Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ханука в сердце
Категория: Праздники

Ханука олицетворяет свет, находящийся выше той ступени, на которой стоит человек. Пробуждаясь и устремляясь к свету, человек еще не соприкасается – в отличие от Пурима и остальных праздников, когда мы уже «телом» участвуем в трапезах и торжествах.

Праздник Ханука – это первое пробуждение человека навстречу духовному миру. Он чувствует, что погружен в среду «греков», «эллинистов» – своих ощущений и расчетов, не позволяющих ему выйти из этого мира.

Человеку необходимо вывести себя отсюда, проснувшаяся в сердце точка вытягивает и уводит его от всех успехов, которых он здесь может достичь, от всех посулов и ценностей этого мира. Человек хочет оставить их, приподняться и почувствовать, что находится над прошлой жизнью. Он вовсе не начинает пренебрегать семьей, друзьями, миром и человечеством вообще – просто что-то внутри него тянется чуть выше.

Эта и есть влечение точки в сердце. Мы называем ее «решимо» («запись», «воспоминание») – таково первое желание, первый зов духовного мира, пробуждающийся в Хануку. Тогда человек чувст-вует, что обязан выйти на свет, и начинает свою внутреннюю войну, не желая целиком принадлежать этому миру. Хотя, разумеется, нам необходимо жить и в нем – чтобы, опершись на него, как на фунда-мент, начать восхождение.

Война Маккавеев стала олицетворением этого процесса. «Кто подобен Тебе среди божес-тв?» Человек пробуждается, приподнимается навстречу Высшей Силе, силе отдачи, находящейся над этой жизнью, внутри которой он больше не хочет оставаться. И потому праздник Ханука столь легок и

духовен.

Впервые человек начинает пробуждаться навстречу проблескам, подобно тому, как цветы пово-рачиваются к солнцу на рассвете. Именно это и символизирует Ханука.

 

 «Эллинисты – это не детали исторического повествования.

История остается историей. Процесс, который человек должен пройти лично, прокатывается также по народу в целом, а со временем через это пройдет и весь мир. Каббала, прежде всего, говорит о том, что происходит с каждым человеком сегодня.

Каждый обязан пробудиться навстречу свету, свойству отдачи, духовности, перестав быть просто человеком нашего мира. На современном этапе мы уже отчаялись в своей жизни и хотим чего-то более высокого.

Причина в том, что человек не находит себя, – даже если это проявляется в жестокой форме, когда ему хочется любым способом разрядить свой гнев, лишь бы не оставаться в тисках этого мира. Он пытается найти хоть что-нибудь.

 

Первый «кувшинчик с маслом».

Люди, впервые очнувшиеся от спячки, начинают искать связь с духовным миром – первый «кувшинчик с маслом». Они хотят зажечь его, зажечь точку в сердце, то есть установить контакт с духовной реальностью. Мировой исторический процесс прокатывается также и по внутреннему миру каждого из нас.

Точка, пробуждающаяся в человеке, – это зачаток души. Если человек развивает, «раздувает» ее изнутри своим большим желанием, то начинает ощущать в ней духовный мир.

Маккавеи и греки.

Человек ведет борьбу против этого эгоистического мира, чтобы приподняться над ним и обрести духовные свойства – свойства отдачи и любви. Это и есть война «Маккавеев» с «греками». Ее цель — не подлежать власти одного лишь эгоистического желания и воспринимать иное измерение жизни.

Чудо

Новое стремление поначалу очень мало. Чудо состоит в том, что Творец «предает сильных в руки слабых», «большинство в руки меньшинства».

Наше эгоистическое желание и этот мир сдавливают нас тисками обязательств и влияния общества. Но когда человек начинает переносить свое «Я» на ту точку, которая влечет его к более высокому измерению, он обнаруживает, что в ней заключена колоссальная сила. Ведь этот мир все равно лимитирован кратким сроком нашей жизни, полной страданий.

 

Первые двадцать лет жизни мы еще не знаем, где собственно находимся, а последние двад-цать — не знаем, куда идем. В промежутке  же, мы постоянно озабочены текущими проблемами. Вот и всё.

Человек делает расчет  не «на потом» – ведь уже в этой жизни на него может литься духовный свет. Речь не о каком-то будущем мире, в Каббале понятия «будущий мир» просто нет.

Просто мы находимся в некоей реальности и в дополнение к ней можем обрести ощущение еще одной реальности, духовной. Здесь и сейчас, а не после смерти.

После смерти ничего не происходит. Если в этой жизни человек развивает точку в сердце, предтечу Маккавеев, если, ведя борьбу со своими желаниями, он хочет обрести сверх нашего мира еще и духовный мир, тогда, избавившись от тела и ощущения этого мира, он останется с тем, что успел приобрести.

 

 Обретение  духовного мира.

Обрести духовный мир – значит объединиться с Высшей природой. Нас окружает единая сила дающая. Ей соответствуют все природные уровни: неживой, растительный и животный – все кроме человека, который эгоистичен.

На неживой, растительной или животной ступени никто не желает намеренно наносить вред ближнему и выстраивать свое счастье именно на чужой беде. Однако в людях заложено особое начало – это и есть наше эго.

Если человек начинает приподниматься над эго, то эгоизм помогает возвыситься над собой и сформировать новый формат ощущения, новое измерение бытия.

Человек поднимается над эгоистической природой и, в придачу к этому миру, раскрывает новый мир. Или он достигает этого в течение своей жизни, или ему придется вернуться в следующем кругообороте.

 

Избавившись от материальной жизни, мы имеем лишь то, чего достигли. Если точка осталась точкой – она тогда человек не ощущает ничего духовного, Высшего.

Если при помощи науки Каббала человек раскрывает дополнительные силы, которые способны помочь ему в развитии этой точки, в усилении этого малого желания до таких масштабов, когда он ощутит новый уровень бытия, силы, воздействующие на наш мир, любовь и отдачу, заложенную в природе. Так человек объединяется с духовным миром.

 

Пускай это кажется совсем далеким от нас, однако народ Израиля жил в таком ощущении сотни лет, во времена Первого и Второго Храма. Весь народ ощущал тогда оба мира. Этот мир и духовный мир, как единое целое. Люди воспринимали высшую реальность.

Жизнь и смерть на материальном уровне не властвовали над человеком, ведь он видел течение своей жизни как бесконечную природу, не ограниченную рамками времени. Вот, чего человек должен достичь.

 

Нам нужно стать «царством священнослужителей» (Коэнов) [2], достигнув того, чего достиг Матитьягу с пятью сыновьями. Ведь он был первосвященником в Храме. А кроме того, мы должны стать «святым народом»[3]. Мало того, что мы освящаем себя, начиная духовное развитие, – на нас также возложена обязанность передать этот факел всему миру. В этом предназначение «святого наро-да».

 

Ханука символизирует начало духовного развития. Книга Зоар, начинается с состояния, которое олицетворяет календарную Хануку. В ней описывается некий процесс внутреннего развития, первая точка которого называется «Ханукой» и пройти его должен теперь каждый человек, а позже – и чело-вечество в целом.

Сначала – народ Израиля, а затем – всё человечество. Мы уже переживали подобное состояние во времена Первого и Второго Храма, перед Холокостом, после чего ушли в изгнание, перестав воспринимать духовный мир и упав в ощущение одного лишь этого мира.

Вернувшись в материальную землю Израиля, мы должны теперь подняться на ее духовный уровень. «Земля» (эрец ) – это желание (рацон — ????). «Духовная земля» – это желание отдачи и любви. Нужно выполнить условие, поставленное еще во время получения Торы у горы Синай: «Возлюби ближнего своего как себя».

 

Как один человек с единым сердцем, когда все становятся поручителями. Как следствие, в нас раскрывается духовная реальность, и мы ощущаем свое бытие в обоих мирах. Это непременно должно осуществиться уже в наши дни.

После двухтысячелетнего изгнания такой поворот кажется нам нереальным и призрачным, но мы должны обратить на это внимание. Ведь речь идет о крохотной точке, о миниатюрном «кувшинчике с маслом». В нас проявилось совсем маленькое желание, а вокруг – «греки», весь мир, теснящий и сковывающий нас. Если только проявить немного внимания, мы увидим, что тучи уже сгустились. Зато, присоединившись к этой точке, мы внезапно разглядим через нее проход в целый новый мир, соверше-нно неразличимый сейчас во тьме изгнания.

 

От нас сокрыты все духовные миры, Высшая Сила незрима. Всё это есть, только нами не ощущается. Нужно отворить еще один орган чувств – тогда, ощутив Высшие миры, мы будем жить в них. Мы, подобно Маккавеям, должны отыскать «кувшинчик с маслом». Под «кувшинчиком с маслом» имеется в виду то малое желание, которое обнаруживает человек. Тогда он привлекает к себе Высшую Силу, чтобы воспламенить это желание, чтобы приобщиться к духовному.

Приобщение к духовному осуществляется путем объединения народа в одно целое. Ведь духовное, в конечном счете, это свойство отдачи. Весь этот мир в основе своей проникнут свойством получения, желанием насладиться. Таков наш материал: на неживом, растительном, животном и человеческом уровне, в мыслях и желаниях каждый хочет поглощать что-то, наполнять себя. Это один тип природы.

Адам и Хава были единым Творением и могли иметь возможность контакта с духовным миром, а значит получать максимум наслаждения. Разделение их на две личности необходим для  подъема  на новый уровень Творения — ОТДАЧИ. Так они д.б. стать «подобнымы Всесильному», т.е. изменит свою природу ПОЛУЧЕНИЯ на природу другого типа – природу отдачи, противоположную нам – это и есть духовное.

Мы должны подняться ко второй природе и обрести ее, чтобы жить в обоих проявлениях есте-ства. Такова подлинная цель человека в этом мире – подняться и дополнить себя второй природой. Как я сказал, мы уже обладали ею раньше, а затем ушли в изгнание, чтобы включиться в весь остальной мир. Перемешиваясь с различными культурами, философиями и науками, вообще с внешней цивили-зацией, мы сеяли в ней искры отдачи.

 

Мы должны подняться обратно на уровень Храма и раскрыть новое, духовное измерение –даю-щую природу, лежащую над нашей природой получения.

Связав воедино обе эти формы, мы должны стать «святым народом» и донести методику до всего человечества. Это и значит быть «светом для народов»: через нас духовный свет, свет Хануки проходит ко всему миру. Таково наше предназначение, выполнить которое нужно уже сейчас.

 

Потому-то мы все силы природы – именно духовные силы – оказывают на нас нажим, чтобы поторопить с выполнением этой роли.

Об этом сказано: бедствие приходит в мир только для сыновей Израиля. Все неприятные события в мире призваны лишь оказывать на нас косвенное давление, чтобы обязать к выполнению отведенной нам роли. За всем этим стоит Высшая Сила – сила любви и отдачи.

 

Опасность нависает над нами постоянно, и со временем только усиливается. Следовательно, мы должны понять, какова цель воздействующих на нас сил, – а в этом никто кроме каббалистов не сумеет дать нам истинных и верных объяснений.

Постигнув духовную реальность, из которой силы опускаются в наш мир, каббалисты объясня-ют, что здесь происходит, почему этот мир подлежит управению, исходящему свыше, от альтруистиче-ской духовной природы отдачи, и почему она поступает с нами столь жестоко, в противоположность тому, чего мы от нее ожидаем. Ведь лишь так нас можно подтолкнуть к побегу, к подъему над злом, в которое мы погружены.

 

Почему завершающийся в наши дни период называется «изгнанием»?

Потому, что до того мы жили в двух мирах. Мы происходим от группы каббалистов, собранных Авраамом в Вавилоне, откуда вышел и он сам. Эта группа проделала большой путь. Она побывала в египетском изгнании, но затем возродилась и вернулась в духовное. Она отстроила Первый и Второй Храм, пережив короткое изгнание в промежутке между ними. Падение во времена греков вновь сменилось подъемом – ведь Маккавеи победили. Наконец, пришли римляне, и наступило последнее изгнание, которое завершается в наши дни. Теперь мы снова должны подняться на тот же уровень. Только там мы существуем как народ и как государство.

 

Греки были очень простым народом. Их развитие было вызвано именно соприкосновением с нами. Сказано и в каббалистических, и в философских книгах, что они переняли немного у пророков. То же говорит и Бааль Сулам.

 

Пифагор перевел слово «каббала», неизвестное современникам, на греческий язык словом «философия».

 

Желание наслаждений не может развиваться само по себе, а потому оно перенимает поступа-тельное движение от Каббалы. Греки усваивают то малую толику света, за которую они могут зацепи-ться, – и тем самым развиваются. С помощью этой силы они хотели и дальше сражаться против нас. Вот, в чем суть войны.

 

Само по себе эгоистическое желание наслаждений вовсе не так ужасно. Однако ужасно то, что оно мешает человеку развиваться духовно. Этого греки и хотели. Не просто так они пришли в землю Израиля, хотя их требования и кажутся «благопристойными»: «Нам нужно лишь одно: насадить свою культуру, свое воспитание». Кстати, рав Кук объясняет, что название «Ханука» происходит также от однокоренного слова «воспитание» (хинух). Греки хотели ввести новое воспитание, как будто бы согласующееся со здравым смыслом. «Мы должны жить в этом мире и обустраиваться в нем. Происходящее ограничивается лишь тем, что мы видим. Не следует продвигаться над эгоисти-ческим желанием».

 

Разве мы не должны жить в этом мире и руководствоваться тем, что видим?

Разумеется, должны — такова природа нашей реальности. Но есть также природа более высокой сферы. Греки же говорят, что материального существования вполне достаточно- это и есть твоя жизнь. Римляне были еще хуже, они вообще держались чисто животного уровня.

«Все подобны животным смертным» если у человека не пробуждается точка в сердце, и он не начинает развивать ее над этой жизнью, чтобы обрести второе измерение бытия… Ведь природа бывает двух видов: материальная и духовная. Кто не вступает в духовную природу, тот не реализовывает себя. Выходит, человека нет, а есть машина. Каббалисты хорошо объясняют это в своих статьях.

 

У человека нет свободы, он постоянно закован в цепи себя самого и всего мира.

 

Выходит, все мы – греки?

 

Все мы – греки и римляне. Сможем  ли мы измениться?

Существует еще одно измерение природы: кроме получающего естества существует также естество дающее.

Эго находится во мне: я чувствую его, я хочу, у меня есть желания. Сначала мне хочется одного, затем – другого, и я устремляюсь на поиски желаемого.

Вторая природа находится в точности по ту сторону эго. В этом-то и состоит борьба: на фоне нашего мира я начинаю развивать себя, чтобы ощутить вторую природу и жить в ней. Наш мир составляет лишь половину реальности, есть и вторая половина. Там я живу по принципу отдачи.

 

Обращение Матитьягу к народу.

 

Народ испытал падение, лишившись связи с  верхней половиной  — этот отрыв называется «изгнанием». Матитьягу сказал, что необходимо вернуться в то измерение, где нам и положено жить. Ведь у нас нет возможности вести хорошую и правильную жизнь в изгнании. По своей природе народ Израиля относится к духовному корню и не является частю народов. Есть два народа: евреи и гои .

 

Наша жизнь, наши силы имеют место лишь в связи с Высшим измерением. Мы обязаны находиться в нем. Лишь в этом случае мы можем быть народом, страною, лишь так мы можем совер-шать отдачу всему миру, лишь тогда мы станем «светом для народов». С этим Матитьягу и обратился к народу, однако народ все еще находился под влиянием греков.

 

Объяснение: Я живу в мире, но тут приходишь ты и рассказываешь мне о духовном подъеме. Перед моими глазами привычная реальность. Чего ты от меня хочешь? Вот мой мир, вот моя жизнь: семья, дом, работа. Нужно женить детей, нужно устраивать свою жизнь… Случаются и несчастья. С кем не бывает? «Общая беда – в чем-то уже утешение». И тут ты начинаешь объяснять мне, что над всем этим существует еще какая-то цель. Да я просто не могу расслышать, о чем речь.

 

Если бы ты рассказал мне, где заработать недостающие деньги или как поправить пошатнувше-еся здоровье… Твое лекарство не соответствует моему недугу. Ты вещаешь о чем-то другом: «Выйди из своего мира, приобрети еще одно измерение, вторую половину жизни. Задумайся, и ты вдруг увидишь, что беды идут именно оттуда».

Я этого не понимаю. Нужно очень много бед и несчастий, нужен горький опыт жизни, чтобы осознать свою неспособность выйти из нее.

Процесс этот продолжается и усиливается, пока в итоге я не решу: «Довольно. Мне не удаст-ся наладить свою жизнь, она катится вниз. Ненавистники окружают меня, а внутри царит отчаяние, потому что всё не так: и я сам, и дети, и жена… Я обязан найти какое-то решение, ведь «лучше смерть, чем такая жизнь». Что же делать?»

 

Вот тогда-то человек и начинает слышать. А вместе с тем, у него пробуждается точка в сердце, придающая внутреннюю чуткость к этому особому направлению.

 

Что же это за «точка в сердце» о котиорой мы постоянно говорм?

Она есть у каждого. Возникая из духовного мира отдачи, в нас, в нашем мире получения, в нашей природе проявляется такая вот маленькая точка. Тот самый «кувшинчик с маслом».

При помощи этой точки я могу «зацепиться». Она как слабая связь, как тонкая нить, благодаря которой я могу установить контакт с измерением отдачи. Это действительно кажется чудом. Жизнь столь реальна и осязаема, в ней столько нужно делать и приводить в порядок…

 

Принимая во внимание историю, жизненный опыт текущего кругооборота и всё происходящее в мире, человек должен прийти к мысли о том, что решения нет. В итоге ему нужно увидеть, что он охвачен глобальным кризисом.

 

Сегодня достаточно включить новости, чтобы проникнуться подобным ощущением и поэтому наше время столь особенно. Впервые в истории весь мир озабочен глобальным кризисом, и никто не выдвигает идею спасения. Никто. Каждый думает лишь о том, как дотянуть до завтра, – даже страны, которые когда-то составляли программы развития на 50-100 лет вперед. Ведь некоторые комплексы задач необходимо просчитывать на десятилетия. Однако сегодня мы уже не производим подобных расчетов, потому что живем в неведении и в неопределенности.

 

Что же нас всех ждет?

 

Именно поэтому всё будет хорошо. Как сказано у пророка: «Это час бедствия для Яакова, и в нем же его избавление». Иначе невозможно. Яаков мал, это маленькая сила, и чтобы стать Исраэлем, он обязан приподняться, вырваться наружу.

 

Но что же именно представляет собой чудо Хануки?

 

Наше тело находится в нижнем измерении. Ну а Высшее измерение, Высший мир мы ощущаем в части под названием «душа».

Человек начинает развивать свое «Я», которое всецело относится к духовному миру. Моя сущно-сть действительно находится там, и я связан с ней лишь кончиком нити, «маленьким кувшинчиком». Когда я нахожу и удерживаю его в руках, желая, чтобы он стал «светом в пути», чтобы горел, – тогда его достаточно, чтобы осветить всю мою жизнь. Это и есть «чудо» – подобно «чуду» выхода из Египта, «чуду» Пурима и всем другим «чудесам».

 

Что же такое «чудо»?

Это духовная природа, которая раскрывается. В духовном измерении это не чудо, а закон. Там действует закон отдачи, а у нас – закон получения. Устанавливая связь с духовным миром, ты подпадаешь под действие его законов. В понятиях нашего мира это называется «чудом» – верно в нашем мире это нереально, однако в духовном мире всё так и есть. Духовный мир выше скорости света, он над нашим измерением, и законы там иные.

 

В нашем мире, по теории Эйнштейна, с приближением к скорости света законы меняются. Согласно квантовой физике, в ощущении и восприятии мира всё становится совершенно иным, странным. Об этом говорят ученые, и вообще, подобные явления хорошо известны из современной науки.

 

Духовный мир находится здесь, нужно лишь прорвать границы эгоизма. Еще РАМБАМ писал, что наш мир лежит ниже скорости света. Вырвавшись за этот предел, мы выходим в область иных законов.

 

Вырваться за этот предел можно путем привлечения точки в сердце к контакту с духовным миром. Такая связь возможна лишь посредством изучения науки Каббала, когда ты понемногу читаешь о своем существовании в Высшем мире. Книги традиционной науки повествуют о нашем существова-нии в мире материи состоящем из желания наслаждаться, – ну а в каббалистических книгах ты читаешь о своей сути, не о теле, не о собственном материальном «Я», а о внутреннем «Я», о душе, о ее существо-вании в духовном мире. Как объясняет Бааль Сулам, это происходит в течение трех-пяти лет. Человек просто читает каббалистические книги, большего не нужно.

 

Наше обычное существование в земном теле можно назвать «греческим», или «римским», или  «изгнанием», или «материальным» бытием.

Отмечая праздник Ханука, мы обычно видим себя героями тех давних времен, сумевшими возобладать над врагами, несмотря на численное меньшинство. Теперь же смысл оказывается соверше-нно иным. Дело уже не в том, чтобы выйти на войну с врагами. Кстати, сегодня они несколько отлича-ются от прежних – это другие народы, живущие у наших границ и нападающие на нас, вызывая ответ-ные выпады с нашей стороны.

 

Это вовсе не греки, это арабы, самый близкий нам народ. Тот же корень, семиты, как и мы.

Ведь согласно древней традиции, неважно, от какой матери ты родился, – главное отец. Если у Яакова было несколько жен, то все их дети – братья от четырех разных матерей.

 

Когда Авраам создавал группу каббалистов, основу народа Израиля, он изгнал Агарь с ее сыном Ишмаэлем. А сегодня, спустя тысячи лет, мы словно бы возвращаемся к этому конфликту. Именно Ишмаэль в наши дни собирается натравить на нас весь мир. Как рассказывается о периоде «последних дней», все присоединятся к нему, все будут против нас – с его подачи. Именно так мы придем к подъе-му, к полному избавлению и выполним свою миссию, передав всему миру, всем народам науку Каббала – методику исправления и восхождения в духовный мир.

 

Как правило, Ханука трактуется следующим образом: «Не будем отчаиваться. Пускай нас мало, пускай многие против нас, но мы сильны и все равно добьемся успеха. Случится чудо, и мы одержим победу над всеми врагами».

 

Вообще, это неверно. Маккавеи так не говорили. «Кто подобен Тебе среди божеств?» – вот, что сказал Матитьягу.

 

Он сражался силой отдачи, стремясь достичь именно этого. В плоскости нашего мира ты всегда будешь терпеть неудачи. Мы еще увидим, чем обернутся наши военные успехи – они выглядят не победами, а поражениями. Ведь мы внезапно стали кичиться своей «греческой» силой. Сейчас нам противостоит весь мир. Своими последними войнами с их призрачным успехом мы лишь навлекаем на себя всё новые иноземные полчища. Они приближаются, вот и весь результат.

 

В чем заключается подлинный успех?

Не в том, что ты завершаешь промежуточный этап, а в его плодах, в последствиях закончившей-ся войны. А последствия однозначно указывают на поражение. Не этими силами мы прибегаем к чьей-либо помощи, добиваемся успеха и побеждаем.

Лишь с помощью духовной силы, как и сказал Матитьягу. Всю эту войну нужно видеть внутри себя.

Сказано: бедствие приходит в мир только для сыновей Израиля.

 

И ракеты падают с утра до вечера для сыновей Израиля, чтобы они осознали необходимость выполнить свое предназначение. А иначе бедствие не приходит. Оно предназначено для нас, но смысл не в том, чтобы наказать или убить нас, а лишь в том, побудить нас к выполнению своей миссии, которая распространяется и на народы мира. Если бы речь шла лишь о нас самих, мы вообще не вступали бы с ними в столкновение, «ограничиваясь» несчастьями в своей частной жизни. Однако мы поторапливаем народы, нам нужно, прежде всего, наладить с ними контакт и смешаться с ними. Сказано: сыновья Израиля вышли в изгнание, чтобы присоединить души геров (прозелитов).

 

 

Для чего?

 

 А для чего нам была дана Тора? Чтобы передать ее другим. В сущности, она предназначена для них, а не для нас. Мы лишь переходное звено.

 

Более того. Если ты сейчас устремишься к духовному измерению, желая лишь улучшить свою жизнь, то не добьешься успеха. На этом пути ты обязан поставить себе целью становление народа и страны, чтобы обрести духовную силу, стать светом для народов и вывести в Высшее измерение всё человечество. Если изначально ты не держишь в уме конечную цель, то продвигаешься в неверном направлении и не преуспеешь даже в малом.

 

Значит, в итоге все должны отпраздновать одну большую Хануку?

 

Почему мы получили Тору? Сказано об этом: «Вы будете Мне царством священнослужите-лей и святым народом» – по отношению ко всем остальным народам, чтобы передать им Тору. Не просто так было написано красивое предание о том, как Творец хотел дать Тору другим.

 

Мы проходим исторический процесс, который еще не закончен. Он завершится лишь тогда, когда мы выполним свое предназначение. Ты можешь наблюдать это на протяжении всей истории. Каббалистические книги хорошо объясняют происходящее: наши подъемы и падения, изгнания и возвращения из них. Поднявшись на уровень Первого Храма, мы падаем и уходим в изгнание, затем возвращаемся но уже на более низкий уровень Второго Храма, за которым следует изгнание на две тысячи лет. Всё это заранее объяснено в науке Каббала. Читая, ты видишь, что события истории были призваны подготовить нас к исправлению всего мира в целом.

 

 

И тогда мы «изгоняем тьму», как поется в песнях о Хануке?

 

 

Да. Тогда сам материал начинает светить.

 

Нужели мы способны на это сегодня?

 

 

Выхода нет. Нам нужно лишь раскрыть связь. Тот же самый вопрос эллинизированные евреи задавали Матитьягу: «Неужели ты думаешь, что мы на такое способны? Чего ты от нас хочешь? Давай жить нормальной жизнью, и всё будет в порядке. Грекам ничего особенного не нужно, они хотят лишь, чтобы мы пригнули голову. Ну и что? Обойдемся без твоего Храма. Будешь себе Великим Первосвященником в Модиине, а не в Иерусалиме».

 

Нужно только понять, что выхода нет. Это очень важный и благоприятный момент.

Подобное состояние называется в науке Каббала «осознанием зла»: обнаруживается, что мы не в силах избежать своего предназначения, что весь мир по безвыходности обяжет нас выполнить его. Так вот, если мы поймем это, не дожидаясь настоящих бедствий, которые еще впереди, если увидим тот бич, который, как пишет Бааль Сулам, уже занесен над нами, готовый опуститься в ударе, – тогда мы пойдем хорошим путем, подобно человеку, издалека усматривающему беду и знающему, как обратить ее в благо.

 

Ну а если мы закроем глаза и сохраним прежний курс, то лишь вызовем на себя еще больше несчастий. Ведь нам воочию видно, что развитие навязывает свои правила. Ты обязан, обязан реализовать весь путь. Ты обязан достичь цели, установленной изначально. Об этом очень ясно говорится у пророков и в книге Зоар. Всё, что сказано, сбылось – так в чем проблема? Нужно лишь открыть глаза. Предотвратив этим множество бед и проблем, мы действительно зажжем света Хануки.

 

Почему мы связываем этот праздник с несведущими детьми?

Нужно верить, что при помощи маленькой силы, если только она исходит из духовного измере-ния, ты можешь победить. В духовном смысле, «ребенок» – это и есть «кувшинчик с маслом», малень-кая точка соприкосновения с Высшим миром. И этот «наивный ребенок» оказывается победителем, малый становится великим.

 

Орен: Что бы вы пожелали народу Израиля на Хануку?

 

 

Невозможно достичь счастья, мира, покоя, излечения, невозможно пользоваться всеми благами нашей реальности, пускай они и стоят для нас во главе угла, пока мы не присоединимся к Высшей духовной силе, совершающей отдачу этому миру. Если мы хотим управлять своей жизнью, нам нужно установить контакт с силами, которые спускаются из духовного мира в материальный и поддерживают здесь всё. Мы способны на это. Тогда действительно жизнь наша станет не только материально обеспеченной, но совершенной и вечной в духовном смысле, хотя мы вообще не представляем себе, что это значит. Мы будем жить не только телами, но и душами, погруженные в совершенное и вечное течение жизни.

 

admin @ 03:05

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика