Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
hафтара главы Масъэй
Категория: Бней Ноах

Материал с сайта «Маханаим» — http://www.machanaim.org.il
Ирмеяhу, 2:4-28, 3:4, 4:1-2
Глава 2:4-13. Неблагодарность сынов Израиля в ответ на любовь Всевышнего
Описание жизни Ирмеяhу и событий современной ему эпохи приводится в комментарии к hафтаре предыдущей главы. Там же разъясняется причина, по которой главы из книги пророка Ирмеяhу были выбраны в качестве hафтары к последним недельным главам книги Бемидбар. 4. слушайте… дом Яакова и все семейства дома Израиля Пророчество Ирмеяhу обращено ко всему еврейскому народу: к имущим и к неимущим, к обладающим властью и влиянием и к простым людям.
5. какую… несправедливость Это риторический вопрос. Никто и никогда не смог предъявить Всевышнему обоснованные претензии, что Он поступает несправедливо или по Своему усмотрению, а не по суду. Когда же речь идет о еврейском народе, то Творец на первое место ставит меру милосердия. Наказания приходят на народ только тогда, когда существует реальная угроза, что без них сыны Израиля превратятся в обычный народ, живущий в соответствии с жестокими, бесчеловечными законами и поклоняющийся безжизненным истуканам. Поэтому неверность Всевышнему, отдаление от Него сынов Израиля ничем не могут быть оправданы. Стремление служить чужим богам также не может быть обосновано тем, что это необходимо — оно не приносит никакой выгоды и не дает человеку защиты, и сыны Израиля прекрасно знают это.
и пошли за суетой Иврит: hевель. Букв. «пар», «туман». Пророк пользуется этим образом, чтобы подчеркнуть бессмысленность идолопоклонства: поклонение идолам столь же осмысленное занятие, как попытка схватить руками утренний туман — тратится много усилий, кажется, что вот-вот цель будет достигнута и человек станет обладателем чего-то редкого и ценного, но в результате в руках не остается ничего.
и стали суетны Человека формируют его убеждения и поступки. И поэтому поклонение идолам, столь же бессмысленное, как погоня за туманом, делает самого человека похожим на туман, который исчезает бесследно, не оставляя следа. Все поступки человека, избравшего путь идолопоклонства, а следовательно, и вся его жизнь становятся бессмысленными. Он, как правило, не достигает цели, а если и получает то, к чему стремился, то это не доставляет ему никакой радости.
6-7. Чтобы подчеркнуть проявленную по отношению ко Всевышнему неблагодарность, пророк начинает перечислять чудеса, направленные на то, чтобы спасти, поддержать и сделать благополучным путь народа, вышедшего из Египта. Разве все, что произошло в период исхода, не свидетельствует о великой любви Всевышнего к Своему народу и о Его заботе о сынах Израиля?
6. [по стране] тьмы «Как в кромешной тьме человек не может продолжать движение по избранному им пути и, начиная делать неуверенные попытки сдвинуться в том или ином направлении, только натыкается на препятствия и остается в полном неведении относительно своего местонахождения в каждый конкретный момент, так и еврейский народ в пустыне не знал бы, в каком направлении продолжать движение, и заблудился бы среди камней, песков и скал. Его уделом, в лучшем случае, стало бы долгое бессмысленное блуждание» (Пик).
7. в страну плодородную Букв. «в страну плодоносящих садов». «На возделанные земли, где вы найдете виноградники и ухоженные сады» (Кимхи).
и осквернили Страна, которая была предназначена для того, чтобы стать святой, т. е. прежде всего свободной от языческих культов и идолопоклонства, была превращена вами в место поклонения чужим богам.
удел Мой Страна, избранная Всевышним для претворения в жизнь Его планов. Страна Израиля должна была стать в духовном смысле идеальным местом и положительно влиять на все страны и континенты.
и сделали… мерзостью Вы продолжали делать то же самое, что и идолопоклонники, населявшие эти земли до вас, большинство которых, благодаря непосредственной помощи Всевышнего, вы смогли покорить, уничтожить или изгнать из Святой земли.
8. коhены не говорили Заповеди Торы нельзя исполнять формально, механически. Несмотря на то, что служение Всевышнему в Храме ограничено строгими рамками и производится в соответствии с многочисленными неизменными правилами, оно не предполагает, что человек может исполнять заповеди, не задумываясь над тем, для чего он это делает, не испытывая постоянного стремления приблизиться ко Всевышнему и как можно острее и отчетливее ощутить раскрытие Божественного Присутствия.
не знали Меня Те, кто призваны изучать Тору, забыли, для чего они это делают. Учение превратилось в формальность и стало своей противоположностью: оно в большей степени стало отдалять от человека живое ощущение Божественного Присутствия в мире, чем приближать его.
а пастыри, [цари и сановники] Правители сравниваются с пастухами, которые должны оберегать свое стадо и заботиться о его пропитании.
и пророки Пророк может не понять пророчество, и в этом его вина, т. к. изначально Всевышний раскрывает человеку только то, что тот в состоянии понять. Но правильное восприятие пророчества требует напряжения всех сил и полной преданности Всевышнему. Пророков, оказавшихся неспособными понять то, что им сообщается с Небес, Ирмеяhу называет пророками Бааля.
и за бесполезными [идолами] шли Искали поддержку в том, что не может быть опорой для человека в трудную минуту.
9. поэтому еще сведу Я счеты Всевышний говорит о наказании, которое Он посылает на народ, как об отмщении. Но это только для того, чтобы люди осознали, насколько отвратительны Творцу их преступления. Наказание Всевышнего никогда не носит характера мести, а направлено на исправление народа.
10. пройдите по островам китим Кипр и острова, расположенные у берегов Греции и Италии.
и к [сынам] Кейдара пошлите Кейдар — название одного из арабских племен. Но в данном случае оно использовано как имя собирательное, обозначающее все арабские племена, кочевавшие по пустыне. Пророк хочет сказать: «Пошлите гонцов на восток и на запад и узнайте…».
11. сменил ли какой-либо народ богов [своих] Ни один народ не оставлял с таким легкомыслием свои божества и не прекращал служение им добровольно, без всякой видимой причины, которая могла бы побудить его сменить один культ на другой. Язычники оставались верными своим божествам, несмотря на то, что те не приносят человеку никакой реальной пользы. На этом фоне преступление Израиля кажется еще более тяжелым: народ оставил служение истинному Богу, Который всегда был для них и защитой, и источником жизненных сил и благословений.
12. дивитесь, небеса Пророк хочет сказать, что даже неодушевленная природа должна быть поражена тем, что произошло, и изумиться той неблагодарности, которую проявил народ по отношению к Творцу, Который, проявляя Свою любовь, совершил для него множество чудес.
13. источник живой воды «У них всегда под рукой были свежие живительные воды из потоков и источников, чистые, прохладные и обильные. Но вместо того, чтобы черпать из этих потоков и источников, они с большим трудом и неимоверными затратами сил высекали в скалах углубления и собирали в них воду. Эта вода, которой всегда не хватало, была застоявшейся и невкусной, но люди предпочитали ее проточным водам и водам источников. Более того, водосборники, высеченные в скалах, часто давали трещины и протекали, и в тот момент, когда требовалось большое количество воды, оказывалось, что ее недостаточно. Трудно подобрать более точное сравнение, чтобы показать безумие людей, сменивших свои славу и величие на то, что не имеет никакого смысла и не приносит никакой пользы» (Пик).
14-17. Грех Израиля
Иудея будет наказана не только за идолопоклонство, но и за неверие в Бога, которое выразилось прежде всего в момент опасности: в поиске защиты у Ассирии и Египта, в постоянном стремлении правителей заключить союз с одной из сильнейших держав. См. комм. к стиху 18.
14. раб ли Израиль или родился в рабстве Израиль всегда ощущал заботу Всевышнего, подобно тому как чувствует постоянную опеку отца сын, живущий в его доме. Почему же тогда он проявляет признаки характера, свойственные только рабу, который на протяжении долгих лет не знал ничего другого, кроме пренебрежения к себе, беззащитности и постоянной необходимости искать защиту у тех или иных покровителей.
что стал он добычей Как же Израиль оказался в зависимости от тех сил, которые никогда не представляли для него никакой опасности, пока он надеялся на Бога, верил в Него и пользовался Его помощью и поддержкой?
15. рычат на него львы Образ врагов, окружающих народ со всех сторон и, прежде всего, Ассирии, которая неожиданно стала мировой державой, претендующей на господство над всеми соседними странами.
16. сыны Нофа и Тахпанхеса Египтяне, к которым многие из влиятельных людей, обладавших правом принимать важные решения, были готовы обратиться за помощью.
Нофа Мемфис, столица Нижнего Египта.
Тахпанхеса Дафна, стратегически важная крепость на северо-восточной границе Египта, контролирующая пути, ведущие в Кнаан. В Тахпанхес Ирмеяhу был уведен силой в конце своей жизни, когда уже после разрушения Храма остававшиеся в Стране Израиля евреи, боясь мести Невухаднецара за убийство его наместника в Иудее, решили бежать в Египет.
17. Ответ на вопрос, содержащийся в стихе 14.
в то время, когда вел Он тебя по пути Всевышний указал Израилю пути истинного служения Ему, но еврейский народ сошел с них и заблудился.
18-19. Измена союзников
18. а теперь что тебе [искать спасения] на пути в Египет… на пути в Ашур Правители Иудеи, чтобы противостоять Ассирии, искали помощи у Египта и пытались заключить с ним союз. hошеа, последний царь Израильского царства, также искал помощи у Египта в своей борьбе с могущественной Ассирией. Царь Йошаяhу погиб, выйдя навстречу египетскому войску, чтобы преградить ему путь и тем самым исполнить свой долг союзника Ассирии. Но что могли принести союзы с чужими народами, когда сам Израиль не верил до конца во Всевышнего и совершал преступления против Него?
пить ли [вместо живой воды] воду Шихора Смириться ли с вассальной зависимостью. Шихор — одно из названий Нила. На языке пророков «пить чьи-то воды» означает «зависеть». В данном случае речь идет о зависимости от Египта.
пить ли воду реки [Евфрат] Признать ли власть Ассирии.
19. будет терзать тебя зло, которое ты совершил Несчастья, которые приведет дурное, творимое самим же народом, определят его судьбу.
и отход твой [от верного пути] Все беды и горести, которые принесет с собой уход с верной и правильной дороги, станут упреком народу.
[когда был у тебя] страх предо Мною Тогда ты держался правильного пути и опасался свернуть с него, не шел за чужими богами и не совершал дурного.
20-25. Судьба тех, кто поклоняется идолам
20. разбил Я ярмо твое В далеком прошлом Всевышний начал установление отношений с избранным Им народом с того, что спас его от притеснителей и поработителей, избавил от беды и отвел от него смертельную опасность (Кимхи).
не нарушу я [больше] После каждого из постигших его несчастий Израиль говорил, что он никогда больше не оставит Всевышнего и будет хранить верность союзу с Ним.
но на каждом высоком холме Израиль потянулся за теми народами, которые населяли Кнаан до него. На каждой возвышенности можно было найти места поклонения бесчисленным божествам, олицетворявшим силы природы или покровителей местности.
21-25. Пророк подчеркивает увеличение числа божеств, которым поклоняется еврейский народ, всякий раз находя образы для создания новых идолов в повседневной жизни земледельца или хозяина дома и главы семьи.
21. верное потомство Которое обязательно должно было проявить себя.
как же превратился… в одичавшую чужую лозу И сама посадка и тщательный уход за насаждениями не давали оснований предполагать, что произрастут плоды, похожие на те, что появляются на диких неухоженных растениях. Ср. Йешаяhу, 5:2-4.
22. и много мыла возьмешь Никакие меры, направленные исключительно на то, чтобы выглядеть красиво и благопристойно, без пересмотра всего своего поведения, без искреннего раскаяния и возвращения ко Всевышнему, не дадут никакого результата, не отведут беды и наказаний.
23. за баалями не ходил Скорее всего, пророк приводит те слова, которыми отвечают идолопоклонники, погрязшие в служении чужим богам, но продолжающие признавать Всевышнего Творцом мира и формально соблюдать закон Торы. Они не могут допустить мысли, что не причиняющее никому вреда увлечение культурой и культами окружающих народов может мешать кому бы то ни было. Ирмеяhу подчеркивает ту жестокость, с которой связано поклонение божествам многочисленных народов и племен, соседствующих с Израилем. Его оппоненты не хотят замечать этой стороны идолопоклонства.
посмотри на путь свой в долине Скорее всего, пророк имеет в виду ужас принесения человеческих жертв Молоху, которому поклонялись в долине Геhином.
резвая верблюдица, извращающая пути свои Бессмысленно бегающая в поисках забавы и развлечений.
24. кто сможет сдержать, [когда одолевает ее] похоть Насколько трудно заставить животное изменить свои привычки, настолько же трудно заставить народ Израиля изменить свое поведение (Раши).
[пока] не утомятся Им придется утомлять себя в поисках.
25. не дай ногам твоим ступать босыми и гортани твоей — [пересохнуть] от жажды Совершать дурные дела, которые приводят к усталости и не дают никаких жизненных сил.
напрасно Все усилия напрасны. Израиль уже пошел по пути, который приведет его к трагедии.
26-27. Бесполезность идолов в то время, когда приходит настоящая беда
26. как опозорен бывает вор Человек, которого все считали благородным и достойным, неожиданно пойманный в тот момент, когда он совершал кражу.
они [сами], цари их Все слои общества почувствуют стыд за народ, к которому принадлежат.
и коhены их, и пророки их Служащие идолам и поклоняющиеся баалям.
27. говорят они Именно это и является причиной их позора.
говорят: «Встань и спаси нас!» Когда придет настоящая беда и потребуется защита и помощь, они осознают всю тщетность надежды на идолов и истуканов. Сыны Израиля вновь обратят свои взоры ко Всевышнему, Который один спасает и избавляет.
Обычай обязывает закончить hафтару не словами упрека и обличения грехов, не предвещением бед и наказаний, а доброй вестью, произнесенной тем же пророком, заглянувшим в будущее и увидевшим то светлое время, которое уготовано сынам Израиля. Поэтому когда тема завершена и выстроился логически завершенный отрывок текста, hафтара переходит к главам 3-й и 4-й из книги пророка Ирмеяhу. В этих главах рассказывается о признании сынами Израиля Бога Отцом и Наставником (Ирмеяhу, 3:4) и о возвращении народа к Нему. По словам пророка, все человечество должно почувствовать восстановление духовного уровня народа Израиля после его раскаяния и благословить невиданный духовный подъем, который повлияет на весь мир (Ирмеяhу, 4:1,2).

admin @ 11:49

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика