Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ки теце
  1. «Враг» становится «братом»]

В изложении требований к взаимоотношениям между евреями Тора не ограничивается выдвижением общего принципа «люби ближнего своего как самого себя» (Ваикра 19:18), но и дает вполне конкретные указания, призванные реализовать его в практических действиях. В частности, есть и такой закон:

«Если ты видишь осла врага своего лежащим под ношею, то не оставляй его, развьючь вместе с ним» (Шемот 23:5).

Повторяя в своей предсмертной речи основные законы Торы, Моисей — в недельном разделе в эту Субботу — формулирует эту заповедь несколько иным образом: «Не можешь ты, видя осла брата твоего или быка его, упавших на дороге, сделать вид, что ты не замечаешь их, но подними их вместе с ним» (Дварим 22:4).

Сравнивая все эти стихи один с другим, мы видим здесь несколько важных изменений.

Во-первых, «враг» превращается в «брата» благодаря тому, что ты помогаешь ему «развьючить его осла». Тора чрезвычайно озабочена улучшением отношений между евреями, поэтому она обязывает нас во многих случаях помогать своему врагу.

Превратить врага в друга нельзя дискуссиями или борьбой, а можно только с помощью совместной работы над общими проблемами. Кстати, мы видим, что имеется в виду такой враг, который впоследствии оказывается братом, т.е. враг, которому следует помогать, — это враг-еврей. Комментаторы подчеркивают, что «ты враждуешь с ним не иначе, как из-за взаимного непонимания». Помощь в разгрузке ослов, принадлежащих врагам-неевреям (или даже друзьям-неевреям), может привести и к совершенно иным результатам, поэтому ее нужно осуществлять с осторожностью.

[2. Помогать — только «вместе с ним», а не «вместо него»]

Во-вторых, Тора призывает человека «любить ближнего как самого себя», но отнюдь не «больше, чем самого себя», ибо только таким образом можно обеспечить устойчивое равновесие в человеческом обществе. Поэтому помогать ближнему поднять его осла ты должен только «вместе с ним», а не «вместо него». Т.е. если он сам старается поднять своего осла, ты должен помочь ему, если же он сидит и ждет, когда эту работу сделают за него другие, — от тебя не требуется ему помогать.

[3. «Не можешь сделать вид, что не замечаешь его»]

В-третьих, когда к словам «ты должен помочь своему ближнему» Тора специально добавляет «не можешь сделать вид, что не замечаешь его», то этим она подчеркивает, что лицемер хуже, чем эгоист. Эгоист, не желающий помочь ближнему, нарушает только одну заповедь; лицемер же, утверждающий, что он не видит потребностей ближнего, нарушает сразу две.

Пинхас Полонский

admin @ 03:24

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика