Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала

Глава Толдот

  1. «И сталкивались сыны в утробе её«. Пояснил РаШ»И: «Когда проходила она мимо места, где изучали ТоруЯков ворочался, стремясь выйти, а когда проходила мимо места, где поклоняются идоламЭйсав трепетал выйти«.

Так определяется порядок духовной работы: человек начинает свой труд на пути духовного продвижения, и когда он проходит у врат Торы, то его внутреннее свойство, называемое Яков, пробуждается, и человек хочет идти путем Торы. А когда проходит у места, где поклоняются идолам, то свойство Эйсав в человеке стремится выйти.

Человек от рождения создан с эгоистическим желанием получать для себя, которое называется «злом«, но есть в его сердце и Духовная точка, определяемая как «добро«.

Когда входит человек в работу ради Творца, он находится в состоянии постоянного перехода от одного состояния к другому, поэтому есть у него подъёмы и падения, совершенно отсутствует какое-либо постоянство, на него постоянно давит окружение, и нет сил противостоять всему этому.

Когда он пребывает в окружении тех, кто занимается работой, чуждой Духовной, основанной на эгоизме, то пробуждаются в нём его эгоистические желания, которые стремятся захватить власть над желаниями человека, не оставляя ему силы ни для какой иной работы, кроме работы, направленной ради себя.

Когда человек находится среди тех, кто работает на Творца, то пробуждается его альтруистическое свойство, называемое Яков, и проявляющиеся теперь действия альтруизма начинают управлять телом, его желаниями.

И тогда он видит, насколько был погружён в желание самонасладиться, и не может понять — неужели это возможно, чтобы человек так низко пал, находя удовле-творение в низких, животных наслаждениях. Ведь недостойно это взрослого челове-ка, чтобы строил он жилище своей душе меж низких желаний и грязных мыслей. И он испытывает стыд и унижение от этих мыслей, в которых пребывал прежде.

Но затем, «проходя у мест поклонения идолам«, — когда вновь попадает в эгоистичекую среду, то вновь пробуждается в нём Эсав, его эгоизм и стремится вырваться наружу. И всякий раз это повторяется снова и снова у занятого Духовной работой человека, день за днём. А у того, кто старается вложить в эту работу всю свою энергию, подобные состояния могут меняться даже каждый час и каждую минуту.

2.»И пошла она спросить Творца, узнать, для чего ей дано всё это, чтобы сказал ей Создатель, чем всё это закончится

«И сказал ей Творец, что в утробе её два племени, которые станут двумя народамиодин народ будет сильнее другого, и старший будет служить младшему

Р«аШИ поясняет: «Никогда не смогут они сравняться: когда встанет одиндругой упадёт. И в этом причина разрушений: на развалинах Иерусалима отстроен Цор

В чём же смысл ответа, данного ей Творцом?

Две эти силы должны быть в человеке. Ведь основу творения составляет желание получитьэгоистическое свойство, называемое «Эсав«. Но приходит затем вторая сила, называемая «Яков«, — желание отдавать, альтруистическое желание. Каждая из двух этих сил в одиночку хочет властвовать над человеком.

В этом и заключается вся борьба между Эсавом и Яковом, описываемая в Торе. Не могут быть в человеке одновременно два противоположных желания — или же им правит желание получать, или желание отдавать.

Нам необходимо раз и навсегда осознать, что человеку, желающему развиваться духовно, нельзя находиться там, где властвуют всякого рода низменные желания.

Поэтому Йешуа учит, что даже дурные мысли очень опасны.

Когда увидит человек, что не в силах он противостоять своему желанию получать наслаждения, то поймёт, что он против своего эгоизма — ноль, не значащий ничего. То есть при всём том, что пришёл к осознанию того, что желание получать вредит ему, он при этом видит, что не может сам справиться с ним. Поэтому только тогда он понимает, что нуждается в милости Свыше, что без помощи Творца невозможно выйти изпод власти эгоизма.

Об этом сказали мудрецы: «Эгоизм человека каждый день берёт верх над ним, и если бы не помощь Творца, не было бы никакой возможности противостоять емуНо только если человек уже встал на путь духовного развития и сделал всё, что было в его силах, тогда не нужно ему верить в помощь Творца, потому что он теперь явно видит и сам, что не осталось ни одной уловки или совета, к которым бы он не прибегнул, и всё безрезультатно, всякий раз помогал ему только Творец. И лишь тогда в состоянии человек понять, что помочь может только Творец.

Но в чём теперь разница между ним и его товарищем по духовной работе?

Так же, как Творец помог ему, Он может помочь и остальным. И поэтому не может человек возвыситься над остальными, ведь видит он, что всё, что он имеет сейчас, он достиг не своими силами.

Те, кто ещё не начали духовно работать, кто не пришёл ещё к полной отдаче без какого-либо получения для себя, те не видят пока, что Творец помогал им во всех их делах. Поэтому говорят они, что только собственными силами они достигли своего успеха. Потому-то есть ещё у них повод гордиться перед остальными людьми, не вставшими пока на путь духовного возвышения.

В таком случае нет никакой разницы между стремлением человека к духовному и его эгоистическими устремлениями, потому что его желание к духовному основано на желании самонасладиться. И хотя учит он Тору и выполняет заповеди, но неведом ему спор между Яковом и Эсавом, что в нём. И поэтому не нуждается он в помощи Свыше, чтобы Творец вытащил его из эгоизма и, смилостивившись, дал бы ему желание отдавать. Потому что не видит он, что человек по природе своей не в состоянии работать альтруистически.

Это оттого, что ему даже в голову не приходит, что изучать Тору и выполнять Заповеди нужно для того, чтобы удостоиться слияния с Творцом, а не ради себя.

Когда начинает человек продвигаться духовно, тогда начинают сталкиваться в нём эгоизм и альтруизм. Тогда человек должен сделать всё, чтобы его эгоизм не одержал верх над стремлением к духовному, пока не осознает правду — что не в состоянии он помочь себе сам. И когда видит он, что не может больше ничего сделать, тогда рождается в нём потребность в помощи Свыше, и тогда «пришедшему очиститься (тому, кто готов избавиться от своего эгоизма) — помогают

3.В чём смысл сказанного «…и старший служить будет младшему«?

Это значит не достаточно ещё человеку удостоиться того, что уже стремление к Духовному правит в нём, а у желания получить нет никакой силы противостоять ему, — но ведь тогда человек может работать на Творца только с помощью желания отдавать.

Необходимо же придти к состоянию совершенства в его полном, законченном виде, как сказали мудрецы: «Возлюби Творца своего всей душою своейобоими началами, что в тебе заложены («Брахот», 54). Это означает, что и эгоизм человека должен быть использован им для работы на Творца, но для этого прежде нужно познать свой эгоизм.

Желание получать является основой эгоизма, заложенного в нас, от которого приходит к нам всё зло, т.е. все наши дурные помыслы и желания.

Желание отдавать приносит нам все наши хорошие желания и мысли. Поэтому, когда правит в человеке его альтруизм, его стремление к Духовному, тогда всё нисходящее на нас из Высших Духовных миров проявляется относительно нас как милость, милосердие.

Но это только исправление творения — приведение наших свойств в единение со свойствами Творца, называемое слиянием с Ним, для чего нужно все свои мысли и устремления направить к Творцу.

Но цель творения это получение созданиями Истинного наслаждения от Творца, а не доставлять наслаждение Ему, как будто Творец нуждается в том, чтобы те, кто находятся в самом низу Мироздания, давали Ему чтото.

Если человек хочет получить чтото от Творца, то должен воспользоваться своим желанием получать, своим эгоизмомведь именно он создан для получения наслаждения.

Получает наслаждение только страстное стремление к чемулибо, и только такое стремление к наслаждениям называется «желание получить».

Для получения наслаждения должен человек использовать свои эгоистические желания, сделав на них предварительное исправление — придав им намерение «ради Творца«. И это значит, что человек работает теперь на Творца и с помощью своего эгоизма.

Эгоизм называется «старший«, т.к. с рождением даются человеку сначала эгоистические желания, и лишь когда достигает ступени, называемой «13-ти летие», даются ему и альтруистические желания.

Об этом сказано, что «старший служить будет младшему«, т.е. желание получать, называемое «старший», будет служить желанию насладить Творца, которое зовётся «младшим».

Таким образом, желание доставить наслаждение Творцу становится правящим в человеке.

Иногда для этого человек использует желание отдавать свойство «Яков«, и тогда называется, что он служит Творцу в альтруистических желаниях.

Иногда для служения Творцу пользуется человек своими желаниями получения, и тогда говорится, что человек поставил на службу Творцу и свой эгоизм.

Когда человек работает на отдачу в своём желании получать, сказано о нём, что он любит Творца «всей душой своей» — как альтруистическое начало в нём устремлено к Творцу, так и в эгоизме своём стремится он Его насладить.

 

admin @ 23:45

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика