Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Недельная глава Торы — Бо.

Один из учеников Ребе — Рашаб сильно заболел и написал Ребе, что как только Бог даст ему исцеление, он щедро поможет синагоге. Ребе посоветовал ему пожертвовать сейчас:

— » Лучше, чтобы Бог был твоим должником, чем ты должником у Бога».

Шмот (Исход) 10:1-13:16

ДУША ЗЛА.

«И сказал Бог, обращаясь к Моше: «Войди к фараону, ибо ожесточил я сердце его и сердце слуг его, дабы совершить мне все эти знамения Мои…»»

Шмот 10:1

«Почему сказано: «Войди к фараону»? Надо было бы «иди к фараону»

Бог привел Моше в чертог внутри чертога, к высшему великому Змею, из которого исходит много уровней.., к которому сам Моше боялся приблизиться…»

Зогар, ч. II, 34а

Из 53 разделов Торы есть несколько, стоящих в рассказе об истории человечества и народа Израиля особняком. Первая глава книги Берейшит рассказывает, как Бог сотворил мир за шесть дней, как Адам был изгнан из рая. Третья глава, Лех Леха, описывает путешествия Авраама, совершая которые он нес язычникам истину о едином Боге. Во второй книге Торы, Шмот, в главе Итро говорится об Откровении у горы Синай, о том, как Тора была передана Израилю, и так далее.

Перечень осевых разделов Торы невозможен без главы Бо (Шмот, 10-13), где говорится об Исходе сынов Израиля из Египта. Исход отмечает наше рождение как народа, Тора нас призывает: «…Чтобы помнил ты день Исхода твоего из страны египетской во все дни жизни твоей» (Дварим, 16:3).

Действительно, когда Бог явил Себя нам у Синая, Он представился не как Создатель неба и земли, но как «Бог твой, Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской» (Шмот, 20:1). Определяющий элемент наших отношений с Богом не в том, что мы были Им созданы, а в том, что мы – свободные существа, те, в кого Он вложил из Своей бесконечности и вечности, те, которых Он вывел за границы материального мира, за пределы их собственной сути.

Название

Название главы Бо означает «войди». Оно взято из первой же строки этой главы, когда Бог направляет Моше войти к фараону, чтобы предупредить о седьмой казни (саранча) и еще раз передать Б-жественное требование правителю Египта освободить сынов Израиля.

Тора сообщает, что название вещи отражает ее суть (см. Берешит, 2:19). Безусловно, так обстоит дело и с собственными названиями книг и глав Торы, и ее компонентами. Название же главы всегда передает ее основной смысл и общую тему всех подразделов.

Можно предположить, что глава Торы, посвященная Исходу, должна называться «Исход», «Свобода» или каким-либо другим словом, выражающим значение этого события, ставшего определяющим в истории Израиля. Вместо того название главы, оказывается, связано с приходом Моше к фараону – событием, которое является прелюдией к Исходу. Однако приход лидера Израиля во дворец фараона с требованием отпустить народ, подразумевая, что евреи пока что находятся в рабстве у Египта и его правителя, – разве это не антитеза Исхода?

Фраза «войди к фараону» подробно обсуждается и комментируется. Почему Бог велит Моше «войти» к фараону? Не правильнее было бы сказать «иди к фараону»?

В книге Зогар объясняется: Моше страшился встречи с фараоном во дворце, где власть того особенно сильна (раньше он встречался с фараоном в других местах, например, во время его утренних прогулок у Нила).

На этот раз Бог обещал Моше, что Он Сам сопроводит его к фараону. Таким образом, «войди» надо понимать как «пойдем», «иди со Мной». Стало быть, Бог говорит Моше: «Иди со Мной к фараону».

Далее Зогар объясняет: Бог теперь направляет Моше встретиться с внутренней сутью египетского правителя и бога. И фраза «войди к фараону» приобретает еще один смысл – «войди внутрь».

Чтобы освободить народ Израиля от «великого Змея», недостаточно просто прийти к фараону. Моше должен войти в самую его суть, добраться до корней его власти.

Моя река

Кто такой фараон и что он собой представляет? В чем его внутренняя суть? Почему Моше боялся предстать перед фараоном в его дворце, если туда был послан Самим Богом? И как «вхождение в фараона» может дать ключ к Исходу из Египта, к освобождению человеческой души?

Вот как пророк Иехезкел описывает фараона:

«громадный змей, разлегшийся среди рек и говорящий: «Нил – мой, и я сам себя создал»» (Иехезкел, 29:3).

Зло фараона определяется не тем, что характеризовало языческие культы Египта, не тем, что он поработил миллионы людей и подвергал их мучениям; и не тем, что он купался в крови убитых детей, – его зло заключалось в том, что именно в себе самом он видел источник всего и вся.

Может показаться, что поставить себя в центр всего – это грех меньший по сравнению с теми жестокими деяниями, в которые способен ввергнуть себя человек, но дело в том, что истоки всех самых страшных злодеяний – именно в эгоизме.

Если человек считает, что только он и его потребности определяют суть добра и зла, нравственность егосведена к нулю.

Такой человек способен на какое угодно действие, если решит, что оно ему необходимо.

Всякое доброе дело – это самопожертвование, а любое злодеяние – результат самообожествления.

Когда человек творит добро – жертвует ли он на благотворительные цели одну монету или посвящает всю жизнь служению Богу — он говорит: в жизни есть нечто большее, чем я.

А когда человек нарушает Б-жественную волю – пусть в чем-то маленьком или совершая гнуснейшее преступление, он говорит:

«Моя река – это моя река, и я создал себя сам. Хорошо то, что хорошо для меня, и плохо то, что противоречит моим желаниям. Я сам хозяин своей реальности, я – бог».

Душа Зла

Так неужели эго человека – это зло? Неужели фундаментальная составляющая нашей души есть нечто чужеродное, и его надо искоренить и отбросить в поисках добра и истины?

По большому счету ответ на эти вопросы отрицательный. Ведь «нет другого, кроме Него» (Дварим, 4:35) – вот главный закон реальности.

Создатель есть источник всего, ничто от Него неотделимо, ничто Ему не противостоит. Ощущение себя, с которым мы рождаемся, наше «я», также происходит от Бога – это отражение Б-жественного «я». Поскольку Бог знает Себя как единственно истинное существование, мы, сотворенные по Его образу и подобию, наделены тем же «чувством себя», что и Он. И мы воспринимаем себя как ключевой элемент всего сущего.

Само по себе эго не зло. Зло возникает, когда человек отрывает свое «я» от его источника. Когда мы признаем, что наше «я» – отражение «Я» Бога и подчиняем наше эго Ему, тогда оно становится мощной силой в предпринимаемых деяниях, направленных на то, чтобы сделать мир лучше, ближе к Богу. Но то же «я», оторванное от его Б-жественного корневища, способно на самые жуткие злодеяния.

В этом глубинный смысл начальных слов главы Бо. Когда Бог велел Моше «войти к фараону», Моше уже ходил к тому не один месяц. Он общался с фараоном в разных его «ипостасях»: фараон – язычник, фараон – поработитель Израиля, фараон – самозваный бог. Но теперь Моше предстояло войти в суть фараона – в саму душу зла, даже более того – проникнуть за пределы фараонова зла, за пределы его супер-эго, которое твердит: «Я создал себя сам». Ему предстояло встретиться с самой сутью фараона: оголенным «я», которое происходит от «Я» самого Бога.

Моше не боялся зла фараона. Он знал: если Бог его послал, Он и защитит. Но когда Бог велел войти в суть фараона, ему стало страшно. Разве человек может столкнуться с таким чистейшим проявлением Б-жественной истины? Проявлением столь высшим, что оно, превосходя и добро и зло, является источником и того, и другого?

Бог сказал Моше: «Войди к фараону». Войди со мной, вместе мы войдем во дворец громадного змея. Вместе мы проникнем в самопоклонение, которое и есть источник всех зол. Вместе мы откроем, что в реальности зло не существует – это всего лишь растрата Б-жественного в человеке.

Если встреча с такой истиной для человека непомерно страшна, идем со Мной, Я направлю тебя, отведу в самый потаенный чертог фараоновой души, и ты лицом к лицу столкнешься с наиболее ревностно охраняемой тайной зла — зла не существует.

Когда ты познаешь эту тайну, зло уже не сможет тебя победить. Познав эту тайну, ты и твой народ обретете свободу.

admin @ 11:09

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика