Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Категория: Каббала

«Когда выйдешь ты на войну против врагов твоих,и отдаст их Б-г, Всесильный твой,в руки твои,и возьмешь у них пленных,и увидишь среди пленных женщину красивую,и возжелаешь ее,и захочешь взять ее себе в жены,то приведи ее в дом свой,и пусть она обреет голову свою и не стрижет ногти свои,и снимет с себя одежду пленницы,и пусть сидит в доме твоем и оплакивает отца своего и мать свою месяц,а затем войдешь к ней и станешь мужем ее,и она будет тебе женой.» (Дварим 21:10-13)

Бросается в глаза несколько моментов,которые малореальны или странны. Особенно удивил момент снятия одежды без упоминания об одевании другой.

Тора всегда точна, но об одежде больше ничего не сказано, хотя Тора уделяет особое внимание всему,что касается отношения полов,обнажению,моральному поведению в этой области.

И что же она должна была сидеть голая целый месяц?

Правда,еще сказано об одежде: «одежда пленницы».

К чему нужно в этом контексте подчеркивание, какая именно одежда? И почему эта одежда названа именно так?

Можно было указать без этого подчеркивания – понятно,что человек обычно ходит в одежде.

А это значит, что в слове,указывающем название одежды – есть особый смысл.

Обычный подход мудрецов к этому эпизоду объясняет неприемлимость одежды пленниц еврейской морали ввиду наличия на этой одежде знаков и украшений, сво-йственных народу идолопоклонников. Но это буквальное понимание, которое, впрочем, было актуальным в древние века. Но посмотрим на это не только через пшат. Ибо нам желательно примерить данную «одежду» к нашему времени.

«Симлат швия» (одежда пленницы). «Шава» – пленять.»Шавав» – щепать, стругать, покорять(«швавим» – щепки).

Намек на разбитие, разделение (на части,щепки,обломки),т.е.: медленное, постепенное разрушение (пощипывание), разделение по очень мелким частицам. Дается как способ покорения целого.

Любавический ребе объясняет (в том числе и от имени Алтер ребе),что этот отрывок следует понимать в духовном смысле:

«…слова «возьмешь у них пленных» относятся к телу и животной душе,которые являются истинными «врагами» человека и против которых необходимо выйти на войну.

Цель этой войны – не сокрушить «врага», но очистить и вознести его в святость, то есть совершить его «берур».»

А результат войны: «…враг окажется в плену: подчинив себе тело и животную душу,ты сможешь несравненно лучше служить Всевышнему…»

Как ведется война,о которой идет речь?

В комментарии к недельной главе Торы «Мишпатим» говорилось о принципе, определяющем как бы регулирование поступления Света Всевышнего на примере некоего клапана,открывающегося для Света постепенно под воздействием духовного продвижения человека.

Это открывание можно представить себе разрушением клипы (пленки, завесы,заслонки), перекрывающей излишний свет, который человек не способен принять ввиду своей материальной сущности.

Т.е. борьба ведется с клипой, которая становится «прозрачней» по мере духовного развития.

Теперь можно вернуться к нашему стиху.

Пленную следует привести «в свой дом».

Дом – это очередное «помещение» по мере продвижения к духовности.

Дом – это четыре жесткие стены, в пределах которых есть некоторая свобода перемещения, которую назовем свободой выбора человека.

Пленная женщина – есть тело,т.е. материальность, защищенная клипой от внешнего воздействия Света Свыше.

И это — «одежда» женщины.

Стены дома – это рамки,в которых можно вести духовную работу. Эти «рамки» описаны как в пршлой главе Торы, а также в этой главе в стихах, дающих заповеди о правильном поведении человека.

Стены дома – более расширенные рамки нахождения человека,чем прилегающая к телу одежда.

При соблюдении этих заповедей только и возможно победить материальность, выведя ее в следующую «комнату», т.е. на новый уровень духовной работы, при котором старая одежда (клипа) с тела снимается,т.е.»одежда» становится более «прозрачной».

И в каждой последующей комнате снимается та одежда,которая уже не нужна на данном уровне.

Отсюда можно понять,что новая одежда не одевается – и ее нет в описании взятия пленницы.

Сегодня мы переживаем особые дни месяца Элул, в которые легче соприкоснуться с Духовностью, т.е. нам дается возможность даже без особого приложения усилий получить доступ к более откровенным уровням,с помощью которых можно дополнительно проработать свои прошлые действия в течение года,найти в них плюсы и минусы – и сделать дополнительную тшуву.

В Хасидизме этот процесс описывается прохождением многих комнат,в конце которых находится комната самого царя.

Во время месяца Элул царь сам выходит в поле,т.е.у него не нужно просить особой аудиенции, а можно просто с ним поговорить «в поле».

Это помогает тшуве и духовному раскрытию – о чем и говорится в этой недельной главе.

В данной недельной главе проходит идея именно постепенного духовного раскрытия, для чего и даются описания взятия пленницы, куда и как она помещается, и подробно о том, как мы должны себя вести в дальнейшем.

Обращение с «пленницей» также дает намек на сексуальную сторону вопроса, которая непосредственно относится к нашему телу как одна из главных и сильных побуждающих к жизни причин поведения.

А именно – намек на строго постепенное раскрытие этой силы.

Даже находясь в плену – она еще как минимум месяц должна быть не доступна,что только подтверждает важность этого вопроса и проявление крайней осторожности в его решении.

Как это связано с современностью? Во-первых, данная духовная работа вечна, она продолжается постоянно.

Во-вторых, сегодня на фоне «парадов гордости» мы видим упорное желание «демонстрантов» выйти из определенных рамок, причем выход этот сопровождается шумом,»гордостью»(?) и крайностью проявлений,т.е. полной противоположностью духовной работе, которая «…не в шуме…а в звуке тонкой тишины».

admin @ 02:58

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика