Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Реэ. Автор текста Гедалия Спинадель 

на горе Гризим… на горе Эйваль Две горы, расположенные почти точно в центре Страны Израиля.

2-6. Лжепророк

  1. пророк Имеется в виду лжепророк.

сновидец Во сне может быть дано истинное пророчество очень высокого уровня, подобно тому как Яакову, когда он спал на горе Мория, была показана вся будущая история еврейского народа (ср. Бемидбар, 12:6).

Однако человек может ошибиться и принять свое сновидение за пророческое. Его желание возвеличиться может привести к тому, что он начнет рассказывать людям увиденное им во сне, утверждать, что Всевышний послал его с определенным поручением, и требовать повиноваться себе.

или чудо Ни чудо, ни предсказание того, что произойдет в будущем, не могут служить доказательством правильности слов того или иного человека, утверждающего, что он пророк Всевышнего, и призывающего нарушить запрет поклонения чужим богам. Утверждениям, что все силы сотворены Всевышним и что Он сам хотел, чтобы Его прославляли путем поклонения тем или иным аспектам природы, нельзя верить, какие бы убедительные доказательства ни приводились.

  1. чтобы сказать Имеется в виду, что лжепророк предлагает в качестве способа проверки истинности его слов убедиться в том, что предсказанные им события произойдут в определенное время. «Если то, что я предсказываю, сбудется, пойдем служить тем богам, которым поклоняются другие народы», — говорит он.

которых ты не знал Ср. Дварим, 11:28. Эти слова относятся непосредственно к речи Моше. Они не составляют часть высказывания лжепророка.

  1. то не слушай «Следует больше доверять разуму, который способен опровергнуть свои собственные доводы, чем глазам, которые видят только то, что способны видеть» (Рамбам).

ибо испытывает вас Исполнение предсказаний не доказывает истинности утверждений человека. Отказ принять доводы, противоречащие Торе, даже в том случае, если они подкреплены чудесами, — общий принцип иудаизма, хорошо известный и тем из евреев, кто не обладает большой грамотностью и осведомленностью в законах Торы.

Это незыблемое правило так и осталось непонятым апологетами христианства, обвиняющими еврейский народ в непоследовательности. Они не смогли осмыслить разницу между исходом из Египта и дарованием Торы у горы Синай, ставшими основой веры, и между всеми остальными чудесами.

Все события, связанные с исходом из Египта, были прямым и непосредственным проявлением Божественного Присутствия для всего народа. Моше не творил чудеса, чтобы доказать свою правоту, и весь народ был способен подняться до пророческого уровня, слышать голос Творца и созерцать те видения, которые впоследствии раскрывались лишь великим пророкам. Таким образом, между Всевышним и Его народом не было посредников.

  1. идите… и к Нему прилепитесь

Учили мудрецы Талмуда: Что означает «За Богом, Всесильным вашим, идите…»? Но разве может человек идти за Шхиной? Ведь было уже сказано: «…ибо Бог, Всесильный твой, огонь пожирающий».

Значит, выражение Торы «идти за Богом» нельзя понимать буквально. Оно представляет собой указание стремиться приблизить свои качества к качествам Всевышнего, с помощью которых Он проявляет Себя в мире.

Что сказано о Всевышнем? Говорится, что Он одевает нагих. Так и ты дай одежду тому, у кого ее нет. Он приходит проведать больных — так и ты приди к больному. Он утешает тех, кто в трауре, — так и ты утешай их. Он погребает умерших — так и ты должен заботиться об этом (Талмуд).

Слова раскрой ему свою руку и дай ему взаймыговорят о двух действиях: первая часть стиха подразумевает безвозмездное пожертвование, а вторая — ссуду, то есть то, что должно быть возвращено.

Разница между пожертвованием и ссудой заключается не только в этом. Если первое мы обязаны дать безусловно (естественно, имея такую возможность), то одалживать деньги мы обязаны при условии, что должник нам их вернет. А если мы знаем, что он этого не сделает, мы не обязаны давать взаймы.

Но при этом Тора предупреждает:

“Береги себя, чтобы не было в твоем сердце злого умысла: мол, приближается седьмой год, год прощения [долгов]… и не дашь ему, — а [он] возопит [в обиде] на тебя к Г-споду, и будет на тебе грех”.

Как вы знаете, по закону Торы раз в семь лет, в год шмита, прощались все долги. Так вот, специальная заповедь называет человека, который не хочет давать взаймы еврею из опасения, что тот не вернет долг до этого срока, злоумышленником.

 А ведь еврей, как мы только что говорили, не обязан давать в долг в случае, если ему его не вернут.

Почему же Тора обязывает нас незадолго до года шмита давать в долг, не беспокоясь о возврате?

Во-первых, надо сказать, что шмита аннулирует не все долги, но только те, которые человек должен был вернуть до конца года, но не сделал этого.

Позднее великий еврейский мудрец, член Санhедрина hилель дополнительно установил порядок, позволяющий человеку, который, тем не менее, хотел (или хочет) взыскать долг, сделать это путем специальной процедуры. Для этого он должен в присутствии трех судей написать особое заявление о том, что поручает им взыскать долги. hилель ввел такое установление, заметив, что его современники в известные периоды не хотят одалживать друг другу деньги и тем самым нарушают запрет “чтобы не было в твоем сердце злого умысла”. Как говорят наши мудрецы, установление hилеля — это помощь и богатым, и бедным: оно избавляет богатых от потерь и обеспечивает бедным поддержку.

Тогда о чем же говорит нам эта заповедь? Когда все условия оговорены, мы не должны нервничать и терзаться вопросом: зачем мне рисковать? А вдруг должник не сможет уплатить вовремя и деньги пропадут? Тора предписывает нам не заботиться чересчур о своем душевном покое, не думать о себе слишком много, а о других — слишком мало.

  1. 7. И ЕШЬТЕ ТАМ ПЕРЕД Б-ГОМ… И РАДУЙТЕСЬ. Такое празднование и такая радость жизни перед Лицом Б-га, вблизи Святилища Его Закона – центра еврейского «поклонения Б-гу» – это базисная характеристика иудаизма. Иудаизм в этом отношении отличается не только от древнего язычества, чьи боги, порождение страха, недружелюбны к хорошему настроению и человеческому счастью, но и от современных извращений, которые пытаются расколоть человеческую личность и проповедуют, что Б-жественной близости можно достичь лишь через дух, а физические аспекты жизни рассматривают как мирские и низкие…

 

admin @ 01:19

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика