Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Йом Кипур. Б-г любит нас больше, чем мы сами
Категория: Праздники

рав Джонатан Сакс

Для тех, кто полностью открывает себя Йом Кипуру, этот день становится преображающим опытом. Он говорит нам о том, что Б-г, который создал вселенную в любви и прощении, обращается к нам с просьбой любить и прощать других. Б-г никогда не просил нас не совершать ошибки. Он просит учиться на этих ошибках, становится лучше и исправлять их, когда это возможно.

Ни одна религия не имела столь высокого мнения о человеческих возможностях. Б-г, который создал нас по своему образу, дал нам свободу. Мы не испорчены первородным грехом, не обречены на провал, мы не застряли в схватке зла и добра, в которой победить сможет только лишь Б-жественная благодать. У нас есть возможность выбирать свою жизнь самостоятельно. Вместе у нас достаточно сил, чтобы изменить мир.

Мы также не скопление химических веществ, пучок эгоистичных генов, слепо воспроизводящий себя в будущем. Наши души больше, чем наш разум; разум больше, чем наш мозг; а мозг — это нечто большее, чем просто химические импульсы, реагирующие на раздражители. Человеческая свобода — свобода выбирать быть завтра лучше, чем вчера — по-прежнему остается загадкой. Но не стоит воспринимать это как должное. Свобода — это как мышца: чем больше мы развиваем ее, тем сильнее и здоровее она становится.

Иудаизм постоянно просит нас развивать свою свободу. Быть евреем не значит следовать потоку, быть похожим на всех, следовать пути наименьшего сопротивления и поклоняться традиционной мудрости века. Быть евреем — значит иметь мужество жить так, как никто другой не живет. Каждый раз, когда мы едим, пьем, молимся или просто идем на работу, мы осознаем требования нашей веры — жить по воле Б-га и быть одним из его помощников в этом мире. Иудаизм всегда был, и скорее всего, всегда будет контркультурным.

В эпоху коллективизма евреи осознали ценность личности. В эпоху индивидуализма евреи построили крепкое общество. Когда большая часть человечества была предана невежеству, евреи оставались высоко грамотными. Когда другие строили памятники и амфитеатры, евреи строили школы. Во времена материализма евреи продолжали верить в духовное. В эпоху нищеты они приносили цдаку, чтобы у каждого была возможность жить достойной жизнью. Быть евреем — значит плыть против течения, бросая вызов идолам эпохи.

В Торе есть 613 заповедей. Еврейский закон проникает во все аспекты нашей жизни, начиная с духовного и заканчивая деталями в нашей повседневности. Библиотека наших священных книг настолько велика, что целой жизни не хватит, чтобы овладеть ее знаниями. Теофраст, ученик Аристотеля, искал описание, которое идеально бы объяснило сущность евреев. Ответ, который пришел ему на ум был:

Прощение было предусмотрено с самого начала. Мудрецы говорят, что Б-г пытался создать мир под атрибутом строгой справедливости, но Он заметил, что мир не держится в таких условиях. Что сделал Г-сподь? К справедливости Он добавил милосердия, к возмездию добавил сострадания, к строгому закону добавил терпения. Б-г прощает. Иудаизм — первая в мире религия прощения.

Не всякая нация умеет так же прощать. Существовали религии, которые так никогда и не простили евреев за отказ от обращения. Многие из величайших европейских интеллектуалов (среди которых Вольтер, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше и др) не смогли простить евреев за то, что они оставались евреями — разными, контркультурными, иконоборческими. Тем не менее, несмотря на все трагедии двадцати веков, евреи и Иудаизм все еще процветают, отказываясь даровать победу культурам презрения и их последователям.

Величие и тайна Иудаизма заключается в том, что хоть евреи и были маленьким народом на маленькой земле, они не прогнулись под империи, которые периодически нападали на них. Евреи не уступили место ненависти, самоотвержению и отчаянию. Под благоговением Йом Кипура кроется один факт: Б-г любит нас больше, чем мы сами. Он никогда не откажется от нас, хоть мы уже множество раз спотыкались и падали. История Иудаизма от начала и до конца — это рассказ о любви Б-га к людям, которые редко отвечали полной взаимностью, но никогда не предавали ее.

Рав Акива выразил это лучше всего в двух словах: “Avinu malkenu”. Да, Ты наш суверен, Б-г всемогущий, создатель всего, царь царей; но Ты также и наш отец. Ты велел Моше сказать Фараону от Твоего имени: “Мое дитя, мой первенец — Израиль”. Эта любовь продолжает делать евреев символом надежды на человечность, свидетельствуя о том, что нация не должна быть огромной, чтобы быть великой; не должна быть могущественной, чтобы иметь влияние. Каждый из нас может одним актом доброты или щедрости духа заставить луч божественного света сиять в темноте человеческой, позволяя Шхине (Б-жественному присутствию) хоть на мгновение, почувствовать себя дома.

Йом Кипур выражает не только нашу веру в Б-га, но и Его бесконечную веру в нас.

admin @ 09:57

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика