Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Недельная глава «Балак»

Благословен Всевышний, даровавший своему народу Тору! Благословен еврейский народ, с благоговейным трепетом изучающий Тору и страсно желающий увидеть сквозь строки Торы ключ к пониманию своих экзистенциальных проблем!
Все мы – евреи, изучающие Тору, — участвуем в одном большом процессе комментирования слов Торы. Каждое событие – в каком месте мира оно бы ни происходило – тут же поступает на рассмотрение еврейскими учеными, которые ищут в Торе корни этого события и пытаются выработать как пути реакции на него, так духовное обоснование этой реакции. Процесс этот, надо сказать, очень трудоемкий и кропотливый. Достаточно лишь указать на тот факт, что ежедневно в мире происходит огромное множество событий, многие из которых напрямую или косвенно связаны с еврейским народом и с еврейским государством. Для того, чтобы произвести анализ всех этих событий, требуются усилия многих и многих ученых евреев. Но даже наличие детального анализа каждого события еще отнюдь не означает, что наша миссия закончена. Остается незавершенной главная часть этого современного «комментария» Торы – сведение всех мнений воедино, оценка каждого из них на адекватность, вычленение основного комплекса реально воплотимых идей и формирование на основе этого комплекса единой стратегии и политики реализации нашей главной земной миссии – Освящения Имени Творца в этом мире. Эта задача, пожалуй, под силу лишь главному органу еврейской религиозной судебной власти – Сангедрину. Но беда в том, что Сангедрин не существует уже многие сотни лет. Как же сможем мы справиться с этой важной задачей? Пожалуй, единственным верным решением в данной ситуации является создание единого Центра глобальных хроно-исследований Торы, который в будущем, при воссоздании Сангедрина, сможет играть роль важного консультативного центра. Я надеюсь, что среди наших единоверцев есть достаточно активных и инициативных людей, которым данный проект был бы интересен, и которые могли бы взять на себя заботу – организационную и финансовую – по его реализации…
Теперь, возвращаясь к тексту нашей недельной главы, хотелось бы рассмотреть внимательней все, что связано в ней с заклятиями, магией и прочими эзотерическими проявлениями. Здесь мы встречаемся с интереснейшим персонажем – Бильамом, сына Беора. По свидетельству Торы, этот человек слыл в Древнем мире величайшим из магом-прорицателей, чье проклятие всегда сбывалось. Проклятие?! Тора признает человеческие проклятия?! А как же Провидение? Ведь если можно проклясть, то есть вмешаться в предписанный Провидением ход событий, то чего вообще стоит это самое Провидение?! Хорошая система управления характеризуется в первую очередь высокой степенью своей защищенности от влияния внешних дестабилизирующих факторов. Мудрецы Талмуда проясняют нам данный вопров, указывая, что никакого особого влияния у человеческих проклятий нет, исключая единственный случай. Что это за случай? В Талмуде говорится, что Бильам умел высчитывать то мгновение дня, когда Всевышний «гневается».
В данном случае понятие «гнев» необходимо, конечно, рассматривать аллегорически. У мгновения «гнева» Всевышнего есть строго функциональное значение – в этот миг Всевышний дает всему сущему понять, правильным ли путем идет развитие жизни каждого из Его созданий. Это похоже скорее на директорскую «пятиминутку», главная задача которой создать условия для лучшего функционирования всей организации. Ведь гнев директора продиктован не личной неприязнью его к тому или иному из его подчиненных, а заботой об общем успехе, тревогой по поводу застоя в делах. Застой – это всегда признак приближающейся смерти. Великий и могучий Советский Союз умер именно после периода «застоя», когда уже никакие реформы и экстренные меры по восстановлению его «здоровья» не могли повлиять на исторический исход его бытия.
Так вот, высчитав это мгновение, Бильам использовал его, чтобы подставить того, кого он хотел проклясть, под гнев Всевышнего, всячески подчеркивая слабые стороны проклинаемого. И удивительно, что это работало! Необходимо отметить, однако, что Талмуд указывает нам способ, использовав который, каждый смертный может также высчитать этот момент «гнева». Более того, рассказывается, что один из мудрецов даже предпринял такую попытку. Но он пропустил этот момент, задремав от напряженного ожидания. И мудрецы сделали следующий вывод: вычислять этот момент и использовать его разрушительную мощь – это не «дерех эрец», т.е. это не относиться к разряду приемлемых человеческих действий, служащих пользе всему обществу. Мы видим, что не только магия и колдовство (зачастую представляющие собой лишь «ловкость рук, и никакого мошенства!») расцениваются Торой как действия антисоциальные и нечеловеческие, но и даже использование реальных механизмов Божественного управления миром тоже иногда может быть квалифицированно Торой как дестабилизирующий человеческое бытие фактор.
Что же мы выносим из нашей недельной главы в сегодняшнюю жизнь? Понимание того, что ни гадалки, ни медиумы, ни чародеи, ни даже «каббалисты» всех мастей не в праве пускать людям пыль в глаза, выдавая результат Божественного воздействия за мнимый плод их усилий. Образ Бильама, как прототип всех этих «белых и черных колдунов», показывает нам со всей ясностью, что когда речь заходит об Истине – необходимо уметь честно признаться себе и окружающим: «Лишь то, что вложит мне Всевышний в уста – посмею сказать!».

источник: [info]tamir_beit_el

admin @ 06:50

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика