Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
] Зачем поддерживать людей, изучающих Тору?
Категория: Мораль и общество

По материалам уроков рава Игаля Полищука
Кто пытается лишить Тору поддержки?
Известно, что Тора была дана всему народу Израиля. Раши пишет, что у горы Си-най наш народ был «как один человек с единым сердцем». Именно при получении Торы наш народ удостоился взять на себя исправление мира и греха Адама. Для то-го, чтобы исполнить эту миссию, нам необходимо единство.То, что в народе Израиля кто-то трудится над Торой, а кто-то – поддерживает изучающих, является проявлением упомянутого единства. Рамбам в законах шмиты и йовеля подчеркивает, что колено Леви не имеет надела в земле и не участвует в войнах потому, что его обязанностью является труд над Торой и обучение ее законам всего народа Израиля. Рамбам пишет, что это касается не только колена Леви, но любого, кто по-настоящему возьмет на себя бремя Торы. Поэтому, когда мы говорим о получении Торы на горе Синай с целью ее изучения и дальнейшей передачи цепочке поколений, то в этом деле у каждого есть своя функция. Но при этом, у всего еврейского народа было и есть общее желание удостоиться обретения Торы, передать ее следующим поколениям, исполнять волю Творца. Известный договор Иссахара и Звулуна – это не разделение, а проявление единства нашего народа ради достижения общей цели. Поэтому колена Иссахар и Звулун получили от Моше одно общее благословение. У каждого из них своя роль: один занят торговлей, а другой – изучением Торы. При этом, они имеют общую цель, исполняют одну и ту же миссию.

В наши дни постоянно идут разговоры о том, что не нужно поддерживать людей, изучающих Тору, поскольку они бездельники и тунеядцы. Такие нападки на мир Торы не новы. Об этом пишет еще Хафец Хаим во второй части книги «Шем Олам». Там он приводит высказывание о том, что в конце дней силы зла поразят людей, поддерживающих Тору. Одним из вариантов объяснения этого является то, что те, кто должен поддерживать изучение Торы в нашем народе, не захотят это делать. Это утверждение важно объяснить подробнее.

В замечательной книге Рамхаля «Дерех Эц Хаим» приводится известный стих о том, что мир держится на тепле, исходящем из уст юношей, занимающихся Торой. Это тепло иногда ослабевает. Одной из причин этого является присутствие эрев рав в нашем народе. Речь идет о сборище народов, присоединившихся к евреям при их выходе из Египта. В этой ситуации Всевышний создал в нашем народе основу для сохранения Торы. Об этом сказано в Теилим: «Из уст детей… основал Ты свое могу-щество против ненавистников Твоих, чтобы обезвредить врагов и ищущих мести» (Теилим, 8:3). Рамхаль объясняет, что под могуществом здесь подразумевается То-ра, под ненавистниками – эрев рав, под врагами – ситра ахра (злое начало, силы зла), под ищущими мести – нахаш, змей, соблазнивший Адама и Хаву и желающий отомстить за то, что он в результате был лишен ног. До того, как нахаш был наказан Всевышним, он передвигался на двух ногах, как человек. Под ногами Рамхаль под-разумевает опору для тела, и это неспроста.

Тора нуждается в надежной опоре. Рамхаль пишет, что нахаш, являющийся оли-цетворением сил зла, постоянно преследует поддерживающих Тору и пытается по-разить их. Когда дети и юноши занимаются Торой, это нейтрализует воздействие змея. Замысел его состоит в том, чтобы в качестве мести за лишение ног поразить поддерживающих Тору.

Известен рассказ из Торы о том, как Ицхак посылает Эсава за добычей, чтобы тот приготовил ему еду, а Ицхак смог благословить его. В истории доброго отношения Ицхака к Эсаву, скрыт глубокий смысл. Из того, что написано нашими мудрецами, следует: Ицхак знал, что в Якове и его потомстве заложен потенциал для исправле-ния мира. При этом, Ицхак хотел, чтобы Эсав не отходил от путей Всевышнего, а объединился с Яаковом для совместного исправления мира. Каждый из них должен был заниматься своим делом: Яаков – в шатрах учения, а Эсав – в поле. Об Эсаве сказано, что он был иш садэ, человек полевой. Он мог бы приносить Яакову свою добычу, и этим поддерживать его, чтобы Яаков мог учиться дальше. Это то единение, которого хотел Ицхак, и в этом состояло исправление Эсава. Я слышал от рава Моше Шапиро, что замысел Ицхака состоял в том, чтобы Яаков пошел по пути Иссахара, а Эсав – по пути Звулуна. Но Ривка видела, что Эсав выбрал путь зла. Через него в этом мире раскрывались силы зла. И то же самое касается его потомков. Именно с их подачи в мире становилась явной сила нахаша, который, как мы знаем, пытается поразить поддерживающих Тору. Поэтому Эсав не поддерживал Яакова, а делал все «с точностью до наоборот». Это было одной из причин того, почему Ривка сделала все, чтобы благословение Ицхака получил Яаков. Если бы благословение получил Эсав, у нас не осталось бы ничего. Поддерживать Тору Яакова Эсав, мягко говоря, не собирался.

В Торе есть известная история, как Яакова поражает ангел-хранитель Эсава. Именно об этом эпизоде в книге «Зоар» сказано, что тем ангелом-хранителем Эсава был сатан. Он не смог поразить Яакова полностью, но сделал его хромым. В «Зоар» говорится об этом, что в конце веков Эсав поразит поддерживающих Тору. И все это также связано с объяснением Рамхаля слов из Теилим о врагах и ищущих мести. Речь идет о мести нахаша. Целью его являются люди, поддерживающие Тору, и то, чтобы эта поддержка прекратилась.

Приведем еще один пример. Одно из благословений Билама мы ежедневно произносим, входя в синагогу: «Как замечательны шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэль». Известно, что благословения Билама не были его собственным пожеланием. Всевышний обратил в благословения те проклятия, которые изначально хотел произнести Билам. Из этого стиха видно, что первоначально Билам хотел проклясть наши шатры и жилища. Известно, что אוהל (шатер) – это намек на место изучения Торы. Об этом прямо говорит великий комментатор Писания – рав Овадья Сфорно. О Яакове сказано, что он был «сидящим в шатрах». Отсюда мы учим, что Билам хотел поразить шатры Торы. Как мы видим, «духовные наследники» Билама, противостоящие Торе, есть и в наши дни.

Противостояние Торе и попытка разделить наш народ является функцией Эсава, функцией сил зла. Это то, чему необходимо противостоять. Именно тогда, когда наш народ объединяется, чтобы постичь и исполнить волю Творца, происходит воплощение замысла Всевышнего о еврейском народе, как едином человеке, функцией которого является исправление греха Адама. Это единство проявляется в том, что поддерживающие Тору постоянно помогают тем, кто ее изучает и распространяет. Есть известное письмо рава Хаима из Воложина по поводу основания Воложинской ешивы. В этом письме он обращается к трем категориям людей: учителям и раввинам, будущим ученикам, а также к богатым людям. Раввинов он призывает учить, будущих учеников – учиться у раввинов, а тех, кто может поддерживать Тору – поддерживать ее. Это единство актуально для всего еврейского народа во всех поколениях. Оно дает возможность по-настоящему, серьезно и глубоко изучать Тору.

Как вырастить мудрецов Торы?
Тот, кто в течение десятилетий трудился над постижением Торы, понимает, какой огромный труд и самоотверженная учеба требуется, чтобы знать и постичь всю Тору по-настоящему. Сегодня есть призыв учить за час на уроке один лист Гемары (даф а-йоми за час). За семь лет таким образом предлагается изучить весь ШаС. Для многих в такой учебе есть польза, но вырастут ли на таких уроках настоящие мудрецы Торы? Изучение Торы требует огромной самоотдачи, огромных сил и полной направленности человека на это. Для того, чтобы серьезно заниматься еще чем-либо помимо полноценного изучения Торы, требуется уникальное величие духа. Учитывая общее снижение уровня поколений, такое величие сейчас встретить практически невозможно.

Допустим, у нас есть пять евреев. И есть два варианта развития ситуации. Первый вариант – они все будут работать, и каждый из них будет выделять три часа в день на серьезную учебу. Другой вариант: четверо из них будут трудиться, и материально помогать одному учиться непрерывно. В результате: в первом случае, у нас будут пять хороших евреев, занимающихся Торой в свободное время. Но при этом, не будет ни одного знатока Торы. Во втором случае, на пять человек будет один большой мудрец Торы. И это будет совершенно другая картина. Если бы изучение Торы было только личным делом каждого из нас, то можно было бы сказать: «Я работаю и учусь. А учеба другого меня не касается». Но в том то и дело, что это не так! Это не личное дело каждого из нас! Мы получили Тору, как единый народ, чтобы передавать ее дальше. На каждом из нас есть обязанность заботиться о том, чтобы в нашем поколении выросли великие в Торе, чтобы в поколении в целом было знание Торы, чтобы весь народ мог нести Тору дальше. Это личная обязанность каждого из нас!

В сказанном выше нет ничего нового. В Торе сказано, что функцией колен Исса-хара и Леви была учеба. Колену Леви весь народ Израиля отдавал маасер, чтобы они могли беспрепятственно учиться. Про Иссахара и Звулуна мы уже сказали. И именно в этом нас поражает потомок Эсава, Амалек, являющийся проявлением си-лы нахаша. Мы сегодня находимся в изгнании даже на своей земле. Это и есть галут Эсава. Этот галут – не просто порабощение царством. Тяжелейшим последствием его является влияние Эсава на нас самих. И все эти разговоры внутри нашего наро-да, направленные против поддержки Торы – это все та же самая скверна Эсава, ко-торая, к сожалению, впитывается нами. Беда не в том, что это говорят люди, дале-кие от религии. При их сегодняшнем духовном состоянии, с них спрашивать нечего. Дай Б-г, чтобы они удостоились веры и соблюдения Шаббата. Наша большая беда в том, что сегодня эти разговоры исходят от людей, соблюдающих заповеди. Трагедия нашего народа сегодня в том, что противодействие Эсава еврейскому народу и Торе зачастую реализуется руками людей в кипах.

Если мы хотим, чтобы в нашем народе сохранилось величие Торы, нам необхо-димо вкладывать в это свои силы и самоотверженно помогать людям, которые вы-брали для себя тяжкий труд над ней. Нам нужно растить своих детей так, чтобы они захотели удостоиться этого. Тогда из тысячи людей, начинающих изучать Тору, вый-дет один, по-настоящему великий в Торе.

Есть одна теория, которая внешне выглядит правильной. Суть ее в том, что нужно отобрать способных учеников и создать им условия для учебы, а на остальных силы и средства не тратить. Эта теория высказывается в разных вариантах в контексте сегодняшней общественной дискуссии о поддержке изучающих Тору.

Рав Лоренц в своей книге «В кругу великих» приводит один интересный разговор с Хазон Ишем. Рав Лоренц спросил у Хазон Иша, почему бы наряду с существующими ешивами высокого уровня не создать и другие, которые будут выращивать хороших «домохозяев», понимающих в Талмуде. Хазон Иш ответил на это так: «Подобное совершенно невозможно! На нас возложена задача заботиться о том, чтобы каждый стал великим в Торе, и мы обязаны предоставить каждому возможность того, чтобы из него вышел большой мудрец Торы. Соответственно сказанному Вами, мы изначально определяем, что неспособный должен стать «домохозяином», – пусть даже и таким, который делает для себя изучение Торы главным занятием. Но у нас нет права поступать так! Нам заповедано стремиться к тому, чтобы человек стал великим в Торе».

Известно, что глава нашего поколения, рав Хаим Каневский в молодости был из-вестен как человек небольших способностей. Но благодаря своему желанию учиться он удостоился помощи Свыше. Сейчас он – живая книга Торы. Другой пример – история моего учителя, рава Хаима Камила. Он в детстве был известен, как человек очень низких способностей в учебе. Многие думали, что в Торе из него ничего не получится. Его голова «раскрылась» в возрасте 25-26 лет. Рав Камил удостоился не просто величия в Торе. Его ближайшим учеником был великий глава ешивы Мир – рав Натан Цви Финкель. Это – путь Торы: серьезно должны учиться все дети и юноши. На этом держится мир. Эта учеба пробуждает в детях и юношах душу. И даже, если потом по объективным причинам они не смогут учиться большую часть дня, эта учеба сохраняет в них желание иметь свой удел в Торе и стремление передать это своим детям.

На этом основана вся передача Торы следующим поколениям. Из тысяч, изучаю-щих Тору, вышли рав Шах, гаон Стайплер, рав Эльяшив и другие великие мудрецы. Так было во всех поколениях. Невозможно на основе проверки IQ отобрать способ-ных детей и воспитать из них будущих глав поколения. Более того, часто из лучших учащихся ешив не получается ничего выдающегося. Тора не является уделом только лишь тех, у кого есть большие способности. Она держится на тех, у кого большая сила воли и большое упорство в труде над ней. Своими трудами они удостаиваются помощи Свыше. Безусловно, для того, чтобы удостоиться Торы, способности, конечно, важны. Также этому помогают молитвы наших бабушек и матерей. Когда человек даже с низким уровнем способностей начинает трудиться над Торой, это становится причиной того, чтобы у него раскрылись более высокие способности.

Кроме того, каждому еврею необходимо иметь ту базу, которая позволит ему сделать свой дом домом Торы, даже если он не учится в ешиве весь день.

В Торе сказано, что если мы будем трудиться над Торой, то пятеро из нас будут преследовать сотню, а сто – будут преследовать десять тысяч (Ваикра, 26:3-7, см. комментарий Раши к этим стихам). Раши отмечает, что это не пропорционально: в первом случае речь идет о пропорции один к двадцати, а во втором – один к ста. Он объясняет, что ситуация, когда Тору исполняют многие, принципиально отличается от ситуации, когда Тору исполняет небольшое количество людей. Но что значит «исполняют Тору»? Речь идет не об учебе избранных, а о совместном вкладе в Тору всего народа, в том числе и материальном.

Тора и Земля Израиля
Еще один вопрос, касающийся Торы и всего нашего народа в целом. Сказано, что Земля Израиля дана нам в заслугу Торы. Поэтому, во втором благословении «Биркат а-Мазон» мы говорим: «…и за Тору Твою, что преподал Ты нам…». Какое отношение это имеет к благословению после еды? Дело в том, что в этом же благословении мы благодарим Всевышнего за Святую землю. Она нам дана в заслугу изучения и исполнения Торы.

Когда мы говорим о наследовании Святой Земли, речь идет обо всем нашем народе в целом. Для этого необходима заслуга в Торе всего народа. Особенно – в сегодняшней ситуации постоянного конфликта с миром Эсава. Приведем пример, касающийся нашего времени. После последних терактов правительство приняло решение о строительстве в Иерусалиме и Маале Адумим. На это сразу же возму-щенно отреагировали политики из многих западных стран, в том числе и США. Для них нет большего преступления, чем строительство еврейских домов на Святой Земле. Это лишь одно из проявлений гнета царства Эдома, противостоящего наше-му народу.

Но помимо этого, необходимо выкорчевать влияние «царства Эдома» из нас са-мих. Сегодня его проявлением в еврейском народе является вопрос: «Зачем под-держивать людей, изучающих Тору»? Ставящие этот вопрос подливают масло в огонь стремления Эдома и Ишмаэля оторвать нас от нашей земли.

admin @ 03:19

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика