Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Афтара недельной главы Пинхас
Категория: Бней Ноах

Ревность пророка Элияу.

Нахум Шатхин

В афтаре недельной главы Пинхас читается отрывок из книги Царей (Млахим 1, 18:46-19:25).

Отстранение пророка Элияу

«И сказал ему [Элияу] Г-сподь: пойди обратно своею дорогою через пустыню в Дамесек; и когда придешь, то помажешь Хазаэля на царство в Араме; а Йеу, сына Нимши, помажешь на царство в Израиле, Элишу же, сына Шафата, из Авель-Мехолы, помажешь в пророки вместо себя» (Млахим 1, 19:15-16).

Раши поясняет, что Всевышний отстраняет пророка Элияу от участия в жизни народа Израиля, потому что он все время выступает в роли обвинителя.

В Мидраше «Ялкут Шимони» говорится, что пророк Элияу – это Пинхас, сын Элазара. Если это так, то непонятно, почему Всевышний отстранил Элияу от участия в жизни народа за то, что он выступает в роли обвинителя! Ведь в свое время Пинхас получил в награду брит шалом, «союз мира» (одно из проявлений которого – вечная жизнь), именно за то, что c ревностью выступил против грешников! Поэтому Элияу живет вечно, и он придет, чтобы подготовить почву для прихода Машиаха, как сказано: «Вот я посылаю к вам Элияу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного» (Малахи, 3:23).

Почему же, когда Элияу отказывается изменить свой подход к управлению народом, Всевышний сообщает ему, что его время подошло к концу: «И сказал он [Элияу]: весьма возревновал я о Г-споде, Б-ге Воинств, потому что оставили завет Твой сыны Израиля, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом» (Млахим 1, 19:14)? И сразу после этого – приговор Всевышнего: «И сказал ему [Элияу] Г-сподь: пойди обратно своею дорогою через пустыню в Дамесек… Элишу же, сына Шафата, из Авель-Мехолы, помажешь в пророки вместо себя» (Млахим 1, 19:15-16). Получается, что ревность, которая принесла Пинхасу брит шалом и вечную жизнь, стала причиной устранения Элияу от народа Израиля?

Говорится в Мидраше «Мехильта» (глава Бо): «Три пророка, которые отстаивали почет. Один отстаивал почет Отца (Творца) и почет сыновей (народа Израиля), другой отстаивал почет Отца, но не сыновей, а третий отстаивал почет сыновей, но не Отца. Пророк Ирмияу отстаивал почет Отца и сыновей, как сказано: “Мы согрешили и ослушались, Ты не простил” (Эйха, 3:42). За это ему было добавлено пророчество, как сказано: “И взял Ирмияу другой свиток, и отдал его Баруху, сыну Нерияу, писцу, и тот написал на нем … и еще прибавлено было к ним много слов, подобных тем” (36:32). Элияу отстаивал почет только Отца, как сказано: “…весьма возревновал я о Г-споде, Б-ге Воинств”. Что было сказано ему после этого? Чтобы он помазал Элишу в пророки вместо себя. Пророк Йона отстаивал почет сыновей Израиля, но не Всевышнего. Это учится из того, что сказано: “И было слово Г-подне Йоне во второй раз…” (Йона, 3:1). Для чего подчеркивается, что Всевышний говорил с ним второй раз? Намекнуть, что это был второй и последний раз. А что произошло с Йоной после первого раза, когда он ослушался Творца ради сыновей Израиля? Он был уверен, что ему не выжить после того, как он отказался выполнять приказ Всевышнего. Поэтому отплыл на корабле, будучи готовым утонуть в море: “И сказал он им: поднимите меня и бросьте в море…” (Йона, 1:12)».

Говорится в Мидраше «Тана де-вей-Элияу Зута» (8), что, когда вошел Элияу в ту пещеру на горе Синай, в которой Моше получил от Творца тринадцать принципов милосердия, спросил его Всевышний: «Чего тебе здесь, Элияу?» Что должен был ответить Элияу? «Владыка всего мира! Сыновья Твои – потомки Авраама, Ицхака и Яакова. Будь милосерден с ними». А он сказал: «Весьма возревновал я…».

Таким образом, Пинхас отстаивал честь и Всевышнего, и Его народа. Благодаря поступку Пинхаса удалось остановить гнев Творца. Теперь же Элияу выступает только как ревностный обвинитель, и Всевышний решает взять его к Себе.

Был ли пророк Элияу слишком жестоким?

Пророку Элияу было приказано передать роль главного пророка своему ученику Элише. Однако Элияу придерживался своей позиции не потому, что был слишком жестоким, и не потому, что хотел видеть страдания своего народа. Наоборот, он поступал так из-за большой любви к своему народу.

В «Ялкут Ошеа» (гл. 14, ремез 531) сказано: «Говорят о пророках Элияу и Ошеа, что были они жестокими людьми. Не дай Б-г говорить так! На что похожи их поступки, внешне кажущиеся жестокими по отношению к евреям? Это можно сравнить с притчей о том, как один царь, разгневавшись на своего сына, приказал сжечь его живьем. Что сделал советник, желавший спасти царского сына? Он посоветовал царю сначала посадить сына в темницу и морить его голодом. А после этих дополнительных мучений уже можно будет и сжечь. На самом деле на что надеялся советник? Что через какое-то время утихнет гнев царя, и он смилостивится над родным сыном.

Так и пророк Элияу, зная, что за свои грехи народ Израиля может быть предан Всевышним полному уничтожению, опередил вынесение приговора, и сам установил евреям наказание – три года засухи. И сделал это с тяжелым сердцем, и из большой любви к своему народу, фактически спасая его от более строгого наказания». [Подобным образом Мидраш оправдывает и слова пророка Ошеа (9:14): «Дай им, Г-споди, что дашь: дай им чрево, исторгающее (плод), и груди иссохшие».]

Одним из самых известных символов пророка Элияу является его меховая накидка – адерет Элияу. Но у пророка Элияу был еще один символ – пояс. «И сказали они ему: человек с волосами, и поясом кожаным препоясан он… Элияу из Тошава это» (Млахим 2, 1:8). Разумеется, у такого человека, как пророк Элияу, каждая вещь имеет глубокий смысл.

Есть еще один пророк, у которого имеется история с поясом. Пророк Ирмияу получает приказ от Всевышнего купить себе льняной пояс и спрятать его у расщелины возле реки Прат. Спустя много дней, когда Ирмияу приходит на то место, он обнаруживает, что пояс стал непригоден для использования, потому что полностью сгнил. И Всевышний поясняет ему, что подобно тому, как сгнил тот пояс, Он надломит гордыню евреев, которые стали служить идолам. Но после этого добавляет: «Ибо подобно тому, как пояс прилипает к чреслам человека, так прилепил Я к Себе весь дом Израилев и весь дом Йеуды, – сказал Г-сподь, – чтобы были они Мне народом и славою, и хвалой, и красою; но не слушали они» (Ирмияу, 13:11).

Из истории с Ирмияу учат наши мудрецы, что пояс является символом единства. Как пояс прилипает к телу, так и народ Израиля не может полностью отделиться от Творца, потому что является неотъемлемой Его частью. Разумеется, и кожаный пояс Элияу несет в себе подобный смысл. Как пояс плотно прилегает к телу, так и пророк Элияу неотделим от своего народа и любит его.

Обычно имя пророка Элияу пишется с буквой вав – אליהו. Однако в шести стихах в Танахе имя Элияу написано без буквы вав – אליה. Также и имя Яакова, которое обычно пишется без вав – יעקב, в шести местах написано с буквой вав – יעקוב. Поясняют комментаторы, что пророк Элияу будет тем, кто подготовит почву перед приходом Машиаха. Яаков взял одну букву «в залог», и вернет ее только когда Элияу выполнит свою миссию. И то, что Всевышний не нашел никого более достойного для этой миссии, является лучшим доказательством доброты и праведности Элияу. А почему же он поступал так жестко с евреями? Потому что желал только одного – вернуть их к изначальной духовной высоте.

Изначально Творец хотел создать мир в соответствии с мерой Суда. И таким был создан Адам. Но после того, как Адам согрешил, он утратил первичный духовный уровень. Когда же евреи стояли у подножия горы Синай, и сказали «наасе ве-нишма», то очистились от греха, и вернулись к изначальному состоянию Адама. Однако грех золотого тельца испортил это. Все, к чему стремился пророк Элияу и чему посвятил всю свою жизнь – это вернуть Израиль к идеальному состоянию до греха. Чтобы мир мог вновь существовать в соответствии с мерой справедливого суда Всевышнего, а не благодаря прощению.

admin @ 09:54

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика