Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Недельная глава Ваецэ

Обретение Земли

Всвышний повелел Аврааму: «Встань, пройди по земле вдоль и поперек, ибо тебе Я отдам ее«. Авраам обрел землю тем, что прошел по ней.

Ицхаку было велено: «Не спускайся в Египет, пребывай в земле, о которой Я тебе сказал. Проживай в земле этой, и Я буду с тобой и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему отдам все эти земли« (Берешит 26). И он обрел землю тем, что остался в ней в голодные годы.

Про Яакова сказано: «И вот Бг стоит над ним, и сказал Он: «Я Бг Вссильный Авраама, отца твоего, и Вссильный Ицхаказемля, на которой ты лежишь, — тебе отдам ее«.

«Свернул и поместил под ним всю землю Израиля«, — поясняет Раши. Яаков обрел землю тем, что он спал на ней.

Природа сна

Какая заслуга в том, чтобы спать?

Яаков не только спал, но и видел сон. Во сне может быть открыто то, что наяву люди не в силах понять. Для того, чтобы удостоиться прорыва в неведомую область во сне, нужно в активный период деятельности стремиться решить неразрешимую задачу и биться над ней. Тогда  чело-век может удостоится откровения во сне.

Каждому человеку необходим сон, п.ч. душа не может питаться той материальной пищей, которой удовлетворяется тело. Ей нужно хотя бы иногда черпать свои жизненные силы непосредственно от Источника жизни.

Сознание человека не в состоянии выдержать раскрытие Источника всего сущего, и оно отключается в тот момент, когда душа начинает подниматься, частично отделяется от тела, освобождаясь от его материальных сил, скрывающих высшие миры, чтобы говорить с Творцом.

Творец судит ее, прощает, очищает и дает ей новые силы. Она возвращается в тело с новым запасом энергии.

Человек просыпается, но все ночные события, произошедшие с его душой, чаще всего остаются неотраженными в его сознании. Он идет и использует обретенную им энергию на хорошие или, не дай Б-г, на плохие дела.

Затем его душа устает вновь и хочет устремиться к Источнику, чтобы пополнить свои силы, и в этот момент человека одолевает сонливость — его рассудок начинает отключаться. И так на протяжении всей жизни.

Никто не может обойтись без сна. Возможно, существуют единичные аномалии, но природа вещей такова, что человеку нужен сон.

Сновидение — работа мозга и частичное пробуждение сознания в моменты отделения души от тела, ее подъема в духовные миры, а иногда и в момент прямого диалога с Творцом. В последнем случае человек видит пророческий сон. Границы его возможностей «понять» расширяются.

Иногда это тяжело, происходит ломка прежних представлений, и прежде, чем он приходит к пониманию раскрытого ему во сне, у него рождается чувство страха или неясной опасности. Весь этот спектр эмоций: удивление от столкновения с чем-то новым, испуг в момент пробужде-ния, просветление и радость понимания — можно наблюдать у Яакова, когда он спит и просыпается на горе Мория.

В школе Шема и Эвера

Что Яаков не мог понять наяву? К чему он стремился и что открылось в заслугу его стараний?

Яаков не пошел сразу в Падан Арам, а пошел в школу Шема и Эвера, которая находилась в Цфате.

Шем, сын Ноаха, после потопа обосновался на горе Мория и приносил жертвы на том же месте, где и его отец Ноах. Ибо жертвоприношение, приведшее к заключению союза между Бгом человеком, произвело на него большое впечатление.

Принесение жертвы за все человечество представилось ему самым важным. Он считался священником всего мира и хотел принесением жертв, духовной работой, установлением суда и распространением знаний о Б-ге исправить человечество.

После строительства Вавилонской башни и многочисленных войн, он сложил с себя обязанности первосвященника человечества, благословил Авраама и взвалил на его плечи этот нелегкий труд, а сам избрал уединенное место в горах Галилеи и там учил тех, кто обладал высокими качествами и стремился к истинным знаниям.

Яакову не хватало многих знаний. Ицхак не учил ни Эсава, ни Яакова. Они учились у Авраама, пока тот был жив (Зоар, Толдот). И если даже Яаков узнал многое от отца, между ними не было духовной близости.

Ощущая беспокойство от многих неразрешенных проблем, он направил свои стопы к Шему и его внуку Эверу, чтобы четырнадцать лет, без сна, провести в их шко-ле в поисках истины.

Шем оставался верховным судьей всех народов, хотя, может быть, и не вмешивался уже активно в судьбы народов. А Яаков искал защиты от Эсава, который мог в любом месте настичь его (Берешит Раба).

Что было непонятно Яакову и что он мог выучить в школе у Шема?

Авраам научил его добру и тому, как добром можно исправить мир. Но к тому времени этого уже было недостаточно. Злодеи продолжали торжествовать, учение Авраама не было воспринято людьми. Да и сам Авраам поднял своего сына на жертвенник.

Ицхак был жертвой и в силу того, что он отказался от материального мира, ему открылись миры духовные.

Отец Яакова стремился отдалиться от этого мира, в какой-то степени смеялся над ним и был готов сделать Эсава повелителем всех народов.

    Можно ли совместить этот мир, и духовный, и любовь не только ко всем людям, но и к отцу, матери, жене, детям и даже к себе самому себе и самоотреченность во имя Вс-вышнего,  доходящую до самопожертвования?

В школе Шема и Эвера Яаков стремился постичь, что такое жертва, чтобы понять своего отца и совместить его учение с учением деда.

Жертвы всесожжения, которые в свое время приносил Шем, символизировали готовность человека пожертвовать собой во имя Творца в любой момент.

Если Всвышний сотворил все на благо человека, то зачем же ему нужны жертвы в том или ином видедаже как отказ от этого мира и готовность оставить его, отдалиться от него и не интересоваться им? Вопрос оставался без ответа.

На горе Мория

Яаков отправился разыскивать гору Мория — может быть, там, на месте, он сможет что-то понять. Он хотел увидеть гору Мория одновременно и глазами Авраама и глазами Ицхака, и ему это не удалось.

Яаков не смог найти гору, на которой Ноах и Шем приносили жертвы и на которой Авраам поднял на жертвенник Ицхака — жертва оставалась по-прежнему выше его понимания.

Всвышний сделал так, что он набрел на это место и лег спать точно там, где стоял жертвенник. И вдруг во сне все стало ясно. Все совместилось в единое целое: и земля, и небо, и даже камни под головой, — отразив то единство, которого достиг Яаков в своем понимании — но не наяву а во сне, не силами разума, а силами души.

Все для человека«И все сделал Всвышний ради Себя« (Мишлей, 16:4)

«Все природные свойства и качества человека, которые определяют его отношения с окружающими, необходимы для служения Всвышнему. (Служение-приближение к Источнику блага и достижение способности понять Его.)

Изначально они были созданы и заложены в человеке только для того, чтобы он использовал их для этой высокой цели, определяющей и суть и смысл существования людей. И об этом сказано: «Все именем Моим названо и все во славу Свою сотворил« (Йешаяу, 43:7). «И все сделал Всвышний ради Себя« (Мишлей, 16:4).

Когда человек начинает свой жизненный путь, он пользуется арсеналом своих сил для того, чтобы правильно установить отношения со всем, что его окружает, но расходование потенциалов на внешний мир необходимо только для того, чтобы отточить все его свойства и качества и привести их к совершенству, чтобы сделать их инструментами для достижения истинной цели.

Поэтому сказали наши мудрецы: «Каждый и каждый должен сказать: «Ради меня сотворен мир« (Сан’эдрин,, 27а) — ведь все творения нужны для каждого человека., чтобы раскрыть его свойства и качества и сделать их пригодными для служения Вс-вышнему.

Любовь ко Всвышнему рождается из той любви, которую человек проявляет к своему ближнему, так как чувство, направленное на Него изначально представляет собой основу чувства, испытываемого по отношению к другому человеку» (Акдама ле Талмуд Эсер сфирот 68).

Быть и не быть. И отказаться от себя и не отказываться, принести, все, что есть у тебя, в жертву духовности и остаться в материальном мире, превратив самые простые чувства и обычные отношения с людьми в инструмент восприятия высокой духовности. При встречи с Рахелью или при встречи с сыном в будущем ощутить Шхину так, как ее ощущал Авраам, когда бежал навстречу гостям.

То, что удавалось сделать Аврааму в отдельные мгновения жизни, нужно сделать постоянным и привнести во все аспекты, в каждое движение души и даже в каждое движение тела ощущение высшего начала.

И ты и не ты, жизнь для себя и полная отречёность от этого мира — совмещение несовместимого. Это то, что понял Яаков во сне, это то, с чем не может справиться человеческий разум, не способный совмещать противоположности.

И в заслугу его поиска и в заслугу его способности приподняться до пророческого уровня и понять сон, ему дарована Земля, на которой он спал.

Земля Израиля, на которой человек призван жить простой человеческой жизнью и при этом возвысить все до уровня святости: и возделывание почвы, и отношения между людьми, и любовь в семьевсе должно приближать его ко Всвышнему, как того, кто стоит у жертвенника и возносит жертву. Недаром мидраш говорит, что вся Земля Израиля помещается под жертвенником.

Проснувшись, он поставил камень и возлил на него масло. Видно, что, несмотря на все достигнутое понимание, ему все еще трудно было принести жертву в полном смысле слова — зарезать животное и выплеснуть кровь на жертвенник. Он обещал сделать это в будущем.

Но и вернувшись из Падан Арама после двадцати лет странствования, с четырьмя женами и одиннадцатью детьми, он долго откладывал принесение обещанной жертвы и лишь через год пребывания в Святой Земле добрался до Бейт Эль и воздвиг там жертвенник.

Оставался еще один вопрос: «Есть ли смысл в злодеях, нужны ли такие люди как Эсав и Лаван, что можно извлечь для своей души при столкновении с ними, как вести себя с ними

Это предстоит Яакову осмыслить за годы жизни у Лавана и при столкновении с ангелом.

 

Рав Зеев Мешков

 

 

admin @ 12:25

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика