Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
«Матот — Масаэй»

Моше всегда Моше

«И говорил Всевышний Моше, сказать:  «Отомсти месть  сыновей Израиля мидьянитянам, затем приобщишься ты

к народу твоему».  И сказал Моше народу: «Пусть выйдут (снимутся) из вас люди в ополчение,

и пусть выступят они против Мидьяна  совершить месть Всевышнего  над Мидьяном»»

Бе-мидбар, 31: 1-3

Вам, наверняка, бросилось в глаза изменение слов Всевышнего, которое позволил себе Моше. Вместо сказанного Всевышним: «Месть сыновей Израиля», – сказал Моше: «Месть Всевышнего». Для ответа на вопрос, в чём смысл такого изменения, сначала процитируем РаШИ: «Несмотря на то, что услышал, что его смерть зависит от этого, сделал с радостью и без опоздания».

Не совсем понятно как слова РаШИ отвечают на заданный нами вопрос? Чтобы это увидеть, нам потребуется комментарий «Кли Якар». Рав Лунчиц объясняет: «Действительно, на самом деле, преступление совершили мидьянитяне против Всесильного, так как совратили их на Бааль Пеора. Но также и против Израиля, так как были причиной гибели двадцати четырёх тысяч из них. Сказал, следовательно, Всевышний: «Прощаю Я неуважение к Себе, но за содеянное евреям простить не могу», – «отомсти месть сыновей Израиля».

Но когда услыхал Моше: «Затем приобщишься ты к народу твоему», – его смерть зависит от этой войны с Мидьяном, опасался, как бы не сказали евреи, что они прощают преступление, совершённое против них, дабы продлить его жизнь. Из-за этого сказал им: «Совершить месть Всевышнего», – речь идёт об уважении к Небесам, и нет возможности для прощения. И потому сказано: «И передайте в ополчение» (31:4), то есть «даже не желая» (РаШИ) – были вынуждены идти вопреки желанию, так как сказал им Моше, что месть Всевышнего это.

И это свидетельствует, что исполнил Моше-рабейну с радостью повеление Творца – ведь мог бы с лёгкостью задержать месть, если б только передал слова Всевышнего без изменений: «Отомстите месть сынов Израиля». Но, тем не менее, несмотря на зависящую от этого собственную смерть, хотел исполнения Его желания.

Добавляет автор «Сфат Эмет», что Моше-рабейну желал, чтобы месть сынов Израиля не была запачкана хоть какими-то личными мотивами, а лишь из уважения к Небесам, и потому использовал глагол ґехальцу, «снимите» – снимите с себя всё своё, всё личное, и будет эта война – местью Всевышнего!

Его дедушка, раби Ицхак-Меир из Гура, с помощью вышесказанного объясняет, как может быть, что в ополчении, в которое «были переданы по тысяче от каждой ветви» – «в частности, из посоха Леви» (РаШИ). Но ведь сказано: «Двенадцать тысяч»? Объясняет ребе из Гура: «Все, кроме левитов «были переданы» в ополчение против их желания, так как никто не хотел войной с Мидьяном приближать смерть Моше. Но о левитах сказано: «Говорящий об отце своём и о матери своей – не видел я их; и братьев своих не узнавал, и детей своих не признавал, ибо соблюдают они слово Твоё» (Дварим, 33:9), – в их силах позабыть обо всём, исполняя желание Создателя. И потому в отличие от всех остальных ополченцев, левиты охотно шли на войну по слову Всевышнего. Таким образом, в ополчении было тринадцать тысяч воинов, но все, кроме левитов, «были переданы», и потому: «Были переданы… двенадцать тысяч», – а левиты вышли по желанию.

О гневе и уравновешенности

После того как сказано «и разгневался Моше», повторило Пятикнижие: «И сказал им Моше», – объясняя, что после того, как разгневался, прекратил свою речь и, лишь подавив гнев, продолжил – «с чувством, толком, расстановкой».

(раби Залман Сороцкин)

В прежние годы, когда спрашивали у богобоязненного еврея, как он справляется со своим злым началом, проявляющимся через гнев, тот отвечал: «На самом деле, я не справляюсь с ним – у меня просто не хватает времени сердиться». В наши дни человек всё время сердится, так что не остаётся у него времени для богобоязненности. (раби Исраэль из Саланта)

Тот, кто не способен властвовать над своим гневом, тем более не может властвовать над своим ближним. (рав Шломо ибн Гвироль)

«МАСЭЙ»

С головы – до пят

«В городе-убежище  должен тот оставаться  до смерти первосвященника, которого помазал маслом кодеш…  а после смерти первосвященника  может возвратиться убийца»

Бе-мидбар, 35:25, 28

Таинственная (почти сакральная) связь между первосвященником и «нечаянным» убийцей может стать явной, если мы вспомним о заложенном в наш народ с самого рождения Седере – упорядоченности. «Ночь упорядоченности» – Лейль ґа-Седер несёт в себе главную идею иудаизма – иерархичность. Над евреем – Творец, душа контактирует с телом через голову, а тело должно следовать указаниям Торы, воспринимаемым головой, то есть жёсткая цепь – Тора, голова, тело.

То, что коґен гадоль – это голова поколения, более-менее очевидно, но куда в этой иерархической картине поместить неумышленного убийцу? Ответ мудрецов сколь краток, столь и суров – ниже всех. Еврей, которого Всевышний использует (втёмную, без выбора) для самого страшного действия этого мира, является самым низом поколения.

Всё дальнейшее очевидно. Голова несёт ответственность за все действия тела, в частности – за ту грязь, в которую ступают ноги. Смерть первосвященника означает смену самого высокого и, потому, перемену в иерархии – самое низкое перестаёт быть самым низким в новом поколении, которое олицетворяет новый первосвященник. Проиллюстрируем наши умозаключения следующими комментариями наших мудрецов.

Рав Ицхак Абарбанель говорит: «Смерть первосвященника потрясает весь народ и пробуждает во всех потребность совершить тшуву. И следует предположить, что и ближайший родственник погибшего, потрясённый этой смертью, отказывается от мщения – так как становится до боли ясно, что даже помазанник Создателя – первосвященник, также смертен, и этим он утешается в своей утрате. И потому может убийца вернуться в свой дом».

Случайные убийцы отличаются, по сути, своей мысленаправленностью. Есть, действительно, никак не связанные с совершённым преступлением, но есть и те, кто близки к злоумышлению, так как были недостаточно осмотрительны [представьте водителя, едущего со скоростью 80км/ч вблизи школы]. Из-за этого невозможно определить одинаковый для всех срок наказания. И только Всевышний, знающий сокровенное, отмеряет с точностью по мере вины. И мерилом становятся годы жизни первосвященника, с помощью количества которых Творец состыковывает различные обстоятельства и создаёт ситуацию, где каждый из «нечаянных» убийц проведёт в изгнании ровно положенное ему число лет. (От имени РО”Ш – рабейну Ашера)

Следующий вопрос связан со сказанным: «Который помазал его». Мудрецы комментируют: «Разве он его помазал? Но речь идёт о помазанном в его время, ведь, если не было закончено слушание его дела, и был назначен новый первосвященник, освобождается он по смерти второго» (Трактат «Макот», 11). Рав Меир-Симха Коґен из Двинска комментирует: «Но ведь объяснение «который был помазан в его время» недостаточно для понимания фразы «который помазал его». Тора в данном случае хочет показать пути высшего Промысла, потому как могут быть случаи, что из-за одного единственного человека кто-то станет первосвященником. Ведь убийца находится в изгнании до его смерти. Отсюда вывод – по необходимости, в качестве первосвященника будет помазан тот, чьи годы жизни соответствуют годам изгнания убийцы. Следовательно, убийца является причиной помазания этого, а не другого коґена. И потому, действительно, получается «который помазал его».

Ещё один вопрос задают мудрецы: «Тот новый первосвященник, которого назначили во время слушания дела убийцы по ошибке, – что мог он сделать, дабы предотвратить убийство [ведь не был он головой в это время], и какая тогда связь между его смертью и освобождением «убийцы по ошибке»? Ответ Гмары: «Следовало ему молиться об оправдании , а он не молился». Объясняет рав Пик, автор «Тшува ме-аґава»: «Разве можно просить Небеса о неправильном решении Санґедрина – ведь это будет очевидно бессмысленная молитва?! Но если мы вспомним о правиле «Санґедрин, в котором все обвиняют, освобождают его», то получится, что вновь назначенный первосвященник мог молиться о том, чтобы все члены Санґедрина увидели трагическую неосторожность и обвинили подсудимого, которого в таком случае отпустили бы без наказания».

р.М-М.Гитик

 

 

admin @ 12:21

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика