Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
hафтара главы Матот
Категория: Бней Ноах

Материал с сайта «Маханаим» — http://www.machanaim.org.il
Ирмеяhу, 1:1-2:3
Это одна из трех hафтарот, которые называют «пророчествами упрека», т. к. их всегда читают до Девятого ава, дня, когда были разрушены оба Иерусалимских Храма.
Ирмеяhу родился в знатной семье коhенов (приблизительно в 480 г. до н. э.) и начал пророчествовать во времена царя Иудеи Йошияhу в 448 г. до н. э. В одном из его пророчеств было предсказано падение города Нинвэ и Ассирийской империи в 441 г. до н. э. Он также предсказал смерть праведного царя Йошияhу, который погиб в 440 г. до н. э. Ирмеяhу пережил две осады Иерусалима — в 433 и 422 гг. до н. э., последняя из которых закончилась разрушением города, Храма и, в конечном итоге, уничтожением государства. На его глазах значительная часть народа была угнана в плен на «реки вавилонские». Он сам, закованный в кандалы, оказался в толпе пленников, но был замечен Невузараданом, начальником войска Невухаднецара, и с почетом возвращен обратно в Страну Израиля. Однако это не облегчило его судьбу. Вскоре он был насильно уведен в Египет евреями, бежавшими туда из-за страха перед местью Невухаднецара, который, как они полагали, обвинит их в убийстве своего наместника. В Египте следы Ирмеяhу теряются, и о его смерти ничего неизвестно. Жизнь Ирмеяhу наполнена непрерывной борьбой и отмечена многочисленными трагедиями. В момент своего избрания Всевышним для исполнения возложенной на него миссии Ирмеяhу осознает, какие тяжести выпадут на его долю, и просит Творца послать вместо него кого-нибудь другого. Однако именно ему приходится обращаться к царям и к толпе с поучением, обличать и предупреждать о надвигающемся наказании. Несмотря на то, что Ирмеяhу по своему характеру не был ни борцом, ни лидером, он в точности передавал слова Всевышнего, как всякий пророк, проникаясь их духом, преображаясь и превращаясь в обличителя, которого страшатся цари и ненавидят придворные ясновидцы, предпочитающие нашептывать в уши властителей то, что те хотят услышать. Он оставался непонятым до того дня, когда Иерусалимский Храм запылал, охваченный огнем, зажженным вавилонянами. Но до этого дня над ним смеялись, его изгоняли отовсюду и, когда клеветники оговорили его перед царем, представив как агента вавилонян, стремящегося ослабить дух народа, пророк был брошен в яму во дворе царского дворца, где держали опасных преступников, и чуть не погиб там, пока его ученику Баруху бен Нури не было разрешено извлечь Ирмеяhу из этого страшного места.
Ирмеяhу соединял в себе положительные качества своих предшественников: любовь к народу hошеа и бесстрашие Амоса, ясность мысли Михи и возвышенную духовность Йешаяhу. Как и все они, Ирмеяhу прежде всего призывает к раскаянию, угрожая страшными наказаниями и в то же время показывая путь к исправлению ситуации. Ирмеяhу небезразлична судьба народа, и он сам тяжело переживает то, что раскрывается ему в видениях и в словах, обращенных к нему свыше. Но в самую трудную минуту он не теряет веры во Всевышнего, в Его милосердие и в Его любовь к сынам Израиля. Общий смысл значительной части учения великого пророка можно выразить следующим образом: несмотря на ощущение, что все потеряно, обратитесь ко Всевышнему с полной верой, назовите Его своим Отцом и тут же проявятся Его милосердие и любовь. Для Ирмеяhу понятие веры связано прежде всего с глубокими личными переживаниями и эмоциями, которые рождаются только тогда, когда у человека возникают свои особые, индивидуальные отношения с Творцом. Эта связь человека с Богом не зависит от того, процветает народ или находится в состоянии упадка; они не могут прекратиться из-за разрушений и ужасов войны и изгнания, а станут только глубже и прочнее. «История Израиля начинается в тот момент, когда праотец еврейского народа Авраhам оставляет месопотамский город Ур-Касдим и начинает свое путешествие, конечная цель которого — достичь Страны Кнаан. Классический период истории Израиля заканчивается, когда изгнанники начинают свой нелегкий путь в обратном направлении: в сторону Вавилона, мировой империи, выросшей в Месопотамии. Будь Израиль похож на другие народы, он никогда не смог бы пережить этой катастрофы, растворившись среди многочисленных племен и народов мощной державы» (Корнилл). Народ обязан продолжением своего существования трем великим пророкам: Даниэлю, Йехезкелю и Ирмеяhу. Даниэль научил его стойкости в исполнении закона Всевышнего даже в тех условиях, которые кажутся совершенно неподходящими для этого. Благодаря его учению заповеди стали не только служением Всевышнему, но и средством сохранения своей обособленности и индивидуальности в изгнании. Даниэль также описал приход Машиаха, когда народы мира не будут властвовать над Израилем, указав тем самым цель и сделав ожидание будущего живым и острым. Йехезкель в своих пророчествах нарисовал картину Третьего Храма. Учение Ирмеяhу, обращенное к изгнанникам уже после разрушения Храма, состояло в следующем: старайтесь для благополучия того города, в котором вы живете, и молитесь о нем Всевышнему, потому что с его благополучием придет мир и для вас. Таким образом, три пророка научили еврейский народ терпеливому, но живому и трепетному ожиданию будущего, раскрыв картины грядущих дней и научив правильному поведению на протяжении долгих лет, проведенных вдали от Страны Израиля.
Глава 1
1. в Анатоте Небольшое поселение в шести километрах к северо-востоку от Иерусалима. Здесь жил Эвьятар, первосвященник, отстраненный царем Шломо от исполнения этой должности в Храме. Ирмеяhу, хотя и был коhеном, не исполнял обязанностей, возложенных на это семейство, и не участвовал в дежурствах в Храме.
в Стране Биньямина Биньямин получил в наследный удел гористую местность в центральной части страны размером в 42 на 20 км.
2. в дни Йошияhу За время своего правления этот царь полностью уничтожил идолопоклонство, распространившееся даже в Иерусалиме. Тем самым царь Йошияhу положил конец тому разрушительному влиянию, которое оказало на сынов Израиля долгое правление царя Менаше. Это привело к настоящему национальному и духовному возрождению страны. Йошияhу стремился оставаться независимым как от Египта, так и от Вавилонии. Когда фараон Нехо попытался пересечь территорию страны для того, чтобы атаковать Вавилон, Йошияhу увидел в этом нарушение суверинитета, которое нельзя допустить по законам Торы. Он вышел с войском, намереваясь преградить египтянам путь, и был убит в битве под Мегидо. Ирмеяhу и весь народ оплакивали его смерть в течение месяца, как кончину единственного сына.
3. Цидкияhу Младший сын Йошияhу и последний царь Иудеи. Он был большим праведником и во всем был готов повиноваться повелениям пророка, однако его окружение не позволило ему проводить в жизнь ту политику, которую он считал правильной, и вынудило его искать союза с египтянами. Цидкияhу не обладал качествами ревнителя, который один готов идти против всех, и подчинился воле обстоятельств. Он поднял восстание против Вавилонии, и на одиннадцатом году его правления город, осажденный вавилонскими полчищами, пал. Цидкияhу пытался бежать по подземному ходу и выйти из него в Иерихоне, но был схвачен, доставлен в Вавилон и ослеплен. Вавилоняне на глазах Цидкияhу жестоко расправились с его сыновьями. Он скончался в неволе.
4-10. Избрание Ирмеяhу для исполнения трудной миссии
5. знал Я тебя Избрал тебя еще до рождения. И поэтому ты не можешь отказаться от возложенного на тебя поручения, ибо ты родился, чтобы исполнить его. См. Брейшит, 18:19 («Ибо Я предопределил его»), Амос, 3:2 («Только вас признал Я изо всех племен земли»).
посвятил Я тебя Для того, чтобы ты исполнил поручение, которое будет на тебя возложено. В этот момент Ирмеяhу понимает, что его избрание для исполнения трудной миссии не является случайным, — никто не мог бы справиться с ним, не будучи наделен от рождения особыми качествами и свойствами души. Ирмеяhу успокаивается: он понимает, что только он может взвалить на свои плечи груз и что в избрании для исполнения этого трудного задания проявляется любовь Всевышнего, Который выделил его среди всех других людей.
пророком для народов Как Йешаяhу и Амоса, которые пророчествовали до него. Пророчество о народах мира не дается для того, чтобы привести их к раскаянию: оно имеет значение для народа Израиля. Царь Израиля в то время был втянут в сложные политические интриги, оказавшись между двух огней: он был данником Вавилона и зависел от него, но противостояние Египта Вавилонской империи заставляло его ориентироваться и на своего юго-западного соседа, известного своей мощью и коварством. Задача Ирмеяhу заключалась в том, чтобы рассказать сынам Израиля о будущем падении окружающих народов и дать им понять всю тщетность надежд на них в плане исторической перспективы.
6. ибо я [еще] отрок Ирмеяhу говорит не о своих годах, а о пророческом уровне, которого ему удалось достичь к тому моменту. Эти слова указывают на неуверенность в себе, всегда свойственную глубоким тонким людям, склонным к размышлениям и переживающим за других. Реакция Ирмеяhу напоминает отказ Моше вернуться в Египет для того, чтобы вывести сынов Израиля (см. Шмот, 4:10).
9. и коснулся уст моих Символическое действие, указывающее на то, что пророку отныне даны сверхъестественные способности, необходимые ему для того, чтобы донести слово Всевышнего до людей.
10. поставил Я тебя сегодня Букв. «сделал Своим посланником».
чтобы искоренять Слово Всевышнего, которое доверено нести пророку, определяет судьбы народов и стран, государств и империй.
и насаждать Наказания, о которых будет говорить Ирмеяhу, направлены не на то, чтобы уничтожить мир, их цель — его исправление. Вместе с разрушением одновременно происходит закладка фундамента для будущего.
11,12. Миндаль
11. палку из миндального дерева Иврит: шакед. Этот корень имеет также значение «прилежный», «спешащий в точности исполнить поручение». Дерево получило такое название, потому что оно первым начинает цвести с наступлением весны. Вместе с ним как бы вся природа начинает пробуждаться от зимнего сна. Когда пророк видит миндаль, он начинает думать о том, что наказание, приготовленное Всевышним для еврейского народа, который отказывается подчиняться Его воле, не замедлит прийти, и, значит, он должен поторопиться и не успокаивать самого себя тем, что еще есть время. Ирмеяhу, который любит свой народ, будет стараться день и ночь, чтобы предотвратить несчастье, нависшее над сынами Израиля, хотя оно почти неизбежно и приговор на Небесах уже подписан.
13-16. Котел на огне
14. с севера Вавилонские полчища придут с севера и наводнят всю страну. Наиболее слабым местом в укреплениях Иерусалима всегда была северная часть города, которая не защищена естественными укреплениями, такими, как глубокие долины и крутые склоны холмов, которые преграждают путь к внешним городским стенам с трех других сторон света.
бедствие Предсказанное пророками, постоянно, вплоть до сегодняшнего дня, обращавшимися к народу.
15. и поставят каждый [судейское] кресло свое Суды всегда располагались возле городских ворот. Пророчество рассказывает о том, что в недалеком будущем жестокие завоеватели будут судить побежденный народ, посадив своих судей у городских ворот. Это пророчество исполнилось буквально. См. Ирмеяhу, 39:3.
17-19. Придание сил Ирмеяhу
17. а ты препояшь чресла свои Подготовь себя к исполнению трудного задания, возложенного на тебя.
дабы не привел Я тебя в смятение перед ними Если ты не будешь бояться их в глубине души, то не овладеет тобой страх.
18. и простого народа Иврит: ам hаарец. Возможно, что речь идет о собрании своего рода народного веча.
19. но не осилят тебя Пророк убедится в своей правоте и в том, что его тяжелая и неблагодарная работа человека, призванного указывать на недостатки и предвещать страшные наказания, не останется бесплодной. Уже после разрушения Храма, Иерусалима и государства люди осознают глубину учения Ирмеяhу и оно станет одной из тех основ, которая позволит сынам Израиля выжить в изгнании, ждать избавления из плена и в конце концов вернуться на родину и начать новую эпоху, которая впоследствии получит название эпохи Второго Храма.
Глава 2
1-3. Ирмеяhу напоминает, передавая обращение Всевышнего к народу, о той любви, которую проявили сыны Израиля во время исхода из Египта, когда они, не спрашивая ни о чем, последовали по слову Творца в пустыню, где нет ни воды, ни пищи для столь многочисленного народа.
2. помню Я о благосклонности твоей Иврит: хесед. Это слово, которое обычно переводится как «милосердие», имеет несколько значений, которые зависят от контекста.
о том, как ты шел за Мной Только любовь ко Всевышнему могла заставить народ последовать в пустыню, следуя за облаком, которое указывало путь днем, и столпом огня, который шел перед сынами Израиля ночью. Дорога оказалась нелегкой, и требования Всевышнего к народу были высокими. Только стремление быть в непосредственной близости к Божественному Присутствию могло спасти еврейский народ от отчаяния и утраты надежды. И действительно, несмотря на все трудности, народ достиг границ Святой земли и, пройдя через суровые испытания уже на ее территории, построил Храм, в который люди приходили, стремясь приблизиться к Творцу и ощутить Его проявление в мире. Только любовь к Творцу большей части народа могла быть основой столь упорного и настойчивого движения в одном направлении: поиска близости ко Всевышнему. Корни этой любви неистребимы, они сохранятся даже после сурового наказания, которое может обрушиться на народ, если он не исправит свои пути в ближайшем будущем.
3. свят Израиль для Бога Израиль похож на часть урожая, которую отделяют для коhенов. Отделяя труму, человек свидетельствует, что все жизненные силы исходят от Всевышнего. И прежде, чем люди начнут пользоваться плодами земли, они должны признать это, передав часть плодов урожая тем, кто служит в Храме. Точно так же и сыны Израиля — особая часть человечества, призванная всегда свидетельствовать о постоянно действующей, никогда не прекращающейся жизнетворной силе Всевышнего, дающей возможность существовать всем людям.
бедствие придет на них Как всякий, кто умышленно оскверняет Святыню, будет наказан, так и все те, кто поднимет руку на еврейский народ, понесут суровое наказание.

admin @ 11:56

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика