Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
hафтара главы Ваишлах
Категория: Бней Ноах

(для ашкеназских общин)

hошеа, 11:7-12:12

Пророк hошеа пришел к еврейскому народу как посланец Всевышнего, чтобы передать только одно: «Всевышний любит Израиль». Для того чтобы объяснить всю глубину этой любви, потребовалось много слов и образов. И все же человеческое сознание не в состоянии в полной мере представить себе всю силу любви Всевышнего к еврейскому народу. Пожалуй, самое сильное выражение этой любви — призыв к народу: «О, Израиль! Вернись ко Всевышнему, Богу твоему!» Он звучит всегда, даже в то время, когда народ, забыв о Творце, идет искать источники благополучия у чужих богов.
hафтара перекликается с некоторыми эпизодами жизни Яакова, о которых рассказывается в этой недельной главе. Неожиданно пророк говорит о том, что в некоторых поступках Яакова имелись недостатки, несмотря на чистоту и искренность всех его намерений. Недостатки праотца повторились, хотя, возможно, и в другой форме, в поступках его потомков.

Глава 11

  1. нерешителен в возвращении ко мне Всевышний добивается от народа искренней любви, а сомнения, возникающие на пути возвращения, указывают на то, что люди, пытаясь найти правильный жизненный путь, за основу берут собственное благополучие.
    зовут (все) вместе его Пророки обращаются к народу, призывая его подняться на духовную высоту, однако не находится никого, кто бы мог это сделать.
    8. Грех Израильского царства велик, — и приближается момент наказания. hошеа описывает тревогу Всевышнего, проистекающую из Его бесконечной любви к Своему народу.
       Адме… Цвоиму Города, разрушенные вместе со Сдомом и Аморой (Брейшит, 19).
    9. ведь … (Бог) Я Поэтому и проявляется мера милости, сдерживающая гнев и надолго отодвигающая наказание.
    10. Обращение Всевышнего должно было бы породить беспокойство в Израильском царстве. Образ рычащего льва, зовущего своих детенышей, раскрывает страстное желание того, чтобы приблизились сыновья, но также мощь и иссякающее терпение.
    затрепещут Букв. «поспешат».
    11. как голубь Голубь, который известен своим быстрым полетом, является символом быстрого возвращения Израиля.

Глава 12

Оставив картину будущего возвращения народа к Всевышнему, пророк продолжает описывать современное ему состояние народа.
2. Эфраим ветер пасет Образ напрасных и бесплодных попыток опереться на кого-либо из соседних народов, рассчитывая на них как на союзников.
масло Образ богатых даров, которые hошеа, последний царь Израильского царства, посылает в Египет в надежде найти там защиту от Ассирии.
4. Для того чтобы привести народ к раскаянию, пророк напоминает людям о молитве Яакова и о том, как Всевышний ответил ему.
и силой своей боролся с ангелом Боролся на духовном уровне.
5. плакал тот Яаков.
мы найдем Букв. «Он найдет его». Всевышний нашел Яакова в Бейт-Эле.
и будет Он там говорить с нами Говоря с Яаковом, Всевышний обращается также ко всем его потомкам.
6. Бог — (этим именем) Его поминают Имя Всевышнего не изменилось, оно то же, что и прежде. Как Он принимал молитву Яакова, так же Он примет молитву его потомков, народа Израиля.
7. добро и справедливость храни Эта фраза суммирует все учение hошеа. Одной справедливости оказывается недостаточно. Вместе со стремлением к истине должны проявляться милость и любовь.
8. торговец Букв. «кнаанеец». От призыва к раскаянию пророк вновь переходит к описанию тех дурных дел, которые творятся в его дни. Все идеалы Израильского царства сводятся к одному: к стремлению к богатству, которым отличались племена Кнаана. Кнаани («житель Кнаана») стало синонимом торговца.
9. сказал Эфраим Эфраим похваляется своим богатством и заявляет, что оно было приобретено честным путем, даже не подозревая, что многие из тех способов, которыми он пользовался, чтобы увеличить свое достояние, являются обманом и грабежом. Богатство и жажда наживы ослепили его и не позволяют увидеть свое истинное духовное состояние. Израильское царство превратилось в Кнаан и не подозревает об этом.
10. еще тебя поселю в шатрах Израилю придется уйти в изгнание и пройти путь возвращения с самого начала так же, как те, кто когда-то вышел из Египта.
11. Напрасно пророк раскрывает волю Всевышнего через образы, представшие перед ним в видениях. Это не помогает привести народ к раскаянию.
12. Упоминание о языческих обычаях, которые распространились в Гилгале. Пророк говорит, что человек, поклоняющийся идолам, становится похож на них.
(для сефардских общин)

Книга Овадьи

 

Пророчество Овадьи направлено против Эдома — народа, который происходит от непосредственных потомков Эйсава. Сама эта тема связывает hафтару с недельной главой, в которой описывается борьба между братьями в момент их встречи после долгой разлуки. Враждебность идумеев по отношению к Израилю выходила за те рамки, когда ей можно найти хоть какое-то рациональное объяснение. Пророк подчеркивает, что в момент падения Израиля идумеи проявили чрезвычайную жестокость по отношению к евреям — потомкам Яакова. Однако, книга пророка Овадьи имеет гораздо большее значение и не ставит перед собой задачи лишь объяснить, до какой степени может доходить вражда между братьями и как долго она может передаваться из поколения в поколение. Овадья говорит о той победе, которую в будущем одержит Израиль над своими врагами, ненавидящими его ничуть не меньше, чем идумеи. Силы зла никогда не смогут уничтожить Израиль. Залог успеха сынов Израиля и основа всех их побед — непоколебимая вера.

Глава 1

  1. услышали мы Здесь имеются в виду пророки, которые также изобличали Эдом и предсказывали его гибель. См. Ирмеяhу, 49:7-12.
    3. злость сердца твоего Их самоуверенность, уверенность в том, что удача всегда будет сопутствовать им.
    в расселинах скал Эйсав занял гористую местность на юге Земли Израиля. Его земля изобиловала террасами и обладала тем преимуществом, что она труднодоступна для врагов. Здесь возникло государство идумеев, непосредственных потомков Эйсава. Руины их загадочного города Петра, изобилующего пещерами, можно увидеть и в наши дни.
    4. Их гордыня как вызов Всевышнему. Как, впрочем, и всякая гордыня.
    5. Смысл этой фразы заключается в том, что любой вор или обрывающий виноград всегда оставляют что-то после себя. Иначе будут действовать те, кто обрушится на Эдом: они уничтожат все.
    7. Не только злейшие враги, но и близкие родные и друзья будут против них.
    8. мудрецов в Эдоме Эдом известен своей мудростью, а коварство его вошло в пословицу. Вся история Иова связана с Эдомом.
    9. Тейман Возможно, северная часть Эдома. Здесь используется как второе название Эдома.
    10-15. Предельная жестокость Эдома к его брату Яакову нашла свое выражение в последующих поколениях и особенно в тот момент, когда был разрушен Иерусалим. Вместо того, чтобы помочь своим собратьям или, по крайней мере, остаться в стороне, Эдом принял участие в резне и грабеже (см. Теhилим, 137:7).
    11. словно один из них ты был Как один из врагов. Короткий, но резкий упрек.
    12. не смотри (злорадно) в день (несчастья) брата твоего Не извлекай удовольствие из его беды.
    гибели Букв. «странная, непредсказуемая судьба».
    15. день (суда) Бога День победы Его народа над жестокими врагами.
    16. как пил ты Сыны Израиля испили чашу страданий.
    и исчезнут — словно и не было их! Эта фраза является предсказанием для всех тех, кто питает ненависть по отношению к Израилю, будь то народ или отдельные люди. Все ненавистники разрушают и уничтожают сами себя.
    17. и получит дом Яакова во владение наследие свое Дому Яакова будет возвращено все утраченное им. Это относится как к материальным, так и к духовным ценностям.
    19-20. Общий смысл этих стихов заключается в том, что возвращающиеся из изгнания должны занять территорию, большую чем та, которую занимало еврейское государство до изгнания.
    20. в Сфараде Название местности в Вавилонии или в Малой Азии. Таргум Йонатан и все более поздние еврейские источники понимают под этим названием Испанию.
    21. те, кто спасли Пророк описывает, как победители поднимаются на гору Сион. Больше не будет беспричинной ненависти между народами. Эта ненависть распространялась в мире потому, что правил Эдом. С его падением она прекратится и человечество приблизится к тому времени, о котором сказано, что власть и царское достоинство будут принадлежать Всевышнему.
admin @ 10:09

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика