Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ки Теце. Борьба с дурным началом

»Когда выйдешь на войну против врагов твоиx, и Г-сподь, Б-г твой, предаст (каждого) в руку твою, и возьмешь у ниx пленныx…‘‘ (Дварим 21:10)

Писание намекает нам на постоянную борьбу человека с его вечным врагом — дурным началом (йецер а-ра). Сказали наши мудрецы: желание сделать зло изо дня в день усиливается в человеке и самому человеку не одолеть его , если бы Творец не помогал ему (Кидушин 30:1).

Мы видим, что своими силами естественным путем очень тяжело справиться с дурным началом. И, зная об этом, любой человек может отчаяться и оставить попытки преодолеть себя.

Поэтому и говорит нам Тора: «Когда выйдешь на войну против врагов твоиx«, главное для тебя — это не отчаиваться, а снова и снова выxодить на войну против своиx дурныx желаний, и тогда будешь уверен, что «…предаст (каждого) в руку твою…». С помощью Небес ты победишь, ведь »желающему очиститься, помогают ему…». Торат Моше

 «И скажут старейшинам города своего:»Сей сын наш — буйный и непокорный, не слушает он голоса нашего, обжора он и пьяница» (Дварим 21:20).

Если один из родителей глухой, то их сына нельзя судить как буйного и непокорного, ведь сказано: »…не слушает он голоса нашего…» (Санhедрин 71:1). Это совершенно не понятно: почему, если родители глухие, то сын не становится буйным и непокорным, ведь написано: «…не слушает он голоса нашего…». Здесь говорится про сына, а не родителей, главное — чтобы он мог услышать???

Ответ же здесь таков: когда кто-нибудь наставляет кого-либо, то это возымеет действие, только если сам наставляющий прислушивается к тому, что говорит и выполняет то, чего он требует от другого. Тогда это будут слова, исходящие из сердца и также входящие в сердце другого. А если один из родителей глух, т.е. не восприимчив к тому, чего он сам требует от сына, то чему удивлятся, если сын »…не слушает он голоса нашего…». Такого сына нельзя наказать как буйного и непокорного, ведь это не его вина, что он вырос таким, в то время, как из того, что говорит нам Тора »...не слушает он голоса нашего…», мы видим, что проблема здесь именно в сыне из-за его испорченности, а не в родителях. Ведь они не »глухие» и слова у них не расходятся с делом. Но если бы было иначе, мы не могли бы рассматривать то, что сын их не слушается, как признак его испорченности, так как такие родители были бы просто не в состоянии на него повлиять.

 »Если будет у кого сын буйный и непокорный, не слушающий голоса отца своего и голоса матери своей, и они наказывали его, а он не слушает их» (Дварим 21:18).

Шем ми Шмуэль объясняет, что история про непокорного сына имеет отношение к предыдущему отрывку про первенца. Так же как и исключительная важность первенца проистекает из того, что он первый сын, точно так же первые годы жизни человека особенно важны, так как сильно влияют на всю оставшуюся жизнь.

Если испорченность сына проявляется уже в первые три месяца после его совершеннолетия, т.е. когда он становится взрослым и наказывается за грехи, то его нужно наказать, это так называемое »время буйного и непокорного сына» и верный признак того, что его испорченность будет только усиливаться в будующем, и он может дойти до убийства, поэтому и говорит нам Тора: »…пусть лучше умрет невинным, чем преступником» (см. Раши).

Отсюда мы учим, что следует обращать особое внимание именно на первое время после бар-мицвы, на первые дни года, на первые часы дня и т. д. Ведь именно »начала» способны оказать влияние на будующее, »задать тон» всему, как человек начинает, так он и продолжит.

 

admin @ 02:59

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика