Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Парша Корах
Категория: Каббала

Многие комментаторы называют основной причиной восстания Кораха была зависть.

Зависть— страшная вещь и я хотел бы коснуться этой темы глубже.

Не завидуй— это десятая Заповедь.

Нарушая её, говорят мудрецы, человек нарушает все 10 заповедей.

Ибо когда человек завидует, он как бы говорит: в мире нет справедливости, всем управляет случайность.

А это уже отрицание Первой Заповеди: знать что у мира есть Творец.

Если человек отрицает наличие Творца, то уже никто ничего не заповедует.

Зависть была одной из причин, почему братья продали Йосифа, и мы ушли в Египет.

Зависть было причиной, почему Каин убил Авеля.

Но мудрецы идут ещё дальше.  Они указывают, что это проблема существовала в творении ещё до появления человека. В начале мы возвращаемся в четвёртый день творения, где были созданы светила.

Сказано: » и создал В-ный 2 великих светила. Светило большое для управления днём, и светило меньше для управления ночью»  Берешит 1:16

Вначале сказано: 2 великих светила, а потом –о дно большое, одно малое. За этим стоит целая история.

В трактате Хулин говорится: написано (в Пятикнижии) «И сделал Б-г два больших светила…» и (также) написано «… светило большое (чтобы властвовать днём) и светило малое (чтобы властвовать ночью)…»

Сказала Луна Творцу: «Господин мира, возможно ли двум царям пользоваться одной короной?»

Ответил ей Творец: «Пойди и уменьши себя».

Сказала Ему (Луна): «Господин мира, из-за того, что я сказала перед Тобою верное слово, я должна уменьшить себя?»

Ответил ей (Создатель): «Пойди, правь днём и ночью».

Сказала Ему: «Какая выгода в том? Как помогает свеча в полдень?»

Ответил ей: «Израиль будет с твоей помощью отсчитывать дни и года».

Сказала Ему: «Солнце также (участвует в этом), ведь невозможно определять високосный год без Солнца».

Ответил ей: «Будут праведники (связывать) своё имя с тобою, (как сказано) о Яакове «мал он», а также о Давиде «мал он».

Увидел (Создатель), что не успокоилась (Луна), сказал Он: «Приносите (жертву) для искупления Моего, потому что Я убавил Луну».

Сказал Р. Шимон бен Лакиш: «Чем отличается (принесение в жертву) козла в Рош ходеш, про которого сказано «для Ашема»?

Сказал Творец: «Козёл этот будет искуплением (Мне) за то, что Я убавил Луну.»

Потрясающий мидраш, с огромным количеством объяснений, но я хочу подчеркнуть здесь одну деталь:

Луна сила получения, была не согласна со своим положением в творении. А ведь по настоящему Давид и луна— это Малхут, то есть смысл творения.

А теперь мы пойдём ещё дальше, во второй день творения- разделение вод. «И сказал В-ний: да будет Ракия (пространство, свод) посреди воды, и отделит оно воду от воды»…1:6

«И назвал В-ний Ракия небом ( Шамаим)»1:8

А вот тут «обиделась» вода которая под Ракией.

На это, чтобы утешить её, Творец сказал: В Суккот евреи будут приносить воду на алтарь. И это даст возможность соединения верхних и нижних вод.

О втором дне не сказано, как обо всех других: » И увидел В-й, что он хорош»

Говорят мудрецы, одна из причин- в этот день был создан Гехеном.

Первое, на что бы я хотел обратить наше внимание, что в обоих случаях ( с луной и с водой) Творец обещает возможность утешения этим, тогда ещё духовным силам, в результате работы человека. Таким образом мы видим, что наши действия могут восстановить «справедливость» и единство творения, а значит могут усилить разобщенность и разрушение. А это и есть Гехеном.

Становиться понятным почему мудрецы связывают восстание Кораха, с появлением разрыва связи между водами во второй день.Там где нет воды, появляется противоположный элемент огонь.

Мудрецы говорят, что с одной стороны Ракия была льдом, а с другой, небо ( Шамаим) это Эш — огонь и Маим ( вода). Оба эти элемента ( лёд и огонь) присутствуют в Гехеноме, как последствия для тех кто их заработал. Однако Творец может объединить оба элемента. Также как и верхние и нижние воды

Очень красиво это выглядит на Иврите: מים— вода состоит из двух букв мэм символизирующих верхние и нижние воды, и буквы Йюдпервой буквы трансцендентного имени Творца, пронизывающего и соединяющего всё.

Числовое значение буквы Мэм40

Йюд10

Гематрия слова Маим90

90 — это буква цади.

Таким образом мы плавно возвращаемся к понимание что цадик убирает конфликт второго дня, а раша ( злодей ) его усугубляет. Как в творении, так и в себе.

Смысл разделения вод, имеет много уровней.

На уровне эмоций комментаторы говорят, что верхние воды — это желание духовных наслаждений, а нижние— телесных. Человек может соединить эти желания, а может разобщить, или даже быть полностью поглощён нижними.

Эмоциональный холод, как и огонь вожделения, или гнева могут стать Ракией- барьером для гармоничного соединения желаний.

Ракия, так же переводиться как пространство. Ощущение пустоты и неумение её заполнить, приводят к скуке, а та в свою очередь и к пустым разговорам, не дай Б-г Лашон ХаРе и множеству других прегрешений.

Шабат прекрасное время убрать негативШабат превращает желание поесть, в шабатние трапезы, желания физических отношений в максимальное проявление Шхины в этом мире, желание общения, во время когда можно поделиться мудростью Торы и т.д.

А в результате к нам приходит мир.

Шабат Шалом

автор текста: р. Ефим Свирский

 

 

admin @ 08:56

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика