Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
КТО ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУШЕНИЕ — Б-Г ИЛИ ДЬЯВОЛ?
Категория: Спроси у раввина

Здравствуйте! В недавно многие СМИ сообщили, что папа римский Франциск изменил текст мо-литвы «Отче наш». В утвержденном переводе слова «non ci indurre in tentazione», которые в сино-дальном переводе Библии звучат как «не введи нас в искушение», заме-нены на «non bbandonarci alla tentazione» — это можно перевести как «не дай нам впасть в искушение» или «не оставь нас во власти искушения».
Старый перевод Франциск назвал плохим, ибо он порождал ошибочную интерпрета-цию, будто бы Бог принуждает людей к искушению. Отвечая на вопрос, может ли Бог вводить в искушение. Франциск заявил, что в искушение вводит не Бог, а дьявол: «Это я впадаю [в искушение], а не Он ввергает меня в искушение, чтобы потом наблюдать за моим падением. Отец так не поступает, отец помогает снова подняться». А что говорит об этом Тора?Отвечает рав Меир Мучник
Здравствуйте! С заявлением Римского Папы, что в искушение вводит не Б-г, а дьявол, тогда как Б-г только помогает поднять-я, придется не согласиться. С точки зрения Торы нет и не может быть никакой силы, действующей «независимо» от Б-га и вводящей человека в искушение или во что-то еще. Все, что происходит на свете, является результатом действий Самого Б-га.
Если христиане, включая их главного сановника, думают, что существует какой-то «дьявол», про-тивопоставленный Б-гу, они ошибаются. То, что Тора называет йецер а-ра, «злое начало», на са-мом деле не явля-ется какой-то отдельной силой, влияющей на человека. Как объясняет рав Шимшон Рефаэль Гирш в своем комментарии к Торе (к Берешит 6:5), слово йецер означает «про-дукт» (от слова йоцер — «создает») мыслей человека — то, что приходит ему на ум. Хорошие идеи или плохие, в зависимости от качеств характера самого человека. После чего у него остается свобода выбора: по-следовать пришедшей в голову идее или отвергнуть ее?
В Торе также фигурирует «Сатан», но и он не является каким-то отдельным злым существом с рогами и копытами или чем еще там. Как объясняет Мальбим в своем комментарии к Книге Иова (1:6), Сатан, подобно ангелам, является одной из сил, по-средством которых Б-г управляет миром. Только силой деструктивной, ведущей к разрушению, недостатку, исчезновению того или иного объекта или явления. «Диалог» Б-га с Сатаном — всего лишь притча, написанная в такой форме, чтобы было понятно человеку. То, что Сатан «убедил» Б-га дать ему власть над Иовом и подвергнуть его испытаниям, означает лишь, что Б-г решил «применить» к Иову эту силу разрушения и исчезновения блага, чтобы подвергнуть его испытанию.

Поэтому в нашем Сидуре (молитвенни-ке), в Утренних благословениях (Биркот а-Шахар) написано: вэ-аль тэвиэйну лё ли-дэй хэт… вэ-лё лидэй нисайон, что перево-дится: «И не вводи нас ни в грех, ни в пре-ступление, ни в злодеяния, ни в искушение». Да, «не вводи», ибо, в конечном счете, если кто-то и вводит, то только Сам Б-г.
Более того, если, по мнению Римского Папы, формулировка «вводит в искушение» проблематич-на, то непонятно, как он ре-шил проблему, изменив формулировку. До-пустим, любящий Отец не «вводит» в иску-шение. Но почему тогда «дает нам впасть» в него или «оставляет во власти» ис-кушения?
Поэтому на самом деле надо лучше понять, что такое нисайон, слово, которое здесь переводится как «искушение». В мире это понятие воспринимается как негативно окрашенное — как «заманива-ние» в грех. Но это из-за христианства, в выпуск материалов представлении которого это делает дьявол или змей — «искуситель», а не Б-г.
В этом, кстати, тоже несколько проблематична картина, нарисованная Римским Папой: человек в ней предстает достаточно пассивным, едва способным влиять на собственный дух. «Дьявол» ис-кушает его, заманивая в грех, а Б-г спасает, вызволяя из греха. Получается, что основная борьба тут — между Б-гом и «дьяволом», которые играют роли, соответственно, «героя» и «злодея». А сам человек беспомощен и мо-жет только находиться в «хороших» или «плохих» руках.
На самом же деле слово нисайон означает то, что мы называем «испытанием» — с положитель-ной коннотацией. Хорошо подходит также английское слово ceallenge — «вызов» в смысле «задача», «проблема», поставленная перед человеком, чтобы он ее решил.
Да, у человека возникает соблазн поступить неправильно. Но в то же время он обладает свобо-дой выбора — способностью, несмотря на соблазн, поступить правильно. Это в его руках. Борьба происходит в нем самом. Он сам может сейчас стать «героем» или «злодеем». Более того, испы-тание не только можно выдержать, — оно необходимо для роста. Как необходимы тренировки и соревнования для спортсмена, без них он не накачает мускулы, не выйдет на более высокий уровень, не добьется успеха.
Вот Б-г и вводит человека в испытание — именно потому, что Он любящий Отец. Он хочет, чтобы Его сын продвигался, поэтому дает ему упражнения. Он ставит человека в ситуацию, где возникает соблазн, Сам подвергает его этому соблазну — создает ситуацию, в которой у человека, с его конкретными качествами характера, возникает стремление поступить неправильно. Но в то же время Он наделяет человека достаточными силами, чтобы преодолеть соблазн. Человек только должен сначала сделать выбор — решить поступить правильно и сделать усилие, всерьез попытаться преодолеть соблазн. Это — решение и попытка — полностью в его руках. И, если он сделает правильный выбор, Б-г даст ему силы, чтобы сумел выстоять. Сам по себе человек слабее соблазна — «если Б-г ему не поможет, он его не одолеет» (Кидушин 30 б). Но если Б-г поможет, то человек сумеет дойти до конца, против ветра.
Среди прочего, слово нисайон связано со словом нес — «знамя», «вымпел». Б-г по-сылает чело-веку испытание не для того, чтобы, как выразился Римский Папа, «наблюдать потом за его паде-нием», а, наоборот, чтобы поднять его — как «знамя» — и присвоить звание «героя», когда он это испытание выдержит.
Таким образом, обе силы — и соблазн, и способность его преодолеть — создает Б-г. Он посылает человеку испытание, и Он же помогает ему выстоять и вырасти. Он дает задачу, ставит проблему, и Он же помогает ее решить. И, когда мы молимся: «Не вводи нас в грех… и в испытание», мы имеем в виду: не вводи нас в такое испытание, в каком сила соблазна до самого конца останется больше нашей и мы согрешим, — а дай нам силы его преодолеть.

Б-г и так даст нам эти силы, если героиче-ски сделаем правильный выбор: ведь Он справедлив. Но таковы многие наши молит-вы: их цель — не упросить Б-га дать нам то, что Он давать не собирался, а продемон-стрировать осознание, что все дается Им и к Нему надо обращаться и с просьбами, и с благодарностями. Это условие получения нами всех благ, а также средство сближе-ния с Ним.
Остается пожелать, чтобы Б-г дал каждо-му из нас силы с честью выдержать все по-сланные Им испытания и таким образом до-стичь духовных высот.

admin @ 12:59

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика