Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Аазину

проф. Нехама Лейбович
Новые исследования книги ДВАРИМ (Второзаконие) в свете классических комментариев

НАШЕЛ ОН ЕГО В СТРАНЕ ПУСТЫННОЙ
Рассмотрим в этой главке слова Рамбана, которыми он резюмирует содержание и значение песни Моше (Рамбан к Дварим 32:40):
“Песнь эта — надежный свидетель, рассказывающий ясно обо всем происходящем с нашим народом. Прежде всего в ней упоминаются милости, которые Святой, да будет Он благословен, оказывал нам с тех пор, как избрал нас в качестве Своего Народа. Она рассказывает и о тех благодеяниях, которые были нам сделаны в пустыне, и о том, как Он отдал нам землю многочисленных и сильных народов, о ее изобилии, славе и богатстве — и о том, как после всего этого народ восстал против Него.

И в самом начале рассказа об этих милостях сказано (Дварим 32:10-11):

НАШЕЛ ОН ЕГО В СТРАНЕ ПУСТЫННОЙ И В ХАОСЕ ВОЯ ПУСТЫНИ; ОГРАЖДАЛ ОН ЕГО, ОПЕКАЛ ЕГО, БЕРЕГ ЕГО, КАК ЗЕНИЦУ ОКА СВОЕГО. КАК ОРЕЛ СТЕРЕЖЕТ ГНЕЗДО СВОЕ, НАД ПТЕНЦАМИ СВОИМИ ПАРИТ, РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ СВОИ, БЕРЕТ КАЖДОГО, НОСИТ НА КРЫЛЕ СВОЕМ

И не странно ли, что первая милость, оказанная Израилю, это то, что произошло  “в хаосе воя пустыни”? Разве не было никаких милостей до этого?

Этот вопрос задает Абарбанель:

“Почему здесь не упоминается  исход из Египта — первая милость, которую мы получили еще до пустыни? И почему говорится, что Он “нашел его в стране пустынной”, ведь Он нашел его в Египте и там уже нарек его народом Своим!”

Раши (в комментарии к 32:10) снимает этот вопрос тем, что иначе понимает здесь смысл слова “нашел”:

“НАШЕЛ ОН ЕГО В СТРАНЕ ПУСТЫННОЙ — имеется в виду, что там Он нашел их верными Себе, ибо они приняли на себя Его  Тору, Его царство и иго, — чего не сделали Ишмаэль и Эсав”

Раши здесь основывается на словах Сифрей   (313; 32:10): “НАШЕЛ ОН ЕГО В СТРАНЕ ПУСТЫННОЙ — это народ Израиля,  и об этом говорится в книге Хошеа (9:10): «Как виноград в пустыне нашел Я Израиля».

Наши Мудрецы связывают здесь наш стих из Дварим со стихом из Хошеа, и мы можем найти в этой связи глубокий смысл. В цитируемой главе Хошеа избрание народа  Израиля представляется нам не только как действие Всевышнего, направленное «сверху вниз»; сравнение с виноградом, которое дает Хошеа, вводит также и идею движения «снизу вверх»: Израиль – как тот спелый виноград, который дает силы скитальцу там, где он совсем не ожидает найти его, в пустыне, оживляет его и радует его.

Нам кажется, однако, что что такое прочтение стиха не подходит к общему содержанию нашей главы. Рамбан отметил это в своем комментарии к Дварим 32:10:

«Раши пишет: «НАШЕЛ ОН ЕГО В СТРАНЕ ПУСТЫННОЙ — имеется в виду, что там Он нашел их верными Себе, ибо они приняли на себя Его  Тору, Его царство и иго, — чего не сделали Ишмаэль и Эсав. В ХАОСЕ ВОЯ ПУСТЫНИ – то есть, в земле опустошения, в месте, где воют шакалы и бродят страусы, — даже и там они все-таки шли за своей верой и не сказали Моше: как же это мы пойдем в пустыню?».  И это не укладывается в общий смысл главы. Тора ведь упрекает в ней народ и напоминает ему оказанные ему Всевышним благодеяния, обвиняя евреев в неблагодарности.»

Но и Рамбан не отвечает на заданный нами вопрос. Посмотрим же, что пишет Рашбам (комментарий к этому же стиху):

«НАШЕЛ ОН ЕГО» — это как «нашелся для них», то есть,  Святой, да будет Он благословен находился с ними и обеспечивал все их нужды.»

Этот комментарий, хоть он и не вполне подходит к обычному словоупотреблению, с точки зрения смыслового контекста очень удачен, ведь вся наша глава говорит о милости Всевышнего по отношению к народу Его. А вот что пишет «Хаэмек Давар»):

«ВЕДЬ ОН ОТЕЦ ТВОЙ, ГОСПОДИН ТВОЙ  [можно перевести как «приобретший тебя» — прим. пер.]! … НАШЕЛ ОН ЕГО В СТРАНЕ ПУСТЫННОЙ» (32:6-10) –
если кто-то умирает, а приходит кто-то другой и спасает его, то этот человек как будто бы приобрел его. И так же и тот, кто стал бы дикарем, не знал бы вообще никакой морали – и кто-то сделал его знающим, понимающим человеком – тоже как будто приобрел его. В пустыне же евреям не хватало четырех вещей для жизни вообще и для того, чтобы быть людьми, понимающими, как следует себя вести: во-первых, хлеба и воды; во-вторых, нормального жилья для супругов  и семей, где им не надо было бы быть у всех на виду, как дикарям;  в-третьих, им не у кого было учиться, как вести себя как народу — ведь в Египте они были рабами, подвластными чужой воле; и в четвертых, они шли среди змей и скорпионов, и каждую минуту подвергались смертельной опасности, и  Святой, да будет Он благословен, поддерживал их жизнь и превращал их в достойных людей.
И об этом сказано: «… НАШЕЛ ОН ЕГО В СТРАНЕ ПУСТЫННОЙ» — в месте, где не было пропитания, он кормил их…»

Но если уж стих говорит о многочисленных милостях Всевышнего по отношению к Израилю, то по-прежнему стоит перед нами вопрос, почему Тора не начала их перечисление с рассказа о выходе из Египта?

Возможно, мы могли бы сказать, что причина того, что Моше не начал свою песнь с рассказа о выходе из Египта, в том, что он обращался к поколению сыновей тех, кто вышел из Египта,  и это поколение своими глазами видело и своими ушами слышало  великие чудеса в пустыне, а не при выходе из Египта, и они были гораздо ближе их сердцам. Моше же старался говорить с ними так, чтобы это было им близко и понятно.

Но и этот ответ нас полностью не удовлетворит. Ведь есть много мест в Торе, в том числе и в книге Дварим, в которых в первую очередь, среди всех милостей и чудес, которые делал Всевышний народу Своему, говорится именно об исходе из Египта (например, Дварим 8:14).

Наиболее    приемлемым нам кажется такой ответ: сам по себе исход из Египта – это не самое великое из всех благодеяний, которые сделал нам Всевышний. Ведь сказано у пророка Амоса, что во всех народах были такие события – один народ выходил из среды другого и переходил на другое место, предназначенное ему Властелином истории (Амос 9:7):

«Не вывел ли я Израиля из земли Египетской, а филистимлян – из Кафтора, а арамейцев – из Кира?»

Исход из Египта – это лишь средство, путь к истинной цели, цели благой, и нет большего блага, чем она. И это – избрание Израиля  быть народом Бога, которое осуществляется посредством дарования Торы. Об этом говорил Всевышний Моше из среды куста Шмот 3:12):

«КОГДА ВЫВЕДЕШЬ ЭТОТ НАРОД ИЗ ЕГИПТА, ВЫ БУДЕТЕ СЛУЖИТЬ ВСЕСИЛЬНОМУ НА ЭТОЙ САМОЙ ГОРЕ»

И наш стих – лучшее доказательство  того, что именно об избрании Израиля Тора говорит как о высочайшей из оказанных ему милостей. Избрание же Израиля – это ничто иное, как дарование Торы, и об этом мы говорим в нашем благословении на Тору: «… Который избрал нас из всех народов и дал нам Свою Тору». О  том же говорится и в стихе 11 нашей главы:

«КАК ОРЕЛ СТЕРЕЖЕТ ГНЕЗДО СВОЕ, НАД ПТЕНЦАМИ СВОИМИ ПАРИТ, РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ СВОИ, БЕРЕТ КАЖДОГО [можно перевести: «одного» — прим. пер.], НОСИТ НА КРЫЛЕ СВОЕМ»

Этот стих – это образное, поэтическое описание того, что уже рассказано нам еще до дарования Торы (Шмот 19:4):

«ВАС ЖЕ ПОДНЯЛ Я НА ОРЛИНЫХ КРЫЛЬЯХ И ПРИНЕС ВАС К СЕБЕ»

Поэтический образ в песни Моше описывает нам орла, который стережет свое гнездо, порхает над ним из стороны в сторону, чтобы научит летать своих птенцов. Птенцы – это народы, о которых сказано в этой песни (32:8):

«КОГДА ВСЕВЫШНИЙ ДАВАЛ УДЕЛЫ НАРОДАМ, РАЗДЕЛЯЯ ЛЮДЕЙ, УСТАНОВИЛ ОН ГРАНИЦЫ НАРОДОВ ПО ЧИСЛУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ»

И вот, теперь этот орел простирает крылья свои и берет одного из птенцов, испуганного или усталого, и несет  его  на своем крыле, пока он не осмелится самостоятельно летать вслед за своим отцом. Всевышний Сам выбрал народ Израиля, Он защищает его и ведет за собой к тому, чтобы он стал Его народом.

admin @ 12:36

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика