спаслась на плечах тех, кто решился на Исход.
4.Египет едет за ними

И двинулись они из Суккота, и расположились в Эйтаме, на краю пустыни (13,20). Каким радостным было это бегство! Мы — не рабы, рабы — не мы, сам Моше ведёт нас, это он теперь будет отвечать за всё, что мы сделаем, он лучший хозяин, чем фараон: он — наш.

А Египет? Что — Египет? Мы же оттуда вышли, мы больше не вернёмся…

И гнались за ними египтяне, и нагнали их, расположившихся у моря; всевозможные кони, колесницы фараона, и возницы, и войско его, у Пи-hаХирот, не доезжая до Баал-Цфона. И фа-раон приближался, и подняли сыны Израиля свои глаза, и вот — Египет едет за ними. И затрепетали весьма, и возопили сыны Израиля к Единому (14,9-10).

Не египтяне, не войско, не фараон! За бывшими рабами ехал Египет. Сам Египет, то-есть состояние вещей, при которых еврей — раб автоматически, и еврей это от рождения знает и принимает. За бывшими рабами приехали хозяева, и рабство, жившее в сердце, признало за этими хозяевами право бить кнутом и отдавать приказы.

Всё же какое-то изменение уже произошло в этих истерзанных душах. Да, они испугались — но «возопили к Единому». Очень медленно, но уже начинало возрождаться в них понимание, кото-рое некогда пришло к Аврааму (дай Единый, чтобы оно наконец возродилось в нас!): есть Единый Бог, который — не только абстрактная сила, управляющая вселенной, но и личный Ведущий, присутствующий в жизни отдельного человека. Не иерархия египетских богов: от абстрактного, все-объемлющего и бессильного Нуна, через далёкого демиурга Птаха (или Хнума), через солнечного царя Ра (или Амона), который внимал одному фараону и верховным жрецам, — и до мелких личных божеств, не столь могущественных, но готовых снизойти до простого гражданина. Один бесконеч-ный Бог, для которого глобальный и локальный взгляд на мир едины. К Нему можно «возопить». Это уже прогресс.

Да, эти евреи ещё жалуются Моше: неужто нет могил в Египте, что ты нас взял, чтобы мы умерли в пустыне? Что же ты сделал нам, выведя нас из Египта? Ведь об этом самом мы тебе говорили ещё в Египте: дескать, оставь нас в покое, мы будем работать на Египет, ведь лучше нам работать на Египет, чем умереть в пустыне! (11-12). Но этот ропот, это нытьё «внутреннего раба», сидящего в человеке уже сопровождается воплем к Единому: иначе говоря, личной молитвой. Устанавливаются отношения между ЧЕЛОВЕКОМ и БОГОМ. (А моя мама, Юлия Могилевер, говорит, что в этой фразе можно увидеть ещё и первые зачатки… еврейского юмора: «шо, таки ты нас не мог закопать в Египте?»).

А пока что Моше спокойнейшим голосом отвечает им так: Не страшитесь! Выпрямьтесь, и глядите на спасение Единого, то, которое Он совершит для вас сегодня; ведь тех, в ком вы увидели Египет сегодня, вы больше не увидите никогда! Единый будет воевать за вас, а вы — молчите (13-14).

«Те, в ком вы увидели Египет сегодня». От Моше не ускользнуло то, как восприняли два — а то и три — миллиона евреев египетское войско из двух тысяч человек. «Выпрямьтесь!». Пытаясь заглу-шить страх толпы, Моше даже предлагает евреям безучастно смотреть на то, как Единый будет воевать за них. Конечно, мы знаем, что наше Учение диктует обратное: человек должен стать хозяином своей судьбы, и именно тогда он станет «рабом одного лишь Единого» — это и есть значе-ние слова «Йисраэль». Но ведь здесь перед Моше стоят люди, ещё не готовые к принятию Учения. Им лишь предстоит совершить путь к Синаю.

Мидраш (иносказательные толкования I-IV вв. н.э.) говорит, что этой фразой Моше усмирил одновременно четыре направления, возникших среди евреев:

  • тех, кто предлагал прыгать в море (лучше, мол, смерть, чем рабство) он успокоил, сказав «Не страшитесь! Выпрямьтесь, и глядите на спасение Единого, то, которое Он совершит для вас сегодня».
  • тех, кто предлагал вернуться в Египет и отдать себя под суд хозяев — он успокоил, сказав «тех, в ком вы увидели Египет сегодня, вы больше не увидите никогда».
  • тех, кто предлагал воевать до последней капли крови — он успокоил, сказав «Единый будет воевать за вас».
  • тех, кто в панической молитве кричал к Небу — он успокоил словами «а вы — молчите».

Всех успокоил Моше — но что же творилось в его сердце? Красноречивая Тора открывает это намёком, который легко пропустить. Сразу же после этих, спокойных и красноречивых, слов Моше (стихи 13 и 14) следует стих номер 15:

И сказал Единый Моше: что же ты кричишь ко Мне?

Внешне безукоризненно спокойный, в душе Моше метался и «кричал» не меньше других. Это и понятно: ведь действительно именно он отвечал за решение, принятое сотнями тысяч семей. Обе-щания Бога обещаниями, но ведь глянь, что творится! Как тут не паниковать?

А ты не паникуй, и всё тут, — говорит Единый. Скажи своему народу, пусть готовятся в путь.

Рахель Спектор из центра «Маген» комментирует, что этот эпизод представляет собой пример хорошо действующего пророка. Народ возопил к Богу, но Моше уже знает, как их успокоить: бла-годаря своевременному Божественному откровению он знает, что будет дальше, и просчитывает на шаг вперёд. Мы можем извлечь из этого эпизода ценный урок, если будем помнить, что наша интуиция, наши ощущения — то зерно, из которого взрастает пророческий дар.
5. Застыли бездны в сердце моря

И тут происходит Чудо. Чудо — это не голливудские спецэффекты. Не бескрайняя стихия, в одночасье вспенившая и застывшая гигантскими, противоестественными водяными стенами, между которыми образовалась удобная дорожка — ходи, не хочу! (А есть легенда — двенадцать дорожек, по одной на каждое колено Израиля).Ничего такого не было (во всяком случае, не описано). А что было?

И передвигал Единый воду сильным восточным ветром всю ночь, и в море образовалась сухая часть, а вода разбилась надвое (21).

Чудо — это совсем не обязательно нарушение законов природы. Законы природы сами — чудо, слишком большое, чтобы его нарушать. Чудо — это событие, происходящее именно тогда, когда нужно.

И автор Торы понимает это: в прозаической части повествования море расступается по «естественным» причинам. Но своевременность, уместность этого события столь необычайна и чуде-сна, что в «Песни Моря», спетой евреями на ТОМ берегу, сказано:

И дыханьем гнева Твоего взгромоздились воды, встали, как стена, жидкости, застыли бездны в сердце моря! (15,8)

Гипербола? Поэтическое преувеличение? Да нет! Это просто ПРАВИЛЬНАЯ оценка вели-чия произошедшего! Как часто Единый вмешивается в нашу жизнь, творя для нас именно чудо, а мы не замечаем его, потому что оно вписывается в законы природы! Вся наша жизнь наполнена чудесами, которые мы принимаем, как должное. Почему в 1987 году зеленый автофур-гон на полной скорости вылетел на тротуар и ударился о забор ровно в одном метре от меня, когда я шел с мешками из магазина? Почему в 1995 году моя машина, смытая с шоссе потоком воды во время бури, взлетела в воздух, налетела на столб и превратилась в груду металла и стекла, но на мне не осталось ни царапины — столб «остановился» в одном сантиметре от моей головы и в одном сантиметре от тазобедренной кости?

Я готов поспорить, что такие чудеса найдутся в жизни каждого из нас. Мы их не замечаем, мы сразу говорим: «вот, а этот человек — погиб, этот — остался калекой, значит, не чудо, значит – повез-ло».

Мы забываем, что естественное состояние вещей — хаос, а нормальное времяпрепровождение для Вселенной — энтропия. Атеист-ученый согласится, что жизнь — негэнтропийный (то-есть проти-востоящий энтропии) процесс, но разве негэнтропийности жизни найдено «атеистическое» объяс-нение? Более того, вокруг нас тысячи примеров, когда неживая природа встает на защиту жизни — со времени возникновения на Земле первых живых организмов (еврейский путь не отрицает эволю-цию, эволюция — одно из чудес Творения!), и до наших дней.

Всякое нарушение энтропии — чудо. Всякое благоприятное стечение обстоятельств — чудо. Любая удача — чудо.

Красному морю было безразлично, будем ли мы верить в Исход тридцать три века спустя; оно расступилось перед евреями и поглотило египтян, потому что так было нужно. Но чудо стало чудом благодаря тому, что евреи приняли его, как именно чудо — отнеслись к отливу не как к отли-ву, а как к прямому проявлению воли Единого, к выполнению обещания, данного Моше: и поверили они в Единого, и в Моше, раба Его (14,31). Не побоявшись, что отлив обернётся приливом и застанет их посередине моря, они шагнули в мелеющую воду и за несколько часов оказались на другом берегу.

Предание говорит, что первым в воду шагнул Нахшон бен Аминадав, старейшина рода Йехуда. Его потомок Боаз бен Шалмон женился на моавитянке Рут, и их правнук Давид стал царём всего Израиля, строителем Иерусалима, родоначальником великой династии…

6. Kто подобен Тебе?

Как перевести Песню Моря на русский язык, если она использует на полную мощность все «спецэффекты» языка иврит, если в первой же строчке слово «га’а» означает одновременно «возвеличился» (о Творце), «получил повод для гордости» (об Израиле) и «повысил уровень воды» (о море). Что делать?

Ограничимся обсуждением одной фразы: кто подобен Тебе среди богов, Господи? (15,11). Странная фраза — ведь других богов нет, не так ли? А вот и не так. Тора не утверждает, что боги, которым поклоняются язычники, не соответствуют объективно реальным сущностям. Может, и соответствуют, а может, и нет. Мог же, в конце концов, Единый создать по Своей воле и существ, стоящих на иерархической лестнице выше человека. Еврейская метафизическая литература полна образами таких существ — покровителей стихий, идей, народов, зверей, материков… Есть упомина-ния о них и в самом Священном Писании — ТаНаХе.

Но даже если божество, которому поклоняется некий язычник, соответствует реальной стихий-ной сущности-ангелу, поклонение этой сущности — всего лишь малая часть поклонения Тому, кто ее создал. В Исходе же участвовали все стихии: и в казнях египетских, и в чудесах, явленных Израилю (водяные стены, огненный столп, манна из воздуха, пресная вода из земли)…

Первые буквы словосочетания «ми камоха баэлим, Адонай» («кто подобен Тебе среди богов, Господи») — М, К, Б, Й. Вместе это читается «Маккаби», и эта аббревиатура — одно из толкований прозвища еврейского вождя поздних времён Иуды, сына Матитьягу, возглавившего восстание против греков более тысячелетия спустя после Исхода: в русской традиции «Маккавей».

7. Отягощённые злом

Каково это — …когда умеешь всё, но никак, никак не можешь создать аверс без реверса и правое без левого… когда всё, что имеешь и можешь и создаёшь доброго — отягощено злом? (А. и Б. Стругацкие, «Отягощённые злом»).

Амалек — очевидный реверс Израиля. Такой же, как Израиль, кочевой народ, такие же потомки Ицхака, сына Авраама; Амалек, как и Израиль, возведён из племени в ранг вселенского принципа. Речь вовсе не идёт о генетике: Талмуд сообщает (Гиттин 57), что потомки амалекита Амана были учителями Торы (очевидно, приняв еврейство). Происхождение человека вообще не играет ника-кой роли: важно то, к кому он себя относит. Заповедь об уничтожении Амалека есть заповедь борьбы с подлостью и злом. Вряд ли кровь древних амалекитян текла в жилах австрийского худо-жника, возжелавшего стать властелином мира; но для верующего еврея то, что воплотил в себе Гитлер, и называется «амалек». Велик соблазн говорить о человеке, что он — воплощение амалека в мире; но на самом деле амалек не в людях, а в их делах.

Талантливый физик-ядерщик Серго Лаврентьевич Берия написал книгу о своём отце, где убедительно доказывает, что Л.П. Берия вовсе не соответствовал тому образу сверхзлодея, который был создан вокруг него, что многие «бериевские» преступления были совершены, например, никем иным, как Н.С. Хрущёвым (в бытность его сталинским холуём). И — что это меняет? Дела остаются такими же кровавыми, а большевистский режим — таким же чудовищным. И дела важны больше, чем люди, совершившие их.

Если мы — часть бесконечного сознания Единого, если мы — Его мысли, то становится ясным, отчего Тора говорит не только о войне Израиля с Амалеком, но и о войне Единого с Амалеком (17,16). Упрощая (иначе как понять?), мы можем сказать, что, как и мы, безграничный Создатель борется в Себе со Своими дурными мыслями. И, как и у нас, эти мысли с трудом отделяются от добрых. Израиль отягощён злом, отягощён внутренним Амалеком.

Новый смысл в таком случае приобретают руки старого Моше, с усилием поднятые над головами воинов: казалось бы, зачем Единому истязать старика, разве чудо нельзя совершить и без этого? Но мы можем сказать, что на момент битвы в Моше воплотилась сила воли Единого; что страдания Моше, поднявшего руки — воплощённые старания Самого Творца; что Аарон и Хур, поддерживающие Моше — воплощение дополнительных ресурсов мысли и чувства, «мобилизованных» Богом для борьбы со злом-амалеком, что Йеhошуа в этой битве — действенное начало духа, питающееся волей и уничтожающее зло…

В таком случае важно понять, что не только Моше, Аарон и другие титаны прошлого воплощают в себе качества Вседержителя: каждый из нас — часть Бога. От того, что думает и делает каждый человек, зависит поэтому судьба Вселенной. Об этом стоит нам задумываться в нашей повседневной жизни; и осознание себя как деятельной части Бога, как мне кажется, и есть та сво-бода, ради которой мы должны постоянно выходить из египетского рабства.

Метки: Маасэ-Решет

 

admin @ 09:06

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика